Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы методики обучения пунктуации

 

Как и в методике обучения орфографии, в основе обучения пунктуации лежат общедидактические принци­пы: научность, системность, активность и сознательность, преем­ственность, доступность, прочность, наглядность. Все эти принци­пы в их взаимодействии были рассмотрены в соответствующей главе настоящего пособия.

Известно, что значительные затруднения у учащихся вызыва­ет постановка знаков препинания при однородных определениях. На один и тот же вопрос, поставленный от одного слова, могут от­вечать и однородные, и неоднородные определения. Однородные определения узнаются только по перечислительной интонации, с которой они произносятся. Но этот признак усваивается учащи­мися с трудом.

Для того чтобы овладеть правилом постановки знаков препи­нания при однородных определениях, учащиеся должны уметь разбираться в структуре предложений, быстро определять их со­став, т. е. знать синтаксис. В соответствии с этим учитель при изучении в X классе темы «Однородные и неоднородные оп­ределения» после повторения материала об определениях и одно­родных членах предложения, изученных в VIII классе, проводит анализ предложений.

В ходе анализа предложения учащиеся называют одно­родные определения, перечисляющие различительные признаки одного предмета. Гораздо труднее увидеть однородность определений, характеризующих предмет с одной стороны.

Связь обучения пунктуации с развитием речи и мышления школьников обусловлена тем, что усвоение пунктуации связано с пониманием смысловых отношений между словами в предложе­нии и тексте. Данное обстоятельство требует от учащихся до­вольно сложной аналитико-синтетической деятельности и умения применять правила.

Например, при изучении в XI классе бессоюзных слож­ных предложений школьники совершают следующие умственные операции: анализируют структуру данных моделей, определяют смысловые отношения между компонентами, устанавливают аде­кватность выразительного «чтения» знаков препинания правильной их постановке в процессе письма, учатся использовать бессоюз­ные сложные предложения в устной и письменной речи в соответ­ствии с ситуативными задачами.

При рассмотрении связных текстов, содержащих бессоюзные сложные предложения, в целях правильной постановки знаков пре­пинания школьники усваивают содержание предложений, устанав­ливают авторский замысел, улавливают основную мысль, обосно­вывают постановку пунктуационных знаков, что в значительной мере способствует развитию их мыслительных способностей и речевых навыков.

 


[1]1Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1980. - С. 29.

[2] Кондратов А.М. Звуки и знаки. - М.: Знание, 1978. - С. 198.

[3] Львов М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. цетр "Академия", 2000. - С.20.

[4] Беляев Б.В. Психологические основы обучения русскому языку в национальной школе. РЯНШ, 1962, №3. С.15-17.

[5] Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1970.

[6] Русский язык в национальной школе. Проблемы лингводидактики. Под ред. Н.М. Шанского, Н.З. Бакеевой. - М.: Педагогика, 1977. С. 16.

[7] Львов М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. Центр "Академия", 2002. - С. 22.

[8] Львова С.И. Язык в речевом общении. - М.: Просвещение, 1991. С. 30-31.

[9] Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Наука, 1962.

[10] Карпов И.И. Психологические особенности усвоения иностранных языков. /Вопросы психологии и методики обучения иностранным языкам. М.: Учпедгиз, 1947.

[11] Основы теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1974. С. 32-33.

[12] Бернштейн С.И. Вопросы обучения произношению. М., 1937. С.51.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сложносочиненное предложение | Педагог и педагогический процесс
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.