Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метафизика

Философия никогда не развивалась как строгая научная дисциплина. Такое развитие она приняла с середины 19 века, когда всё внимание было сосредоточено на гносеологии (теория познания и теория истины). И философия с этого времени замкнулась в себе и отдалилась от широких кругов общества.

 

Человеческое бытие ничтожно по сравнению с безграничной вселенной.

Человеческое Я своею смелою мыслью всегда пыталось понять строение вселенной, понять мир в целом или мир как целое, постигнуть смысл мирового процесса и в месте с тем определить и понять свое положение в этом мире свое предназначение.

Совокупность ответов на эти вопросы есть мировоззрение.

Мировоззрение – это совокупность взглядов на мир как целое и место в нем человека.

Основу мировоззрения составляет метафизика и она же определяет тип мировоззрения (материализм, идеализм, религия, иррационализм, скептицизм и т.д.).

Метафизика есть наука о мире как целом. Она дает общую картину мира как основу для всех частных утверждений о нем.

 

Метафизика подразделяется на три раздела: онтология, космология и теология.

 

Онтология – учение о бытии.

Для анализа бытия используются термины, которые получили название категорий.

Категории – это предельно общие понятия, самые общие.

Примеры категорий: субстанция (атом), качество (цвет, твердость), количество, отношение, величина, субъект и объект, внутреннее и внешнее и др.

 

Космология (гр. kosmos – Вселенная) – физическое учение о Вселенной как едином целом. Это представлении о мироздании.

Наиболее ярко проявилось в учении древних греков и на востоке. Да и современная физика ни сколько им не уступает со своими рассказами о Большом взрыве, пульсарах, квазарах, черных дырах, кварках, нейтрино.

Вселенная возникла из массы маленького диаметра, но большой плотности. А что было до этого? Наука об этом молчит.

 

Тк. об., исследование мирового бытия неизбежно приводит к мысли о Сверхмировом Начале, об Абсолюте или Боге.

Об этой проблеме говорит третий раздел метафизики – теология.

Теология (от греч. teos – бог и logos – учение).

Необходимо отличать теологию и религию основанной на Откровении.

Есть теология в метафизике и теология в религии.

 

Первоначально слово метафизика имело совершенно бесцветное значение.

В 1 веке до Р. Хр. Философ Андроник Родосский издал собрание научных сочинений Аристотеля и поместил в нем сочинение протофилософия, содержащее учение о сущем, после физики Аристотеля. Meta ta physika – то что после физики.

Отсюда возникло второе понимание термина метафизики как учения о сверхфизическом. В этом понимании присутствует склонность приписывать метафизике заранее предопределенный метод. Этот метод есть стремление к изолированному рассмотрению моментов бытия в ущерб другим (и абсолютизации какого-либо фрагмента бытия или какой-либо категории в ущерб другим).

Например, механистический материализм. Пример матафизики. Механистический материализм сводит все формы движения материи к одной, к механической форме движения материи. Характерно для философии Нового времени. Механицизм не может объяснить более сложные формы движения материи: социальная, процессы проиходящие в мегапространстве (в мегамире).

Метафизика останавливается в своем исследовании на абсолютизации какой-либо одной категории. Например, случайности. Всё случайно. Закономерности нет. Или наоборот всё закономерно. Нет никакой случайности. Все процессы рассматриваются по одному принципу: либо да, либо нет; либо утверждение, либо отрицание; либо белое, либо черное.

Поэтому метафизика тяготеет к сведению многообразия к какой-либо одной форме.

Противостоит метафизике в этом ее втором понимании диалектика.

 

Диалектика зародилась в период античности. Но своей классической формы достигла в 19 веке.

Диалектика характерна как для материализма, так и идеализма.

Диалектика Гегеля. Объективный идеализм.

 

Материалистическая диалектика или диалектический материализм. Маркс и Энгельс.

 

Критика метафизики Кантом

Наиболее влиятельный критик метафизики, создавший в 19 веке отрицательное отношение к ней, был Кант. Его отрицание метафизики основано на разработанной гносеологии, и поэтому лишь оно и заслуживает серьезного внимания.

Имманентный (от латинского immanens – пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо), нечто внутренне присущее какому-либо предмету, явлению, процессу. Противоположное понятие – трансцендентный.

Трансцендентный (от латинского transcendens, родительный падеж transcendentis – выходящий за пределы, запредельный по отношению к какой-либо определенной сфере, к миру в целом; противоположность имманентного.

Одно из центральных понятий ряда философских течений, характеристика абсолюта, превосходящего всякое бытие (единое в неоплатонизме);

в теологических учениях – синоним потусторонности Бога.

В философии Канта – выходящее за пределы возможного опыта ("мира явлений") и недоступное теоретическому познанию (например, идея Бога, души, бессмертия).

 

Кант устанавливает, что познание (знание) возможно лишь о предметах, имманентных сознанию познающего субъекта.

Согласно его теории имманентны человеческому сознанию только предметы построенные самим умом человека из ощущений, т.е. из субъективных чувственных данных. Но такие предметы не могут быть подлинным бытием. Это явления или феномены существующие лишь в субъективном опыте человека. Этот мир является таким каким он кажется человеку.

Подлинное бытие (вещи в себе, ноумены) существуют независимо от того, каким оно представляется человеку. Подлинное остается навсегда трансцедентным человеческому сознанию и потому абсолютно непонаваемо.

Свойства подлинного бытия и его строение могут быть только предметов веры, но не знания.

Метафизика согласно учению Канта есть учение о трансцендентном сознанию бытии, т.е. учение о вещах в себе, о подлинном мире, как он существует независимо от сознания.

Как наука метафизика невозможна. Но она возможна как система убеждений, основанных на вере.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные этапы развития философии | Религиозно-мифологические представления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.