КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 7. Эмпирические методы в экспериментальной психологии
Эмпирические методы -это методы, использование которых возможно в любом эмпирическом исследовании независимо от специфики изучаемой психологической реальности. Конкретные особенности объекта, предмета, целей и условий исследования не сказываются на основных принципах этих методов, а лишь влияют на их процессуальную сторону, что ведет к выбору той или иной разновидности метода (методики). Именно возможность применения этих методов практически в любой области психологических знаний и придает им общепсихологическое значение. К этому разряду относятся: наблюдение, вербально-коммуникативные методы (беседа, и опрос), эксперимент, тестирование и моделирование. Более того, объективное наблюдение, эксперимент и моделирование являются неотъемлемой инструментальной атрибутикой и подавляющего большинства областей непсихологического знания. Пожалуй, нет такой науки, которая бы обходилась без этих методов. По поводу тестирования тоже можно сказать, что многие непсихологические области науки и практики используют его как способ определения выраженности тех или иных характеристик интересующего объекта или уточнения его состояния. Действительно, любая проводимая по определенным правилам проверка технического устройства, экологической системы, общественного института, здоровья человека сопровождается сравнением с некоторыми нормативами. А это и есть тестирование. Что касается вербально-коммуникативных методов, то сфера их применения тоже значительно превосходит область интересов психологии, хотя и имеет свои специфические ограничения. Они используются везде, где присутствует человеческое общение либо в качестве предмета, либо в качестве способа исследования. Это в первую очередь сфера социальных и гуманитарных наук. Как способ сбора информации эти методы используются часто и в естественных, и в технических, и даже в математических и философских дисциплинах. Порядок изложения этих методов не случаен. Три критерия предопределили его. Первый — это генетически обусловленная последовательность стержневых для каждого из них психических процессов. Наблюдение базируется на восприятии. Вербально-коммуникативные методы — на речи. Причем на речи, связанной с образным мышлением не меньше, чем с понятийным, а с практическим даже больше, чем с теоретическим. А, как известно, практическое мышление в своей основе имеет преимущественно предметное и образное мышление ив меньшей мере понятийное. Эксперимент предполагает отрешение от большинства реальных конкретных обстоятельств, рассматриваемых как посторонние, не относящиеся к делу дополнительные переменные, и выделение и акцентирование отдельных сторон действительности, именуемых независимыми и зависимыми переменными. А это есть абстракция. Абстракция зиждится на развитом понятийном мышлении. Отсюда и речевое сопровождение эксперимента по сравнению с беседой и опросом характеризуется значительно большей насыщенностью специальной терминологией. Тестирование совмещает в себе элементы всех предыдущих методов. А, следовательно, включает в свою психологическую базу на равных началах и все соответствующие процессы. Но к тому же тестированию в наибольшей степени присущ феномен «объективизации», причем как специально организованного процесса. Иначе говоря, тестирование больше любого другого метода нацелено на перевод субъективных явлений внутреннего мира человека вовне в виде его объективно регистрируемых реакций (речевых и двигательных). Следовательно, к прочим психическим процессам при тестировании в качестве базовых необходимо добавить психомоторику, а речь рассматривать не столько в роли средства коммуникации, сколько в роли средства объективизации. Что касается моделирования, то оно обеспечивается самыми высокоорганизованными психическими процессами: мышлением с преобладанием понятийного компонента и соображением. Моделирование в максимальной мере включает творческую составляющую. Итак, эволюционному ряду психических явлений можно поставить в соответствие выбранный порядковый ряд общепсихологических методов. Вторым критерием, обусловившим предложенную последовательность методов, выступает показатель «включенности». В нем отражается возможность (или неизбежность) использования одного метода (в целом или его элементов) в рамках другого метода. В любом из рассматриваемых методов присутствует наблюдение, но наблюдение вовсе не обязано включать в себя экспериментирование, беседу или моделирование. Разговор, вербальная коммуникация — обязательный атрибут всех последующих методов. Элементы экспериментирования неизбежно присутствуют в тестовых методиках и в моделировании, а наблюдение, беседа, опрос этого вполне могут избежать. Любой тест может быть назван диагностическим экспериментом, но отнюдь не всякий эксперимент несет признаки тестирования. Более того; основную массу экспериментов, а именно исследовательские эксперименты, никак нельзя соотнести с тестированием. Наконец, моделирование. С одной стороны, любой тест и эксперимент, многие ситуации опроса, беседы и наблюдения могут считаться в той или иной мере моделями естественных жизненных процессов и обстоятельств. Но с другой стороны, моделирование есть средоточие всех предыдущих методов, в нем сфокусированы возможности каждого из них. И в этом смысле он завершает «пирамиду включенности». Третий фактор, определивший порядок расположения методов, это их сложность. Последняя включает в себя и уровень организации процедуры, и материальное обеспечение, экипировку, и необходимую подготовку объекта исследования, и требования к квалификации исследователя. Наиболее прост в этом отношении метод наблюдения. Во многих случаях он не требует никакой специальной организации и никакого оснащения. Беседа и особенно опрос уже без предварительного плана не обходятся. А их проведение требует немалой подготовки проводящих их специалистов. Эксперимент немыслим без плана и какого-либо оборудования. Его проведение предполагает и определенную подготовку испытуемых. Хотя бы элементарный инструктаж. Тестирование — это уже строго регламентируемый процесс, обязывающий тестируемого действовать по довольно жестким программам. А требования к профессионализму диагноста обычно очень высоки. Моделирование как всеобщий научный метод требует особой квалификации и способностей от исследователя. Он должен обладать глубокими специальными знаниями об объекте и предмете изучения, чтобы предельно адекватно смоделировать их. К тому же обычно требуются знания по смежным проблемам. Что же касается моделирования в узком смысле слова, т. е. как конструирования вещественных моделей, то тут, как правило, не обойтись без сложного оборудования. Учет перечисленных доводов приводит к логике изложения общепсихологических методов в предлагаемом порядке: наблюдение — беседа — опрос — эксперимент — тестирование — моделирование.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |