Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные представители




Рационализм.

Эмпиризм,

Разногласия между ними возникли по 3-м кардинальным вопросам:

1)? об источниках и происхождении знания,

2)? о природе всеобщих понятий,

3)? о границах познавательных возможностей человека, в частности его чувственного опыта и логического мышления.

В рамках этих 2-х течений работали как материалисты, идеалисты, так и дуалисты.

эмпирического и рационалистического направлений:

Эмпирическое направление Рационалистическое направление
Источник знаний – чувственный опыт, а общие понятия имеют опытное происхождение (научный метод познания). Источник знаний – в самом разуме, а всеобщее понятие имеет априорное (доопытное) происхождение, т.е. является врожденным свойством ума.
Ведущий научный метод – индукция (от частного к общему). Ведущий научный метод – дедукция (от общего к частному).
Идеалисты Материалисты Идеалисты Материалисты Дуалисты
  Англия: Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704) - сенсуалист. Германия: Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) Голландия: Бенедикт Спиноза (1632-1677) Франция: Рене Декарт (1596-1650)
Ассоциативная психология в Англии:
Сенсуалисты: Дж. Беркли (1685-1753), Дэвид Юм Д. Толанд (1670-1721), Дэвид Гартли (1705-1757), Джозеф Пристли (1733-1804)

Из философии механистические принципы переносятся в психологию, и все психические явления, поведение и сознание человека начинают трактоваться и описываться по образцу механических процессов.

Философско-психологические учения Нового времени являются механистическими по форме и метафизическими по способу мышления.

2. Бэкон как основатель эмпирического направления в философии и психологии.

Фрэнсис Бэкон – основоположник английского материализма.

В книге «Новый органон» говорит о необходимости отделить философию и естествознание от теологии, отказывается от изучения природы души и призывает перейти к эмпирическому описанию ее процессов.

По Бэкону человек наделен 2-мя видами души:

1) чувствующая, нерациональная душа (общая у человека и животных) – телесна. Ее свойства (ощущения и восприятие) необходимо изучать, т.к. они имеют природное, телесное, материальное происхождение.

2) богом вдохновленная душа, разумная. Весь чувственный материал, доставляемый чувственной душой, подвергается затем обработке со стороны, данной человеку, разумной души.

Деятельность разумной души проявляется в 3-х процессах:

_ память – чувственные данные соединяются, разъединяются и сохраняются

_ воображение – помогает не только подражать ощущению и восприятию, но создавать новые образы

_ мышление, рассудок – позволяет преобразовывать накопленный опыт по законам логики.

3 способности разумной души даны людям в разной степени. По преобладанию оной из них, судят о роде деятельности человека (память – история, воображение – искусство, рассудок – наука).

Анализ познавательных возможностей приводит Бэкона к выводу о том, что сознание подвержено глубочайшему заблуждению. Эти заблуждения Бэкон называл «идолами»:

1) Рода – заблуждения вызванные самой природой человека, связаны со строением органов чувств (Н: человеку не доступно атомарное строение вещей).

2) Пещеры – связаны с индивидуальными особенностями каждого человека, которые могут иметь не только врожденное, но и приобретенное происхождение (Н: дальтонизм).

3) Площади/ рынка – неправильное использование языка, неодинаковое толкование слов и понятий с помощью которых происходит обмен мыслями (Н: разные ассоциации на одно слово).

4) Театра – иногда на веру принимаются ложные теории и учения из-за веры в авторитеты в противовес опытному знанию.

По Бэкону идолы устранимы, для этого необходимо перейти к опытному знанию, т.е. к непосредственному изучению самой природы. Для этого он вводит метод индукции (от частного к общему).

3. Философско-психологическая система Р. Декарта

Рене Декарт. Основная работа «Трактат страсти души».

В противоположность Бэкону считал, что основой познания является не опыт, а разум: чувственное познание – ошибочно, это источник ложных истин; только интеллект способен познать истину. Этим Декарт утверждал рационалистическое направление в философии и психологии.

А) метод сомнений Р. Декарта

Но если чувства дают нам ложные сведения то, как проверить истинность знания? – Первый шаг к истине – это акт сомнения. Сомнению должно быть подвергнуто все кроме самого акта сомнения.

Носитель сомнения – мысль, источник сомнения – Я, которому изначально присущи некие врожденные понятия (Н: бога, числа, свободы воли и т.д.) В дальнейшем эти понятия разворачиваются и становятся сознательными под действием интуиции, как особого свойства «Я» / духовной субстанции.

Декарт выделяет 2 противоположные субстанции:

1) Мыслящая субстанция (мышление, сознание, самосознание). Метод ее познания – интроспекция.

2) Телесная субстанция (собственно телесные отправления – сердцебиение, пищеварение и т.д.; психофизиологические функции – ощущения, восприятия, страсти, аффекты, представления, память – простые телесные движения не просветленные мыслями). Метод ее познания – эксперимент.

Т.о. собственно психологическим Декарт считал только то, что пронизывается разумом, или осознается мыслящей субстанцией. Впервые психическое стало отграничиваться сферой только осознаваемых явлений. На смену Аристотелевской трактовке души приходит новая концепция: психика начинает сводится к самосознанию. Начиная с Декарта Психология перестала существовать как наука о душе, а стала выступать как наука о сознании.

Б) рефлекс и его трактовка

Ведущим и исходным тезисом в объяснении жизнедеятельности явилось положение о машинообразном характере поведения.

Изучая строение и деятельность животных, Декарт заметил большое сходство в работе телесных органов с механическим устройством. Это послужило для переноса физико-математических процессов на все функции жизни.

Принцип автоматизма и машинообразности распространился и на действие человеческого тела.

Схема машинообразного акта такова: внешнее воздействие вызывает в органах чувств движения, которые мгновенно передаются по натянутым чувственным нитям в полости мозга, а вызванные этим движением движения в мозгу побуждают находящихся в нем животных духов. В виде мельчайших материальных частиц они направляются к мускулам и, наполняя их, вызывают движения нужных органов чувств.

Декарта также интересовала проблема соединения души и тела. Бог соединил в человеке душу с телом, но как они взаимосвязаны? – В человеке душа и тело существуют независимо, но могут вступать во взаимодействие. Органом такого взаимодействия является шишковидная железа, которая находится в центре мозга. Продуктом взаимодействия души и тела являются страсти и аффекты.


Тема 5. Оформление эмпирической психологии в философских учениях 17-18 веков.

1. Материалистический подход к пониманию природы психического в учении Т. Гоббса.

2. Б. Спиноза и его детерминистическое учение о психике.

3. Сенсуализм в философии и психологии Дж. Локка.

 

1. Материалистический подход к пониманию природы психического
в учении Т. Гоббса.

 

Томас Гоббс (1588-1679) в противоположность Декарту считал, что истина может быть описана на основе опыта и разума (Чувства+Разум).

· По Гоббсу познание должно начинаться с чувственности как начального этапа познания свойств вещей. Всеобщее свойство вещей устанавливается с помощью индукции. После необходим обратный метод или путь – дедукция.

· В противоположность Декарту считал, что в основе всего лежит материя, различающаяся по форме, структуре, величине, движению и т.д. В мире нет никаких духовных субстанций. Все феномены сознания и психики есть телесные свойства. Без тела нет и мышления.

· Материя во всех ее свойствах подчиняется законам механики. Законы механики распространяются и на психику. Психическое начинается с внешнего давления на органы чувств. В результате этого возникают ощущения. Все другие психические явления являются производными от ощущений. После прямого воздействия предметов на органы чувств в мозгу остаются следы – представления. Они обычно следуют в том же порядке, в каком следовали раньше ощущения. При этом поток представлений может разворачиваться либо по временной, либо по пространственной смежности, что позволяет мысли переходить с одного предмета на другой. Т.о. человеческий ум не имеет никакого другого движения, кроме ощущений представлений и связи между ними, т.е. в душе человека нет ничего, что не прошло бы через органы чувств.

· Из этого Гоббс разворачивает учение о способностях: различия между людьми в отношении ума складываются прижизненно, никаких врожденных идей нет, есть лишь различия в методах организации обучения. Но по Гоббсу в уме человека есть один компонент, по которому люди существенно отличаются друг от друга, это – активность и инициативность или наоборот пассивность и индифферентность.

Вывод по Гоббсу: предвестник ассоциативной теории развития психики; пытался утвердить естественнонаучный подход в изучении психики.

2. Б. Спиноза и его детерминистическое учение о психике.

Бенедикт Спиноза (1632-1677). Основной труд «Этика».

· Пытается преодолеть дуализм Декарта (независимое существование двух начал/ субстанций: мыслящей и телесной). Выдвигает учение о единой субстанции. Он определяет ее как то, что существует само в себе и представляется само через себя. Субстанция - первопричина всего. Она обладает множеством свойств и атрибутов, каждое из которых выражает ее сущность. Для человека познаваемы лишь 2 атрибута этой субстанции:

1) Протяжение (тело),

2) мышление (душа тела).

Под атрибутом протяжения мы видим вещь как тело. Со стороны мышления она выступает как идея этой вещи, душа этой вещи.

Человек – это сложная модификация единства атрибутов мышления и протяжения (душа и тело представляют один и тот же индивидум). Так Спиноза разрешает проблему соотношения Души и Тела, поставленную Декартом. Протяжение и мышление не воздействуют друг на друга, как у Декарта, а соответствуют друг другу. Они не отделимы друг от друга.

· На основе учения о субстанции Спиноза решает проблему познания. Он выделяет 3 уровня познания:

1) чувственное,

2) демонстративное,

3) интуитивное.

(1) Познание приобретается на основе чувственного опыта. Познание не точно, отражает лишь внешнее свойство вещей, не отражая при этом объективных свойств и связей вещей. Опытное познание имеет случайный и беспорядочный характер и связано с восприятием единичных вещей (Н: запахов, вкусов, тепла и т.д.). На уровне этого познания невозможно подняться до познания субстанции.

(2) Способ познавательной деятельности, связанный с образованием понятий и логических связей. На этом уровне познаются вещи, демонстрирующие свои атрибутивные свойства (знание свойств вещей) – сфера науки.

(3) Рациональная интуиция. Имеет место там, где есть идеи идей. Это состояние высшей углубленности, сосредоточенности и интенсивности самосознания.

Учение Спинозы о познании имело одно из своих целей – разрешение проблем счастья и свободы (теория аффектов). Суть теории: человек является рабом своих желаний и чувств не зависимо от того, приносят ли они ему удовольствие или страдание. Цель человека – освободится от рабства страстей и подчиниться их разуму. Но из простого укрощения своих аффектов блаженство не возникает, только при овладении вторым и третьим уровнями познания, возникает новый аффект – интеллектуальная любовь к миру.

Свобода состоит не в том, чтобы следовать своим аффектам, а в познании необходимости и в подчинении необходимости (в подчинении Богу). Свобода как идеал человеческой жизни есть плод познания.

Вывод по Спинозе: Психология Спинозы – новый шаг в становлении проблемы сознания, как объекта психологического изучения.

3. Сенсуализм в философии и психологии Дж. Локка.

Джон Локк (1632-1704). Исходным постулатом его учения является критика врожденных идей. Основная посылка: знания сами по себе возникнуть не могут. Все идеи и понятия проистекают из опыта. Если бы идеи были врожденные, то они были бы доступны детям, идиотам и дикарям. Однако, имеющиеся факты и наблюдения за детьми, душевнобольными людьми свидетельствуют о том, что в действительности такие, например, отвлеченные идеи, как понятие о Боге и душе, идеи добра, зла и справедливости и т.п. ими не осознаются, а следовательно, от рождения человеку не даны.

Отрицая в душе доопытное познание, он признавал наличие в душе анатомо-физиологических задатков, от которых зависит формирование будущих способностей.

· Процесс познания по Локку: человек появляется с душой подобно чистому лист у. Именно внешний мир является первым источником опыта «нет ничего в интеллекте, чего бы не было в его ощущениях». Приобретенные во внешнем опыте чувственные идеи, выступают в качестве исходного материала для особой внутренней деятельности души, благодаря которой рождаются идеи другого рода / порядка, существенно отличающиеся от чувственных идей (учение о простых и сложных идеях).

Учение о простых и сложных идеях:

1) простые идеи – неразложимые элементы сознания. Формируются из внешнего и внутренноего опыта. Н: ощущения, идущие от одного органа чувств, делятся на:

_первичные качества предметов – качества предметов мира, которые воспроизводятся в идеях с наибольшей долей объективности (Н: плотность, величина, форма, движение),

_вторичные качества предметов – качества, которые не адекватны реальным качествам вещей т.к. не в нас самих этих качеств не существует (в предметах есть лишь способность порождать эти качества в нас самих). Н: цвет, запах, вкус.

2) сложные идеи – формируются на базе простых благодаря особой деятельности души – рефлексии/ способности души обращать свой взор на собственное состояние, порождая при этом новые психические продукты, видя идею об идеи.

 


Тема 6. Развитие философско-психологических взглядов
в 18-19 вв.

 

1. Возникновение и развитие ассоциативной психологии в Англии.

2. Объективный подход в науке о душе французских материалистов 18 века (самостоятельно).

3. Русская психология в 18-19 вв. (самостоятельно).

4. Развитие немецкой психологии в 18-19 вв. (самост-но).

 

1. Возникновение и развитие ассоциативной психологии в Англии.

 

Развитие Английской философии происходит от эмпиризма Джона Локка к ассоцианизму по 2-м философским линиям:

1) материализму (Д. Толанд, Давид Гартли, Джозеф Пристли),

2) идеализму (Дж. Беркли, Дэвид Юм).

(1) Давид Гартли (1705-1757) начинает ассоциативное направление в английской эмпирической психологии. Создает первую законченную систему ассоциативной психологии (все объясняется первичными ощущениями и законами ассоциативной психологии).

В его учении «О душевных состояниях» нашли отражение идеи Б. Спинозы, И. Ньютона, Дж. Локка и др.

В труде «О человеке, его строении, его обязанностях, упованиях» (1749) развито учение о психике как о естественном начале. Все духовные способности человека Гартли объясняет, обращаясь к органической структуре мозга. Ощущения как неосознанные явления, обусловлены вибрацией нервных волокон в периферических отделах органов чувств. С периферических нервов вибрации распространяются на вещество г.м., что является физиологической основой возникновения идей и произвольных движений.

Вибрации различны по роду, месту, направлению. Их различиям соответствует разнообразие первоначальных простых идей и ощущений. Их низ с помощью ассоциативного механизма образуются все психические явления (Н: голодный человек – ест хлеб – происходит насыщение – устанавливается ассоциация). В мозговой области физиологический механизм не заканчивается. Мозговые вибрации передаются к органам движения. Возбуждение каждого органа чувств всегда переходит в возбуждение соответствующих мышц (непроизвольное движение).

Ассоциации соединяют вибрации г.м. Если раздражитель вызывает 2 ощущения в мозгу одновременно, то возникает 2 очага (зрительный и вкусовой) между которыми в силу одновременности устанавливается ассоциация (при повторении одного из ощущений сразу вызывается ассоциация со вторым, Н: видим лимон – ощущаем кислый вкус).

Т.о. Гартли воспроизводит рефлекторную схему Декарта и пытается с рефлекторным механизмом связать принцип ассоциации, придавая ему универсальное значение, распространяет его на все сферы психической жизни [Ждан С.107, Якунин С. 200-201].

Вибрации нервных волокон в периферических отделах органов чувств

распростр. на вещ-во г.м.

ощущение ощущение

механизм ассоциаций

все психические явления

движения мышц и органов чувств

(2) Дж. Беркли (1685-1753) берет за основу положение Локка: психическое имеет своим началом ощущение.

Сенсуализм (философское направление, признающее восприятие и ощущение единственным источником познания) Беркли основан на субъективно-идеалистическом толковании. Это было заложено Локком в учении о первичных и вторичных качествах предметов. Эту двойственность Беркли устраняет объявлением того, что вне субъекта оба рода качеств исчезают. Устранение субъекта восприятия – устраняет окружающий мир, т.е. внешний мир не существует. Все что мы считаем внешними предметами – лишь комплекс ощущений, которые только одни имеют силу реальности.

В теории зрительного восприятия пространства, Беркли говорит о том, что расстояние, удаленность предметов, их величина, положение в пространстве глазом не воспринимаются. Пространственные характеристики вещей даются нам посредством мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц. Зрение и осязание вступают в связь (это же характерно и для слуха). Ассоциация между ними становится привычной в силу частого повторения. Поэтому впоследствии собственно осязаемые качества – расстояние, фигура, величина начинают восприниматься и зрительно.

Линию Беркли продолжил Дэвид Юм. В «Трактате о человеческой природе», «Исследование о человеческом познании» Юм ставит под сомнение существование Бога и внешнего мира (ощущение и восприятие – явления нашего сознания). Не делает различий между первичными и вторичными качествами, которые субъективны, т.к. субъектом и его воспринимаемым образом нет подобия. Все познание сводится к наблюдению собственных перцепций (ощущений):

1) восприятия (сильные и живые образы),

2) идеи (произвольные от восприятия, представляют слабые и менее живые наши восприятия). Идеи м.б. простыми и сложными. Сложные включают 3 вида:

_ по сходству и контрасту,

_ по смежности в пространстве,

_по причине и следствию.

Личность по Юму – поток непрерывно сменяющихся восприятий.

В 19 веке линию Беркли и Юма развивал Джеймс Миль (1773-836) и его сын Джеймс Стюарт Миль (1806-1903). Их взгляды – классический образец материалистической механистической интроспективной ассоциативной психологии.

Поворот английской ассоциативной психологии в область естествознания произвели материалисты Александр Бен (1818-1893) и Герберт Спенсер (1820-1903). Бен производит физиологизацию ассоциативной концепций (надо изучать не только ассоциации в сознании, но и те которые лежат в основе поведения человека). Спенсер оформляет эту концепцию в эволюционную теорию.

Итоги развития ассоциативной психологии:

1. Отстаивая эмпирический подход к пониманию психики ассоцианизм защищал идею опытного происхождения знаний и безграничные возможности процесса воспитания человека.

2. В ассоцианизме дано детальное описание самого факта ассоциации их принципов, законов образования и сохранения.

3. Ассоциативная психология создавала основу экспериментальной психологии.


Тема 7. Естественнонаучные предпосылки выделения
психологии в самостоятельную науку (2 часа)

 

1. Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в 19 веке (психофизиология).

1.1. Чарльз Белл и его экспериментальные исследования в области физиологии.

1.2. Иоганнес Мюллер и его доктрина специфической энергии органов чувств.

1.3. Работа Эрнеста Вебера в области физиологии органов чувств.

1.4. Работа Германа Гельмгольца о слуховых ощущениях. Теория бессознательных умозаключений.

2. Психофизика и ее основные задачи. Г. Фехнер и его работа «Элементы метафизики» (самостоятельно).

3. Психометрия и ее развитие в работах Ф. Дондерса (самостоятельно).

4. Развитие Ч. Дарвином эволюционных идей в биологии и их значение для психологии (самостоятельно).

 

1. Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в 19 веке.

 

В начале Х1Х веков стали складываться новые подходы к психике: не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Т.е. Экспериментальная психология формировалась на базе:

(1) психофизиологии. Психологические функции исследовались под углом зрения их зависимости и строения органов, их анатомии.

(2) психофизики:

_внешней – изучала соотношение между психическим и физическим,

_внутренней - изучала соотношение между душой и телом.

(3) психометрии – измеряла скорость протекания психических процессов.

1.1. Чарльз Белл и его экспериментальные исследования
в области физиологии.

 

Английский анатом, физиолог, врач Чарльз Белл (1774-1842) экспериментально установил различия между передними и задними корешками спинного мозга. По функции передние корешки содержат моторные нервы с двигательной функцией, а задние включают чувственные нервы. Это намечало аналитическую основу рефлекторной дуги, каждая часть которой получила анатомическое обоснование: проведение возбуждения по чувственному нерву, переработка в нервном центре, передача по эфферентному нерву к органу движения. Т.е. открытие Беллом того, что спинной мозг построен по принципу рефлекторной дуги, вошло в науку (рефлекторная схема Декарта подтвердилась) и было названо открытием «Белла-Мажанды» (Франсуа Мажанди (1783-1855) // сделал тоже открытие).

Белл показал регулирующую роль мышц в осуществлении движения. Выделил нервы, которые идут от мышц в мозг, сигнализируя о характере выполненного движения, т.е. сформировал идею «нервного кольца» органов чувств. Если происходит разрыв части круга, то это нарушает движение, может привести либо к параличу, либо к нарушению координации. Это открытие было забыто современниками, а затем вновь открыто в 30-х гг. ХХ в.

Белл описал факт, который называется «реципрокная иннервация мышц-антагонистов» – мышцы-сгибатели сокращаются, мышцы-разгибатели расслабляются.

Открытия Белла углубили представления о функции нервной системы, позволили лучше понять нервный механизм поведения.

1.2. Иоганнес Мюллер и его доктрина специфической энергии
органов чувств.

Иоганнес Петер Мюллер (1801-1858).

Основной труд «Руководство по физиологии человека» (1833-1840) содержит данные о физиологии н.с., о рефлекторном акте и рефлекторной работе спинного мозга.

Выдвинул закон о «специфической энергии органов чувств»: ощущения вызываются в нервном волокне соответственно природе этого волокна, а не внешнего стимула, действующего на это волокно (рецептор). Т.е. глаз может воспринимать только свет, а не физическое/ химическое воздействие. Н: жмем на закрытый глаз, а глаз это действие воспринимает как свет, появляются пятна перед глазами. Получается, что в случае действия неэффективного стимула на нервное волокно (рецептор) имеем иллюзию.

«+» Теория Мюллера в развитии физиологических знаний неслучайна, т.к. в то время было много необъясненных фактов в специфике органов чувств, он как раз и пытался их разрешить.

«-» Игнорировал зависимость чувственных образов от объективных свойств внешнего мира, что приводило к заблуждению о том, что все богатство чувственных качеств произведено только от физических свойств н.с.

 

1.3. Работа Эрнеста Вебера в области физиологии органов чувств.

 

Эрнест Генрих Вебер (1795-1878) профессор анатомии и физиологии Лейпцигского университета. В работе «Об осязании» (1834) выделял 3 рода кожных ощущений:

1) давление,

2) температура,

3) локализация.

Для изучения локализации разработал специальный прибор – эстезиометр (Циркуль Вебера). С помощью него измерялось минимальное расстояние между ножками циркуля, чтобы их прикосновение вызвало раздельные ощущения. Установил, что при действии 2-х раздражителей на кожу они различаются как разные, если находятся на определенном расстоянии друг от друга. Это расстояние различно для различных участков кожи. Т.е. кожа обладает разной чувствительностью к локализации прикосновений.

Большое значение уделял измерению порогов чувствительности. Чтобы произошла разница в ощущениях, новый раздражитель должен находится в известном отношении к исходному. Это отклонение для каждого органа чувств постоянная величина (закон Вебера), устанавливается опытным путем.

 

1.4. Работа Германа Гельмгольца о слуховых ощущениях. Теория бессознательных умозаключений.

 

Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821-1894) в статье «Измерение скорости нервного возбуждения» в 1850 г. опубликовал результаты экспериментальных исследований по измерению скорости распространения нервного возбуждения по нерву, которое составляет приблизительно 120 м/сек.

В 1851 г. изобрел офтальмоскоп для исследования глазного дна. Результаты этого исследования вылились в работу «Физиологическая оптика», где были представлены физика света, анатомия органов зрения и сформирована теория восприятия и теория бессознательных умозаключений.

В 1863 г. в работе «Учение о слуховых ощущениях» представил физические характеристики звука, анатомию и физиологию органа слуха, сформировал резонансную теорию слуха.

Т.о. к 60-м гг. было изучено 3 органа чувств: осязание (Вебер), зрение, слух.

Теория бессознательных умозаключений вытекает из общей теории зрения. Многие факты говорят о том, что перцептивные акты определяются характеристиками объекта. В них содержится значительная часть опытных данных. На зрительное восприятие влияет опыт.

Бессознательные умозаключения – приобретенные в опыте, путем многократного повторения, ассоциации, синтез сенсомоторных компонентов. Умозаключения возникают на бессознательном уровне при помощи индукции (Н: куст в темноте воспринимаем как маньяка).


Тема 8. Выделение психологии в самостоятельную науку

(самостоятельно)

 

Тема 9. Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областей (самостоятельно)

 

Тема 10. Кризис в психологии. Бихевиоризм (2ч)

 

1. Причины кризиса в психологии в начале 20 века.

2. Бихевиоризм, его основатели, предмет, задачи и методы.

3. Необихевиоризм (Э Толмен, К халл).

4. Особенности оперантного бихевиоризма Б.Ф. Скинера.

 

1. Причины кризиса в психологии в начале 20 века.

 

В истории ψ, в период ее существования как самостоятельной науки, выделился период открытого кризиса (с начала 10-ых до сер. 30-ых гг. 20 века).

Кризис центрировался вокруг проблем сознания и являлся итогом развития ψ как науки о сознании.

Основной причиной кризиса явилось то, что:

1) психология, возникшая как наука о сознании, не смогла превратить сознание в предмет детерминистического и экспериментального анализа, т.к. проблема сознания изучалась субъективными методами (интроспекция), используя которые нельзя было объективно определить структуру сознания. В связи с этим возникла необходимость в выделении нового предмета, методов и принципов психологии.

2) Кроме собственно ψ-их проблем, кризис основывается на возникновении в то время экономических и социально-политических противоречий в обществе (1-ая мировая война 1914- 1918 гг). Сложная социальная ситуация стала причиной обострения противоречий между личностью и обществом, т.е. между биологической природой человека и требованиями морали со стороны общества (вера в духовные ценности была утрачена). В философии на смену рационалистическому направлению приходит направление иррационализма, представленное работами А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

3) В начале 20 в. в физике и химии были сделаны большие открытия, также происходит взрыв научного творчества, который приводит к изменению в понимании положения человека в научной картине мира.

В такой ситуации психология вступила в период открытого кризиса, основным итогом которого явилось формирование новых психологических школ:

1) бихевиоризм,

2) гештальт психология,

3) необихевиоризм.

Каждое из этих направлений боролось против старой интроспективной психологии.

2. Бихевиоризм, его основатели, предмет, задачи и методы.

 

Бихевиоризм – направление в психологии, возникшее в США в 20 веке (от англ. слова behaviour – поведение).

Основоположник Б. – американец Джон Уотсен (1878 –1958).

Основные идеи Б. по Дж. Уотсону:

· Предмет изучения в Б. ψ – поведение человека и его активность (в старой ψ – сознание).

· Метод изучения в Б. – наблюдение – объективный метод (в старой ψ – интроспекция – субъективный метод).

Поведение может быть объяснено из отношения между непосредственно наблюдаемым стимулом или воздействием и непосредственно наблюдаемой реакцией на это воздействие, которое выражается в формуле:

 
 

Sтимул Rеакция

· Основная задача Б.: изучение самого акта поведения, возможностей его прогнозирования и управления поведением. Т.е. по Уотсону всеми реакциями человека (как интеллектуальными, так и эмоциональными) можно управлять, а законы поведения человека формируются в основном под влиянием внешней среды, т.е. поведение – результат обучения, поэтому необходимо изучать навыки и научение.

 

3. Необихевиоризм (Э. Толмен, К. Халл).

 

Дальнейшую разработку идей Дж. Уотсона продолжили необихевиористы Эдвард Чейс Толмен (1886 1959) и Кларк Халл (1884 – 1953).

Толмен ввел понятие о «промежуточных переменных», имея в виду совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на ответную реакцию при действии определенного стимула на организм человека, что выражается в формуле, которую ввел Халл:

       
   

S Организм R

Причем поведение по Толмену это не цепочка отдельных реакций, а целостная система (молярная, а не молекулярная), т.е. поведение не сводится к двигательным навыкам, напротив, организм, осваивая обстановку, строит познавательную карту пути по которой нужно следовать для решения задачи.

3 класса промежуточных переменных:

1) потребности, системы ценностных мотивов, предпочтение одних объектов другим,

2) бихевиоральное поле (ситуация, в которой совершается действие),

3) внутренние процессы, включающиеся между стимулом и реакцией.

Свои опыты, направленные на изучение процесса научения и подкрепления, проводил на животных и результаты распространял на объяснение поведения человека (т.к. считал, что законы поведения общие для всех живых существ), т.е. разделял биологизаторские позиции Уотсона.

4. Особенности оперантного бихевиоризма Б.Ф. Скинера.

 

Отдельную линию в развитии Б. представляет теория оперантного Б. Берхауза/Берреса/ Фредерика Скиннера (1804 – 1890).

Личность – сумма паттернов, или реакций поведения. Каждая поведенческая реакция основывается на предыдущем опыте.

Сохраняя формулу Уотсона Скиннер формулирует положение о 3-х видах поведения:

1) безусловно рефлекторное

2) условно рефлекторное

3) оперантное

Первые два вида вызываются стимулами и называются респондентами, т.е. отвечающим поведением, это рефлекторное поведение, которое не может обеспечить полного приспособления организма к окружающей среде.

Реакции которые не вызываются непосредственно стимулом, а выделяются организмом самопроизвольно Скинер назвал оперантными. Именно они преобладают в адаптивном поведении животного и человека.

В соответствии с 2-мя формами реакций (рефлекторной и оперантной), различают:

1) реактивное обуславливание – рефлекторное поведение которое вызывается непосредственным стимулом)

2) и оперантное обуславливание (новая реакция не вызывается стимулом, а возникает самопроизвольно и, будучи подкреплена, усиливается). Оперантные реакции рассматриваются как активное поведение:

       
   

R S R

Работы Скинера послужили для разработки тренинговых программ по коррекции поведения, его работы положены в основу программированного обучения, т.е. пошагового выполнения учащимися заданий и упражнений.


Тема 11. Гештальтпсихология (2ч)

 

1. Причины появления гештальтпсихологии.

2. Основоположники гештальтпсихологии.

3. Теория поля Курта Левина.

 

1. Причины появления гештальтпсихологии.

 

Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – целостный образ, структура) – одно из направлений периода открытого кризиса.

Данное направление, как и бехивеоризм, возникло как реакция на атомизм и механицизм всех разновидностей старой ассоциативной психологии (ψ Вундта) (смотри 1 вопрос темы № 9).

Образ гештальта – не равен сумме слагающих его сенсорных элементов.

Понятие «гештальт» было введено Х. Эренфельсом в 1890 г. при исследовании восприятий. Он выделил специфический признак гештальта – свойство транспозиции (переноса): мелодия остается той же при переводе ее из одной тональности в другую, образ квадрата остается неизменным независимо от его размера, положения и окраски. Но Эренфельс не развил теории гештальта и остался на позициях ассоцианизма.

 

2. Основоположники гештальтпсихологии.

 

Началом гештальтпсихологии считают работу германского исследователя Макса Вертгеймера /Вертхаймера/ (1880 –1943) «Экспериментальное исследование восприятия движения» (1912 г.), которую он выполнил вместе с Куртом Коффкой (1886 – 1941) и Вольфганом Келером (1887 – 1967).

Сущность этой работы: световые вспышки (вертикальная и горизонтальная линии/ прорези) м.б. дифференцированы человеком, только если экспозиция (временной интервал) между ними составляет не менее 0,66 сек (явление фи-феномена). При меньшем времени подачи сигналов возникает эффект движения. Это объяснялось тем, что при возбуждении в мозгу пункта «А», а затем пункта «В» между ними, в образовавшемся поле, возникает короткое замыкание и возбуждение передается из п. «А» в «В».

Вывод:

Части и целое – понятия относительные.

В Г.ψ. части составляют взаимосвязанное целое и не могут рассматриваться изолированно (восприятие=целостный образ – гештальт- предмет исследования в Г.ψ), как в ассоцианизме (восприятие=сумма ощущений – сумма свойств/ частей образа).

Центральной в Г.ψ. является проблема целостности и целостного подхода (первичными данными психики являются целостные структуры – гештальты).

                       
           

Н: на рисунке 1 испытуемые видят не отдельные линии и точки, а группы элементов, разделенные интервалом.

......

 

Гештальтам присущи свои собственные характеристики и законы:

1 закон «фигуры и фона» открыл Э. Рубин в 1915 г.: зрительное поле делится на фигуру и фон.

Фигура – замкнута, оформлена, обладает живостью и занимает главенствующее положение в поле.

Фон – служит общим уровнем на котором выступает фигура, он аморфен и кажется расположенным за фигурой (Н: ваза – лица).

 
 

2 закон «прегнантности» - выражается тенденция перцептивной организации, внутренней упорядоченности, ведущей в ситуации неоднозначных стимульных конфигураций к «хорошей» фигуре, упрощению восприятия:

 
 

_видим как целостный образ, т.к. прямоугольная фигура лучше, чем ее элементы по отдельности.

_видим как разные фигуры, соединенные боковой линией (фигуры по отдельности лучше структурированы).

 
 

3 закон «дополнение до целого» – если фигура не закончена, в восприятии мы стремимся видеть ее как целое:

Это объясняется принципом изоморфизма – подобия физического, физиологического и психологического.

В 1917 г. В. Келер распространил принципы структурности на объяснение мышления: интеллектуальное решение состоит в том, что элементы поля (гештальты), прежде не связанные между собой, начинают объединяться в некоторую структуру, соответствующую проблемной ситуации. Структурирование поля происходит внезапно в результате инсайта/ озарения, при условии, если все элементы, необходимые для решения задачи человека находятся в поле его восприятия.

Понятие инсайта – ключевое в Г.ψ., ему был придан универсальный характер, он стал основой объяснения адаптивных форм поведения (первично – понимание, вторично – двигательное приспособление, в противоположность бихевиоризму и его концепции проб и ошибок).

1920 г. выступает с идеей о том, что физический мир, также как и психологический, подчинен принципу гештальта.

В 1921 г. К. Коффка попытался приложить общий принцип структурности (Н: структура: темное - светлое, дрессировка кур) к фактам психического развития, и построить на его основе теорию психического развития в фило- и онтогенезе.

Развитие человека состоит в усложнении примитивных форм поведения, образовании более сложных фигур и в усложнении связей между ними.

Немецко-американский психолог Фриц (Фредерик) Перлс (1893 – 1970) – основатель направления современной психотерапии – гештальттерапии (индивид=организм/ контактная граница/ среда. Контакт – формирование гештальта, уход – завершение. Препятствие для личностного роста – незавершкнные гештальты).

3. Теория поля Курта Левина.

 

Важную область Г.ψ. составили исследования в области потребностей, воли, аффектов, связанные с именем немецкого психологи Курта Левина (1890 – 1947).

Основные учения взяты из физики о поле, где каждый объект взаимодействует с другими, и изменение напряжения в одном из объектов порождают тенденцию к устранению этого напряжения и восстановлению динамического равновесия.

Левин сосредотачивает внимание на проблеме человеческих побуждений (категорий мотива). Он исходит из того, что основанием человеческой активности, в любых ее формах является намерение – потребность, т.е. стремление, тенденция выносить/ осуществлять к-либо цель, которая ставится либо самим субъектом, либо исходит от какого-то другого. Эти потребности он назвал квазипотребностями для того, чтобы отличать их от биологических.

Эти потребности создают в личности систему напряжений – эта система стремится к разрядке. Разрядка потребностей осуществляется в определенной ситуации. Эта ситуация называется психологическим полем. Каждая вещь в психологическом поле характеризуется не по своим физическим свойствам, а по способности вступать/ реализовывать потребности субъекта.


Тема 12. Глубинная психология

 

Глубинная психология – психологическое направление, которое включает:

1. психоанализ З. Фрейда (является центральным течением в глубинной психологии),

2. концепцию индивидуальной психологии А. Адлера,

3. аналитическую психологию К. Юнга.

Глубинная психология выдвигает идею о независимости психики от сознания. Сознание присуще психике лишь в отдельные моменты, поэтому поведение человека определяется не столько его сознанием, сколько бессознательным.

Исходя из этого, делаем вывод:

Предмет глубинной ψ. – глубинные, бессознательные структуры психики.

Метод их исследования – психоанализ.

1. Зигмунд Фрейд и психоанализ (2ч)

1.1. Этапы развития психоанализа.

1.2. Основные положения учения З. Фрейда.

1.3. Психоаналитические методы.

 

1.1. Этапы развития психоанализа.

 

Психоанализ возник в начале 90-ых гг. 19 в. Его основателем является австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856 – 1939).

З. Фрейд окончил медицинский факультет Венского университета, работал практикующим врачом в Вене, эмигрировал в Англию в 1938, где и умер через год.

Ядром психоанализа Фрейда является учение о бессознательном, которое в течении научной деятельности Фрейда претерпело существенные изменения. Это позволило выделить 3 этапа/ периода в его учении:

1-ый период (1897 – 1905) – психоанализ Фрейда является методом лечения неврозов (Метод гипнотического внушения, использующийся французскими неврологами Ж. Шарко и И. Берингеймом, не всегда помогал в лечении неврозов. Фрейд для отреагирования «ущемленных аффектов» предложил толкование сновидений, ассоциаций и двигательных растройсив.).

Психоанализ Ф. приобретает популярность, вокруг него формируется кружок из последователей.

2-ой период (1906 – 1918) – фрейдизм превращается в общепсихологическое учение о личности и ее развитии. Психические процессы описываются с 3-х точек зрения: 1) динамической 2) топической (3 сферы психики: сознательное, предсознательное, бессознательное) 3) экономической.

Психоанализ распространяется в Америке.

От Фрейда отходят его первые сотрудники А. Адлер (1911) и К. Юнг (1912).

3-ий период (1919 – 1939) – концепция Фрейда получает свое философское завершение. Изменяется учение о влечениях. Структура личности теперь состоит из трех инстанций: «Я», «ОНО», Идеал-Я».

1.2. Основные положения учения З. Фрейда.

 

В результате развития в онтогенезе, с накоплением жизненного опыта у человека складывается структура личности: «Я», Сверх-Я» и вытесненное «ОНО». Отличать от структуры психики: сознательное, предсознательное, бессознательное.

«ОНО» - первоначальная, основная, центральная и наиболее архаичная (древняя) часть личности;

- служит источником энергии для всей личности и является бессознательной;

- поверхностно охвачено «Я».

«Я» – развивается из «ОНО», но в отличие от него находится в постоянном контакте с внешним миром.;

развиваясь, «Я» обретает контроль над требованиями «оно», решая, будет или нет, реализована та или иная инстинктивная потребность.

«Сверх-Я» – развивается из «Я» и является судьей и цензором деятельности «Я».

– это хранилище выработанных обществом моральных установок и норм поведения.

– «сверх-я» ребенка формируется по модели «сверх-я» родителей.

Основная цель взаимодействия всех 3-х систем – поддерживать/ восстанавливать оптимальный уровень динамического развития душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя до минимума не удовольствие.

От напряжения, испытываемого под действием различных сил, «Я» оберегает себя с помощью таких защитных механизмов, как:

_вытеснение, _проекция,

_отриццание, _изоляция,

_рационализация, _регрессия,

_реактивное образование, _сублимация (смотри подробнее Марцинковская с. 346 –347).

 
 

Инстинкты - силы, побуждающие человека к действию.

Физический аспект Психический – желания

инстинкта – потребности.

2 группы инстинктов:

1) сексуальные (телесные удовольствия вообще),

2) деструктивные (разрушающие жизнь).

Инстинкты – каналы, по которым протекает энергия, подчиняющаяся своим собственным законам. По Ф. каждому из этих инстинктов присущ свой источник энергии:

1) либидо (энергия присуща инстинктам жизни),

2) мартидо (энергия присуща инстинктам смерти).

Катарсис – процесс помещения либидозной/ противоположной ей энергии мартидо в различные сферы психической жизни (действие катектирование).

Катектированое либидо перестает быть подвижным и уже не может перемещаться к новым объектам, оно укореняется в той области психической сферы, которая удерживает его.

Задача психоаналитика – понять непропорциональность котектирования либидо и перераспределить его.

В зависимости от распределения либидо Ф. выделяет периоды развития ребенка:

1) оральная. Основная потребность ребенка после рождения до года находится в полости рта и связана с потребностью в питании.

2) анальная (от1 г. до 3 лет). Ощущение удовольствия. Ребенок особое внимание сосредотачивает на акте уринации и дификации, т.е. либидозная энергия сосредоточена в области заднего прохода.

3) фаллическая (от 3 до 5 лет). Связана с открытием у ребенка своей половой принадлежности. Ребенок впервые обращает внимание на наличие или отсутствие половых ж./ м. органов.

Желание девочки иметь м. половой орган и осознание того, что его нет – критический период в развитии женщины. В этот период детства сексуальность достигает вершины и нередко связана с непосредственным раздражением гениталий.

Мальчик влюбляется в мать и ревнует отца, которого одновременно и любит (эдипов комплекс). Девочка любит отца и ревнует мать (комплекс электры). Выходом из этого конфликта является идентификация себя с конкурирующим родителем. Так, через механизм идентификации, формируются основы морали («Супер эго») и возможности активного подавления сексуальных желаний.

4) латентная (6-12 лет). Либидо отрывается от тела, сексуальное напряжение спадает, ребенок переключается на спорт, учебу, внешнюю деятельность.

5) генитальная (подростковый и юношеский возраст). Либидо возвращается в тело. Максимальное сексуальное удовлетворение.

Стадии всегда следуют друг за другом, но м.б. возвращение на предыдущую стадию в результате психической травмы, т.е. возможность регрессии.

1.3. Психоаналитические методы.

 

1) метод анализа свободных ассоциаций,

2) метод толкования сновидений,

3) метод анализа ошибочных действий повседневной жизни (описки, оговорки, утрата вещей и т.п.).

(смотри подробнее Ждан с. 280-281)


Тема 13.

2. Индивидуальная психология А. Адлера

 

2.1. Дальнейшее развитие А. Адлером психоаналитического направления.

2.2. Чувство неполноценности и его анализ в индивидуальной психологии А. Адлера.

2.3. Роль индивидуальной психологии в воспитании ребенка.

2.1. Дальнейшее развитие А. Адлером психоаналитического направления.

 

Альфред Адлер (1870 – 1937) образовал собственную концепцию, по которой развитие личности обусловлено не сексуальными влечениями (Фрейд), а чувством неполноценности и необходимостью его компенсировать.

2.2. Чувство неполноценности и его анализ в индивидуальной психологии А. Адлера.

 

Согласно Адлеру индивид из-за дефектов в развитии его телесных органов испытывает чувство неполноценности, что формирует у него «комплекс неполноценности». Чувство неполноценности – нормальное чувство, оно является стимулом психического развития индивида. Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других, индивид актуализирует свои творческие способности:

Если стремление к самоутверждению включает в себя общественные интересы, то развитие личности принимает конструктивный характер («+»).

Если же цель предполагает борьбу за личное превосходство (лишена социального интереса), то такая цель не приносит удовлетворения индивиду, деформирует его жизненный стиль и в конечном итоге приводит к неврозу («-»).

Т.о. движущими силами психического развития является компенсация («+» - компенсация за счет др. людей, «-» - тревожность, завистливость, неуверенность в себе) и сверхкомпенсация («+» – стремление обратить свои знания на пользу других, «-» - стремление к власти, унижению других).

2.3. Роль индивидуальной психологии в воспитании ребенка.

       
   

Общественно значимая (+) конструктивное развитие

               
   
       
 
 

Чувство цель жизненный стиль

неполноценности

личностная, направленная на себя (-) деструктивное р.

С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели.

Цель вырабатывается индивидуально и задает ту целостную индивидуальную личностную структуру, которую Адлер называет стремлением жизни. Эти важнейшие образования складываются к 4-5 годам, т.е. стиль жизни сугубо индивидуальный способ достижения человеком своих целей.

По Адлеру 3 цели:

1) работа,

2) дружба,

3) сембя (любовь).

Здоровый человек, имеющий конструктивный жизненный стиль, владеет кооперацией, т.е. умеет совмещать все 3 цели, умеет сотрудничать с другими.

К факторам влияющим на деформацию жизненного стиля Адлер относил:

_органическую неполноценность,

_избалованность,

_отверженность (нелюбовь родителей).

Когда чувство неполноценности выражено, а социальный интерес – нет, то индивид стремится к личному превосходству, т.к. в глубине души он не уверен, что может успешно сотрудничать с окружающими. Такие люди не приносят обществу ничего ценного, т.к. фиксированы на себе, а это ведет к поражению, чувству неудовлетворенности и неврозу.

По Адлеру, воспитание в детях упорства и самостоятельности, терпения, отсутствие бессмысленных наказаний и принуждений способствует укреплению в ребенке веры в себя.

Т.О. решающее значение в формировании личности Адлер придавал влиянию общественных интересов на формирование жизненного стиля человека (Фрейд – сексуальным факторам, Юнг – первичным типам мышления).

 

3. Аналитическая психология К. Юнга

 

Карл Густав Юнг (1875 – 1961) – швейцарский психолог. Сохраняет деление психики на сознательное и бессознательное (как и Фрейд), но развивает учение о 2-х системах бессознательного:

1 )личное – поверхностный слой психики, включающий весь опыт, все знания, все переживания, приобретенные нами в повседневной жизни (проявляется в снах и фантазиях).

2) коллективное – (отводил ему главную роль) содержит в себе весь опыт развития человечества и передается от поколения к поколению.

По Юнгу психика ребенка при рождении не является чистой доской, а содержит в себе определенные структуры (архетипы), которые в дальнейшем влияют на развитие ребенка. Эти архетипы составляют основу коллективного бессознательного. Архетип – форма без собственного содержания, которая организует и направляет психические процессы (это как сухое русло реки). Архетипы проявляют себя в символах, в образах героев, в обрядах и т.д. (Н: архетип Я, архетип матери/ отца).

Юнг относил к архетипам и основные элементы структуры личности:

Персона – визитная карточка «Я»: манера говорить, мыслить, одеваться, характер, социальная роль, маска.

Эго – центр сознания, поэтому оно играет основную роль в нашей жизни (сознательной). Создает ощущение осознанности и последовательности наших мыслей и действий.

Тень – центр личного бессознательного, желания, стремления, потребности, переживания, которые отрицаются индивидом, как несоответствующие моральным требованиям.

 
 

Персона

       
   
 
 

Коллективное бессознательное

Анима (у м. феминистическое содержание) и анимус (маскулинное у ж.) – представление о себе как о м./ ж., вытесненное в бессознательное, как нежелательное для данного индивида.

Самость – соединяет сознательную и бессознательную части души, так чтобы они дополняли друг друга.


Тема 14. Неофрейдизм

 

1. Неофрейдизм и причины его возникновения.

2. Неофрейдизм Карен Хорни.

3. Неофрейдизм Г. Салливена.

4. Радикально-гуманистический психоанализ Э. Фромма.

1. Неофрейдизм и причины его возникновения.

Неофрейдизм – направление в зарубежной психологии, возникшее в начале 30-ых годов. Истоком неофрейдизма были идеи З. Фрейда, поэтому неофрейдизм считается социально ориентированной формой психоанализа.

Основные представители неофрейдизма: К. Хорни, Э. Салливен, Э. Фромм.

В начале 30-ых годов группа западноевропейских аналитиков (К. Хорни, Э. Фромм) переехала в США в связи с обострением политической ситуации в Европе (приход фашизма/ Гитлера, запрещение психоаналитических обществ). Данная ситуация, однако, придала их учениям новую направленность. Изучение людей показало, что их душевная травма зависит не от сексуальных переживаний детства (как у Фрейда), а от реальной угрозы в условиях фашизма и экономического кризиса. Перед глазами психоаналитиков проходили люди с совершенно другими симптомами, не с теми с которыми работал Фрейд в конце 19 в. нач. 20 в. Симптомы новых больных были обусловлены социальными причинами. Поэтому возникла необходимость в изучении не только семейных драм, но и результатов действия соц. факторов, так возник неофрейдизм, как социально ориентированная форма психоанализа.

 

2. Неофрейдизм Карен Хорни.

 

Карен Хорни (1885-1952) выступила с социологизированным вариантом Фрейдизма, в котором поставила проблему социальной, культурной обусловленности формирования характера человека и неврозов.

Под влиянием опыта врачебной работы и общения с Э. Фроммом Пришла к выводу о роли культурных факторов в возникновении неврозов. Неврозы вызываются нарушениями человеческих взаимоотношений. В книге «невротическая личность нашего времени» она выступает с критикой ряда положений учения Фрейда:

_пан сексуализм (распространение секса на все уровни жизни);

_эдипов комплекс (мальчик любит мать, девочка – отца);

_деление психики на «Я», «Сверх-Я», «Оно» и т.д.

Но в целом, Хорни не отказывается от наследия Фрейда. Она лишь заменяет Фрейдовскую биологизаторскую позицию на социологизаторскую. По Хорни все человеческие отношения в семье между родителями, в обществе, в любви имеют характер соперничества. Постоянная необходимость сравнивать себя с другими, с одной стороны, и реальная возможность своего неуспеха с другой стороны вызывают тяжелые переживания, страх перед возможной неудачей, чувство неполноценности, зависть и тревогу.

Т.о. Хорни подчеркивает роль культуры и противоречий вызываемых ею: с одной стороны культура стимулирует потребности, с другой – налагает большие ограничения (экономические, юридические), которые усиливают подавление наших потребностей вызывая тем самым




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.