Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема дифференцированности и комплексности воспитания.

Воспитание и его сущность.

Т. о., основными принципами дидактики являются сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность знаний, научность, доступность, связь теории с практикой, принцип самостоятельности.

Целенаправленное воздействие на человека с целью формирования его поведения — воспитание. Это всегда в определенном смысле компенсирование — мы должны снимать определенные перекосы, какие-то недостатки возмещать. Важнейшие правила грамотного воспитания:

1. Люди все разные. Понимают с разной скоростью. 1-е наиважнейшее правило — надо оперировать не вообще человеком, а воспитывать конкретного человека. Воспитание человека — штучное производство. Учитывать все особенности данного конкретного человека.

2. Не всегда происходит интроекция (вкладывание). Необходимо учитывать, что педагог — все-таки человек другого поколения. Чаще всего мы вкладываем именно свой жизненный опыт. Но он не всегда подходит для данной новой ситуации. Не надо забывать, что это именно наш опыт, а воспитание — это не клонирование. Всякое воспитание предполагает творческую деятельность человека.

3. Человек — формирующаяся система. Нет предела совершенству. Не надо обольщаться, если ты чего-то достиг.

4. Нужно компенсировать. Например, к людям, к которым относились без любви, надо проявить ласку, заботу, добро. Или наоборот, слишком избалованным.

Методы: внушение, убеждение, личный пример, упражнения, стимулирование.

Воспитание должно быть комплексным и дифференцируемым.

Виды воспитания: физическое, половое, творческое, трудовое, эстетическое, нравственное.

Педагог является активной стороной в воспитательном процессе, он добивается в того, что все внешнее, что несет воспитание, должно быть усвоено и стало реальным внутренним содержанием воспитанника. Человек – целостное существо, в нем слито и природное, и социальное, и духовное => воспитывая человеческую личность как целостность, педагог нечто внешнее должен донести до воспитуемого так, чтобы оно стало внутренним. Педагог должен воспитывать личность в ее целостности – телесной, душевной. Только гармонично развитая личность может надеяться на успех в жизни и гармонию с самим собой. Т.о, воспитание должно быть комплексным, чтобы воспитать целостную личность => комплексное вопситание.

Кант считал, что тщетно пытаться усовершенствовать человека по частям, только сразу, целиком. Постепенное воздействие испаряется, пока работаем над другим. То же у Руссо, Гербарта, Дьюи, Штайнера.

Макс Люшер предложил концепцию «куба личности»: гармонично развитая личность может быть представлена кубом, в каждом углу которого мы сможем расположить характеристику личности, на которую воздействует воспитатель: интеллектуально-продуктивная, эмоционально-волевая, физическая и социальная. Развивая интеллект в ущерб остальным составляющим, мы как бы усиливаем, нагружаем только один угол. Что происходит с кубом? Он деформируется. Так же деформируется и личность ребенка, если в воспитании одаренных детей пренебрегать физической нагрузкой, социально и эмоционально активной деятельностью. Если целенаправленно воздействовать только на один угол куба, то в итоге куб будет деформированным, человек не станет целостной гармонично развитой личности. Деформированность куба Люшер определял с помощью цветовых тестов, должна быть гармония четырех цветов (углов куба): красный — экспансия, развитие, творчество, желтый — стремление к переживаниям, в том числе и к интеллектуальным; жажда пространства, зеленый — утверждение себя, обнаружение автономности и устойчивости индивидуальности и синий — растворение в первозданном покое, умиротворение, гармония во всем.

Воспитание, направленное на создание гармонично развитой личности, нельзя провести вне зависимости от учета иерархии внутренних ценностей воспитуемого. Все виды воспитания должны быть иерархически взаимосвязанными (т.е. в каждый возрастной отрезок следует формировать строго определенное качество с помощью определенной методики, той или иной воспитательной линии) => воспитание д.б. дифференцированным и учитывающим, что каждый воспитуемый уникален + нужно учитывать особенность возраста воспитанника + учитывать запросы социума. Дифференцированный подход облегчает воспитательную деятельность педагога, т.к. позволяет определять содержание и формы воспитания не для каждого ребёнка (что сложно в условиях большой наполняемости классов), а для определённой "категории" учащихся. Реализации д.п. способствует организация игр, соревнований, временных творческих коллективов, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть достоинства учащихся. Необходимое условие Д.п. - изучение межличностных отношений. Д.п. даёт возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми и т.д. Эффективность Д.п. находится в прямой зависимости от творческой атмосферы сотрудничества в воспитательной организации и демократического управления ею.

 

Дифференциация обучения не снижает базового уровня общеобразовательной подготовки, чем отличается от фуркации. Осуществляется с помощью школ и классов с углублённым изучением отдельных предметов, факультативных занятий, средних школ для одарённых детей (музыкальных, художественных, спортивных и др.), а также через разделение учебных планов и программ в средней общеобразовательной школе. Общие психологические подходы к дифференциации обучения в конце 19 в. обосновали В. Штерн и Э. Клапаред. Были разработаны различные варианты организации городской школьной сети (например, Мангеймская школьная система), а также учебно-воспитательного процесса, в частности индивидуализированного обучения системы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предмет и основные принципы дидактики | Основные виды воспитания и их значение в формировании личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.