Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Некоторые аспекты работы по фонетике

При обучении нерусских школьников русскому языку как средству общения основное внимание должно уделяться функциональным изменениям звуков речи в зависимости от их положения в словах, сочетаниях слов, а работа по фонетике должна неразрывно сочетаться с работой над интонацией.

В связи с этим учащиеся национальных школ должны усвоить: 1) систему звуков речи в их функционировании в процессе об­щения; 2) словесное ударение; 3) интонацию. При этом под интонацией понимается членение высказывания на части паузами, логическое ударение, разная скорость чтения частей предложения, эмоциональная окраска высказывания. Для реализации этих тре­бований учитель должен тщательно продумать всю систему рабо­ты над фонетикой как на отдельных уроках, так и в течение учебного года и всего курса обучения в школе.

Серьезным недостатком преподавания русского языка на про­двинутом этапе обучения в национальной школе является то, что учащиеся перестают обращать внимание на свое произношение и интонацию, причем их невнимание к фонетике возрастает, как правило, прямо пропорционально степени усвоения русского язы­ка. Снижение качества произношения объясняется еще и тем, что произносительные навыки, приобретенные в I—IV классах, в V— XI классах разрушаются, так как временные связи, лежащие в основе артикуляции звуков русского языка, оказываются недо­статочно устойчивыми, а отсутствие систематической работы по укреплению этих навыков приводит к их разрушению.

Овладеть русским произношением — значит научиться не только правильно артикулировать звуки и сочетания звуков русского языка, но и приобрести навык различать эти звуки на слух, как в своей речи, так и в речи других. В связи с этим при обучении Русской фонетике приобретает особую значимость работа, направленная на выработку у школьников навыков слушания и узнавания на слух нужного звука.

Именно умение слушать и слышать звуки изучаемого языка является необходимой базой безошибочного артикулирования речи нерусскими детьми. При этом надо иметь в виду, что процессы слушания и воспроизведения прослушанного взаимосвязаны развитие речевого слуха является обязательной предпосылкой развития произносительных навыков.

Однако учителя национальных школ, к сожалению, уделяют недостаточное внимание упражнениям в слушании с целью выработки речевого слуха. Отсюда неумение учащихся производить звуковой анализ прослушанного слова, в котором они не распознают позиционных вариантов отдельных фонем. Это объясняется тем, что нерусские школьники соотносят звуковой состав воспри­нятого на слух слова с нормами, привычными для родного языка. Поэтому при постановке произношения наряду с артикуляционными упражнениями должны использоваться и специальные слуховые упражнения. Многократное прослушивание с помощью звукозаписи образцов правильного произношения слов с трудными для школьников звуками и звукосочетаниями способствует развитию слуховой памяти учащихся и пониманию речи на слух, так как прочное закрепление акустического образа слова помогает узнать его в речевом потоке. Кроме того, одним из видов слуховых упражнений является фонетическая запись слов на слух с использованием транскрипции.

Полезно прослушивание не только образцов правильного про­изношения, но и собственной речи ученика с целью обращения его внимания на неправильное произношение звуков и звукосочетаний. Существенно и то, что с помощью магнитофона можно регулировать скорость воспроизведения речи.

В то же время необходимо постоянно устанавливать связь между звуковым образом слова и его значением, так как речь — это не только говорение, но и понимание. Школьник должен знать, что при неправильном про­изношении слов искажается их смысл, нарушается возможность понимания высказывания. Такая тесная связь произношения слова с его значением будет стимулировать работу школьника над про­изношением, определит целенаправленность получаемых знаний и навыков.

Так, для преодоления привычных навыков родной речи нужно рассматривать, например, мягкие и твердые согласные фонемы русского языка на противопоставлении слов типа дал — даль, сталсталь, галка — галька, уголки — угольки, жар — жарь, пример — примерь, брат — брать, одетодеть, спет — спеть. При этом полезно использовать перевод этих слов на родной язык, что позволит проверить, соответствует ли слуховое восприятие звукового комплекса его значению.

Только такое противопоставление даст детям возможность усвоить парные по твердости и мягкости звуки, являющиеся разными фонемами, а не вариантами одной и той же фонемы. Учитывая, что в родном языке твердость согласных почти не отличается от твердости согласных русского языка, а мягкость значительно отличается от мягкости согласных русского языка, необходимо при подборе слов ставить на первое место слова с твердыми согласными (дал, был)..

При изучении фонетики особую значимость приобретает вопрос об отборе предложений и текстов со словами, содержащими ударные для нерусских школьников звуки и звукосочетания. Умелый отбор языкового материала позволит рассматривать фонетические закономерности русского языка в функционирующей системе звучащей речи.

В практике преподавания обычно используется слоговая методика, однако слог — лишь необходимый, но недостаточный отрезок речи, позволяющий уяснить все стороны звукоупотребления. Большая часть важнейших фонетических закономерностей обнаруживается лишь в слове, а иногда и в словосочетании. Кроме то­го, «автоматизация произносительных навыков невозможна вне связной речи»[12]. Исходя из этого, например, для привития навыков произношения звука [ц] будут эффективными упражнения, требующие не отработки этого звука вне слога или в составе слога, а упражнения, построенные на специально отобранных словах словосочетаниях и связных текстах.

При выработке навыков произношения тех или иных звуков нужно придерживаться такого порядка, при котором проводится работа над словами, включающими изучаемый звук в начале, середине и конце слова. При этом над каждой группой таких слов следует работать сначала отдельно, затем привлекать примеры, помогающие дифференцировать сходные звуки, и, наконец, использовать языковой материал, сочетающий все случаи.

Очень важно вести изучение звуковой системы русского языка в национальной школе с опорой на русскую графику, но оно не должно сводиться к обучению орфографии, как это часто бывает. Поэтому соответствующий раздел программы называется «Фонетика и графика». Усвоение соотношения звуков и букв необходимо для того, чтобы учащиеся правильно, с учетом орфоэпических норм русского языка читали (преобразовывали графическую форму текста в звуковую) и правильно, в соответствии с орфографическими нормами русского языка писали (преобразовывали устную речь в письменную).

Кроме того, фонетические упражнения должны быть согласо­ваны с общей работой по развитию речи, расширению словарного запаса учащихся, овладению грамматическими нормами русского языка, привитию навыков грамотного письма. Они должны стро­иться на знакомой учащимся лексике, необходимой для повседневного общения.

В заключение необходимо отметить несколько видов работы над фонетикой, хорошо зарекомендовавших себя на практике.

Большую роль в закреплении произносительных навыков играют таблицы со словами, в которых учащиеся допускают, например, неправильное ударение. Эффективны технические средства при выработке у нерусских школьников правильного произношения. Так, упражнения с использованием звукозаписи дают возможность проводить работу по выработке фонематического слуха, активизировать устное воспроизведение учащимися речевого материала вслед за прослушанным образцом, слушать и анализировать собственное высказывание.

При обучении фонетике значительное место должно занимать заучивание школьниками наизусть специально отобранных проза­ических отрывков из изученных художественных произведений, а также стихотворений, пословиц, поговорок и загадок.

Итак, продуманная система различных видов работы по фонетике, постоянное целенаправленное внимание к выработке у учащихся навыков правильного произношения в течение всех лет обучения в школе закладывают основу хорошего владения всеми учащимися русской литературной речью.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лингводидактические основы обучения русской фонетике и графике | Типы словарных упражнений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.