КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура системы государственных финансов
Финансы централизованные и децентрализованные
К централизованнымфинансам относятся государственные финансы, которые используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне. Под государственными финансами как экономической категорией понимаются экономические (денежные) отношения, связанные с формированием, распределением (перераспределением) и использованием централизованных фондов страны. К группе государственных финансов относятся следующие виды финансовых отношений, представленных на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Функциональная система государственных финансов
Структура системы государственных (централизованных) финансов представлена ниже таблице 1.1.
Таблица 1.1
Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства, субъектов Федерации и местного самоуправления. Государственный бюджетявляется главным звеном финансовой системы государственных финансов. За счет средств государственного бюджета финансируется деятельность государства, выполнение им своих функций. Внебюджетные фонды – это специальная форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного или регионального значения. Внебюджетные фондыпоявляются в результате вынесения за рамки бюджета определенных бюджетных расходов и закрепления за ними определенных доходов, не включаемых в бюджет доходов. Внебюджетные фонды имеют строго целевое значение. Целесообразность формирования внебюджетных фондов является предметом дискуссии. Одни экономисты считают, что выносить какие-либо постоянные расходы (например, на пенсионное обеспечение) за пределы бюджета не следует, так как сразу же ставится под сомнение обязательность их финансирования в полном объеме. Использование средств внебюджетных фондов, в отличие от использования средств государственного бюджета, в общепринятой практике подлежит меньшему контролю со стороны законодательных органов. С точки зрения других экономистов, обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. Государственный кредит представляет собой экономическую категорию, то есть экономические (денежные) отношения, связанные с привлечением и размещением государством временно свободных денежных средств на внутренних и внешних финансовых рынках на условиях срочности, платности и возвратности для финансирования государственных расходов. Функционирование государственного кредита должно быть направлено не только на финансирование не покрытых доходами государственных расходов, но и стабилизацию денежного обращения в стране. Каждый уровень власти составляет и исполняет свой бюджет, может создавать внебюджетные фонды и осуществляет кредитную деятельность. В этом случае систему государственных финансов можно представить как совокупность финансов федерального правительства, субъектов федерации и местных органов власти. Федеральные финансы как экономическая категория представляют собой совокупность экономических (денежных) отношений, связанных с формированием, распределением (перераспределением) и использованием фондов денежных средств, предназначенных для финансирования выполнения задач, стоящих перед федеральными органами власти. Финансы субъектов федерации как экономическая категория представляют собой совокупность экономических (денежных) отношений, связанных с формированием, распределением (перераспределением) и использованием фондов денежных средств, предназначенных для финансирования выполнения задач, стоящих перед субъектами федерации. Финансы субъектов федерации занимают промежуточное положение между федеральными и местными финансами. Субъекты федерации вступают в межбюджетные отношения как с федеральными, так и местными органами власти. Финансы субъектов федерации, наряду с собственностью и имуществом, находящимися в собственности субъекта или переданными ему в управление, составляют экономическую основу государственной власти субъекта. Власти субъектов федерации обладают законодательными полномочиями в области налогообложения и в соответствии с действующим федеральным законодательством могут устанавливать и/или конкретизировать региональные налоги и сборы. Субъекты федерации осуществляют расходы в соответствии с возложенными на них государственными задачами, а также обще-государственными задачами, выполняемыми на их территории совместно с федерацией на условиях долевого финансирования. Власти субъектов федерации самостоятельно составляют, утверждают и исполняют свои бюджеты. Субъекты федерации могут создавать свои внебюджетные фонды. Финансы местных органов власти (муниципальные финансы) – это совокупность экономических (денежных) отношений, связанных с формированием, распределением (перераспределением) и использованием фондов денежных средств, предназначенных для финансирования выполнения задач, стоящих перед местными органами власти. Данные отношения складываются между органами местного самоуправления и населением, проживающим на территории данного муниципального образования. Наряду с муниципальной собственностью и имуществом, переданным в управление местным органам власти, муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления. Местные органы власти самостоятельно составляют, утверждают и исполняют свои бюджеты. Местные органы власти обеспечивают удовлетворение потребностей населения в сферах, отнесенных к их ведению, и на уровне не ниже государственных социальных стандартов. Их выполнение гарантируется государством посредством занесения в доходы муниципальных бюджетов отчислений от федеральных и региональных налогов. Местные налоги и сборы устанавливаются местными органами власти самостоятельно. Органы местного самоуправления могут создавать целевые внебюджетные фонды. Бюджеты местных органов власти и бюджеты местных внебюджетных фондов составляются, утверждаются и исполняются одновременно. Государственные финансы являются главной составной частью функциональной финансовой системы страны. Они настолько важны, что с ними часто отождествляют финансы в целом. Многие экономисты считают государственные финансы не только экономической, но и исторической категорией, возникшей одновременно с появлением государства. Однако это не совсем так. Государственные финансы возникли не в результате появления самого государства, а в результате отделения казны монарха от казны государства, что произошло значительно позже возникновения самого государства, а именно в средние века. Первые буржуазные революции в Европе не уничтожили, но ограничили власть монарха. Появление государственных финансов выразилось в появлении общегосударственного фонда денежных средств – бюджета, которым монарх уже не мог единолично распоряжаться. Важная роль, которую государство выполняет в области социально-экономического развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов посредством формирования бюджетных и внебюджетных фондов. При этом эффективное использование финансовых ресурсов возможно только на основе проведения продуманной финансовой политики.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 17844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |