Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сложносочиненное предложение

Основу лингвистических знаний учащихся должно составлять по­нимание того, что сложное предложение — это целостная синтак­сическая структура, которая не может рассматриваться как соче­тание обычных простых предложений.

Сложное предложение

Учащиеся изучают структурные типы сложных предложений, которые подразделяются на сложносочи­ненные и сложноподчиненные, предложения с несколькими при­даточными и бессоюзные предложения. Особо выделяются пред­ложения с прямой и косвенной речью.

При изучении сложных предложений ставятся две задачи прак­тического характера: обучение построению и применению различ­ных типов сложных предложений в устной и письменной речи и выработка навыков постановки знаков препинания в сложных конструкциях. И та и другая задача предполагают при организа­ции обучения сложному предложению учет специфических осо­бенностей этих конструкций в русском и родном языке учащихся.

В последние годы в синтаксисе современного русского языка дана следующая развернутая характеристика сложного предложе­ния: «Сложное предложение представляет собой объединение двух или более предикативных частей, функционирующее как одна ком­муникативная единица; каждая из предикативных частей, входя­щих в нее, аналогична по строению простому предложению, одна­ко в составе сложной конструкции утрачивает такие признаки предложения, как интонационная и смысловая самостоятельность, и взаимодействует с другой частью, выражая развернутое сообще­ние, целостное по своему характеру».

В соответствии с этим при изучении сложного предложения как в 5, так и 8 и 11 классах очень важно уделять внимание интонационному различению независимого простого предложения и простого предложения в составе сложного.

Понятие о сложном предложении может быть сформулировано лишь при умении школьников безошибочно находить основу дву­составного и односоставного предложения (простые предложения, входящие в сложное, могут быть различных типов) и наличии знаний о сочинительных и подчинительных союзах. Опорные уме­ния учащихся, на которых будет базироваться изучение раздела «Сложное предложение» в 8 классе, должны быть обеспечены всей системой обучения русскому языку в V—VII классах.

Несмотря на то, что в V классе материал о сложном предложе­нии носит элементарный характер, необходимо уже на данном этапе обучения заложить основы правильного представления о сложном предложении как о смысловом и интонационном един­стве. Так, например, следует обратить внимание учащихся на то, что в сложносочиненном предложении при помощи интонации и союзов между простыми предложениями устанавливается грам­матическая связь, подобная той, которая характерна для однород­ных членов. Сопоставляя отношения между однородными члена­ми (Взошло солнце и осветило поля) с отношениями между частя­ми сложного предложения (Взошло солнце, и природа просну­лась), учащиеся должны понять, что в простом предложении эти отношения указывают на перечисление действий (а также предме­тов, признаков), которые называются при помощи отдельных слов, а в сложном предложении эти отношения указывают на перечисление явлений (событий), о которых сообщается не в форме отдельных слов, а в форме предложений, являющихся граммати­чески равноправными частями, связанными друг с другом при по­мощи союзов (и, а, но).

В процессе анализа простейших сложносочиненных предложе­ний в V классе учащиеся должны усвоить функции союзов и, а, но (и указывает на одновременность действий и событий, союзы а и но — на отношения противопоставления и сопоставления).

В ходе изучения сложных предложений со словами что, что­бы, когда, где в памяти учащихся восстанавливаются виды подчи­нительной связи (не называя этого термина) между отдельными членами простого предложения. На примере сложных предложе­ний (без указания того, что они сложноподчиненные) следует со­общить школьникам, что связь, обнаруженная с помощью вопро­сов в словосочетаниях, свойственна и предложениям, входящим в состав сложного. В ходе анализа простейших сложноподчинен­ных предложений выделяются слова (не называя их пока союзами и союзными словами), с помощью которых соединяются главное и зависимое предложения в составе сложного.

 

Работа над сложными предложениями должна быть организо­вана так, чтобы учащиеся осознали их смысловые, структурные и функциональные особенности и научились правильно пользо­ваться ими в речи. При этом необходимо учитывать допускаемые учащимися различные нарушения в употреблении сложносочи­ненных и сложноподчиненных предложений, связанные с интер­ферирующим влиянием родного языка. Так, например, учащиеся тюркоязычных школ смешивают типы сложноподчиненных пред­ложений, допускают неуместную замену одного союза другим, неверно употребляют видовременные формы глаголов-сказуемых в составе сложноподчиненного предложения, нарушают порядок расположения главной и придаточной частей предложения и т. д.

Основную роль в установлении связи между главной и прида­точной частями здесь играют глагольные формы в сочетании с различными аффиксами, послелогами, послеложными словами.

 

 

При изучении сложносочиненных предложе­ний очень важно раскрыть значение союзов. Соединительный союз и служит для соединения предложе­ний, обозначающих события или одновременные, или следующие одно за другим. Для выражения этих значений используется не только союз и, но также те или иные формы глаголов, например: Стадо еще не прогоняли, и народ еще не возвращался с ра­ты. (Л. Толстой) 2) Вынули вторые рамы, и весна ворвалась комнату с удвоенной силой. (В. Короленко)

В первом предложении для передачи одновременности действий используется союз и, а также глаголы-сказуемые несовершенного вида одного и того же времени. Во втором предложении помощью союза и и глаголов-сказуемых совершенного вида одного и того же времени передается значение последовательности.

 

Для выработки навыков конструирования сложносочиненных предложений с соединительными союзами рекомендуются упражнения типа:

1. Допишите предложения так, чтобы получились сначала простые предложения с однородными членами, а затем — сложносочиненные.

Например: Солнце стояло.Солнце стояло в зените и жаркими лучами евыносимо жгло мне тело. Солнце стояло в зените, и жаркие лучи

невыносимо жгли мне тело.

2. Из данных простых предложений образуйте сложносочиненные. Например: С приближением весны сельские жители стали готовиться к полевым работам.Приближалась весна, и сельские жители стали готовиться к полевым работам.

3. Составьте сложносочиненные предложения с союзом и, употребляя данные ниже слова в качестве подлежащих. Например: звонок, учащие­сяПрозвенел звонок, и учащиеся вышли из класса.

4. Составьте сложносочиненные предложения с союзом и, выражаю­щие одновременность и последовательность действий. Например: За се­лом расстилались поля, и повсюду слышался шум тракторов. Кончились летние каникулы, и в школе снова начались учебные занятия.

5. Напишите небольшое сочинение-описание, употребляя в нем сложносочиненные предложения с союзом и.

В предложениях с противительным союзом а указывается, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается, а в предложениях с союзами но, однако сообщается о явлениях, которые противопоставляются, противоречат одно дру­гому. Например: 1) Берег и тропинка были еле видны, а другой берег весь тонул в потемках. (А. Чехов) 2) Ветра не было, но в саду все падали листья. (К. Паустовский) 3) Волна может не­сти лодку, однако она может и перевернуть ее. (Пословица)

 

Сложноподчиненное предложение

 

Систему обучения сложноподчиненным пред­ложениям русского языка, как и сложносочиненным, необходимо строить на основе учета их структурно-семантических признаков (количество частей предложения, смысловые отношения между частями, средства связи частей, видовременная соотнесенность глаголов-сказуемых, последовательность расположения частей, интонационная завершенность предложения). При этом нужно по­стоянно иметь в виду различия между русским и родными языка­ми, которые вызывают у учащихся типичные ошибки в употреб­лении данных синтаксических конструкций: нарушение норм соот­несенности видовременных форм глаголов-сказуемых, постановку сказуемых в конце каждой части предложения, смешение союзов при выражении тех или иных смысловых отношений и т. д.

Для выяснения понятия подчинительной связи частей (предло­жений) в составе сложноподчиненного предложения сопоставля­ются следующие примеры: Наступил вечер, и путники остано­вились на отдых.Когда наступил вечер, путники останови­лись на отдых. Первое предложение состоит из двух равноправ­ных предложений, которые соединены сочинительным союзом и. Это предложение сложносочиненное. Второе предложение также состоит из двух предложений, но предложения эти неравноправны: одно (придаточное) зависит от другого (главного). Придаточное предложение поясняет сказуемое главного (остановились), от которого ставится вопрос (когда?), и зависит от него по смыслу, а грамматически связано с главным посредством подчинительного союза (когда). Далее обращается внимание учащихся на единство видовременных форм глаголов-сказуемых (оба они совер­шенного вида прошедшего времени).

Чтобы учащиеся не смешивали союзы и союзные слова, под­черкивается, что союзные слова — это относительные местоиме­ния и наречия кто, что, какой, который, чей, сколько, где, куда, откуда и др., которые отличаются от подчинительных союзов что, чтобы, если, хотя, потому что, так как и др. тем, что не только связывают придаточное предложение с главным, но одно -временно являются членами придаточного предложения. Например: Я остановился в гостинице, где останавливались все про­езжие. (М. Лермонтов) К союзному слову где можно поставить вопрос, оно является обстоятельством места. Далее анализирует­ся другой пример: Алексей вспомнил, что на снегу заброшенной дороги ясно виден его одинокий след. (Б. Полевой) Здесь союз что служит только для связи придаточного предложения с глав­ным.

 

Для закрепления материала по теме выполняются следующие упражнения:

1. Прочитайте. Укажите в главном предложении поясняемое слово и поставьте вопрос к придаточному изъяснительному. Укажите способ связи придаточного предложения с главным. Примерное предложение: Молодость хороша тем, что она имеет будущее. (Н. Гоголь)

2. Вставьте в предложение данные в скобках союзы (союзные слова) и скажите, как при этом изменяется значение предложения.

3. Ответьте на вопросы сложноподчиненными предложениями с при­даточными изъяснительными. Например: О чем сообщили вчера по ра­дио?Вчера по радио сообщили о том, что наши лыжники стали олимпийскими чемпионами.

4. Допишите предложения, присоединив к ним придаточные изъясни­тельные части с помощью союзов и союзных слов.

5. Составьте и запишите сложноподчиненные предложения с прида­точными изъяснительными, относящимися к глаголам главного предложе­ния: хотеть, желать, радоваться, надеяться, гордиться, удивиться.

Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзные предложения, обладая лаконич­ностью, в то же время отличаются емкостью выражаемого содер­жания. Они обычно экспрессивны, выразительны, поэтому широ­ко используются как в устной, так в письменной речи.

В бессоюзных предложениях основным показателем смысловых отношений выступает в устной речи интонация, а в письменной — пунктуация. Поэтому в процессе изучения данной темы нужно по­стоянно практиковать упражнения, направленные на выработку у учащихся навыков выразительного чтения этих синтаксических конструкций и расстановки знаков препинания в них.

Согласно программе в 7 и 11 классах изучаются следующие три вида бессоюзных сложных предложений:

1) бессоюзные предложения со значением перечисления, в ко­торых выражаются одновременность или последовательность дей­ствий, явлений, событий; такие предложения произносятся с пере­числительной интонацией (наблюдается одинаковое повышение тона в конце каждой части, кроме последней, имеющей интона­цию конца); между частями, входящими в бессоюзное сложное предложение со значением перечисления, может ставиться запятая или точка с запятой (если они более значительны по объему);

2) бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть поясняет первую в каком-либо отношении (указывает на причину того, о чем говорится в первой, раскрывает ее содержание, содер­жит пояснение изъяснительного характера); такие предложения произносятся с объяснительной или предупредительной интона­цией, а между частями ставится двоеточие;

3) бессоюзные сложные предложения со значением противопо­ставления, следствия, результата, быстрой смены событий, вре­менных отношений; между частями подобных предложений ста­вится тире.

При объяснении материала о бессоюзных сложных предложе­ниях рекомендуется использовать разные способы: анализ текстов с бессоюзными конструкциями, сравнение бессоюзных сложных предложений с союзными сложными, составление бессоюзных сложных предложений из отдельных простых предложений, сино­нимическую замену сложносочиненных и сложноподчиненных предложений бессоюзными сложными и т. д.

При изучении бессоюзных сложных предложений очень важно обратить внимание обучаемых на синонимичность и несинони­мичность данных конструкций с союзными предложениями. Необ­ходимо объяснить учащимся, что о синонимичности можно су­дить, например, на основании возможности внесения союзов в бессоюзное сложное предложение, а о несинонимичности — из-за невозможности их внесения в данную синтаксическую конст­рукцию. Например: 1) Не оставляйте матерей одних: они от оди­ночества стареют. (А. Дементьев)Не оставляйте матерей одних, так как (потому что) они от одиночества стареют; 2) Случилось так: мы шли в разведку в диком лесу. (М. Пришвин) Второе предложение не допускает внесения союза.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Словосочетание | Принципы методики обучения пунктуации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.