Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 4. Критерии и показатели экологической культуры




 

Важным моментом в исследовании экологической культуры выступает проблема измерения и оценки состояния изучаемого предмета. В этой связи одной из задач нашего исследования является обоснование критериев, показателей и уровней сформированности экологической культуры студентов.

Критерий – образец, эталон, выражающий высший наиболее совершенный уровень изучаемого явления, сравнивая реальные явления с которым можно установить степень их соответствия, приближения к норме. С помощью критериев устанавливаются связи между всеми компонентами исследуемой системы. Но для этого, по утверждению Н.И. Монахова, критерий должен быть достаточно развернутым, включающим в себя определенные компоненты, некие единицы измерения, позволяющие сопоставлять действительность с нормой. Развернутый критерий характеризуется совокупностью основных признаков.

В рамках нашего исследования критерий рассматривается как признак, на основании которого осуществляется классификация изменений, происшедших в процессе формирования экологической культуры студентов и их оценка. Критерии раскрываются через ряд качественных признаков (показателей), которые дают возможность судить о большей или меньшей выраженности соответствующего критерия и отражают динамику измеряемого параметра во времени и пространстве.

Разрабатывая критерии оценки уровня сформированности экологической культуры БЖД студентов, мы учитывали существующие в теории и практике педагогического образования общие требования к обоснованию критериев (Т.М. Давыденко, И.Ф. Исаев, Л.С. Подымова, В.А. Сластенин, Л.В. Шинкарева):

1) отражение основных закономерностей формирования личности;

2) установление с их помощью связи между всеми компонентами (структурными и функциональными);

3) единство качественных и количественных показателей.

Исходя из вышеизложенного и учитывая специфику исследуемого объекта, критерии оценки уровней сформированности экологической культуры должны удовлетворять следующим признакам: объективность суждения; достаточность для корректного фиксирования качественной определенности экологической культуры; однозначность оценки исследуемого признака; универсальность, принимая во внимание многообразие видов профессиональной деятельности.

Так как уровень владения студентами, будущими специалистами, экологической культурой характеризуется наличием у них определенных качеств, знаний, свойств, умений, навыков, творчески применяемых в профессиональной деятельности, это дает нам возможность определить критерии и показатели оценки сформированности экологической культуры в соответствии с ее структурой и исходя из системного понимания подготовки специалиста к профессиональной деятельности.

В соответствии с выделенными структурными компонентами экологической культуры и учетом изложенных требований, нами определены следующие критерии: потребность в гармонизации отношений «общество – природа», уровень теоретической подготовки по экологии, уровень готовности к природоохранной деятельности, творческая активность в решении экологических проблем.

Потребность студента в гармонизации отношений «общество – природа». Прежде всего напомним, что результатом жизнедеятельности человека является преобразование среды нашего обитания в процессе производственной и социальной деятельности личности. В современных условиях активная преобразующая деятельность человека, осуществляемая с целью повышения уровня своего комфортного существования, является причиной возникновения новых опасностей для личности и общества. Рост масштабов преобразований увеличивает и масштабы опасностей в связи с чем потребность гармонизации современного взаимодействия с окружающей средой является критерием жизнеспособности человека как вида. Характеризуясь внутренним состоянием личности, безопасность определяет способность человека к снижению риска за счет готовности к превентивным и рациональным действиям в процессе своей деятельности.

Следовательно, для сохранения своей жизни, здоровья, трудоспособности, материальных ценностей человек должен быть готов к рациональному преобразованию окружающей действительности, т.е. у него должна быть сформирована потребность в гармонизации отношений с природной окружающей средой. Критерий потребности студента в безопасной реализации профессиональной и социальной деятельности раскрывается через следующие показатели: направленность на безопасное взаимодействие человека со средой обитания; осознание важности взаимовлияния природы и общества;осознание важности личной и общественной безопасности.

Разделяя мнение Л.М. Ахмедзяновой, Л.И. Божович, Ф.Н. Гоноболина, А.К. Марковой, В.Н. Мясищева и Р.С. Немова, рассматривающих направленность как систему мотивов и отношений, мы считаем, что первый показатель данного критерия характеризует совокупность мотивов такого взаимодействия человека со средой обитания, которое определяется как безопасное, т.е. воздействие опасных и вредных факторов, формируемых в результате взаимодействия, не превышает приемлемых для человека и природы значений. В зависимости от наличия взаимосвязи имеющихся мотивов, направленность на безопасное взаимодействие может быть сформированной, сформированной частично, несформированной.

Анализ современной ситуации, характеризующийся отсутствием социальной стабильности и планомерной социальной политики, показывает, что неумение личности обеспечить свою безопасность жизнедеятельности в реальной окружающей среде отрицательно влияет на состояние общества. По мере роста демократических тенденций стали массово осознаваться проблемы безопасности и прав каждой личности, каждого слоя общества. Таким образом, в новых исторических условиях сохранить и обеспечить дальнейшее устойчивое развитие цивилизации сможет только своевременное осознание современных проблем безопасности как взаимосвязанного комплекса: осознание важности личной и общественной безопасности, характеризующейся умением осознано делать безопасный выбор в быту, на производстве, в общественной деятельности; наличие навыков осознанного рационального поведения во все более усложняющихся опасных и чрезвычайных ситуациях. В соответствии с вышесказанным можно выделить преимущественно социальное, преимущественно личное осознание важности безопасности или полное его отсутствие.

Реализация профессиональной деятельности с позиций безопасности характеризуется отсутствием изменений функционального состояния организма (ухудшение состояния здоровья, травмы) и патологий (развитие профессиональных заболеваний). Многие современные производственные опасности, обладая канцерогенным и мутагенным эффектами, проявляют свое негативное воздействие на живой организм в отдаленные сроки жизни (заболевания проявляются у последующих поколений), создавая иллюзию благополучия при непосредственном контакте, а также темпы внедрения инновационных технологий и оборудования не позволяют детально проанализировать уровень их безопасности. Таким образом, необходимость получения новых знаний, приобретения умений, соответствующих определенному этапу развития технологии, становится неотъемлемым условием обеспечения безопасности жизнедеятельности. Однако убежденность в необходимости постоянного профессионального самосовершенствования может проявляться, проявляться отчасти или не проявляться совсем.

Уровень теоретической подготовки по экологии. Данный критерий определяет уровень имеющихся знаний современных экологических проблем и обеспечения безопасности трудовой и повседневной жизни, с учетом их индивидуального, социального, национального и глобального характера; принципов, методов и средств разрешения данных проблем; способность системного видения опасностей и возможностей их предотвращения, совершенствования навыков получения и использования знаний. В качестве показателей данного критерия нами избраны: наличие комплекса экологических знаний; познавательная активность; сформированность аналитического мышления.

Совокупность экологических знаний включает в себя знание безопасного поведения человека в повседневной жизни (в быту, на улице, на природе), основных экологических понятий и терминологии: источников загрязнения, их классификацию, основные загрязнители; их опасность для окружающей природной среды и профессиональной деятельности; представление о методах идентификации опасностей (определение размеров и показателей опасных зон, последствий воздействия опасностей на человека и среду обитания), способах и средствах защиты в условиях трудовой деятельности о задачах, структуре и функционировании государственных организаций и ведомств РФ в области экологической защиты населения и территорий; принципов предотвращения заболеваний и травм, особенностей физиологического, психологического и социального развития человека, взаимосвязи психологического здоровья и безопасности жизни и жизнедеятельно жизнедеятельности; осведомленность о правовых основах государственного обеспечения безопасности, обобщенные представления о национальной безопасности в условиях глобализации: информационный, экономический, экологический, демографический аспекты, о безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и мирового сообщества на этапе перехода цивилизации к устойчивому развитию; понимание необходимости комплексного решения современных экологических проблем. В соответствие с вышеперечисленным можно выделить наличие комплекса экологических знаний в полном объеме, фрагментарно или его отсутствие.

Для достижения понимания имеющихся знаний большое значение приобретает способность личности к актуализации полученных сведений. Личное образование, которое выражает интеллектуальный отклик, мыслительно-эмоциональную отзывчивость в познавательном процессе Г.И. Щукина определяет как познавательную активность, характеризующуюся познавательным интересом, стремлением удовлетворить его при помощи различных источников. Познавательная активность в процессе формирования экологической культуры предполагает внимание личности к экологическим проблемам любой деятельности человека, осознание необходимости постоянного целенаправленного поиска минимизации личного и общественного риска, активное восприятие полученной информации и характеризуется высокой, средней, низкой степенью проявления.

Помимо комплекса знаний и желания их пополнения для достижения устойчивого развития жизни и деятельности важное значение имеет целостное видение ситуации (опасность → механизм негативного воздействия → последствия развития изменений или патологий → способы защиты), системный анализ и прогнозирование собственной трудовой деятельности. В этой связи, решение профессиональных задач посредством логических и абстрактных конструкций, использование мыслительных операций как средств осуществления безопасной профессиональной деятельности характеризует сформированность аналитического мышления. В контексте обеспечения экологической безопасности (источники и наличие вредных, опасных факторов воздействия на ОС) мыслительные операции часто осуществляются в условиях жесткого дефицита времени и информации, поэтому степень рациональности выстраиваемой модели поведения, определяющая вид (экологический, экономический, технологический, социальный и т.д.) и величину возможного ущерба (временная или полная потеря трудоспособности, гибель и др.), будет зависеть от сформированности, частичной сформированности или не сформированности аналитического мышления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.