Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие активных методов обучения

Что представляют собой методы активного обучения? В чем их суть?Представим здесь мнения разных авторов по этому вопросу.

«Технология активного обучения - такая организация учебного процесса, при котором невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый ученик либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи» (Г.М. Коджаспирова).

«Под активными методами обучения имеются в виду те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе…» (С.Д. Смирнов).

Активными методами обучения и воспитания можно назвать те, которые позволяют «учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями» за счет сознательного «воспитания способностей учащегося» и сознательного «формирования у них необходимых деятельностей» (Г.П. Щедровицкий).

«Под активными методами обучения понимаются те методы, которые позволяют организовать учение, как продуктивную творческую деятельность, связанную с достижением социально полноценного продукта в условиях как совместной, так и индивидуальной учебной деятельности» (В.Я. Ляудис).

А.А. Вербицкий считает, что активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

М.М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

1) принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

2) достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процес с, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

3) самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых.

Таким образом, активные методы обучения - это методы, которые побуждают студентов к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний. Их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности (В.С. Кукушин).

Таким образом, основной смысл, заложенный в понятие активных методов обучение – есть побуждение к самостоятельной практической и мыслительной деятельности. Соответственно, можно сделать вывод: вся суть активных методов обучения - в активности.

Если провести исследование и составить сводную характеристику активных методов обучения, то мы можем отметить, что в них решается ряд проблем, актуальных для процесса обучения современного студенчества, а именно:

1) реализуется методология сотрудничества,

2) синхронно решаются проблемы обучения и воспитания,

3) в итоге получаем специалиста, имеющего профессиональную подготовку и хорошо развитые способности к самообразованию. Попробуем сопоставить традиционный и активные методы обучения (см. таблицу 5).

 

Таблица 5

Сопоставление традиционных и активных методов обучения

Традиционные методы обучения. Активные методы обучения.
Функция студента - потребитель информации и знаний Функция студента - «добытчик», и «переработчик» информации. Студент - УЧИТЬСЯ.
Получение учащимся «готовых» знаний В разной степени самостоятельное добывание информации и знаний
Учебная деятельность сводиться к запоминанию знаний Учебная деятельность ориентирована на творчество
Это приводит к: · максимальной активизации памяти; · торможению процессов мышления; · торможению самостоятельности. Это приводит к: · естественному запоминанию самостоятельно добытых знаний; · максимальной активизации процессов мышления.
Различные науки, в восприятии учащегося, плохо связаны друг с другом и с будущей профессией. Процесс обучения будущей профессии естественным образом вбирает в себя процесс получения знаний в различных науках.
Достаточно сложный процесс формирования мотивации к самообразованию Создание мотивации к самостоятельному «добыванию» знаний и информации является сутью этих методов
Функция преподавателя - передача знаний, т.е. преподаватель - УЧИТ Функция преподавателя - организация активной учебной деятельности студента
Преподаватель выступает в роли «судьи», он главный и «всегда прав» Создается система взаимодействия преподаватель - студент.
Снижено желание самостоятельно добывать знания и информацию Необходимость и желание самостоятельно добывать знания становятся естественными
Итог обучения - ЗНАНИЯ Итог обучения - ЛИЧНОСТЬ

 

Но нельзя не видеть и достаточно сложно устраняемые недостатки и проблемы в применении активных методов обучения на практике (см. таблицу 6).

Таблица 6

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий многообразие методов обучения | Рассмотрим несколько определений деловой игры (ДИ), каждое из которых подчеркивает одну из ее сторон
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.