Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поощрение и наказание и условие их применения в воспитании




Способы поддержания дисциплины

7. Начинать нужно с объяснений правил поведения

8. Самому поддерживать установленные порядки, давать правильный образец

9. Большая беда для преподавателя - это анонимность аудитории, которая ведет к безответственности каждого отдельного студента и нарушению порядка. Поэтому необходимо познакомиться с аудиторией с помощью контроля посещаемости. Контроль: устный (по списку) и письменный. Чем меньше поток, тем лучше (для восприятия лекций учащимися и для контроля посещаемости).

10. Письменный контроль: Сплошной (систематический) или выборочный. Однократный или повторный (неск. раз в течение лекции).

11. Контроль пространства: необходимо учитывать размещение учащихся в аудитории, избегать большой дистанции между преподавателем и его слушателями, т.к. чем больше пространство, тем больше отчуждение. Можно манипулировать положением учащихся (пересаживать). Эксперимент на фабрике, где было много конфликтов: работницы сидели за столами друг напротив друга. Когда их рассадили друг к другу спиной, конфликты улеглись. При необходимости манипулировать положением учащихся.

12. Взывать к самосознанию, возвышать учащихся в их же глазах: хвалить и поощрять.

 

Основные рычаги воспитания: поощрение (награда) и наказание (кара). Награда, поощрение, наказание — это и средства и определенные действия, некие действенные знаки, оценки ранжирования поступков личности. В педагогике очень важно различать, какие поступки надо награждать, а какие — нет. У Сорокина выделяется 3 разновидности актов человеческого поведения: 1) поведение, которое не обязательно, но его рекомендуют и даже награждают за него (подвиг); 2) запрещенные акты, проступки; 3) нормальное и обязательное поведение, которого общество требует от своих членов. Сорокин ничего не говорит о морально нейтральных актах поведения. В воспитании следует ранжировать нейтральное, желательное, наказуемое и награждаемое поведение. Не любое поведение можно награждать и наказывать. Наказание является первым из видов тех нежелательных последствий, которые соответствующим образом воздействуют на поведение человека и делают его иным. По Канту наказание — причинение страдания, неудовольствия, сигнал о социальной неприемлемости определенного поведения. Поощрение — наслаждение, радость, польза, счастье. В любом обществе существует желание одобрения. Виды наказания, используемые в педагогике:

· Телесное наказание уголовно наказуемо. В России отменено В. И. Лениным. Упрямство у детей может быть ситуативным и характерным (по любому поводу), оно связано с установлением «Я». В характерном упрямстве ребенка виноваты взрослые — т.к. давали слишком много запретов, блокировали самостоятельность. И.А. Ильин: насилие не воспитывает душу к автономии, свободе, а лишь запугивает ее и насыщает злобой и ненавистью. Этот режим воспитания подавляет автономию духа и развивает в человеке пассивность, безмолвие. Человек привыкает жить чужим умом, чужим решением. Из него получается безответственный индивид. Во всякой инициативе он видит нечто запретное.

· Нотации. Эта форма наказания не имеет себе равных в качестве тренировки для ханжей и лицемеров. «Ага-эффект». Нотации являются знаком страха за своего ребенка. Развивают чувство зависимости, подчиненности, склонности привязываться к какому-то одному человеку. Это естественно. Ведет к тому, что ребенок часто не может сам о себе позаботиться. Формируется эгоист.

Локк, «Мысли о воспитании»: чтобы привычка укоренилась, надо задействовать поощрение и наказание. Телесные наказания должны употребляться редко только в случае упорства или крайнего неповиновения. Дети чувствительны к похвале. Необходима постоянная реакция взрослых. Несоответствующий поступок должен вызвать вину. У каждого ребенка есть референтная группа, надо апеллировать к ее мнению (и общественному). Предлагает метод урезонивания. Надо больше рассуждать с ребенком. Детям нравится, когда с ними говорят по-взрослому, и это вносит в мысли ребенка серьезность. Кроме того, ребенок начинает дружески относиться к вам. Локк подчеркивает необходимость научения человека властвовать над своими наклонностями, лучшее средство — любовь человека к похвале.

Кант требует весьма умеренного применения в воспитании наград и наказаний. Он Злоупотребление наградами создает продажный образ жизни, злоупотребление наказаниями делает из человека раба. Человек начинает исходить из выгоды для себя. По Локку упрямство можно сломить только жестокостью. Кант против физического насилия в принципе. Считал, что можно снимать упрямство, не угождая ребенку. У Канта наказание должно быть только моральным и заключаться в холодности, презрении к ребенку. Это жесточайшее наказание. «Радостное сердце е следует постоянно держать в школьном принуждении, иначе оно становится удрученным».

Берес Скиннер, один из основоположников бихевиоризма. Выдвинул теорию подкрепления и затухания. Поведение с самого начала можно регулировать с помощью подкрепляющих стимулов или подкреплять угощением. Ребенок часто делает что-то только чтобы привлечь к себе внимание. Нужно, чтоб отрицательное действие прекратилось — перевести в затухание, проигнорировать. Положительное действие нужно подкрепить. Человек в конце концов будет вести себя соответствующим образом.

Герберт Спенсер «Воспитание умственное, нравственное и физическое» (гл. 3): развивает теорию естественного наказания. Оно – как бы реакция самой природы на поступок, и потому приучает ребенка думать о последствиях своих действий, приучает к ответственности. Оно не портит характеры ни ребенка, ни воспитателя, и позволяет между ними оставаться дружеским отношениям. Наказание задействует потребность человека и связанные с ней естественные реакции удовольствия и неудовольствия.

Руссо сформулировал аномный характер детства, т.е. отсутствие законосообразности должного при наличии естественной необходимости («Эмиль», 2 глава): никогда нельзя демонстрировать власть над ребенком, он должен чувствовать не власть, но силу. Он должен знать, что вы сильны, а он слаб, чувствовать тяжкое иго необходимости; его должна сдерживать сила, но не авторитет или власть». Нельзя наказывать ребенка, т.к. он не знает, что такое быть виновным. Наказание всегда должно быть только естественным следствием дурного поступка. Например, если ребенок сломал окно в своей комнате, пусть из него дует день и ночь.

Монтессори, «Дом ребенка»: изолировать ребенка от других в качестве наказания = дать понять, как выгодно быть членом общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 879; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.