КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сложносочиненное предложение
Основу лингвистических знаний учащихся должно составлять понимание того, что сложное предложение — это целостная синтаксическая структура, которая не может рассматриваться как сочетание обычных простых предложений. Сложное предложение Учащиеся изучают структурные типы сложных предложений, которые подразделяются на сложносочиненные и сложноподчиненные, предложения с несколькими придаточными и бессоюзные предложения. Особо выделяются предложения с прямой и косвенной речью. При изучении сложных предложений ставятся две задачи практического характера: обучение построению и применению различных типов сложных предложений в устной и письменной речи и выработка навыков постановки знаков препинания в сложных конструкциях. И та и другая задача предполагают при организации обучения сложному предложению учет специфических особенностей этих конструкций в русском и родном языке учащихся. В последние годы в синтаксисе современного русского языка дана следующая развернутая характеристика сложного предложения: «Сложное предложение представляет собой объединение двух или более предикативных частей, функционирующее как одна коммуникативная единица; каждая из предикативных частей, входящих в нее, аналогична по строению простому предложению, однако в составе сложной конструкции утрачивает такие признаки предложения, как интонационная и смысловая самостоятельность, и взаимодействует с другой частью, выражая развернутое сообщение, целостное по своему характеру». В соответствии с этим при изучении сложного предложения как в 5, так и 8 и 11 классах очень важно уделять внимание интонационному различению независимого простого предложения и простого предложения в составе сложного. Понятие о сложном предложении может быть сформулировано лишь при умении школьников безошибочно находить основу двусоставного и односоставного предложения (простые предложения, входящие в сложное, могут быть различных типов) и наличии знаний о сочинительных и подчинительных союзах. Опорные умения учащихся, на которых будет базироваться изучение раздела «Сложное предложение» в 8 классе, должны быть обеспечены всей системой обучения русскому языку в V—VII классах. Несмотря на то, что в V классе материал о сложном предложении носит элементарный характер, необходимо уже на данном этапе обучения заложить основы правильного представления о сложном предложении как о смысловом и интонационном единстве. Так, например, следует обратить внимание учащихся на то, что в сложносочиненном предложении при помощи интонации и союзов между простыми предложениями устанавливается грамматическая связь, подобная той, которая характерна для однородных членов. Сопоставляя отношения между однородными членами (Взошло солнце и осветило поля) с отношениями между частями сложного предложения (Взошло солнце, и природа проснулась), учащиеся должны понять, что в простом предложении эти отношения указывают на перечисление действий (а также предметов, признаков), которые называются при помощи отдельных слов, а в сложном предложении эти отношения указывают на перечисление явлений (событий), о которых сообщается не в форме отдельных слов, а в форме предложений, являющихся грамматически равноправными частями, связанными друг с другом при помощи союзов (и, а, но). В процессе анализа простейших сложносочиненных предложений в V классе учащиеся должны усвоить функции союзов и, а, но (и указывает на одновременность действий и событий, союзы а и но — на отношения противопоставления и сопоставления). В ходе изучения сложных предложений со словами что, чтобы, когда, где в памяти учащихся восстанавливаются виды подчинительной связи (не называя этого термина) между отдельными членами простого предложения. На примере сложных предложений (без указания того, что они сложноподчиненные) следует сообщить школьникам, что связь, обнаруженная с помощью вопросов в словосочетаниях, свойственна и предложениям, входящим в состав сложного. В ходе анализа простейших сложноподчиненных предложений выделяются слова (не называя их пока союзами и союзными словами), с помощью которых соединяются главное и зависимое предложения в составе сложного.
Работа над сложными предложениями должна быть организована так, чтобы учащиеся осознали их смысловые, структурные и функциональные особенности и научились правильно пользоваться ими в речи. При этом необходимо учитывать допускаемые учащимися различные нарушения в употреблении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, связанные с интерферирующим влиянием родного языка. Так, например, учащиеся тюркоязычных школ смешивают типы сложноподчиненных предложений, допускают неуместную замену одного союза другим, неверно употребляют видовременные формы глаголов-сказуемых в составе сложноподчиненного предложения, нарушают порядок расположения главной и придаточной частей предложения и т. д. Основную роль в установлении связи между главной и придаточной частями здесь играют глагольные формы в сочетании с различными аффиксами, послелогами, послеложными словами.
При изучении сложносочиненных предложений очень важно раскрыть значение союзов. Соединительный союз и служит для соединения предложений, обозначающих события или одновременные, или следующие одно за другим. Для выражения этих значений используется не только союз и, но также те или иные формы глаголов, например: Стадо еще не прогоняли, и народ еще не возвращался с раты. (Л. Толстой) 2) Вынули вторые рамы, и весна ворвалась комнату с удвоенной силой. (В. Короленко) В первом предложении для передачи одновременности действий используется союз и, а также глаголы-сказуемые несовершенного вида одного и того же времени. Во втором предложении помощью союза и и глаголов-сказуемых совершенного вида одного и того же времени передается значение последовательности.
Для выработки навыков конструирования сложносочиненных предложений с соединительными союзами рекомендуются упражнения типа: 1. Допишите предложения так, чтобы получились сначала простые предложения с однородными членами, а затем — сложносочиненные. Например: Солнце стояло. — Солнце стояло в зените и жаркими лучами евыносимо жгло мне тело. Солнце стояло в зените, и жаркие лучи невыносимо жгли мне тело. 2. Из данных простых предложений образуйте сложносочиненные. Например: С приближением весны сельские жители стали готовиться к полевым работам. — Приближалась весна, и сельские жители стали готовиться к полевым работам. 3. Составьте сложносочиненные предложения с союзом и, употребляя данные ниже слова в качестве подлежащих. Например: звонок, учащиеся — Прозвенел звонок, и учащиеся вышли из класса. 4. Составьте сложносочиненные предложения с союзом и, выражающие одновременность и последовательность действий. Например: За селом расстилались поля, и повсюду слышался шум тракторов. Кончились летние каникулы, и в школе снова начались учебные занятия. 5. Напишите небольшое сочинение-описание, употребляя в нем сложносочиненные предложения с союзом и. В предложениях с противительным союзом а указывается, что одно явление противопоставляется другому или чем-то от него отличается, а в предложениях с союзами но, однако сообщается о явлениях, которые противопоставляются, противоречат одно другому. Например: 1) Берег и тропинка были еле видны, а другой берег весь тонул в потемках. (А. Чехов) 2) Ветра не было, но в саду все падали листья. (К. Паустовский) 3) Волна может нести лодку, однако она может и перевернуть ее. (Пословица)
Сложноподчиненное предложение
Систему обучения сложноподчиненным предложениям русского языка, как и сложносочиненным, необходимо строить на основе учета их структурно-семантических признаков (количество частей предложения, смысловые отношения между частями, средства связи частей, видовременная соотнесенность глаголов-сказуемых, последовательность расположения частей, интонационная завершенность предложения). При этом нужно постоянно иметь в виду различия между русским и родными языками, которые вызывают у учащихся типичные ошибки в употреблении данных синтаксических конструкций: нарушение норм соотнесенности видовременных форм глаголов-сказуемых, постановку сказуемых в конце каждой части предложения, смешение союзов при выражении тех или иных смысловых отношений и т. д. Для выяснения понятия подчинительной связи частей (предложений) в составе сложноподчиненного предложения сопоставляются следующие примеры: Наступил вечер, и путники остановились на отдых. — Когда наступил вечер, путники остановились на отдых. Первое предложение состоит из двух равноправных предложений, которые соединены сочинительным союзом и. Это предложение сложносочиненное. Второе предложение также состоит из двух предложений, но предложения эти неравноправны: одно (придаточное) зависит от другого (главного). Придаточное предложение поясняет сказуемое главного (остановились), от которого ставится вопрос (когда?), и зависит от него по смыслу, а грамматически связано с главным посредством подчинительного союза (когда). Далее обращается внимание учащихся на единство видовременных форм глаголов-сказуемых (оба они совершенного вида прошедшего времени). Чтобы учащиеся не смешивали союзы и союзные слова, подчеркивается, что союзные слова — это относительные местоимения и наречия кто, что, какой, который, чей, сколько, где, куда, откуда и др., которые отличаются от подчинительных союзов что, чтобы, если, хотя, потому что, так как и др. тем, что не только связывают придаточное предложение с главным, но одно -временно являются членами придаточного предложения. Например: Я остановился в гостинице, где останавливались все проезжие. (М. Лермонтов) К союзному слову где можно поставить вопрос, оно является обстоятельством места. Далее анализируется другой пример: Алексей вспомнил, что на снегу заброшенной дороги ясно виден его одинокий след. (Б. Полевой) Здесь союз что служит только для связи придаточного предложения с главным.
Для закрепления материала по теме выполняются следующие упражнения: 1. Прочитайте. Укажите в главном предложении поясняемое слово и поставьте вопрос к придаточному изъяснительному. Укажите способ связи придаточного предложения с главным. Примерное предложение: Молодость хороша тем, что она имеет будущее. (Н. Гоголь) 2. Вставьте в предложение данные в скобках союзы (союзные слова) и скажите, как при этом изменяется значение предложения. 3. Ответьте на вопросы сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными. Например: О чем сообщили вчера по радио? — Вчера по радио сообщили о том, что наши лыжники стали олимпийскими чемпионами. 4. Допишите предложения, присоединив к ним придаточные изъяснительные части с помощью союзов и союзных слов. 5. Составьте и запишите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, относящимися к глаголам главного предложения: хотеть, желать, радоваться, надеяться, гордиться, удивиться. Бессоюзное сложное предложение Бессоюзные предложения, обладая лаконичностью, в то же время отличаются емкостью выражаемого содержания. Они обычно экспрессивны, выразительны, поэтому широко используются как в устной, так в письменной речи. В бессоюзных предложениях основным показателем смысловых отношений выступает в устной речи интонация, а в письменной — пунктуация. Поэтому в процессе изучения данной темы нужно постоянно практиковать упражнения, направленные на выработку у учащихся навыков выразительного чтения этих синтаксических конструкций и расстановки знаков препинания в них. Согласно программе в 7 и 11 классах изучаются следующие три вида бессоюзных сложных предложений: 1) бессоюзные предложения со значением перечисления, в которых выражаются одновременность или последовательность действий, явлений, событий; такие предложения произносятся с перечислительной интонацией (наблюдается одинаковое повышение тона в конце каждой части, кроме последней, имеющей интонацию конца); между частями, входящими в бессоюзное сложное предложение со значением перечисления, может ставиться запятая или точка с запятой (если они более значительны по объему); 2) бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть поясняет первую в каком-либо отношении (указывает на причину того, о чем говорится в первой, раскрывает ее содержание, содержит пояснение изъяснительного характера); такие предложения произносятся с объяснительной или предупредительной интонацией, а между частями ставится двоеточие; 3) бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, следствия, результата, быстрой смены событий, временных отношений; между частями подобных предложений ставится тире. При объяснении материала о бессоюзных сложных предложениях рекомендуется использовать разные способы: анализ текстов с бессоюзными конструкциями, сравнение бессоюзных сложных предложений с союзными сложными, составление бессоюзных сложных предложений из отдельных простых предложений, синонимическую замену сложносочиненных и сложноподчиненных предложений бессоюзными сложными и т. д. При изучении бессоюзных сложных предложений очень важно обратить внимание обучаемых на синонимичность и несинонимичность данных конструкций с союзными предложениями. Необходимо объяснить учащимся, что о синонимичности можно судить, например, на основании возможности внесения союзов в бессоюзное сложное предложение, а о несинонимичности — из-за невозможности их внесения в данную синтаксическую конструкцию. Например: 1) Не оставляйте матерей одних: они от одиночества стареют. (А. Дементьев) — Не оставляйте матерей одних, так как (потому что) они от одиночества стареют; 2) Случилось так: мы шли в разведку в диком лесу. (М. Пришвин) Второе предложение не допускает внесения союза.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |