КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос. В начале XX века в исследованиях западных учёных появляются новые подходы к изучению этнической психологии
В начале XX века в исследованиях западных учёных появляются новые подходы к изучению этнической психологии, которые опирались на бихевиоризм и психоанализ. Этнопсихология в з время, выступая в качестве междисциплинарной области знаний, включала в себя элементы таких наук, как психология, биология, психиатрия, социология, антропология и этнография, что наложило отпечаток на способы анализа и интерпретации эмпирических данных. Большинство западных учёных - этнопсихологов начала XX века придерживались так называемого психоаналитического подхода. Предложенный в конце XIX столетия 3. Фрейдом психоанализ из способа изучения подсознательной сферы психики человека постепенно превратился в «универсальный» метод исследования и оценки сложнейших социальных явлений, в том числе психического склада этнических общностей. Большое влияние в это время на развитие этнопсихологических воззрений и их методологических основ на Западе оказали работы французского философа и этнографа JI. Леей - Брюля (1857 - 1939), который полагал, что людям различных этнических общностей свойствен специфический тип мышления. В рамках этнической психологии работы JI. Леви-Брюля помогали осознать факторы и механизмы зарождения национальной специфики мышления (психологии этнической общности в целом) и её влияния на поведение, действия и поступки людей. Под влиянием этих взглядов сформировались представления о социально-психологических (этнических) архетипах, которые представляют собой наборы. специфически направленных ценностных ориентаций и ожиданий представителей конкретных этнических общностей, вызывающих привычную для них гамму чувств и способов поведения, проявляемых при реакции на воздействия предметов и явлений окружающего мира. На развитие этнопсихологических взглядов оказали влияние и идеи К. Леви-Строса (1908- 1987), французского этнографа и социолога. По его мнению, культура как важнейший компонент образа жизни людей обладает примерно одинаковым набором признаков в различных национальных общностях. Цель исследования социальных, культурных и национальных структур, как полагал Леви Строе, должна состоять в обнаружении законов, которые управляют общностями. Леви-Строс выдвинул концепцию «нового гуманизма», не знающего сословных и расовых различий. Его теория во многом этнопсихологична по своему содержанию, направлена на нахождение того, что может объединить представителей различных этнических общностей. В 30-е годы XX века развитие западных научных представлений происходило под ргреимущественным влиянием американской этнопсихологической школы, выделившейся из этнографии. Ф. Боас (1858-1942) - немецкий физик, считал, что изучать поведение, традиции и культуру людей без знания их психологии невозможно. Ф. Боас настаивал на необходимости исследования «психологических изменений» и «психологической динамики» культуры, считая их результатом аккультурации. Аккультурация - процесс взаимовлияния людей с определённой культурой друг на друга, а также результат этого влияния, заключающийся в восприятии одной из культур, обычно менее развитой, элемент^ другой культуры или возникновении новых культурных феноменов. В этнопсихологии понятие «аккультурация» используется для обозначения: 1) процесса социально-психологической адаптации представителей одной этнической общности к традициям, привычкам, образу жизни и культуре другой; 2) результатов влияния культуры, национально- психологических особенностей представителей одной общности на другую. Как следствие аккультурации некоторые традиции, привычки, нормы, ценности и образцы поведения заимствуются и закрепляются в психическом складе представителей другой нации или этнической группы. М. Мид (1901-1978) центральной темой своего научного поиска избрала исследование своеобразия культурного характера общественного сознания этноса, под которым она понимала совокупность закономерностей психической жизни людей, обусловленных культурой. М. Мид пришла к выводу о том, что характер общественного сознания в конкретной культуре определяется набором ключевых для этой культуры норм и их интерпретаций, воплощённых в традициях, привычках и способах национально своеобразного поведения. Основными теориями в 40-е года были теории «основной личности», «модальной личности» и «национального характера». Был широко разработан методологический аппарат науки. В настоящее время этнопсихология преподаётся и исследуется во многих университетах и Европы. Постепенно она выходит из кризиса, который она переживала в 80-е годы.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |