Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работник юридического труда должен знать, что в принципе любые эмоции могут в зависимости от обстоятельств усиливаться и доходить до аффекта




Жизнь современного человека полна всевозможными ограничениями и запретами, и любые препятствия на пути удовлетворения его желаний вызывают естественные ответные эмоциональные реакции.

Стресс может возникать под действием монотонности трудового процесса, длительной изоляции, одиночества, неудачного выбора профессии, межличностных конфликтов и т. п. Сильным стрессов может явиться реально воспринимаемая человеком угроза его жизни, здоровью, благополучию, а также аналогичная угроза его родным и близким, экологическая катастрофа.

Состояние эмоциональной напряженности, возникающее в условиях конфликта как следствие противоречия между удовлетворенными желаниями и существующими в обществе ограничениями и запретами, получили название фрустрации. В буквальном переводе фрустрация – это обман, лишение чего-либо обманным путем, крушение планов.

В конфликтных ситуациях типичными эмоциональными реакциями на действие фрустраторов являются: а) агрессия, в том числе в виде так называемых замещающих действий, нередко направляемых на совершенно посторонние объекты (так называемая реакция замещения); б) депрессия, сопровождаемая беспочвенными самообвинениями, которые могут перерасти в аутоагрессию с попытками самоубийства, причинения себе боли, увечий.

Эмоции и чувства, как и другие психические явления, представляют собой различные формы отражения реального мира. В отличие от по­знавательных процессов, отражающих окружающую действительность в ощущениях, образах, представлениях понятиях, мыслях, эмоции и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается ими, другие — огорчают или вызывают от­вращение, третьи — оставляют равнодушным. Таким образом, отраже­ние в мозгу человека его реальных переживаний, то есть отношение субъекта потребностей к значимым для него объектам, принято назы­вать эмоциями и чувствами.

Деятельность работников юридического труда нередко протекает в ус­ловиях высокого нервного напряжения. Поэтому юристу необходимо уметь управлять своими эмоциями и чувствами в целях сохранения работоспособности в любых условиях.

Эмоция (от лат. «волновать», «возбуждать») — это переживание чело­веком своего личного отношения к реальной деятельности. Следует отметить, что некоторые эмоции человека совпадают с эмоциями жи­вотных, например ярость и страх. Однако ввиду наличия разума, а также особенных потребностей на базе эмоций у человека сформировались более сложные переживания, то есть чувства.

Термин «эмоция» обозначает конкретную, относительно элементар­ную форму переживания чувств. Источники эмоций и чувств следует искать в объективной действительности, в соответствии или несоответ­ствии предметов, явлений, вещей реального мира потребностям и целям личности. Многообразные положительные эмоции и чувства (радость, удовольствие и т. п.) возникают при удовлетворении потребностей человека, и, наоборот, препятствующие отрицательные эмоции и чувства вызываются при неудовлетворении потребностей личности. Если пред­меты и явления окружающего мира не связаны с целями и удовлетворе­нием потребностей человека, то они не вызывают его эмоционального отношения, являются безразличными для него,

Несмотря на то, что эмоции и чувства как переживания тесно взаи­мосвязаны, они имеют существенные различия.

Переживания, связан­ные с удовлетворением (или неудовлетворением) потребностей орга­низма в пище, защите от холода, во сне, в самосохранении, относятся к эмоциям. Эмоции, как мы уже отмечали, присущи людям и живот­ным.

Однако эмоции человека существенно отличаются от эмоций животных: они в известной степени перестроены под влиянием соци­ального опыта. От условий общественной жизни зависят как формы проявления эмоций у человека, так и способы достижения целей и удовлетворения тех потребностей, с которыми связана та или иная эмоция.

В процессе общественно-исторического развития социальной жизни людей в сфере их переживаний появляется особая форма и отражения и отношения к окружающему миру — чувства, специфически человечес­кие переживания, возникающие на основе удовлетворения или неудов­летворения потребностей человека как личности (таких, как потребнос­ти в общении, в познании, эстетические и т, п.).

Чувства, например, товарищества, стыда и совести, долга и ответственности и т. д. присуши только человеку как общественному существу. Своеобразие эмоций и чувств проявляется в особой субъективности, зависящей от личност­ной значимости воздействующих на человека предметов и явлений окружающей действительности.

Один и тот же предмет, ситуация, слу­чай, преступление в разное время могут вызывать у человека различные переживания, эмоции, чувства. Это свидетельствует о сложной взаимо­связи эмоций и чувств с потребностями и целями человека и объясняет источник субъективности эмоций и чувств.

В чувствах и эмоциях более рельефно, чем в познавательных процес­сах, проявляются наиболее существенные особенности личности. В от­личие от познавательных процессов эмоции и чувства нередко прояв­ляются и во внешнем поведении: в выразительных движениях лица (мимике), тела (пантомиме), в жестах, интонациях и тембре голоса.

Эмоции и чувства характеризуются полярностью и пластичностью. Каждой эмоции и любому чувству противостоят противоположные пе­реживания, между которыми существует множество переходов. Так, радости противостоит горе, любви — ненависть, коллективизму — эго­изм и т. п. Вместе с тем одни и те же эмоции и чувства могут пережи­ваться человеком с различной глубиной, в зависимости от вызвавших их причин и особенности деятельности, совершаемой личностью.

Для эмоций и чувств характерно и то, что личностная и общественная оценки испытываемых человеком переживаний могут при определенных условиях не совпадать.

Физиологической основой эмоций и чувств являются сложные взаимодействия процессов, протекающих как в организме в целом, так и в мозгу (подкорке, вегетативной нервной системе и в коре головного мозга). При этом соотношение деятельности коры и подкорки в эмоциях и чувствах различно. И.П. Павлов говорил по этому поводу: ".. эмоция — это есть работа инстинкта, а чувство — горечь, печаль и т. д. — это уже статья другая, это связано с затруднением деятельности больших полушарий, чувства связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе

Изменения, происходящие в организме при тех или иных эмоциях и чувствах, передаются в кору и другие отделы головного мозга, влияют на протекание нервных процессов, положивших начало эмоции и чувст­ву. Особо важную роль в управлении эмоциями и чувствами и их внешним выражением играет вторая сигнальная система, то есть образу­ющиеся в коре головного мозга нервные связи под влиянием слова.

В данном случае сфера человеческих переживаний значительно рас­ширяется, эмоции и чувства начинают развиваться под влиянием об­щественных условий, приобретают социальный характер. Слово позво­ляет человеку усваивать эмоциональный опыт других людей, содержа­ние и форму выражения эмоций и чувств. С его помощью человек может осознавать и регулировать свои переживания, подчинять их требовани­ям долга, оказывать влияние на эмоции и чувства других людей и т. д.

Виды эмоций.

Эмоции и чувства отличаются большим разнообразием. Все они под­разделяются на две группы: активизирующие деятельность — стенические и подавляющие, угнетающие жизнедеятельность — астенические. Однако одно и то же чувство или эмоция могут в зависимости от обстоятельств активизировать или подавлять деятельность человека. На­пример, радость, вызванная поощрением руководителя, у одного со­трудника юридического труда является стимулом к дальнейшей доб­росовестной работе, а на другого действует демобилизующе, мешает сосредоточиться на расследовании конкретного уголовного дела. Влия­ние эмоций и чувств на жизнедеятельность человека нельзя не учиты­вать в воспитательной работе с сотрудниками правоприменительных и правоохранительных органов.

В процессе развития человека на практике сложились системы поло­жительных и отрицательных эмоций.

Положительные эмоции: удовлетворение, радость, восторг, ликова­ние, гордость, восхищение, самодовольство, уверенность, удовлетворен­ность собой, уважение, доверие, симпатия, нежность, любовь, благодар­ность, спокойная совесть, облегчение, безопасность, злорадство и др.

Отрицательные эмоции: горе (скорбь), неудовольствие, тоска, печаль, скука, отчаяние, огорчение, тревога, испуг, страх, ужас, жалость, со­страдание, разочарование, обида, гнев, презрение, негодование, непри­язнь, зависть, ненависть, злость, ревность, сомнение, растерянность, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, отвращение и т.д.

Как видно, разделение эмоций на положительные и отрицательные проведено исключительно по принципу удовольствия и неудовольствия, Положительные эмоции, воздействуя на нервную систему, содействуют оздоровлению организма, а отрицательные — его разрушению, ведут к различным заболеваниям.

В жизни человека названные выше эмоции создают у личности различ­ные формы эмоциональных состояний: настроение, страсть и аффект.

Настроение — это самое распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой интенсивностью, значительной дли­тельностью, неясностью и «безотчетностью» переживаний. Юрист-практик должен уметь управлять своим настроением и, если нужно, создавать определенное настроение у объекта воздействия. Для этого ему надо знать причину и обстоятельства, которые вызывают настрое­ние. Их складывается в основном четыре:

1) органические процессы (болезнь, утомление создают пониженное настроение; здоровье, полноценный сон, физическая активность под­нимают настроение);

2) внешняя среда (грязь, шум, спертый воздух, раздражающие звуки, неприятная окраска помещения ухудшают настроение; чистота, умерен­ная тишина, свежий воздух, приятная музыка, соответствующая окраска помещения улучшают настроение);

3) взаимоотношения между людьми (приветливость, доверие и такт со стороны окружающих делают человека бодрым и жизнерадостным; гру­бость, безразличие, недоверие и бестактность угнетают настроение);

4) мыслительные процессы (образные представления, в которых от­ражаются положительные эмоции, создают подъем в настроении; об­разы, связанные с отрицательными эмоциями, угнетают настроение).

Страсть — сильное и глубокое длительное эмоциональное состояние. «Страсть — это энергично стремящаяся к своему предмету сущностная сила человека». Она активизирует это деятельность, подчиняет себе все его мысли и поступки, мобилизует его на преодоление трудностей, на достижение поставленных целей: страсть к любимому делу позволяет достичь исключительных успехов, страсть к борьбе порождает мужество, бесстрашие. Однако страсть может как формировать личность, так и разрушать ее.

Аффект — эмоциональное переживание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности аффекта: а) бурное внешнее проявление; б) кратковременность; в) безотчетность поведе­ния человека во время эффекта; г) диффузность переживания (аффект захватывает личность целиком, ее ум, чувства и волю).

Чувства в отличие от эмоций характеризуются осознанностью и пред­метностью. Выделяют низшие чувства-переживания и высшие чувства-переживания.

Виды чувств. Различают три группы чувств: нравственные, эстетичес­кие и интеллектуальные (познавательные).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.