Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура системы государственных финансов




Финансы центра­лизованные и децентрализованные

 

К централизован­нымфинансам относятся государственные финансы, которые используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуров­не.

Под государственными финансами как экономической катего­рией понимаются экономические (денежные) отношения, связан­ные с формированием, распределением (перераспределением) и использованием централизованных фондов страны.

К группе государственных финансов относятся следующие ви­ды финансовых отношений, представленных на рис. 1.3.

 

  Функциональная система государственных финансов  
       
Государственный бюджет   Внебюджетные фонды   Государственный кредит
                   

 

Рис. 1.3. Функциональная система государственных финансов

 

Структура системы государственных (централизованных) финансов представлена ниже таблице 1.1.

 

Таблица 1.1

Уровни государственных финансов Основные элементы системы государственных финансов
Государственный бюджет Внебюджетные фонды Государственный кредит
Федеральные финансы Федеральный бюджет Внебюджетные фонды федерального правительства Долговые обязательства и требования федерального правительства (государственный долг)
Региональные финансы (субъектов РФ) Бюджеты субъектов РФ Внебюджетные фонды субъектов РФ Долговые обязательства и требования субъектов Российской Федерации
Финансы местных органов власти Бюджеты местных органов власти Внебюджетные фонды местных органов власти (муниципальные внебюджетные фонды) Долговые обязательства и требования местных органов власти (муниципальный долг)
Система государственных финансов Бюджетная система страны Система внебюджетных фондов Система государственного кредита

 

Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, субъектов Федерации и местного самоуправления.

Государственный бюджетявляется главным звеном финансовой системы государственных финансов. За счет средств государствен­ного бюджета финансируется деятельность государства, выполне­ние им своих функций.

Внебюджетные фонды – это специальная форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного или регионального значения.

Внебюджетные фондыпоявляются в результате вынесения за рамки бюджета определенных бюджетных расходов и закрепления за ними определенных доходов, не включаемых в бюджет доходов. Внебюджетные фонды имеют строго целевое значение.

Целесообразность формирования внебюджетных фондов яв­ляется предметом дискуссии. Одни экономисты считают, что вы­носить какие-либо постоянные расходы (например, на пенсион­ное обеспечение) за пределы бюджета не следует, так как сразу же ставится под сомнение обязательность их финансирования в пол­ном объеме.

Использование средств внебюджетных фондов, в от­личие от использования средств государственного бюджета, в об­щепринятой практике подлежит меньшему контролю со стороны законодательных органов. С точки зрения других экономистов, обособленное функционирование внебюджетных фондов позво­ляет оперативно финансировать важнейшие социальные меро­приятия.

Государственный кредит представляет собой экономическую категорию, то есть экономические (денежные) отношения, связанные с привлечением и размещением государством временно свободных денеж­ных средств на внутренних и внешних финансовых рынках на условиях срочности, платности и возвратности для финансирования государственных расходов.

Функционирование государственного кредита должно быть на­правлено не только на финансирование не покрытых доходами го­сударственных расходов, но и стабилизацию денежного обращения в стране.

Каждый уровень власти составляет и исполняет свой бюджет, может создавать внебюджетные фонды и осуществляет кредитную деятельность. В этом случае систему государственных финансов можно представить как совокупность финансов феде­рального правительства, субъектов федерации и местных органов власти.

Федеральные финансы как экономическая категория представ­ляют собой совокупность экономических (денежных) отношений, связанных с формированием, распределением (перераспределени­ем) и использованием фондов денежных средств, предназначенных для финансирования выполнения задач, стоящих перед федераль­ными органами власти.

Финансы субъектов федерации как экономическая категория представляют собой совокупность экономических (денежных) от­ношений, связанных с формированием, распределением (перерас­пределением) и использованием фондов денежных средств, пред­назначенных для финансирования выполнения задач, стоящих пе­ред субъектами федерации.

Финансы субъектов федерации занимают промежуточное поло­жение между федеральными и местными финансами. Субъекты федерации вступают в межбюджетные отношения как с федераль­ными, так и местными органами власти.

Финансы субъектов федерации, наряду с собственностью и имуществом, находящимися в собственности субъекта или пере­данными ему в управление, составляют экономическую основу го­сударственной власти субъекта.

Власти субъектов федерации обладают законодательными полномочиями в области налогообложения и в соответствии с действующим федеральным законодательством могут устанавли­вать и/или конкретизировать региональные налоги и сборы.

Субъекты федерации осуществляют расходы в соответствии с возложенными на них государственными задачами, а также обще-государственными задачами, выполняемыми на их территории со­вместно с федерацией на условиях долевого финансирования.

Власти субъектов федерации самостоятельно составляют, ут­верждают и исполняют свои бюджеты.

Субъекты федерации могут создавать свои внебюджетные фон­ды.

Финансы местных органов власти (муниципальные финансы) – это совокупность экономических (денежных) отношений, связанных с формированием, распределением (перераспределением) и использованием фондов денежных средств, предназначенных для финансирования выполнения задач, стоящих перед местными органами власти.

Данные отношения складываются между органами мест­ного самоуправления и населением, проживающим на территории данного муниципального образования.

Наряду с муниципальной собственностью и имуществом, пере­данным в управление местным органам власти, муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправ­ления.

Местные органы власти самостоятельно составляют, утвер­ждают и исполняют свои бюджеты.

Местные органы власти обеспечивают удовлетворение потреб­ностей населения в сферах, отнесенных к их ведению, и на уровне не ниже государственных социальных стандартов. Их выполнение гарантируется государством посредством занесения в доходы муни­ципальных бюджетов отчислений от федеральных и региональных налогов. Местные налоги и сборы устанавливаются местными ор­ганами власти самостоятельно.

Органы местного самоуправления могут создавать целевые внебюджетные фонды. Бюджеты местных органов власти и бюджеты местных внебюд­жетных фондов составляются, утверждаются и исполняются одновременно.

Государственные финансы являются главной составной частью функциональной финансовой системы страны. Они настолько важны, что с ними часто отождествляют финансы в целом. Многие экономисты считают государственные финансы не только эконо­мической, но и исторической категорией, возникшей одновремен­но с появлением государства. Однако это не совсем так. Госу­дарственные финансы возникли не в результате появления самого государства, а в результате отделения казны монарха от казны государства, что произошло значительно позже возникновения самого государства, а именно в средние века. Первые буржуазные револю­ции в Европе не уничтожили, но ограничили власть монарха. По­явление государственных финансов выразилось в появлении обще­государственного фонда денежных средств – бюджета, которым монарх уже не мог единолично распоряжаться.

Важная роль, которую государство выполняет в области соци­ально-экономического развития, приводит к необходимости цен­трализации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов посредством формирования бюджетных и внебюджетных фондов. При этом эффективное использование финансовых ресур­сов возможно только на основе проведения продуманной финансо­вой политики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.