КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ТЕМА 8. Оценка эффективности реализации технологии формирования экологической культуры
Обоснование педагогических условий, обусловливающих эффективность процесса формирования экологической культуры студентов, предполагает не только описание опытно-экспериментальной работы на констатирующем и формирующем этапах, но и анализ динамики полученных результатов, их педагогическую интерпретацию. Проверка эффективности технологии формирования экологической культуры студентов осуществляется в ходе формирующего эксперимента из числа участников констатирующего эксперимента. Для данного этапа студенты должны быть разделены на экспериментальные и контрольные группы. В соответствии с первым этапом разработанной технологии, проводится исследование начального уровня сформированности экологической культуры в каждой из групп на основе результатов использования психолого-педагогических методик, тестов, диагностических материалов, полученных в ходе констатирующего эксперимента. В соответствии с выделенными ранее критериями и показателями, полученные результаты можно зафиксировать в таблице (таблица - ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа).
Таблица - Распределение студентов по исходному уровню сформированности экологической культуры
Анализ данных таблицы позволяет констатировать отличия между результатами констатирующего эксперимента, отражающими сформированность исследуемой культуры у студентов гуманитарных и технических специальностей в целом и исходного уровня экологической культуры студентов полученного по группам. Несколько лучшие показатели исходного уровня сформированности экологической культуры студентов-«техников» свидетельствуют, на наш взгляд, не о специфике самой дисциплины «Экология», а о недостаточности знаний, умений и навыков в области естественных наук у будущих юристов, экономистов, спортсменов, психологов и т.д. Еще одним важным фактором имеющихся различий выступает мотивация обучения. Так, например, предрасположенность к естественно-математическим наукам определяется еще в школе, в то время как увлечение экономикой или юриспруденцией диктуются чаще современной конъюнктурой рынка. Поэтому выбор и дальнейшее приобретение профессии (в частности, выполнение всех учебных требований) у студентов института физики, математики и информатики более мотивированно, осознанно (редко встречается желание учиться на «трудном» факультете только ради диплома). Необходимо отметить, что важным являлся и факт незначительного расхождения между результатами экспериментальных и контрольных групп студентов. В пользу несущественных расхождений полученных результатов, также свидетельствует наличие со стороны будущих специалистов технического профиля по одному человеку в обеих группах с творческим уровнем сформированности экологической культуры, и полное отсутствие среди «гуманитариев» – студентов с высшим уровнем развития исследуемой характеристики. Кроме того, средняя оценка исходного уровня экологической культуры в экспериментальной, и контрольной группах специалистов технических и гуманитарных профессий позволяет предположить, что между группами, принимающими участие в формирующем эксперименте, не наблюдается существенных отличий в потребности гармонизации отношений «общество–природа», уровне теоретической подготовки по экологии и владения умениями и навыками минимизации негативных последствий вредных и опасных экологических факторов. Проверим сделанное предположение статистически: для этого воспользуемся алгоритмом расчета χ2-критерия (при условии укрупнения разрядов признака). Произведя разбиение на разряды и вычленение, получим для групп студентов χ2эмп. Для данного числа степеней свободы [v = (k-1)*(c-1) = 3] найдем χ2кр и сравним критическое и эмпирическое значение критерия. Для уровня статистической значимости ρ £ 0,05 χ2кр» 5,991 и χ2эмп < χ2кр, что свидетельствует о принадлежности χ2эмп «зоне значимости», а следовательно, уровень экологической культуры студентов экспериментальных и контрольных групп статистически значимо не отличается между собой. Проанализировав результаты всех групп диагностирующего этапа, в проектируемой нами технологии были выделены незначительные различия, отражающие специфику получаемой студентами специальности. На основе анализа произведем некоторые временные коррективы, внесем изменения в структуру излагаемых вопросов и предлагаемых практических заданий. Совместно со студентами выберем темы и формы внеаудиторных занятий. Трудности, возникающие по ходу реализации технологии, разрешаются ее незначительной модификацией с учетом индивидуальных особенностей студентов. На рефлексивно-коррекционном этапе для оценки эффективности проделанной работы, используя самоанализ студентов, анализ продуктов их учебной и творческой деятельности, включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертные оценки и другие методы исследования, произведем уровневый (прослеживание уровневых изменений каждого показателя, критерия и компонента экологической культуры), сравнительный (сопоставление уровня сформированности экологической культуры студентов контрольных и экспериментальных групп) и комплексный (выявление динамики изменений сформированности качеств, входящих в состав исследуемой характеристики) анализ полученных данных. Перейдем к исследованию итогового уровня сформированности экологической культуры студентов по выделенным ранее критериям и показателям, используя одновременно сравнение данных экспериментальных и контрольных групп студентов, а также уровневый анализ полученных результатов. Итоги опроса после формирующего эксперимента, направленные на выяснение понимания будущими специалистами содержания и специфики экологической культуры, показывают, что в отличие от констатирующего этапа эксперимента (респонденты не могли охарактеризовать понятие «экология», «экологическая безопасность») после формирующего воздействия студенты предлагают достаточно интересные определения, которые условно можно разделить на две группы: 1. Понятия, отражающие структурные компоненты, критерии и показатели: - знания, умения и навыки по экологии (когнитивно-технологический компонент); - умение выжить, правильное поведение в опасных ситуациях (технологический компонент); - знания по экологии с точки зрения морали и этики; наличие моральных качеств; жизнь и деятельность на основе принципа «не во вред»; - позитивное отношение к окружающей среде (показатель направленности на безопасное взаимодействие человека со средой обитания); - творческая сторона использования знаний по экологии (креативный компонент); - знания и умения в области экологии всего общества и каждого человека в отдельности (когнитивно-технологический компонент, осознание важности личной и общественной безопасности). 2. Определения, как результат подмены или смешивания понятий: - общие законы и правила экологии как науки; - нормы поведения человека (культура личности). Следует отметить, что полученные результаты заслуживают особого внимания, т.к. в современной психолого-педагогической литературе понятие экологической культуры неодинаковы, а методические издания, посвященные вопросам изучения «Экологии», только предпринимают попытки формулировки его обобщения. В экспериментальной работе по формированию экологической культуры студентов мы не ставили цель теоретического обоснования исследуемой характеристики, и не предлагали студентам своего определения. Однако структурные компоненты, отмеченные в определениях студентов, и выделенные нами в теоретической части исследования, совпали. В качестве примера приведем несколько определений экологической культуры, сформулированных студентами, отражающих обобщенную трактовку данного феномена: · наибольшее количество усвоенных знаний по экологии, способность их применения, а также понимание необходимости и умение преподнести их другому; · совокупность знаний, умений и навыков осуществления рациональной жизнедеятельности, осознание их необходимости, поддержания и усовершенствования; · высший уровень внутреннего осознания человеком важности и значимости знаний и умений по экологии, желание познать что-то новое в этой области. Анализируя уровневые изменения каждого критерия, следует отметить, что по первому показателю критерия «потребность в гармонизации отношений «общество–природа» значительных изменений не произошло. Сравнивая исходные данные с результатами «на выходе», можно отметить, что уровневое соотношение сохранилось в обеих группах будущих специалистов гуманитарного профиля: по-прежнему максимальное значение принадлежит среднему уровню сформированности данного показателя (его приращение в обеих составило ~ 8%), а минимальное – высокому; и изменилось в группах технических специалистов. В отличие от исходного состояния, где максимальное значение имел низкий уровень, в экспериментальной группе увеличилось число студентов со средним уровнем сформированности данного показателя, что свидетельствует о наиболее значимой динамике к улучшению. На фоне такой положительной динамики в контрольных группах и «гуманитариев» и «техников» наблюдается тенденция снижения процентных показателей высокого уровня сформированности направленности на безопасное взаимодействие со средой обитания. Такая ситуация может быть обусловлена разными причинами. Одной из них, на наш взгляд, является пока все еще сохраняющееся потребительское отношение к природным ресурсам. Освоив азы экологии в школе и получая информацию о глобальных климатических изменениях планеты посредством телевидения, прессы, выступлений ученых и т.д., на констатирующем этапе эксперимента студенты выразили свою явную озабоченность экологическими проблемами, что отразилось на результатах исходного уровня сформированности данного показателя (высокий уровень). Однако, познакомившись в процессе освоения курса «Экологии» (без соответствующей технологии) с принципами, способами, средствами оптимизации хозяйственной деятельности и экономическими затратами на решение экологических проблем, «сиюминутный» рационализм победил и студенты посчитали, что забота о будущих поколениях не является их задачей. Анализируя причины сложившейся ситуации, необходимо отметить, что при изучении интегративной дисциплины «Экологии» преподаватели уделяют мало внимания формированию комплекса знаний, который способствует осознанию студентами взаимозависимости всех аспектов обеспечения экологической безопасности жизни и деятельности человека, а в некоторых вопросах и общества в целом. При рассмотрении количественных и качественных изменений второго показателя данного критерия – осознания важности личной и общественной экологической безопасности – уровневые изменения наблюдаются у будущих специалистов гуманитарного профиля. Так, при сохранившихся высоких количественных значениях среднего уровня сформированности показателя в исходных и итоговых результатах, число студентов с высоким уровнем сформированности показателя увеличилось в экспериментальной группе почти в четыре раза и в два с половиной раза в контрольной группе. Несмотря на то, что у студентов, получающих специальность технического профиля, уровневое соотношение сформированности показателя по итогам формирующего эксперимента сохранилось относительно исходного состояния, процентные характеристики улучшились. Значительное приращение процентных показателей наблюдается по высокому уровню. Использование личностно-ориентированных технологий в учебном процессе позволило вызвать интерес студентов к активному диалогу на уже «надоевшие всем» темы. Не безликая, назидательная трансляция рекомендаций поведения уже достаточно взрослым людям, а ролевое участие каждого студента в разрешении проблемы позволило увеличить число студентов, которые осознают важность преимущественно общественной экологической безопасности. Анализируя второй критерий экологической культуры студентов, следует заметить, что теоретическая подготовка студентов является одной из основных целей образовательного процесса вуза. Учитывая данное обстоятельство, следует предположить наибольший рост по показателям именно этого критерия, что часто подтверждается по итогам экспериментальной работы. Сравнение результатов констатирующего и формирующего экспериментов показывает, что в группах будущих специалистов технического профиля наличие комплекса экологических знаний демонстрирует динамику приращения знаний в экспериментальных группах. Изменение количественных характеристик данного показателя у студентов гуманитарных специальностей демонстрирует аналогичную «техникам» динамику. Анализ полученных результатов свидетельствует, о том, что преимущество количественных значений показателя у студентов экспериментальных групп обусловлено эффективностью предложенной нами систематизации всего содержания дисциплины, а положительная динамика в контрольных группах подтверждает в сложившихся сегодня условиях жизнедеятельности осознания студентами значимости экологических знаний. Выявленная у студентов актуализация знаний демонстрирует развитие следующего показателя второго критерия – познавательной активности. Так, на вопрос анкеты о целесообразности изменения тематики (в сторону увеличения) изучаемых вопросов курса «Экология», студенты и «гуманитарии», и «техники» считают необходимым дополнить курс рассмотрением проблем социального характера. Также в процессе формирования когнитивного компонента экологической культуры студенты выявили недостающие у них знания основ анатомии, физиологии, здорового образа жизни, физики, химии и др., необходимые для обеспечения экологической безопасности, и неопределенность понятия «все знания, умения и навыки», наблюдавшаяся на констатирующем этапе эксперимента, сменилась конкретным наполнением. Использование разнообразных форм организации учебного процесса, увеличение доли творческих и проблемных заданий послужило стимулом повышенного интереса при усвоении, казалось бы трудных тем курса: ионизирующие излучения и защита от радиоактивного заражения, вредные и аварийно химически опасные вещества, воздействие физических полей на живые организмы и др. Свою активность студенты аргументировали актуальностью рассматриваемых проблем, возможностью практического использования знаний, экскурсией, просмотром видеоматериалов. Количественные характеристики, иллюстрирующие динамику показателя, выявили, что среди будущих специалистов технического профиля высокая познавательная активность. Сравнивая полученные результаты с исходным состоянием показателя следует выявить лучшую динамику. Такая ситуация обусловлена, на наш взгляд, новизной и разнообразием знаний, приобретаемых относительно основной получаемой профессии. Со стороны же студентов-«техников» прослеживается излишня самоуверенность в собственных силах. Количественные характеристики последнего показателя – сформированности аналитического мышления – не нарушили явной положительной динамики теоретической подготовки студентов к природоохранной деятельности. Однако важно учитывать, что результаты исходного исследования являются следствием предыдущего обучения, а итоговые срезы проводились после нескольких лет освоения в университете специфических знаний, умений и навыков (профессиональных). При реализации разработанной технологии, учитывая такое преимущество студентов-«техников» относительно будущих специалистов гуманитарного профиля, необходимо уделять особое внимание при решении ситуационных задач детальному анализу источников опасности, природы и механизма негативного воздействия на живой организм, последствий контакта с вредными, опасными и поражающими факторами. Предлагали ситуации-упражнения: на описание явлений и процессов; на установление причинно-следственных связей; на прогнозирование; на оптимизацию; на рецензирование и т.п. Переходя к анализу количественных и качественных изменений технологической готовности к природоохранной деятельности, следует отметить, что знания, не имеющие практической реализации, представляют собой механически заученную информацию, лишенную понимания ее реального воплощения. В результате студенту трудно объяснить и проанализировать свои действия, найти в них ошибку. Однако итоги экспериментальной работы по формированию умения прогнозировать деятельность и ее результаты с позиций экологической безопасности показали, что, акцентируя внимание на прикладной стороне получаемых в процессе обучения знаний, демонстрируя взаимосвязь изучаемых вопросов с повседневной жизнью и будущей профессиональной деятельностью, студенты при выборе косметических и моющих средств, продуктов питания (сельскохозяйственная продукция, консервированные и длительного хранения изделия), бытового оборудования стали обращать внимание не только на стоимость, функциональность и дизайн продукции, но в большей степени интересоваться критериями безопасности использования данных средств: теперь при очередной покупке они обращают внимание на наличие и концентрацию вредных веществ в составе продукта, допустимые уровни физического воздействия (шум, вибрация, электрический ток и т.д.) от различной аппаратуры и его совместимость с другими негативными факторами, способы утилизации отработанного оборудования и т.п. Значительно возростает в целом и степень владения способами и средствами минимизации негативного воздействия. С удовлетворением и гордостью студенты рассказывали о случаях преодолении с минимальными материальными последствиями (потерями) стихийных бедствий, характерных для нашего региона. Основы экологической безопасности, выделяемые студентами на констатирующем этапе эксперимента как умения, обеспечивающие индивидуальную безопасность, после реализации первого цикла технологии получают реальное воплощение при ведении домашнего хозяйства: очистка воды в быту; сбор и утилизация ртутных и люминесцентных ламп в специально предназначенных для этого учреждениях, взамен нежелательного, а иногда опасного для окружающей среды выбрасывания в мусорные контейнеры; профилактика метеочувствительности, вызванной влиянием погодных и климатических изменений на состояние здоровья, самочувствие; соблюдение правил оптимального приема солнечных ванн и т.д. Анализ полученных данных показал, что увеличение в арсенале студентов умений, направленных на защиту их жизни и здоровья при возникновении разных ситуаций, четкое соблюдение последовательности действий, характеризует высокий уровень сформированности показателя. Анализируя результаты сформированности четвертого критерия (творческой активности в решении экологических проблем), следует отметить, что сама вузовская система образования ориентирует личность студента на развитие творческих способностей. Учебная информация только частично преподносится в готовом для запоминания виде, и то конспективно, сжато. Детализировать, дополнять изучаемые вопросы (по разным дисциплинам) конкретными примерами, статистическими данными и т.п. студенты вынуждены самостоятельно. Кроме того, переход на новый образовательный уровень требует развития аналитического мышления, провоцирует поиск и выбор оптимальных решений личностных и учебных (квазипрофессиональных) задач. Такая ситуация, отражающая способность студентов быстро «перестроиться» в изменившихся условиях, стимулирует и развитие творческого подхода к решению экологических проблем. Однако количественные значения первого показателя последнего критерия – способность к видению проблем – у будущих специалистов и технического, и гуманитарного профиля невелики. Специфика работы по данному направлению в экспериментальной группе показала, что в начале изучения дисциплины «Экологии» студенты не рассматривали изменения состояния элементов природной среды обитания (атмосферы, гидросферы, литосферы и т.д.) как опасность. При анализе негативного воздействия физических факторов (шум, вибрация, электромагнитные поля и излучения), отмечая их локальное действие (ухудшение функций конкретных органов: слуха, зрения, конечностей) и предлагая использовать только индивидуальные средства защиты (наушники, беруши, перчатки, специальную обувь), они упускали из вида тяжесть последствий общего характера (на системы организма: ЦНС, ССС, ЖКТ, иммунную и т.д.) и целесообразность, эффективность применения коллективных способов минимизации риска. Реализуемая технология позволяет студентам научиться выявлять противоречие и взаимосвязь между развитием опасных ситуаций и способами уменьшения их негативных последствий. Более значимые положительные изменения в экспериментальных группах студентов (уменьшение почти на 55% числа студентов с низкой степенью выраженности показателя) можно объяснить оригинальным и разносторонним характером аудиторных, внеаудиторных и домашних заданий. Кроме того, включение в учебный процесс игровых, соревновательных элементов, учет индивидуальных особенностей, мнений студентов, атмосфера сотрудничества положительно повлияли на отношение студентов к выполняемым заданиям, к самому процессу, к изучаемому предмету. В результате, по окончании первого цикла реализуемой технологии, студенты сами предлагали (разрабатывали) оригинальные и нестандартные задания как для работы в аудитории, так и в качестве домашнего задания. Сопоставление данных, полученных по двум группам, не дает основания для утверждения, что студенты контрольных групп не способны к оригинальности мышления. Уровневое сравнение исходных и итоговых результатов контрольных групп показало наличие отчетных работ студентов, выполненных на хорошем уровне, некоторые из которых отличаются интересными суждениями, нестандартным подходом к решению, оригинальностью оформления, но число таких работ невелико. И если оригинальность мышления, соответствующая высокому уровню сформированности показателя, редко, но все же отмечается у студентов контрольных групп, то, к сожалению, способность к восприятию инноваций, как перенос усвоенных знаний, умений, навыков в сферу практического использования, никто из студентов данных групп не продемонстрировал. Сконцентрированные только на значимости специальных (профессиональных) знаний, умений и навыков, будущие специалисты контрольных групп считают, что обеспечение их экологической безопасности – профессиональная обязанность соответствующих служб. В отличие от них студенты экспериментальных групп смогли по новому оценить привычные, каждый день окружающие их предметы, явления и процессы, ежечасно оказывающие влияние на состояние окружающей среды, возможность сохранения здоровья человека и его деятельность. Кроме того, что студенты используют полученные знания в своей повседневной жизни (защита временем и расстоянием от электромагнитных полей бытового оборудования, очистка воды отстаиванием и кристаллизацией, выбор синтетических моющих средств, косметики и т.д.), у них появилось желание «…познать что-то новое в этой области и передать свой опыт другим». Положительная динамика по сформированности данного показателя у студентов экспериментальных групп была получена, благодаря следующим факторам: - мобильности разработанной технологии, т.е. возможности достаточно быстрой адаптации к профилю получаемой специальности; - вниманию, уделяемому практической значимости осваиваемых знаний, расширению границ их применимости. Анализируя результаты экспериментальной работы по формированию экологической культуры студентов, выявляем итоговый уровень сформированности экологической культуры. Подводя итог, покажем изменение ее сформированности в экспериментальных группах в сравнении с аналогичными данными контрольных групп (таблица - ЭГ-экспериментальная группа, КГ-контрольная группа).
Таблица - Распределение студентов экспериментальных и контрольных групп по итоговому уровню сформированности экологической культуры
Первоначальная оценка полученных изменений на основе анализа средних значений экспериментальных и контрольных групп студентов показывает увеличение среднего балла по сравнению с исходным состоянием и в экспериментальной, и в контрольной группах. Однако, отмеченные изменения в экспериментальных группах более значительны. Для проверки успешности эксперимента воспользуемся статистикой c2-критерия. Уравнение данной функции имеет следующий вид: , где fт и fэ – частоты результатов наблюдений до и после результатов эксперимента соответственно; k – число групп, на которые разделились результаты наблюдений. В нашем случае fт и fэ выражаются в процентах, k=3 по числу уровней. Непосредственное вычисление по формуле показывает, что c2эмп=343,65 (для студентов-«техников») и c2эмп=348,61 (для студентов-«гуманитариев»). Для данного числа степеней свободы c20,01=9,210. Сравнивая критическое и эмпирическое значение критерия (c2эмп »c20,01) приходим к выводу, что зафиксированные в ходе эксперимента изменения уровня экологической культуры студентов экспериментальных групп неслучайны и на 1% уровне статистически значимы. Полученные изменения настолько существенны, что вероятность ошибки практически равна нулю. Анализируя результаты реализации технологии формирования экологической культуры студентов экспериментальных групп мы можем сделать следующие выводы: − во-первых, значительно возросло число корреляционных связей плеяды в обеих группах; − во-вторых, по сравнению с исходным состоянием, возросли коэффициенты корреляции как внутри каждого критерия, так и между показателями различных критериев. Кроме того, повышение уровня связности до 0,45 изменило структуру корреляционных плеяд, но не привело к потере ее целостности, что свидетельствует о тесной взаимозависимости всех показателей сформированности экологической культуры студентов. Подводя итог важно отметить, что процесс повышения уровня экологической культуры студентов всех специальностей относительно бесконечен, что объясняется сущностью данной характеристики личности. Ее содержание, прежде всего наполнение когнитивного и технологического компонентов, может и должно модифицироваться в зависимости от стремительного развития промышленных технологий, производственной техники, от темпов перехода общества к устойчивому развитию цивилизации. Вполне возможно, что к окончанию обучения в вузе инновации производственных и социальных технологий автоматически снизят уровень экологической культуры студента, сформированный при реализации разработанной технологии. Поэтому очевидно, что процесс развития данной характеристики не должен быть ограничен сроками и рамками изучения дисциплины «Экологии» и после завершения изучения курса специалист гуманитарной сферы и технического профиля за счет самообразования, саморазвития имеет возможность овладеть новыми знаниями, приобрести необходимые умения и навыки, проявить свои творческие способности, т.е. повысить свой уровень экологической культуры.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 654; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |