КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лонгитюдный метод
Тема 6. Неэмпирические методы в экспериментальной психологии
Сравнительный метод заключается в сопоставлении различных объектов или различных сторон одного объекта изучения в некоторый момент времени. Снятые с этих объектов данные сравниваются между собой, что дает основание к выявлению отношений между ними. Подход позволяет изучать пространственное многообразие, взаимосвязи и эволюцию психических явлений. Многообразие и взаимосвязи исследуются или путем сопоставления различных проявлений психики у одного объекта (человека, животного, психики) в определенный момент времени, или путем одновременного сопоставления разных людей (животных, групп) по какому-либо одному виду (или комплексу) психических проявлений. Вне сравнительного метода немыслима вся психология различий (дифференциальная психология). Интересна модификация сравнительного метода, распространенная в возрастной психологии и носящая название «метода поперечных срезов». Поперечные срезы – это совокупность данных о человеке на определенных стадиях его онтогенеза (младенчества, детства, старости и т.п.), получаемых в исследованиях соответствующих контингентов. Подобные данные в обобщенном виде могут выступать в качестве эталонов уровня психического развития человека для определенного возраста в той или иной популяции. Сравнительный метод допускает использование любого эмпирического метода при сборе данных об объекте исследования. Комплексный метод (подход) – предполагает организацию комплексного исследования какого-либо объекта. Это, как правило, междисциплинарное исследование, посвященное изучению объекта, общего для нескольких наук: объект один, а предметы исследования разные. Люнгитюдный метод – это длительное и систематическое изучение одного и того же объекта. Подобное продолжительное отслеживание объекта (обычно по заранее составленной программе) позволяет выявить динамку его существования и прогнозировать его дальнейшее развитие. В психологии лонгитюд широко применяется при изучении возрастной динамики, преимущественно в детском периоде. Специфическая форма реализации – метод «продольных срезов». Продольные срезы – это совокупность данных об индивиде за определенный период его жизни. Эти периоды могут измеряться месяцами, годами и даже десятилетиями. Итогом лонгитюдного метода как способа организации многолетнего исследовательского цикла является индивидуальная монография или совокупность таких монографий, описывающих ход психического развития, охватывающих ряд фаз периодов человеческой жизни. Й.Шванцара и В.Смекал предлагают следующую классификацию лонгитюдного исследования: А. В зависимости от продолжительности исследования; 1.Кратковремнное наблюдение – рекомендуется проводить для изучения стадий онтогенеза, богатых изменениями, скачками в развитии (например, грудной период младенчества, период созревания в отрочестве – юношестве и т.д.). 2.Долговременное наблюдение – рекомендуется проводить, если целью исследования является изучение динамики крупномасштабных периодов развития, взаимосвязи между отдельными периодами и отдельными изменениями. 3.Ускоренное наблюдение – предназначен для изучения продолжительных периодов развития, но за короткое время. Используется в основном в детской психологии. Наблюдению подлежат сразу несколько возрастных групп, возрастной диапазон каждой группы зависит от цели исследования (в практике, обычно это возраст 3-4 года). Смежные группы перекрывают друг друга на 1-2 года. Параллельное наблюдение за рядом таких групп позволяет увязать данные всех групп в единый цикл, охватываемый всей совокупностью этих групп от самой младшей до самой старшей. Таким образом, исследование, проводимое в течение 2-3 лет, может дать продольный срез для 10-20 лет онтогенеза. Б. В зависимости от направления хода исследования: 1.Ретроспективное наблюдение – позволяет проследить развитие человека или его отдельных качеств в прошлом. Осуществляется путем сбора биографической информации, анализа продуктов деятельности. Для детей это автобиографические беседы, свидетельства родителей, данные анамнеза. 2.Перспективное (проспективное) наблюдение – это текущие наблюдения за развитием человека (животного, группы) до определенного возраста. 3.Сочетанное наблюдение – предполагает включение в перспективный лонгитюд элементов ретроспективного. В. В зависимости от применяемых способов: 1.Истинное лонгитюдное наблюдение – представляет собой классическое выполнение длительного наблюдения за одним объектом. 2.Смешанное наблюдение – при котором истинное продольное наблюдение на некоторых стадиях дополняется поперечными срезами, дающими сравнительную информацию о других объектах, однотипных с изучаемым. Этот способ выгоден при наблюдениях за группами, которые со временем «тают», т.е. их состав от периода к периоду уменьшается. 3.Псевдолонгитюдное наблюдение – заключаются в получении «норм» для разных возрастных групп и в хронологическом упорядочивании этих показателей. Норму получают через поперечные срезы групп, т.е. через усредненные данные по каждой группе.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |