КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА 6. Диагностика и характеристика исходного состояния сформированности экологической культуры
Уровень готовности к природоохранной деятельности. Какими бы разнообразными не были негативные воздействия, наносящие материальный ущерб, ущерб здоровью или жизни человека, механизм выхода из создавшейся ситуации, представляет собой определенно значимую последовательность действий, что говорит о его технологичности. Таким образом, данный критерий определяет способность и уровень готовности личности выстраивать, исходя из сложившейся ситуации, безопасную последовательность своих действий, умение реализовывать полученные теоретические знания в практической деятельности. Показателями критерия уровень готовности к природоохранной деятельности выбраны: умение прогнозировать деятельность и ее результаты с позиций экологической безопасности, степень владения способами и средствами минимизации негативного воздействия, владение технологией принятия решения природоохранной деятельности. Безопасность жизнедеятельности представляет собой комплексную систему мер защиты человека и среды обитания от опасностей, формируемых деятельностью. Обеспечение экологической безопасности достигается решением следующих трех задач. Детальный анализ опасностей, формируемых конкретной деятельностью (первая задача), требует от личности следующих умений и навыков: - умение устанавливать элементы среды обитания (природной, производственной, социальной) как источники опасности, - умение производить оценку опасностей по качественным и количественным показателям, - умение рассчитывать размеры опасных зон и длительность вредного воздействия, - умение оценивать допустимый уровень воздействия деятельности на окружающую среду. Для разработки и реализации мер защиты от выявленных опасностей (вторая задача), необходимо владеть совокупностью умений минимизации негативного воздействия: - умением организовывать рабочее время и место соответственно требованиям экологической безопасности, - умением осуществлять контроль параметров качества окружающей среды и производственного микроклимата, - умением использовать биозащитную технику, - умением соблюдать правила профилактики профессиональных заболеваний. Вследствие невозможности обеспечения абсолютной безопасности возникает необходимость разработки мер защиты от остаточного риска (третья задача). В этом случае степень владения технологией принятия решения природоохранной деятельности характеризуют умения: ликвидировать последствия радиационного, химического, биологического заражения; которые должны детерминироваться способностью осуществлять выбор ключевой (первоочередной) проблемы и составлять алгоритм действий, направленный на минимизацию количества жертв, пострадавших и ущерба окружающей среде. Из вышесказанного следует, что умение решать перечисленные задачи в правильной последовательности для любого вида деятельности дает целостное понимание проблемы обеспечения экологической безопасности и характеризует сформированность, частичную сформированность или несформированность владения технологией принятия решения для природоохранной деятельности. Творческая активность в решении экологических проблем. Деятельность общества, социальной группы или отдельных личностей, в ходе которой рождается нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью определяется как творчество. На современном этапе научно-технического прогресса инновационная деятельность, направленная на достижение новых целей и использование новых средств (разработка новейших технологий, проектирование современного оборудования и т.п.) «требует развертывания творческого профессионального мышления, профессионального творчества», и, следовательно, представляет собой творческий процесс. Творчество, реализуемое посредством деятельности, становится также источником формирования опасностей (аксиома о потенциальной опасности любой деятельности) и, следовательно, предполагает корректировку или разработку новых методов, способов и средств защиты, т.е. творческая деятельность личности или общества для обеспечения устойчивого развития общества порождает необходимость творческой активности индивидуума. Учитывая вышеизложенное, рассматриваемый критерий характеризует наличие и степень проявления творческих способностей личности моделировать свое поведение в быстро меняющихся условиях, т.е. в нестандартной ситуации (экстремальной, опасной, чрезвычайной и т.п.). Выделенные современными психологами и педагогами алгоритмические действия творческого процесса, систематизированные творческие способности и качества личности, необходимые для развития профессионального творчества, позволили нам определить показатели данного критерия. Как критерий сформированности экологической культуры творческая активность в решении экологических проблем характеризуется следующими показателями: способность к видению проблемы, нестандартность мышления, способность к восприятию инноваций. Характеризуя поведение человека в особых, усложненных или экстремальных условиях, психологи считают, что начинать свою деятельность в нестандартной ситуации важно не с исполнительских операций, а с переосмысления и создания решения проблемной ситуации. Умение самостоятельно ставить проблему, видеть ее там, где не видят другие, является основополагающей креативной способностью и требует высокого уровня развития творческих способностей, интеллекта, самоорганизации. Способность к видению проблемы в изменяющихся условиях предполагает ряд мыслительных действий: анализ неопределенной ситуации (природа негативного воздействия, сочетание факторов и др.); идентификация ее (на основе сравнения) с безопасной ситуацией. Причем своевременное обнаружение критерия опасности, выявление причин отклонения от нормального режима является наиболее важным для разработки алгоритма действий выхода из проблемной ситуации и характеризует необходимость предвидеть опасность. Следует отметить, что способность к видению проблем может быть развита, развита частично, не развита. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях и осуществление мер по предотвращению и ликвидации их последствий характеризуется отсутствием четко поставленных задач (сложностью формулирования проблемы) из-за недостаточности информации о начальных условиях принятия решения (степень разрушения опасных объектов, возможность выхода за пределы опасных веществ: АХОВ, РВ, БС; концентрации, дозы и длительность заражения местности и т.п.) и отсутствием разработанного (заранее известного) оптимального алгоритма действий. Выработка в сложившихся условиях рационального и эффективного решения требует от индивидуума определенных интеллектуальных способностей: беглости и гибкости мысли, изобретательности, умения принимать оперативные решения в нетипичных ситуациях. Оригинальность мышления в данном случае будет обусловлена нестандартностью самой ситуации, т.е. соотнесение альтернативных способов разрешения чрезвычайной ситуации с реальными условиями и личными возможностями определяет степень отличия принятого решения от ранее смоделированных теоретически, и может отмечаться часто, редко или не отмечаться совсем. Способность к реагированию на те или иные изменения во многом определяется возможностью осознавать и принимать иную точку зрения. «Выход за пределы своего мира, связанный с желанием не только воспринять, но и принять нечто новое, дается тяжело. Для этого требуются либо специальные усилия, либо особые побуждающие ситуации». Быстрая смена технологий и оборудования при современных темпах научно-технического прогресса требует от профессионала постоянного пересмотра условий своего труда. Даже не подвергаясь явному негативному воздействию, реализуя свою профессиональную деятельность согласно нормам безопасности, специалист анализирует состав и структуру своей деятельности в изменяющихся условиях, что приводит его к нахождению нового способа преодоления возможных потенциальных опасностей. Таким образом, умение синтезировать разные стороны ситуации и создавать новые комбинации из известных сочетаний; способность к переносу знаний и умений в новые ситуации, осуществлению преобразований применительно к разным сторонам профессиональной деятельности (предмету, средству, результату); готовность работы с новой реальностью (опасной, вредной, экстремальной и т.д.) характеризует способность личности к инновациям при обеспечении экологической безопасности, которая может проявляться регулярно, фрагментарно или никогда. Обобщенная характеристика, включающая критерии и показатели экологической культуры студентов, представлена в таблице. В соответствии с выделенными критериями и показателями определим уровни сформированности экологической культуры студентов: фрагментарный, конструктивный, творческий. Фрагментарный уровень – значение понятия экологическая культура является личностно индифферентным и практически не включено в сферу потребностей будущего специалиста. Антропоцентрическое мировоззрение (в качестве сосредоточения ценностей признается человек и его деятельность, что мешает увидеть экологическую проблему не где-нибудь в «плохой экологии», а в самом себе) определяет отсутствие в процессе профессиональной деятельности направленности на безопасность взаимодействия человека со средой обитания. Важность личной и общественной безопасности не осознается, а обеспечение экологической безопасности производственной и социальной деятельности детерминируется инстинктом самосохранения. Аналитическое мышление зачастую не сформировано или сформировано частично, при этом экологические знания носят бессистемный, отрывочный характер, и личность не видит необходимости в их восполнении. Уровень технологической готовности к природоохранной деятельности также невысок: достижение результата профессиональной деятельности осуществляется любыми способами, многообразие методов и средств минимизации негативного воздействия ограничивается бессистемным использованием средств индивидуальной защиты. Действия по выходу из экстремальной ситуации носят стихийный характер, личность с трудом преодолевает состояние паники.
Таблица - Критерии, показатели и уровни сформированности экологической культуры студентов
Творческая активность практически не проявляется, преодоление экстремальной или чрезвычайной ситуации сводится к обращению в соответствующие службы (спасатели, скорая помощь и т.д.), а в лучшем случае деятельность строится по стандартной заранее отработанной схеме, не всегда учитывая условия конкретной ситуации. Конструктивный уровень характеризуется переходом мотивов экологической культуры в систему личностных убеждений. Осознавая важность преимущественно личной безопасности, студенты считают изменения окружающей среды в результате профессиональной деятельности неизбежными, и в определенной мере допустимыми, задумываясь о глобальности их последствий. Студента отличает стремление усовершенствовать собственную жизнедеятельность посредством систематической работы, способствующей формированию необходимых качеств эколого-ориентированной личности. Разносторонние знания принципов и методов экологической безопасности и достаточно хорошее владение способами и средствами защиты биосферы лежат в основе диагностирования собственной профессиональной деятельности и достижения безопасности ее результатов. Решение отдельных профессиональных задач осуществляется с использованием системного анализа, логических и абстрактных конструкций. Понимая важность постоянного поиска новых знаний, студенты получают информацию не только в образовательном процессе, но и извлекают из собственного опыта, общения с коллегами и др. Выбор последовательности действий приводит к снижению возможного ущерба. Творческая активность проявляется в рамках воспроизводящей деятельности, но с элементами поиска решений в нестандартных условиях. Имея достаточно надежную технологию, будущий специалист пытается открывать новые способы преодоления возможных опасностей. На творческом уровне потребность формирования данного вида культуры определяется не только как личностное, но и общественно необходимое качество. Приоритетность вопросов экологического равновесия при осуществлении жизнедеятельности индивидуума приобретает преимущественно социальный характер. Личность критически относится к своей деятельности и, анализируя результаты своего труда, исходит из необходимости гармонизации отношений человека и природы. Объективно оценивая свою деятельность, будущий специалист сознательно намечает цель, задачи и способы профессионального совершенствования. Высокий уровень теоретической подготовки характеризуется наличием комплекса глубоких и прочных экологических знаний, сформированностью аналитического мышления, активным восприятием новой информации. Технологическая готовность специалиста приобретает целостный характер. Выявленные экологические опасности профессиональной деятельности локализуются и предотвращаются использованием оптимального набора необходимых способов и средств. Минимизация последствий чрезвычайной ситуации достигается рациональным выбором приоритетности решаемых задач. Творческая активность специалиста характеризуется повышением продуктивности мышления, выходом его за пределы данной ситуации, умением увидеть ситуацию в более широком контексте. Профессиональная интуиция и творческое воображение обеспечивают способность своевременно обнаруживать изменения условий деятельности, перестраивать ее на основе выявленной неопределенности ситуации, разрабатывать новые способы защиты. Таким образом, определение сущности экологической культуры, ее структурных, функциональных компонентов и критериального аппарата представляет собой теоретическую основу для разработки технологии формирования исследуемой дефиниции.
ТЕМА 5. Образовательная деятельность студентов в контексте экологической культуры. Стоящая перед человеческим сообществом задача рационального и продуманного формирования техносферы, обеспечивающей приемлемые для человека и природных экосистем условия существования, исключительно сложна. Она предусматривает осуществление целого комплекса разноплановых и взаимосвязанных мероприятий: разумное ограничение потребностей человека; создание новых технических объектов и технологий, ориентированных на малоотходность и ресурсосбережение; минимизацию воздействия техники и технологий на человека и природную среду; рациональное размещение производственных сил и населенных территорий; создание комплексной системы обеспечения безопасности жизни в техносфере. Особое значение в этом комплексе мероприятий имеет обучение и воспитание. Рассматривая учебно-воспитательный процесс в вузе и процесс освоения новых производственных (техносферных) и социальных технологий профессиональной деятельности, отметим, что требования современного постоянно и быстро меняющегося общества к своим членам заключаются прежде всего в способности разрабатывать и умении реализовывать рациональные, малоотходные, безотходные, безопасные, энергоэкономичные, здоровьесберегающие технологии современного производства. Необходимость решения перечисленных задач требует от системы высшего профессионального образования разработки образовательной программы подготовки специалистов, способных их квалифицированно решать. Наиболее важное значение обучению и воспитанию в области экологии уделяется в технических вузах и на естественнонаучных факультетах. Трудно не согласиться, что экологические проблемы человечества особо остро проявляются непосредственно при работе промышленных предприятий, где зоны формирования различных опасных и вредных факторов охватывают практически всю производственную среду, в которой осуществляется трудовая деятельность персонала. Однако важнейшей целью образовательного процесса в области экологии является формирование у специалистов экологического сознания и экологического мышления, основанного на глубоком осознании главного принципа – безусловности приоритетов безопасности и сохранения окружающей природной среды при решении любых профессиональных задач, будь то в области научного поиска, проектно-конструкторских разработок или в области организации и управления производством. В этой связи, получив начало в биологических дисциплинах экологическая культура ставит своей задачей не только разработку малоотходных и безотходных технологий и оборудования, создание необходимых средств защиты от опасных и вредных факторов техносферы, но также глубокое проникновение в сущность понятия «экология» как социокультурного феномена, отражающего наиболее значимые экологические, биологические, психологические, социальные и духовные аспекты бытия человека, изучение способов достижения комфортного существования без ущерба для окружающей среды. Анализ развития цивилизации с позиций истории, философии, физиологии, экологии и других научных направлений приводит к выводу, что жизнедеятельность человека изначально представляла собой борьбу за существование, борьбу с абиотическими (климатическими, атмосферными, почвенными и т.п.), биотическими (совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие) факторами и возрастающими потребностями человека. В современных условиях человечество, находящееся в динамической взаимосвязи со средой и использующее эти связи для удовлетворения собственных потребностей, присвоило себе доминирующую роль в развитии всей планеты. Осознанное, целенаправленное и массированное воздействие на окружающую среду при отсутствии выявления и изучения закономерностей взаимосвязи элементов, явлений и процессов жизнедеятельности, анализа собственной преобразующей деятельности, прогнозирования ее последствий приводит к сохраняющемуся противостоянию человека и природной среды, которое приобретает сегодня опасные и «уродливые формы». Следовательно, уменьшение негативных последствий деятельности (нарушение функционирования экосистем, появление новых, требующих разработки способов защиты, опасностей, создание чрезвычайных ситуаций, увеличение риска гибели людей) и обеспечение безопасности человека может быть достигнуто в результате гармонизации всех видов взаимодействия (деятельности) человека с окружающей средой, в том числе и профессионального. Для достижения данного консенсуса образовательная деятельность студентов в области экологической безопасности не должна ограничиваться непосредственно специальными дисциплинами «Основы экологии», «Общая экология», «Экология» и др., а должна интегрировать знания других наук: физики, химии, биологии, социологии, права и т.д., отражающих определенные аспекты жизнедеятельности человека и ее безопасности. В контексте будущей профессиональной деятельности проблемы обеспечения экологической безопасности личности на современном предприятии можно условно разделить на проблемы, характерные для любого объекта хозяйственной деятельности, в том числе социального, и проблемы, связанные со спецификой технологических процессов, организации производства и дислокации предприятий, что делает необходимым изучение экологических проблем и путей их решения студентами всех специальностей. Учитывая вышеизложенное и разделяя положение антропологической концепции о культуре как механизме социальной адаптации, мы считаем, что специфика экологической культуры состоит в том, что будучи включенной в любое профессиональное пространство, она выполняет функцию адаптации, т.е. адаптирует личность к профессиональной реальности. Следовательно, необходимость формирования экологической культуры специалистов всех отраслей народного хозяйства как никогда актуальна. Однако следует учитывать, что процесс обучения в вузе строится, прежде всего, в зависимости от профиля получаемой специальности. Условно назовем имеющиеся профили «техническим» и «гуманитарным». В совокупность гуманитарных специальностей включим гуманитарно-социальные, педагогические, медицинские специальности, специальности культуры и искусства, экономики и управления, сервиса, лингвистики и часть междисциплинарных специальностей (социальная антропология, социальная работа, реклама, документоведение и т.д.). Во вторую группу специальностей входят естественнонаучные специальности, специальности техники и технологий, специальности в области информационной безопасности. Следовательно, в зависимости от профиля специальности к студенту и выпускнику высшего учебного заведения предъявляются различные требования, в том числе и требования к уровню сформированности его экологической культуры. Так, по мнению Л.Д. Столяренко, для успешного овладения гуманитарными профессиями в вузе человек должен обладать ярко выраженным вербальным типом интеллекта, поэтому специальности гуманитарного профиля требуют широту познавательных интересов, эрудированность, наличие богатого словарного запаса, умения правильно его использовать, точного соотношения конкретных и абстрактных понятий, наличие высокоразвитого абстрактного мышления. В свою очередь, естественные специальности подразумевают высокоразвитое логическое мышление, высокий уровень пространственных представлений, быстроту сообразительности, высокий уровень действенно-практического интеллекта. До настоящего момента задача построения учебных курсов по экологии решалась в рамках биологических дисциплин высших учебных заведений. Однако детальный анализ процессов, сложных по своей физико-химической природе, реализуемых на современном оборудовании с использованием широкой номенклатуры технологических материалов, уровень рассмотрения принципов построения биозащитных технических устройств, многообразие специфических знаний настораживают и отталкивают при первом рассмотрении не только студентов гуманитарных специальностей, изучающих курс экологии, но и преподавателей, не владеющих данным содержанием предмета. Это обстоятельство сдерживает внедрение курса во все гуманитарные образовательные учреждения или становится причиной формального изучения дисциплины. Изначальное и сохраняющееся в образовательном процессе детерминирование необходимости обеспечения экологической безопасности профессиональной деятельности специалистами естественных и технических профилей обусловливает отставание образовательной деятельности студентов гуманитарных профессий в области экологии, что, в свою очередь, способствует неадекватному отношению всего общества к экологическим вопросам. Соглашаясь с мнением Б.Л. Вульфсона и А.М. Новикова о несостоятельности разделения между естествознанием и гуманитарной культурой, деструктивности их конфронтации, мы считаем, что в условиях углубляющейся интеграции научного знания существующее все еще жесткое разделение высшего образования на гуманитарное, естественнонаучное и техническое при изучении экологических вопросов также обнаруживает свою уязвимость и неэффективность. Недооценка «технарями» гуманитарного блока экологических опасностей жизнедеятельности (игнорирование как проблемы) препятствует возможности их разрешения, т.е. при разработке новых технологий или оборудования не уделяется должного внимания экологической, валеологической, социальной составляющим их безопасности. В настоящее время в России отмечается установка на активизацию процессов гуманизации общества, повышается значимость личности, меняются ценностные доминанты российского образования за счет расширения перечня гуманитарных дисциплин, интеграции гуманитарного знания в техническую сферу, т.е. наблюдается гуманитаризация высшего профессионального образования. В этой связи дисциплина «Экология», обогащенная гуманитарным содержанием, реализующая идеи гармонизации человека и природы, способствует формированию культуры специалиста с учетом необходимого взаимодействия гуманитарных, естественных и технических наук. Однако различная природа технического и «нетехнического» знания, их особое наполнение и построение, технологии, используемые для разрешения специализированных проблем, не могут не привносить своеобразия в их сочетание. Поэтому эффективность формирования экологической культуры будущих специалистов на современном этапе развития образования зависит от некоторых особенностей образовательной деятельности как в школе, так и в вузе. Во-первых, тенденции специализации общего образования на младших ступенях обучения. Раннее разделение на «гуманитариев» и «технарей» приводит к недостаточности знаний у школьников естественнонаучных дисциплин, что уже у студентов затрудняет или делает невозможным, в некоторых случаях, усвоение знаний о техносферной безопасности. Принцип выбора многими гуманитариями будущей профессии «только не математика, физика, химия», а не в соответствии с природными задатками, переносится студентами и в образовательный процесс по экологии. Темы, требующие знания основ естественнонаучных дисциплин, студенты-«гуманитарии» пытаются игнорировать при обучении, считая их не актуальными для своей будущей профессиональной деятельности. В тоже время недостаточно развитое абстрактное мышление студентов технических специальностей определяет узкоспециализированный взгляд на масштабные, глобальные экологические проблемы. В сознании студента-«гуманитария» происходит обособление отдельных составляющих взаимосвязанного и взаимозависимого процесса обеспечения экологической безопасности, а излишняя детализация рассматриваемых экологических проблем студентами технических специальностей приводит к разрозненности знаний, отсутствию целостного видения способов их разрешения. Данная ситуация осложняет формирование когнитивного компонента экологической культуры. Впоследствии недостаточный уровень знаний, а также характерные, по мнению многих педагогов, психологов, для этого возраста (студенчество) немотивированный риск, неумение предвидеть последствия поступков и т.д. не лучшим образом влияют на реализацию нормативной функции экологической культуры. Во-вторых, отсутствие дифференцированного подхода к изучению вопросов экологии и экологической безопасности студентами, будущими специалистами техносферы и гуманитарных профессий. Унифицированность рассмотрения экологических проблем, т.е. отсутствие учета специфики профессии для «гуманитариев» приводит к оторванности курса от будущей профессиональной деятельности. Сложные для усвоения «гуманитариев» знания самой природы возможных опасностей, причин возникновения и последствий для окружающей среды производственных аварий, использование технических средств защиты окружающей среды и человека создают условия для освоения содержания дисциплины на чисто механическом (по необходимости), репродуктивном уровне, обедняя творческую составляющую экологической культуры. В-третьих, недооцениевание и игнорирование роли практических занятий. Знания правил эколого-ориентированной деятельности должны естественным образом дополняться практическими умениями. Для отработки данных умений необходимы оборудование и специально созданные лаборатории, которые отсутствуют в вузах и на факультетах гуманитарной направленности. Вследствие этого освоение дисциплины ограничивается теоретическим моделированием экологически безопасного поведения, что оставляет не сформированным технологический компонент экологической культуры. Студенты рассказывают, как они умеют определять загрязнители и количественные показатели их присутствия в окружающей среде, измерять параметры микроклимата помещения, определять уровни и степень заражения местности, оборудования радиоактивными и химическими веществами и т.д. Однако необходимо помнить, что слова человека часто расходятся с его действиями. В отличие от студентов-«гуманитариев» будущие специалисты технических профилей не имеют возможности овладеть другими умениями. Иногда недостаточность словарного запаса (слабая аргументация) и некорректное его использование могут помешать достижению важных для обеспечения безопасности экологических, экономических, социальных, правовых и др. договоренностей, что ограничивает реализацию коммуникативной функции экологической культуры. Разделяя мнение А.М. Новикова о том, что обеспечение экологической безопасности сегодня является «сквозным умением», мы считаем, что образовательная деятельность в области экологии должна детерминироваться не приоритетностью профиля, а содержанием, формами и методикой изучения экологических проблем. Из огромного объема информации должен быть выбран материал, изучение которого позволит сформировать у студентов четкое понимание источников возникновения экологической опасности и знания методов и средств ее минимизации. Для методически правильного выбора изучаемого материала необходимо опираться на концептуальные предпосылки, важнейшими из которых являются следующие: · все опасности возникают в системе «человек – среда обитания», следовательно, для их понимания, необходимо изучить все звенья этой системы (без губительной детализации), понимая, что каждое может являться источником опасности; · последовательность решений экологических проблем состоит из реализации трех групп задач: анализ, прогнозирование, моделирование источников возникновения опасностей; разработка методов и средств защиты; ликвидация последствий их проявления; · обеспечение высокого уровня качества окружающей среды и благоприятных условий труда достигается реализацией всех методов и средств гармонизации отношений человека с окружающей природной средой. Учет выделенных положений поможет рационально систематизировать содержание курса экологии и выстроить структурно-логическую модель, обеспечивающую эффективное решение всего комплекса экологических проблем специалистами всех профилей. Исследование сущности и содержания экологической культуры со стороны статики и динамики, совокупности индивидуально-профессиональных качеств будущих специалистов позволяет представить ее как условие и предпосылку безопасной деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности в области обеспечения экологической безопасности специалиста и как цель профессионального самосовершенствования.
Для разработки технологии формирования экологической культуры студентов и выяснения ее эффективности, необходимо выявить начальный уровень сформированности исследуемого понятия. С этой целью в ходе констатирующего эксперимента целесообразно провести исследование, которое включало в себя следующие методы: анкетирование, включенное наблюдение при посещении занятий, массовых мероприятий студентов, анализ продуктов учебной деятельности студентов (контрольные работы, тестовые задания, рефераты и т.п.). Для получения репрезентативных данных в ходе эксперимента желательно привлекать к исследованию экспертов, в качестве которых выступят преподаватели дисциплины экологии и экологических дисциплин, обучающие студентов различных специальностей. Целью первого этапа экспериментальной работы является выявление исходного уровня сформированности экологической культуры студентов в соответствии с выделенными критериями и показателями. Следует отметить, что первый этап экспериментальной работы желательно должен совпасть с началом изучения дисциплины «Экология», тогда полученные сведения отражают уровень экологической культуры личности студентов, сформированный средствами курса «Основы экологии» в условиях средней школы. Качественная обработка предварительного опроса, направленного на выяснение понимания будущими специалистами сущности понятия «экология» «экологическая безопасность» показала, что студенты часто не могут однозначно сформулировать определение данного понятия. В полученных ответах также прослеживается тенденция не интеграции, а смешивания близких отраслей знаний (экологии, валеологии). Следует отметить, что в ответах прослеживается функциональная однобокость восприятия понятий. Проведенные наблюдения показывают, что студенты не знают или не воспринимают как потенциальные источники экологической опасности многие предметы повседневной жизни. Даже конкретизируя чрезвычайные ситуации, студенты акцентируют свое внимание в большей степени на тех, которые имеют естественное происхождение (стихийные бедствия), не учитывая близость расположения к населенным пунктам и опасность факторов в случае аварии промышленных предприятий. Несмотря на отсутствие целостного понимания экологических вопросов или неопределенность их формулировки, нельзя только на этом основании говорить о несформированности или судить об уровне сформированности у студентов экологической культуры. Так, например, мотивация к овладению теоретическими знаниями и практическими навыками, существующая у подавляющего большинства опрошенных и свидетельствующая о потребности студентов в соблюдении экологических законов взаимодействия общества и природы, характеризует наличие мотивационно-ценностного компонента экологической культуры. В сложившейся ситуации необходим более глубокий качественный и количественный анализ исследуемой характеристики на основе выделенных нами критериев и показателей с помощью диагностических, праксиметрических методов, а также посредством использования специализированных методик. Так, для анализа проявления потребности студентов в гармонизации отношений «общество–природа» можно использовать следующие методики: диагностики потребности в поисках ощущений М.Цукермана; ориентационная анкета Б. Басса (определение направленности личности); степень удовлетворенности основных потребностей; мотивация личности к успеху и мотивация к избеганию неудач Т. Элерса; степень готовности к риску Шуберта; ценностные ориентации М. Рокича; методика «направленность личности», «конструктивность мотивации» (по В.П. Трусову); методика психокоррекции личности Розенцвейга; оценка уровня притязаний и др. Первый показатель критерия «потребность в гармонизации отношений «общество–природа» – направленность на безопасное взаимодействие человека со средой обитания – сформирован на низком уровне. Это значит, студенты этого уровня, определяя характер взаимодействия современного человека и окружающей среды, проявляют потребительское отношение к природным ресурсам. Отвечая на вопрос: «Какое значение в жизни планеты играют элементы окружающей среды: атмосфера, литосфера, гидросфера?» – студенты выделяют: использование полезных ископаемых для производства; получение высоких урожаев сельскохозяйственных культур – источник пищи; кислород атмосферы – необходимый элемент для дыхания человека; вода – неотъемлемая составляющая функционирования человеческого организма и т.д. Вопрос об исчерпаемости природных ресурсов вызывает ответ: «На наш век хватит». Проблемы нарушения экологического равновесия воспринимаются студентами как неизбежные, но далекие от их непосредственной жизнедеятельности. Однако если будущие специалисты, понимая всю необходимость для человека использования природных ресурсов, осознают взаимозависимость состояния окружающей среды и личной безопасности жизнедеятельности: ухудшение состояния здоровья; появление и развитие новых видов инфекционных агентов; рост числа стихийных бедствий и их масштабов, причинами возникновения которых является антропогенная деятельность и др., их уровень соответствует средней сформированности Студенты данного уровня для изменения характера взаимодействия человека и окружающей среды считают необходимым введение режимов экономии природных ресурсов и экологическое просвещение. Приятно отметить, что у студентов присутствует и высокий уровень сформированности данного показателя. Такое положение, на наш взгляд, может быть обусловлено введением в школьные программы экологических курсов и сформированностью экологических представлений у студентов рядом естественных дисциплин. Студенты данного уровня не только осознают всю глобальность современных экологических проблем, они уверены, что внедрение оборотного водоснабжения, замкнутых технологических циклов, использование современных аппаратов очистки воздуха (от пыли, кислотных и щелочных туманов, токсичных паров и газов) и водных ресурсов, контроль за внесением химикатов (нитратов, пестицидов, гербицидов) в почву, повторное использование твердых отходов и безопасная для окружающей среды ликвидация отходов – реальность нашей жизни. Однако практическая значимость инженерно-технических способов защиты, обусловленная их высокой эффективностью для решения экологических проблем, требует от студентов всех специальностей достаточных знаний естественных и технических дисциплин при рассмотрении принципов, методов и аппаратов очистки (воздуха, воды, почвы и т.д.). В такой ситуации становится понятным преобладание почти в два раза студентов с высоким уровнем сформированности данного показателя среди технических специальностей. После количественного и качественного анализа полученных результатов целесообразна их графическая интерпретация по всем трем показателям первого критерия сформированности экологической культуры.
Приступая к рассмотрению второго критерия экологической культуры студентов, необходимо отметить некоторые моменты, влияющие на уровень его сформированности: - отношение к курсу, сложившееся в школе, где предмет «Основы экологии» рассматривают как неосновной. Завышенные школьные оценки формируют у учащихся иллюзию получения ими знаний, умений и навыков, и негативное отношение к дальнейшему изучению вопросов экологии; - значительный дефицит квалифицированных педагогов по «Основам экологии»; С целью выявления уровня теоретической подготовки студентов по экологии можно применять тесты, оценивающие логичность мышления: «закономерности числового ряда», «количественные отношения», «выделение существенных признаков», «сложные аналогии», «интеллектуальная лабильность», тест возрастающей трудности Равена; опросник «Стиль мышления» Р. Бремсона и А. Харисона в адаптации А.А. Алексеева; опросник Р. Кеттелла; тестовые задания и спринт проверка, направленные на выявление объема и комплексности знаний по экологии. Отмеченный нами ранее ряд причин обусловливает, на наш взгляд, низкий уровень теоретической подготовки студентов по экологиии, прежде всего, отсутствие комплекса знаний по экологии. Тестовые задания, направленные на выявление теоретической подготовки студентов, изучение продуктов учебной деятельности студентов (контрольные работы, рефераты), исследование учебной документации (экзаменационные и зачетные ведомости), анализ экспертных оценок, мнений преподавателей позволили нам выявить у студентов существенные проблемы в этой области знаний. Наиболее значимая проблема – это разделение студентами знаний на отдельные составляющие, представленные в их сознании обособленно: знания об источниках опасностей, знания о видах опасностей, знания о последствиях опасностей, знания способов защиты от конкретной опасности. В понимании студента физическое, химическое или биологическое негативное воздействие существует само по себе, а развивающиеся функциональные изменения или патологии в организме человека и других биологических объектов – сами по себе. Отсутствие причинно-следственных связей (опасность ® механизм воздействия на организм человека ® последствия ® способы защиты) между имеющейся и хранящейся в памяти студентов информацией приводит к ошибкам, отсутствию альтернативы при выборе способов минимизации негативного воздействия. Анализ соотношений полученных данных приводит нас к выводу, что на процесс формирования знаний, умений и навыков по экологии существенное влияние оказывают не только преподаватели курса «Основы экологии» и дисциплины «Экология», другие образовательные структуры, но также средства массовой информации, не всегда объективно и грамотно комментирующие возникающие экологические ситуации, а нередко и негативный личный опыт. Отсюда следует формальное, непрофессиональное отношение к получаемым знаниям индивидуальной, общественной и национальной экологической безопасности. Высказанное предположение подтверждают количественные характеристики, полученные по второму показателю данного критерия – познавательная активность. При ответах на вопросы: «Считаете ли Вы необходимыми знания об изменении окружающей среды?», «Хотели бы Вы знать о влиянии современных физических, химических, биологических технологий на организм человека?» уверенность в необходимости знаний об изменении окружающей среды и важность изучения воздействия на организм человека современных химических, радиоактивных, биологических веществ осознают подавляющее большинство опрошенных. Следующий показатель – сформированность аналитического мышления – является, с одной стороны, наименее развиваемым в рамках дисциплины экологии (особенно это характерно для гуманитарных специальностей), с другой, – одним из значимых для безопасной реализации экологической деятельности, для понимания механизма негативного воздействия на организм различных видов опасностей, для осознания комплексности мер защиты от опасных факторов. Аналитический стиль мышления, характеризующий личность, стремящуюся к логичным, рациональным и упорядоченным действиям, на наш взгляд, является наиболее продуктивным при безопасном разрешении экологических ситуаций. Несомненно, не корректно говорить о полном отсутствии умения всесторонне рассматривать проблему и проявлять осторожность при выборе действий, однако студенты данного уровня, игнорируя необходимость сбора (получения) дополнительной исходной информации, выбирают не самый безопасный и экологичный способ деятельности и совершают ошибки в последовательности действий. Средняя степень выраженности аналитического мышления со стороны студентов указывает на серьезное отношение к обучению и способность усваивать множество теорий и концепций, которые помогают выстраивать упорядоченное взаимодействие с окружающей средой, применять усвоенные теоретические знания на практике, а со временем доводить это применение до автоматизма. Студенты максимального уровня сформированности аналитического мышления при рассмотрении экстремальной ситуации концентрируют свое внимание на объективных данных, тщательно анализируя изменяющиеся критерии и показатели негативных факторов, до принятия решения разрабатывают подробный план, согласованный во всех деталях и реализуют на практике наиболее рациональный, с точки зрения экологической безопасности, алгоритм действий. Завершая анализ исходного состояния критерия, графически представим уровневые характеристики каждого из показателей теоретической подготовки.
Однако теоретическая подготовка, не имеющая практического приложения, теряет свою значимость. Поэтому качество усваиваемых знаний, умение использовать их в практике разрешения проблемных ситуаций характеризует уровень технологической готовности к природоохранной деятельности. При ее определении мы использовали тематический апперцептивный тест (ТАТ); тест «оценка организованности»; методику диагностики типа поведенческой активности (Л.И. Вассерман, Н.В. Гуменюк), определения риска дезатаптации в стрессе «прогноз»; рисуночный тест «деловые ситуации» (Н.Г. Хитрова); а также результаты зачетных практических занятий, определяющих степень владения умениями эколого-ориентированной деятельности, тестовые задания, выявляющие у студентов технологичность принятия решения в необходимой ситуации. Интересные результаты выявлены и при рассмотрении четвертого критерия сформированности экологической культуры – творческой активности в решении экологических проблем. Несомненно, что основу обеспечения экологической безопасности любого вида деятельности составляет соблюдение определенных правил деятельности и нормативов, не допускающих прямого или косвенного контакта с опасными, вредными или поражающими факторами. Тем не менее, количество и характер формируемых сегодня антропогенной деятельностью опасностей часто требуют корректировки, а иногда и выработки новых правил безопасных действий в сложившейся конкретной ситуации. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости развития у студентов не только исполнительских умений и навыков, а также наличия способности мыслить бегло, нестандартно, иногда интуитивно, т.е. проявлять в определенных ситуациях творческий подход. Для выявления сформированности творческой активности в решении экологических проблем можно использовать следующий ряд тестов и методик: методика определения творческих способностей В.И. Андреева (ориентировочная анкета; тестовые и диагностические задания); тест идей; методики оценки дивергентного мышления Дж. Гилфорда, тесты творческого мышления Торренса, тест вербальной креативности Медника (адаптация А.Н. Воронина – взрослый вариант); анализ продуктов творческой деятельности студентов и др. Графическое представление результатов констатирующего эксперимента наглядно демонстрирует исходный уровень сформированности экологической культуры студентов. Для определения уровня сформированности каждого критерия и культуры БЖД в целом мы обозначим уровни сформированности показателей и критериев через 0 (низкий), 1 (средний) и 2 (высокий) и определили числовые интервалы, соответствующие каждому уровню · для уровня сформированности каждого критерия – низкий: 0 £ t £ 2; средний: 2 < t < 5; высокий: 5 £ t £ 6; · для самих уровней сформированности культуры БЖД – низкий: 0 £ t £ 2; средний: 2 < t £ 5; высокий: 5 < t £ 8. Используя предложенную шкалу оценок, мы получим процентные показатели по исходному уровню сформированности каждого из критериев и культуры БЖД в целом.
Таблица. Исходный уровень сформированности критериев и экологической культуры студентов, (%)
Таким образом, анализ результатов констатирующего этапа эксперимента, в ходе которого было проведено диагностическое исследование начального уровня сформированности показателей и критериев экологической культуры студентов показал уровень экологической культуры. Полученные эмпирическим путем данные подтверждают сделанные нами ранее теоретические выводы о необходимости формирования экологической культуры студентов всех специальностей, независимо от профиля. Вместе с тем, формированию экологической культуры студентов-«гуманитариев» важно уделить особое внимание. Для выявления педагогических условий эффективного формирования экологической культуры студентов, целесообразно проанализировать взаимосвязь показателей исследуемого феномена. Используя формулу Пирсона: и пакет статистических программ «Статистика 6.0», можно вычислить коэффициенты корреляции показателей экологической культуры и построить для них корреляционные матрицы (таблица).
Таблица - Корреляционная матрица показателей экологической культуры студентов
Цифрами обозначены показатели: 1 – направленность на безопасное взаимодействие человека со средой обитания, 2 – осознание важности личной и общественной безопасности, 3 – осознание важности взаимоотношений природы и общества, 4 – наличие комплекса экологических знаний, 5 – познавательная активность, 6 – сформированность аналитического мышления, 7 – умение прогнозировать деятельность и ее результаты с позиций экологической безопасности, 8 – степень владения способами и средствами минимизации негативного воздействия, 9 – владение технологией принятия решений природоохранной деятельности, 10 – способность к видению проблем, 11 – нестандартность мышления, 12 – способность к инновациям. Цветом выделены значимые коэффициенты при 5% уровне значимости.
В результате исследования научно-теоретических основ и практического обоснования понятия «экологическая культура», анализа корреляционных матриц элементов экологической культуры студентов на различных уровнях связности, а также статистических данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента можно определить педагогические условия процесса формирования экологической культуры как совокупность педагогических обстоятельств, направленных на создание среды для реализации эффективного процесса формирования экологической культуры студента в вузе: 1. Формирование стремления студентов к экологически обоснованной реализации любого вида деятельности. 2. Интеграция знаний отдельных аспектов экологии в единый взаимосвязанный (взаимообусловленный) комплекс. 3. Усиление практико-ориентированной направленности формируемых умений и навыков обеспечения экологической безопасности. 4. Увеличение доли творческих форм обучения в процессе овладения знаниями, умениями, навыками природоохранной деятельности с целью инициирования активности студентов.
ТЕМА 7. Технология формирования экологической культуры студентов.
Термин «технология», широко используемый в педагогике в течение последних лет, появился в социальной сфере в результате заимствования из промышленного обихода. Первоначально он означал совокупность способов обработки, описание процесса производства, гарантирующего получение требуемого продукта. В настоящее время в педагогической литературе существуют разнообразные точки зрения на сущность и особенности данной дефиниции. Так А.К. Колеченко под педагогической технологией понимает «набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствие с поставленными целями». По мнению М.В. Кларина, педагогическая технология – это «системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей». В.М. Монахов определяет педагогическую технологию как «продуманную во всех деталях модель педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса». Н.В. Шестак рассматривает педагогическую технологию как «научное и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий». Подобную точку зрения можно встретить в работах И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова, где педагогической технологией является «последовательная система действий педагога, направленных на решение педагогических задач …». Важно отметить, что употребление в педагогической литературе термина «технология» имеет следующие варианты: «образовательная технология», «педагогическая технология», «технология обучения», «технология воспитания» и др., проанализированные в многочисленных работах. Однако независимо от трактовки рассматриваемого понятия большинство педагогов, занимающихся разработкой проблем педагогических технологий (Е.П. Белозерцев, В.П. Беспалько, М.Я. Виленский, М.В. Кларин, П.И. Образцов, Н.Ф. Талызина, А.И. Уман и др.), сходятся в определении основных принципов организации технологий обучения и воспитания. Любая педагогическая технология (в том числе и технология формирования экологической культуры студентов), претендующая на эффективность, характеризуется целенаправленностью, структурной и содержательной целостностью, относительной универсальностью, результативностью и завершенностью. Проектируемая технология формирования экологической культуры ставит своей целью создание условий для развития у будущих специалистов потребности в гармонизации отношений «общество–природа», для повышения уровня теоретико-технологической подготовки к природоохранной деятельности, а также для реализации творческой активности при решении экологических проблем. Целостность и взаимосвязь структурных и функциональных компонентов экологической культуры, критериев и показателей сформированности рассматриваемой характеристики обеспечивает сконструированной технологии структурное и содержательное единство, которое реализуется посредством гибкого использования разнообразных форм и методов совместной деятельности студентов и преподавателей. Предполагаемым результатом реализации технологии является динамика критериев и показателей экологической культуры студентов и в конечном итоге – увеличение числа будущих специалистов с конструктивным и творческим уровнями ее сформированности. Процесс формирования экологической культуры мы понимаем как рост, становление, интеграцию в жизнедеятельности личностных качеств и способностей, знаний и умений, обеспечивающих экологическую безопасность жизнедеятельности, как активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к возможности безопасной и творческой самореализации личности в любом виде деятельности. Разрабатывая технологию формирования экологической культуры в процессе получения студентами высшего образования, мы учитывали тот факт, что изменение уровня экологической культуры может происходить как стихийно, так и целенаправленно. Первый вариант осуществляется путем приобретения отдельных знаний, умений и навыков при изучении различных вузовских дисциплин, т.к., в силу аксиомы о потенциальной опасности любой деятельности человека, теоретические и практические выводы разных наук о природе, принципах и способах минимизации негативного воздействия и составляют интегрированное содержание дисциплины «Экология». Такое же неявное, опосредованное воздействие на формирование экологической культуры оказывает личный опыт студентов, приобретенный в результате разрешения различных экологических происшествий, анализа чрезвычайных ситуаций и их интерпретации средствами массовой информации, прохождения производственных практик, общения с друзьями, коллегами и т.д. Данное нецеленаправленное воздействие имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Второй вариант характеризует формирование экологической культуры как основную цель изучения дисциплины «Экология». Очевидно, что оба варианта имеют взаимосвязь между приемами и методами технологии формирования исследуемой культуры, поэтому при переходе к первостепенной цели необходимо это учитывать. Учитывая важность эффективности технологии, отметим, что сущность технологичности подразумевает процессуальность, т.к. в большинстве определений технология отождествляется с реализацией совокупности последовательных действий для достижения определенного результата, т.е. процессом. Поэтому технология формирования экологической культуры студентов (как и любой процесс) должна подчиняться свойству дискретности, т.е. пошаговости, поэтапности. В связи с этим процесс формирования экологической культуры будущих специалистов предусматривает последовательное развитие всех ее структурно-функциональных компонентов и повышение уровней их сформированности и состоит из следующих этапов: - диагностико-проектирующего, - конструктивно-реализующего, - рефлексивно-коррекционного. В результате последовательного осуществления всех этапов технологии предполагаются положительные изменения уровней экологической культуры каждого студента и группы в целом. Однако при реализации ранее выявленных педагогических условий могут возникать некоторые трудности, обусловленные организационно-педагогическими и личностно-творческими противоречиями. Поэтому вполне возможно достижение не столь высоких прогнозируемых результатов при однократном прохождении всех этапов технологии. Следовательно, есть вероятность вторичного (третичного и т.д.) прохождения одних и тех же этапов, но с более высоким «исходным» состоянием (уровень исследуемой культуры студента каждый раз будет изменяться на некоторую величину), и значит процессу формирования всех компонентов экологической культуры присуща цикличность, а порядок чередования этапов выглядит следующим образом:
Целью первого – диагностико-проектирующего этапа - является анализ исходного уровня сформированности экологической культуры выбранных групп студентов гуманитарных и технических специальностей и составление программы действий эффективного формирования исследуемой культуры в процессе изучения дисциплины «Экология». В начальный период (диагностический) данного этапа осуществляется изучение мотивов и потребностей студентов в гармонизации отношений «общество–природа», проводится выявление уровня теоретической подготовки и степени владения способами и средствами минимизации негативного воздействия окружающей среды (природной, техногенной, социальной, и т.д.) на биологические объекты, сопоставление творческих способностей будущих специалистов с их практической реализаций в ходе решения учебных и личностных задач. Применяя по схеме констатирующего эксперимента специально разработанную нами анкету, обсуждение проблемных тем в начале изучения курса, психолого-педагогические методики, тесты и другие диагностические материалы, мы получили необходимые сведения о начальной сформированност
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1131; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |