Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Хронологическое развитие этнической психологии в России. Период Этапы развития этнической психологии Начало 60-х годов В журналах




Хронологическое развитие этнической психологии в России.

Период Этапы развития этнической психологии
Начало 60-х годов В журналах «Вопросы истории» и «Вопросы психологии» дискуссия по проблемам национальной психологии.
70-е годы Разработка отечественными философами и историками теории наций и национальн; отношений. Этнопсихологическая проблематика стала разрабатываться военными психологами, основной упор делался на изучение национально-психологических особенностей представителей зарубежных государств (В.Г. Крысько, И.Д. Куликов и др-)-
80-90-е годы Начали складываться научные коллективы и школы, занимающиеся проблемами собственно этнической психологии и этноссциологии. Во многих ВУЗах открыты секции по этнической психологии.

В настоящее время исследования в области этнической психологии ведутся по трём направлениям:

· первое из них занимается конкретным психологическим и социологическим изучением различных народов и народностей (коренные народы Севера, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока);

· социологические и социально-психологические исследования межнациональных отношений в России и СНГ;

· главное внимание уделяется изучению социокультурной специфики вербального и невербального поведения, этнопсихолингвистической проблематике. ^

Особую роль среди исследователей истоков национального своеобразия народов России сыгр<^^ JT.H. Гумилёв (1912-1992) - историк и этнограф разработавший своеобразную концепцию происхождения этносов и психологии людей, к ним принадлежащих.

Этнопсихологическая школа в отечественной военной психологии - научное направление, зародившееся и развивавшееся как результат запросов практики, а именно - морально- психологической подготовки российских военнослужащих.

Начиная с Геродота (490-425 гг. до н.э.), учёные и литераторы древности, повествуя о дальних странах и проживающих там народах, немало внимания уделяли описанию их нравов, обычаев и привычек.

По мнению К. Гельвеция (1715-1771 гг. французский философ), каждый народ наделен собственным способом видеть и чувствовать, который и определяет сущность его характера. Изменение социально-политических отношений воздействует на содержание национального характера.

Широкое распространение в науке того времени получило географическое направление, суть которого заключалась в признании климатических и других природных условий в качестве главного, определяющего фактора развития человеческого общества, т.е. в неправомерном преувеличении роли географической среды в жизни народов.

Ш. Монтескье (1689-1755) - французский мыслитель, философ, правовед, историк рассматривал общество как социальный организм, имеющий свои закономерности, которые концентрированно выражаются в общем духе нации. К физическим факторам, влияющим на первых этапах развития на историю общества и на общий дух нации, он относил географическое положение, климат, почвы, ландшафт. К моральным факторам он причислял религию, законы, нравы, обычаи и нормы поведения. Мнения сторонников географической школы о решающей роли климата и других природных условий было ошибочным и влекло за собой представления о неизменности национальной психологии народа.

Английский философ, историк и экономист Д. Юм (1711-1776) источниками формирования национальной психологии считал социальные (моральные) факторы, к которым он относил обстоятельства социально-политического развития общества: формы правления, социальные перевороты, изобилие или нужду населения, положение этнической общности, отношения с соседями и т.д. По мнению Юма, общие черты национального характера людей (общие склонности, обычаи, привычки, аффекты) формируются на основе общения в профессиональной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.