Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и основные принципы дидактики

Дидактика (греч. «дидаско» – изучающий или διδακτικός — поучающий) – область педагогики, которая анализирует вопросы обучения и просвещения людей, это общая теория обучения. Обучение – формирование определенного типа человек и образа мира у этого человек. Частная дидактика – методика преподавания какой-либо дисциплины. Методика всегда базируется на знании общих принципов дидактики. Коменский определяет дидактику как «универсальное искусство всех учить всему». Он определяет сверхзадачу своей дидактики: «Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха...». Им было провозглашено « золотое правило » дидактики: «Все, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия — зрением; слышимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». В «Великой дидактике» он поставил 2 главных вопроса дидактики: «чему учить» и «как учить». Современная дидактика ставит ряд дополнительных вопросов:

· Кого учить? Конфуций: учить следует только тех, кто способны и желают. Сегодня учат всех, в Конституциях закреплено всеобщее право на образование. А. Тофлер: «неграмотные в будущем – не те, кто не умеет читать, а те, кто не умеет учиться». Т. Парсонс: образование - фактор стратификации общества: оно участвует в распределении социальных ролей и социальных мест, способствует дифференциации людей. Современное общество характерно всеобщим образованием, в т.ч. и высшим.

В России 2 модели образования: 1) немецко-русская: государственная ответственность за доступность образования всем слоям населения вне зависимости от статуса человека, модель появилась в СССР; «закон об образовании РФ», 1992 зафиксировал следующие уровни образования, которые контролирует государство:

1. основное образование – 9 классов;

2. среднее полное общее образование – 11 классов;

3. начальное профессиональное образование – ПТУ;

4. среднее профессиональное образование – колледж;

5. высшее профессиональное образование;

6. послевузовское профессиональное образование – аспирантура и пр.

2) англо-американская модель: образование – личное дело человек, система образования – индустрия образовательных услуг (т.е. образование – такая же услуга как парикмахерская); Россия подписала Болонское соглашение. Теперь должен быть выработан стандарт образования => систему образования сегодня реформируют в духе англо-американской модели; образование становится двухуровневым – бакалавр или магистр. «+»: Мобильность преподавателей и студентов; компетентностный принцип в образовательных планах (т.е. образование будет направлено на развитие склонностей обучающегося); «-»: с одной стороны продлевает срок обучения, с другой – сокращает его. Строится по модульной системе, из кредитов; только набрав определенное кол-во кредитов, студент моет сдать отчетность. Академическая нагрузка и самостоятельная работа находятся в соотношении 50 на 50; практическое уменьшение срока обучения до 4 лет: бакалавриат – 4 года, не все хотят поступать в магистратуру и не могут ее оплатить; нет широты и глубины образовательной подготовки; переход на тестовую систему, что не приемлемо для гуманитарных и общественных наук (введение ЕГЭ в школах показало, что учителя занимаются только натаскиванием); различный менталитет тех, кто вошел в Болонскую систему.

· Где учить? Альтернатива: домашнее или государственное образование (соответственно Руссо – Гельвеций).

· Когда учить? Есть точка зрения, что чем раньше начать обучение ребенка, тем более развитым он станет. Толстой говорил, что учить нужно тогда, когда ребенок этого хочет; Руссо - с 12 лет, Конт – с 14 лет. Штайнер и современные педагоги считают, что оптимальное время для начала обучения -7 лет. Для каждого предмета есть свои возрастные рамки. Ни философии, не высшей математике нельзя научить ребенка, т.к. у него не развито абстрактное мышление.

· Чему учить? Речь идет о целях и содержании обучения, которые обуславливаются 1) социальные потребностями; 2) социальными и научными достижениями; 3) личными потребностями; 4) педагогическими возможностями. Содержание образования: каким оно должно быть – максимально общим, дающим знание о вех областях жизни или только знания, связанные с узкой специализацией. Т.з Коменского и его сторонников, пик – эпоха Просвещения: школа должна готовить универсально развитого человек, энциклопедически образованного; цель образования – великий человек, знающий все науки и искусства. Аналогично считал О. Конт, который призывал прослушать весь курс позитивных наук. В современном обществе в условиях переизбытка информации у отдельного человек нет возможности овладеть всем набором знаний. Кроме того: нельзя всех сделать энциклопедистами, т.к. у всех разные способности; такое образование очень дорого и трудоемко; если энциклопедическое знание – линейный кумулятивный процесс, то сложно за короткое время овладеть всей совокупностью образования.

Кант, Гербарт, Дистервег: в знании нужно стремиться не к показательной эрудиции, а к интеллектуальному развитию, человек должен стать мудрецом, творческой личностью, умеющей самостоятельно искать информацию и продуцировать знания (т.з. Гераклита). => Изучать нужно не все, а только самое главное, но глубоко. Черты мудреца: самостоятельность мыслей, которую лучше всего развивает сократический метод майевтики; цельное продуманное мировоззрение; способность становиться на чужие точки зрения и умение критически относиться к чужому мнению, умение их анализировать.

Еще один взгляд – утилитарный: Спенсер, Дьюи. Исходит из пользы той или иной дисциплины для конкретной профессиональной и личностной задачи. Эта т.з. недальновидна, человек д.б. не «специалистом, подобным флюсу», а разносторонне развитой личностью, обладающий комплексным мировоззрением. В России прогрессирует именно эта т.з. В «Одномерном человеке» Герберт Маркузе назвал утилитарное образование «нулевым циклом»: мечтать о полете духу к метафизическим высотам человек, получивший утилитарное образование, не может. Утилитарное образование готовит к занятию своей социальной ниши и неумению быстро приспособиться к произошедшим изменениям. Специализированное утилитарное образование таит опасность в том, что если у людей разный минимум образования, то социальный консенсус и понимание невозможны. Сегодня наиболее высокую социальную нишу занимают нетократы – обладатели эксклюзивной информации (пока их немного), все стремятся к тому, чтобы стать экспертом - знатоком определенной предметной области, это движущая сила развития информации и общества в целом; тот, кто не является экспертом, занимает самое низкое положение.

· Сколько учить? Сегодня конкурируют 2 типа обучения (по содержанию): системное и мозаичное (Декарт/Луман, см. билет об информационном обществе и образовании), см. минимум/максимум образования.

· Как учить? Комениус: 1) от простого к сложному (как и Декарт); 2) ясными наглядными примерами; 3) только тому, что доступно возрасту. Золотое правило дидактики: все, что только возможно предоставить для восприятия и чувствования, - предоставить; 4) п араллелизм, единство вещей и слов. Изучение иностранного языка должно идти так: слова + фразы + грамматика, которые обязательно должны даваться ситуативно; 5) в строгой последовательности предметов, не вперемешку; 6) внедрять легкие, быстро приводящие к успеху приемы обучения.

 

О других выдающихся дидактах. Гербарт (1776 – 1841). Работал вместе с Кантом в Кенигсберге на кафедре философии и педагогики. Исходит из того, что психика ребенка - очень сложный механизм разного рода представлений и впечатлений, это мир подвижных мозаичных картин. Представления, усвоенные ребенком в прошлом, не исчезают, а переходят в сферу бессознательного, Бессознательные представления непрерывно взаимодействуют. Он Важная задача обучения это сделать процесс ассимиляции старого новым быстрым, плодотворным и экономичным. Для этого надо задействовать такие факторы, как интерес, внимание и память. Для Гербарта интерес - это внутренняя интенция человека. Человек должен гармонически сочетать множество интересов. Гербарт выделяет 6 видов интересаэмпирический (любознательность к внешнему миру), спекулятивный (увлеченность научными вопросами), симпатический (интерес к душевной жизни других людей), социальный (интерес к отношениям между людьми), эстетический, религиозный. Он считал, что надо наблюдать за играми ребенка, в таком случае вы можете выяснить его интерес. Есть два рода внимания. Это так называемое примитивное, непроизвольное внимание, вызванное неадекватными действиями педагога (танцующий учитель и т.д.). Апперцептивное внимание предполагает наличие в психике представлений, ранее приобретенных, которые идут на встречу новому материалу и стремятся его ассимилировать. Поэтому каждый преподаватель должен знать апперципирующуюся массу своих учеников, то есть какой материал у них уже есть.

Дистервег (1790 – 1866). «Воспитывать и обучать - значит возбуждать». А возбуждать это развивать задатки человека. Конечная цель обучения это воспитание самостоятельности, самодеятельности. Метод плох, если приучает учащегося к простой восприимчивости, и метод хорош, если возбуждает в нем самодеятельность. Он формулирует 33 правила обучения. Это правила по отношению к учителям, к предмету, к ученику. Например, ничему не учи преждевременно; учи как можно меньше; переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от известного к неизвестному; обрати свою специальность, предмет преподавания в центр своего изучения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Поощрение и наказание и условие их применения в воспитании | Проблема дифференцированности и комплексности воспитания.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.