Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философские направления

Читайте также:
  1. IX. По основным направлениям затрат
  2. Бактериальные интоксикации и микотоксикозы. Основные направления профилактики.
  3. Важнейшие направления улучшения использования основных фондов.
  4. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в.
  5. Взаимно перпендикулярного направления
  6. Внутренние факторы, определяющие направления маркетинга персонала
  7. Вопрос 1. Направления и методы экономического анализа деятельности предприятий.
  8. Вопрос 12. Первые философские (досократические) школы Древней Греции
  9. Вопрос 18. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
  10. Вопрос 21. Рационализм и эмпиризм как направления в философии
  11. Вопрос 8. Социально-философские школы Древнего Китая - конфуцианство
  12. Выбор целевого рынка происходит по трем направлениям.

Основные направления в философии.

Функции философии

1. Мировоззренческая. Философия базируется на определенной системе взглядов на мир и определяет элементы поведения человека в обществе, в отношении к ситуациям, к самой жизни (атеистические, теистические, западные, восточные)

2. Познавательная. Философские суждения основаны на определенном методе познания мира, что позволяет взглянуть на него с позиции системного подхода, накапливать новые знания (связь науки и философии: расширение научных знаний).

3. Критическая. Рациональное обоснование суждений в философии позволяют отбрасывать заблуждения, ошибки, предрассудки, догмы.

4. Прогностическая -возможности формирования новых взглядов, идей (космизм Вернадского, Циолковского, Чижевского - единство человека и космоса).

5. Социально-аксиологическая; культурно-воспитательная и пр.

6. Духовная ориентация человека в мире.Философия - социокультурный феномен, форма которого зависит от исторической эпохи и ее авторского переживания мыслителем. «Кант и Гегель властвовали над умами миллионов людей, которые за всю свою жизнь не прочли ни одной строки из их сочинений и даже не подозревали, что повинуются им» (Швейцер А. Культура и этика. М, 1973. С. 79).

Философское учение - исходная единица историко-философского процесса, си-стема логически связанных воззрений философа. Философские школы- совокупность философских учений, объединенных базовыми идейными принципами (платоники, марксисты). Философское течение - совокупность модификаций идейных принципов, развиваемых разными, нередко конкурирующими школами (неопозитивизм, персонализм). Философское направление – наиболее крупные образования, совокупность философских течений (школ, учений), которые при расхождении, отстаивают общие, принципиально значимые положения. Философские направления существуют на протяжении эпох: материализм, идеализм, эмпиризм, рационализм.

Материализм - направление философии, где в качестве первоначала бытия признается материя (природа). У истоков - Демокрит, но значительную роль материализм играет с эпохи Просвещения в 18 в. (Дидро, Гольбах, Фейербах, Маркс).

Механический материализм - попытка свести движение материи к механическому движению (Ж.Ламетри «Человек-машина», мы все - сложные механизмы).

Вульгарный материализм 19 в (Бюхнер, Фохт, Молешотт) духовные явления отождествляли с физическими состояниями головного мозга. Дух, мышление, соз-нание - продукты деятельности материи. Дух - особо тонкая материя. Психические и сознательные процессы сведены к материальным. Популяризовали естествознание: закон сохранения энергии, дарвинизм, достижения физиологии. Бюхнер считал, что сознание можно обнаружить благодаря нейрофизиологическим процессам в мозге, а содержание сознания зависит от питания. В наше время опора на генетику, физиологию высшей нервной деятельности, искусственный интеллект. Теория сознания превращается в разновидность физики, физиологии, где духовные феномены рассматриваются как телесные, а психические состояния, как физиологические явления.



Диалектический материализм – соединение диалектики и материализма был развит в Советском Союзе. Диалектика – учение о развитии и взаимосвязи сущего, а все сущее есть материя. О духе не говорили. Сознание - свойство высокоорганизованной материи. Материальное единство мира - высший принцип монистического истолкования бытия. Абсолютная первичность материи по отношению к идеальному в гносеологии; относительная противоположность материи и сознания в диалектике.

Стихийный или наивный материализм – греков-натурфилософов называют стихийными материалистами, т.к. в качестве первоосновы мира они называли стихии (Фалес – воду, вода живая, полна богов; Гераклит – разумный Огонь-Логос; Анаксимен – воздух; Анаксимандрапейрон – вечное, неопределенное, беспредельное материальное начало, субстанция всех вещей; Демокрит - атомы), их позиция - гилозоизм (хиле - вещество, материя, зое - жизнь) - вся материя живая. Близки к гилозоизму панпсихизм (пан – все, психея - душа) – все одушевлено; и пантеизм - Бог (идеальное нач.) и природа (матер. нач.) отождествляются: нет Бога вне природы, нет природы вне Бога. Пантеизм возник в эпоху Возрождения (Н. Кузанский, Дж.Бруно), в Новое время его идеи у Шеллинга, Гегеля, Соловьева. Гилозоизм и пантеизм занимают промежуточное положение между материализмом и идеализмом.

Идеализм – философское направление, в основе которого лежит представление о первичности духовного начала, т.е. первоосновой мира, субстанцией является дух. Наивный идеализм– ранние греческие философы, у которых в качестве первоначала бытия выступают некие идеальные разумные сущности или силы (числа – у Пифагора, Мировой ум (Нус) – у Анаксагора, Любовь и вражда – у Эмпедокла).

Объективный идеализм- признание в качестве первоначала некой духовной, идеальной субстанции существующей объективно, т.е. вне и независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой разум и т.д.). Субъект (общество) считается зависимым и даже вторичным по отношению к идеальной духовной субстанции. Объективный идеализм в Древнем мире: Индия (все ортодоксальные школы); Китай (конфуцианство, даосизм); Греция, Рим (Пифагор, Платон, неоплатоники). Завершенную форму обрел в немецкой классической философии (Гегель). Абсолютный дух, философский бог у Гегеля выражен в абстрактных понятиях.

Субъективный идеализм – в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, Я, субъективный дух. Последовательное воплощение субъективный идеализм получил в буддийской философии в Древней Индии. В Новое время основоположником европейского субъективного идеализма был английский философ Джордж Беркли. Его тезис: «Существовать, значит быть воспринимаемым» - связан не только с человеческим восприятием, сколько с божественным – бог вездесущ, всегда воспринимаем, а значит, дает существование. К этому направлению относят также Юма, Канта, сторонников экзистенциализма и феноменологии.

На протяжении истории борьба между материализмом и идеализмом. В эпохи Древнего мира, Средневековья, Возрождения господствует объективный идеализм, в Новое время (18-19в) его потеснил материализм, а в 20в. – субъективный идеализм.

Рационализм(рацио - разум) - направление, считающее разум основой познания и критерием достоверности; мир разумно устроен и познаваем с помощью разума, т.к. в основе мира лежит Разум (Парменид - Логос). Рационалисты Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Признает существование врожденных идей или до-опытных задатков мышления, в которых заключается высший критерий истинности - очевидность, ясность и отчетливость того, что усматривается интеллектуальной интуицией.

Эмпиризм(опыт) или сенсуализм (sensus - чувство, ощущение) противостоит рационализму, признает чувственный опыт определяющим в процессе познания; чувства – единственный источник познания и критерий истины (Демокрит, Эпикур)

Материалистический эмпиризм - направление, признающее основой познания чувственный опыт, а источником опыта - внешний мир, объективную реальность, существующую независимо от сознания (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Локк, Д.Дидро).

Идеалистический эмпиризм - направление, сводящее реальность к ее чувственному восприятию, а опыт - к совокупности ощущений и представлений (идей), выйти за пределы, которых сознание не может (Дж. Беркли, Д. Юм).

Иррационализм (лат. неразумный) – учение, по которому в мире нет устойчивых элементов, связей, всё единично, случайно; направление ограничивает возможности разума, логики, мышления, отрицает закономерное развитие действительности; сущность бытия понимается как недоступная разуму, приоритет отдан созерцанию, интуиции, вере, воле, интеллекту; субъективно-идеалистические учения:

- философия жизни (Шопенгауэр) - в центре понятие жизни, ее нельзя осмыслить, она постигается интуитивно, доступна переживанию; 2 течения: (Бергсон) - жизнь в биологическом смысле; (Ницше, Зиммель, Дильтей) - жизнь как воля;

- экзистенциализм (лат. существование) основоположник Кьеркегор – различают экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Шестов) и атеистический (Сартр, Камю, Хайдеггер); пессимистическое мировоззрение; главная философская проблема – бытие, существование и сущность человека, т.е. экзистенция, которая раскрывается и постигается личностью в пограничной ситуации; рассматриваются проблемы личности: свободы и отчуждения личности от общества, ответственности, смысла жизни, вины и страха, любви и смерти. Познание рассматривается как переживание субъектом собственного бытия, через которое раскрывается тождество его с объектом. Познание, с этой точки зрения, не может быть абстрактно-отвлеченным, оно всегда затрагивает эмоциональную сферу личности, осуществляющей трансценденцию - выход за границы наличного бытия в поисках абсолютного бытия и собственной сущности.

- фрейдизм (Фрейд) – 2 элемента в психике человека сознательное и бессознательное, поведение человека определяется бессознательными инстинктами: сексуальными, инстинктом жизни «эрос» и смерти «танатос». Бессознательное («Оно») действует по принципу наслаждения, сознательное («Я») - по принципу реальности. Сознательное подавляет бессознательное, приводя его в соответствие с реальностью (моралью, социальными институтами, культурой) что ведет к конфликтам, неврозам. Фрейд бессознательным объяснял также творчество гениев, историю человечества, морали, искусства, науки, религии, государства и т.д.

- неофрейдизм (Фромм, Юнг) – отказ от основной идеи психоанализа Фрейда – сексуальной детерминации поведения человека и исследование социальной обусловленности поведения и жизни человека, но роль фрейдовского либидо не отвергалась. Фромм считал, что деструктивное начало в человеке (садизм - мазохизм, эгоизм - альтруизм) заложено природой, естественно как биологические инстинкты, но их поведение и формирование зависит от социальной среды, ближайшего окружения человека. По-Юнгу, фрейдовское коллективное массовое бессознательное надличностно, его содержание составляют архетипы (неосознаваемые структуры, формирующие творческий потенциал личности); выражаются в переживаниях, образах, культурных, религиозных традициях и зашифрованы в символике; являются через сны, мифы, отклонения в поведении; не охватываются разумом; это сакральная тайна.

Позитивизм возник в 30-е гг. XIX в. во Франции. Его основоположник О. Контпризывал к отказу от философии и переходу к точному, бесспорному, позитивному (положительному) знанию. Такое знание о действительности могут дать только спе-циальные науки, а философия, занимающаяся бесплодными поисками первопричины мироздания, не имеет права на существование. Философия может быть лишь продолжением специальных наук, наука не нуждается в философии, стоящей над ней.

Три этапа позитивизма: I этап (Конт, Милль, Спенсер) наряду с проблемами гносеологии и логики, главное место отводилось социологии. II этап (Мах, Авенариус- 70-90-е г. XIX в.) - эмпириокритицизм - критика опыта, отказ от материальной, объективной действительности. Проблемы гносеологии объяснялись с точки зрения субъективизма, психологизма. Задача философии - не создание синтетической системы, воплощающей общие выводы всех наук, а в создании теории научного познания. Общее для первых двух форм позитивизма - размежевать науку от философии, доказать чуждость науке философских проблем, лишить науку философского мировоззрения. III этап неопозитивизм (Б. Рассел, Мур, Л. Витгенштейн). Попытка создать «язык науки» на основе математической логики с помощью которого пытались указать четкие правила для выражения данных наблюдения и опыта в высказываниях. Философия не имеет предмета, потому что не содержательная наука о реальности, а род деятельности, сводящийся к анализу естественных и искусственных языков. Средство аналитической философской деятельности - аппарат математической логики (логический позитивизм). Формы неопозитивизма: логический атомизм, логический позитивизм, логический эмпиризм, логический анализ.

Постпозитивиз - этап философии науки, его наступление ознаменовано выходом в 1959г. методологической работы К. Поппера «Логика научного открытия», в 1963г книги Т.Куна «Структура научных революций». Объект внимания - развитие знания; изучение истории возникновения, развития и смены научных идей и теорий. Несоизмеримость научных теорий, обращение к анализу влияния на развитие науки социальных, культурных факторов, менталитета эпохи, экономических условий. Центральная проблема: социокультурная детерминация развития научного знания.

Прагматизм возник в США в 70-х г. XIX в., основан на практической полезности знания: истинное знание понимается как выгодное, полезное (Пирс, Джемс, Дьюи). У Джемса прагматизм - метод решения философских споров путем сравнения «практических последствий», вытекающих из теории, истина есть то, «что лучше работает на нас». Практическая полезность - это не подтверждение истины критерием практики, а то, что удовлетворяет потребности человека. Философия должна заниматься не проблемами философов, а проблемами человека, целями и средствами их достижения; она должна быть преобразована в интересах того, что выгодно для жизни. Сущность прагматизма: человек действует в иррациональном и непознаваемом мире, попытки достигнуть объективной истины бессмысленны, и к научным теориям, идеям, моральным принципам следует подходить с точки зрения их выгоды и удобства для достижения целей; то, что полезно и приносит успех, - то и истинно.

Сциентизм (лат. - знание, наука) возник в XX в. означает преувеличение и абсолютизация роли науки в культуре, духовной жизни общества. Цель - укрепить веру в способность науки разрешать все социальные проблемы. Образцом науки считаются естественные, точные науки. Он не представляет строго научную концепцию, это мировоззренческая, идейная ориентация. Сциентизм, ратуя за точное естествознание, отрицает философию как тип мировоззрения, философские проблемы. Сциентизм подражает точным наукам, применяя научные методы, (математические) к решению философско-мировоззренческих и социально-гуманитарных проблем.

Феноменология (греч. - уч. о феноменах) развита в западной философии XX в., основатель Э.Гуссерльсчитает сущностью познания непосредственное созерцание явле-ний, данных через сознание. Метод феноменологической редукции ставит под сомнение реальность внешнего мира и эмпирического самосознания (Я), сводя мир к чистому фено-мену - эйдосу (явлению, фиксированному в словесной форме). Суть учения в 3 идеях:

- философия не имеет отношения к окружающему миру и к изучающим его наукам; ее предмет - явления (феномены) сознания, как единственно данное;

- указанные сущности рассудочно не познаются, а непосредственно переживаются и затем описываются так, как они интуитивно постигаются;

- феномены понимаются не как психические явления, а как некие абсолютные сущности, имеющие всеобщее значение, независимые от индивидуального сознания, но находящиеся только в нем и не обладающие существованием вне его.

Гуссерль требовал сделать философию строгой наукой, ее знания должны быть абсолютно истинными, как законы математики и логики. Обычно наше сознание обращено к внешнему миру, Гуссерль призывал переключить сознание на внутренний мир, на самосознание. Содержание такого сознания - предмет феноменологического исследования. Чистое сознание, абсолютно освобожденное от внешнего мира (феноменологический остаток). В результате феноменологической редукции мышление направлено на само себя, его предмет внутри сознания. Идеальный предмет мысли Гуссерль назвал сущностью - эйдосом. Истинное знание есть знание этих сущностей. Законы логики и положения математики - часть этого идеального мира.

Неокантианство (В.Виндельбанд, Г.Риккерт) - 2-й пол. ХIХ – нач. ХХ в., попытка возродить философию И. Канта. Общие посылки неокантианства: преодоление кантовского дуализма, утверждение об априорном (внеопытном) характере познания. Объединяло ряд направлений: физиологическое Г. Гельмгольц, Ф.А. Ланге), психологическое (Л. Нельсон), критический реализм (А Риль), марбургская школа, баденская школа, фикционализм (Х. Файхингер), французский неокритицизм (Ш. Ренувье). В основе этики неокантианства – противопоставление бытия и долженствования. Социализм трактуется как недостижимый идеал, что послужило основанием этического социализма. Неокантианство разграничивает 2 типа научного метода генерализирующий (обобщающий, естественнонаучный); идеографический (индивидуализирующий, гуманитарный), утверждает ценностное познание действительности как специфическую особенность гуманитарных наук. Этот метод улавливает индивидуальную значимость события, факта, личности, а значит, соотносит данный объект с ценностями - культурными императивами, определяющими отношение исследователя к фактам.

Герменевтика (Г. Гадамер) – искусство и теория истолкования текстов, одно из направлений современной философии считает познание пониманием и интерпретацией. Понимание - выявление смысла текста (в широком смысле) - письменных источников, произведений искусства, действий человека, исторических событий, рассматривающихся в знаково-символической форме. Текст выступает как часть контекста - исторической эпохи, культуры, мировоззрения автора, что определяет «герменевтический круг» - движение познания от целого к части, затем к целому. Понимание предполагает интуитивное вчувствование с целью преодоления исторической дистанции между автором и интерпретатором.

Неотомизм - философская доктрина католической церкви, в основе ее учение средневекового теолога Фомы Аквинского. Распространен в католических странах. Задача - философское обоснование католической религии, подчинение философии теологии (учению о боге). Неотомизм отстаивает идеи христианства: смирение, примирение людей с реальной жизнью, исключение насилия. Неотомисты выражают политику римского папы. Внимание уделяют религиозному объяснению некоторых естественнонаучных концепций (учение об эволюции вселенной Тейяр де Шардена).

Креационизм(лат. создание) - проявление религиозной философии; учение о сотворении мира богом. Основа в мифологии (из хаоса рождается космос). Отстаивает теологию иудаизма, христианства, ислама. По-Платону, бог-ум-демиург претворяет мир идей-прообразов в мир вещей-форм-образов посредством мировой души. Креационисты-биологи К.Линней, Ж.Кювье не имели представления о естественной эволюции, считали возникновение видов растений и животных сверхъестественным, спонтанным. Современные креационисты: западные ученые-естественники (физики, астрофизики, биологии, космологии) придерживаются религиозного миро-воззрения, объясняют божественное творение вселенной и всего живого на земле, принимают участие в решении нравственных, экологических, политических проблем

Философия и искусство. Философия и наука. Философия и идеология. В основе искусства - художественных форм выражения действительности всегда лежит философское мировоззрение. Искусство - отражение общего в форме единичного и особенного. Принцип индивидуализации важен в искусстве, науке и практике.

Является философия наукой? Не считающие её наукой, приводят аргументы:

- в отличие от научных, философские суждения не обязательно требуют подтверждения экспериментами, наблюдениями для всех критериев научных знаний;

- утверждения философии эмпирически неопровержимы;

- в философии никогда не было положений, признаваемых всеми философами. Для философии характерен плюрализм (множественность) взглядов.

Точка зрения: философия – наука. Общие черты с другими науками: рационально понятийная форма, логическая доказательность, аксиоматические положения.

Философия и идеология. Важный принцип философии – свободомыслие, не всегда совпадает с идеологией общества, являющейся идеологией правящей верхушки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
В структуре мировоззрения четыре основных компонента: познавательный, ценностно-нормативный, эмоционально-волевой, практический | Кредитование

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4773; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.