Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция№5.Педагогика, как система наук о человеке




Вопрос№4. Позиции ребенка в образовательном процессе школы.

Вопрос№3. Закон РБ об правах ребенка.

В 1990 году РБ присоединилась к Конвенции о правах ребенка. Осень 1993 был принят закон РБ «О правах ребенка» (11 декабря 1993), он основывается на Конвенции о правах ребенка. Закон имеет 5 разделов.

Глава 1. Общие положения (Правовая основа регулирования прав ребенка. Органы, обеспечивающие защиту прав и интересов ребенка. Координация деятельности государственных и негосударственных организаций по реализации настоящего Закона. Право на жизнь. Право на гражданство. Право на неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия. Глава 2. Ребенок и семья (Право на проживание в семье. Ответственность семьи за ребенка. Право на имя. Ребенок и общество. Право на образование. Право на труд. Право на отдых. Права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития. Соблюдение прав ребенка в специальных воспитательных учреждениях Глава 3. РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО. Глава 4. РЕБЕНОК В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ. Глава 5. Международное сотрудничество. Глава 6. Ответственность за нарушение настоящего Закона.

Учитель: диктатор, консерватор, критик- эксперт, образец для подражания, руководитель процесса, лидер. Ученик: подражатель, исполнитель, ведомый, стажер, участник процесса. Условия формирования положительного отношения ребенка к школе: 1) уважение личности ребенка 2) поддержка интересов и желаний учащегося 3) представление ребенку свободы выбора в методах достижения цели 4) исключение какого-либо давления на детей 5) содействие потенциальных возможностей учащихся 6) индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от познавательных особенностей учеников 7) соблюдение педагогического такта.

Позиция учащегося- уровень развития учебной мотивации и самосознания учащегося, которое создает у него определенный тип отношений к учению, взрослым и другим учащимся, к самому себе.

 

Вопрос№1 Социально-экономические предпосылки возникновения и развития педагогической теории, этапы её становления.

Педагогика как наука представляет о себе одну из самых древних отраслей знания, её развитие неотделимо от развития общества. Этапы развития педагогики: 1 ЭТАП: Педагогическая мысль в Античной Греции и Риме, Средних веков (до 15 века). Греция: колыбелью европейских систем воспитания стала Греция. Интересные педагогические мысли оставили: Демокрит- он создал идеи в области воспитания, многие различные афоризмы, родоначальник идеи природосообразного воспитания «Природа и воспитание подобны» воспитание перестраивает человека и преобразовывает его созд. природы. Сократ- главная цель воспитания научить думать или мыслить. Платон - мыслил в категории государственной политики в области воспитания; его основной трактат называется «государство»; он сравнивал роль воспитания в общем – если башмачник будет плохо делать обувь, то люди будут плохо обуты, а воспитатель- то целое поколение неграмотных людей. Аристотель- также связывал благополучие общества с политикой государства в области образования: физическое образование, нравственное воспитание, умственное воспитание. Древний Рим: Марк Квинтилиан- разработал целую систему начального школьного обучения, методика. Цицерон- идея обучения и воспитания развивается в рамках «схоластического обучения»- требовала от учеников буквального заучивания и воспроизведения всех общественных истин или церковных догматов. 2 ЭТАП: становление педагогики как науки. Зарождение педагогических идей и их развитие в рамках педагогических взглядов, теорий. Эпоха возрождения и нового времени (до 1917). Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей гуманистов: Луис Вивес - впервые выдвинул идею воспитания женщины христианки. Викторино де Фильтре - открыл школу «Дом радости». Эразм Ротердамский - его сочинение «похвала глупости» выдвигает идею гуманистического воспитания. Томас Мор и Томазо Кампанелла- «Утопия» общество которого нет. Эпоха Возрождения по существу ускорила развитие педагогической мысли. На первый план вышли идею гуманистического воспитания, всестороннего образования и обучения, учета особенности развития личности. В середине 17 века педагогика начинает складываться как отдельная наука. Фрэнсис Бэкон- назвал педагогику отдельной наукой. В 1623 году в своем сочинении о достоинстве и увеличении наук среди прочих называет наукой искусство обучению чтению, но окончательно статус научной дисциплины педагогика получает в трудах Яна Амоса Коменского - в свое труде «Великая дидактика» он развивает идеи природосообразного воспитания под которым понимает учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, идеи гуманистического воспитания. Просветители 18 века: Джон Локк «Мысли о воспитании», изложил концепцию о воспитании джентльмена (ребенок рождается как чистая доска, воспитание производиться на дому). Жан Жак Руссо- сочинение «Эмиль, или о воспитании» (ребенок от рождения совершенен, теория свободного воспитания, эгоцентризм в воспитании, недопустимость физических наказаний). Иоганн Генрих Песталоцци - он впервые перевел теоретические идеи в область практических действий, идея элементарного обучения, соединил обучение с производительным трудом; сочинение «Лингард и Гердтруда». Иоганн Гербарт- все свои идеи вложил в развитие теории и методики обучения. Раскрыл суть и структуру обучения, выделил этапы учебного процесса. Ему принадлежат идеи: воспитывающего обучения - воспитание средствами своего предмета; идея авторитарного воспитания- в центре воспитания находиться не ученик, а учитель. «По Гербарту» дети рождаются необузданными, неспособными к самоорганизации и контролю за собой. Фридрих Дистервег - стоял у истоков развития для подготовки будущих учителей школ. Разрабатывал методики преподавания различных предметов и идею культурно- сообразного воспитания; в области воспитания исходил из демократических позиций. 3 ЭТАП современное развитие педагогических наук (конец 20 века- начало 21 века): Лев Николаевич Толстой- школа для крестьянских мальчиков, развивал идею свободного воспитания. Составил свою азбуку, обучение письму и грамоте. Константин Дмитриевич Ушинский - родоначальник научной теории педагогики в России. Он уточнил и переработал методику обучения с учетом самых последних данных различных наук о человеке; разработал систему принципов обучения; выдвинул идею народности в воспитании; издал два учебника для начальной школы «Родное слово» «Родная речь»; классифицировал типы уроков по учебным целям и задачам; развивал идею соединения обучения с производительным трудовым воспитанием личности. Петр Федорович Каптерев- образование как педагогический процесс.

Идея развития и саморазвития личности человека. В советский период времени педагогика развивалась в трудах: Станислава Шацкого, Павла Блонского, Антона Семеновича Макаренко - разработал теорию методики воспитания личности в коллективе. Написал книги «Флаги на башнях» и «Книга для родителей». Во второй половине 20 века крупнейшие педагоги и ученые: В.А. Сухомлинский, И. Скаткин, Я. Лернер, Иван Федорович Харламов- идеи духовного и нравственного воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.