КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
План-конспект урока чтения по произведению А. Гайдара «Совесть»
Цели: а) совершенствовать навык чтения, учить работать с текстом, познакомить с биографией А. Гайдара, раскрыть значение ряда новых слов; б) развивать мышление, связную устную речь учащихся; в) воспитывать чувство долга, ответственность, доброту. Определяя образовательные цели урока чтения необходимо указывать те знания и умения, которые предполагается формулировать именно на данном конкретном уроке. Такими целями могут быть: - знакомство с основными событиями биографии писателя; - выявление жанровых особенностей произведения; - знакомство с текстом произведения; - раскрытие значений ряда новых для детей слов и понятий; - формирование умения анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания (с указанием конкретных аспектов анализа); - совершенствование техники чтения (с указанием отрабатываемых качеств чтения). Воспитательные цели урока определяются исходя из смыслового анализа произведения; при их формулировании предпочтительнее употреблять несовершенный вид глагола (например: «воспитывать чувство любви к природе»), т.к. воспитание - достаточно длительный процесс, и на одном уроке он не может быть полностью осуществлен. В ряду развивающих целей урока чтения во главу угла должно быть поставлено развитие эстетического вкуса, мышления и речи детей (с указанием средств, например: «развитие речи в процессе обучения устному изложению», «развитие речи в процессе обучения устному сочинению-характеристике героя»). Оборудование: портрет А. Гайдара, ТСО, учебник. Стандартным оборудованием урока чтения следует считать учебники-хрестоматии (у учителя и у каждого ученика), тетради и письменные принадлежности. Наряду со стандартным могут быть использованы следующие виды оборудования: а) средства зрительной наглядности: - таблицы и плакаты для упражнений по совершенствованию техники чтения; - репродукции с картин художников; иллюстрации к читаемым произведениям; - портреты (фотографии) писателей; - карточки (иной раздаточный материал) для индивидуального контроля; - диафильмы и диапозитивы; б) средства слуховой наглядности: - аудиозаписи текстов изучаемых произведений в образцовом исполнении; - аудиозаписи музыкальных произведений; в) средства зрительно-слуховой наглядности: - учебные кино-(видео)фильмы; - учебные телепередачи. Ход урока: 1. Орг. момент; 2. Сообщение темы и целей урока (на доске вывешивается портрет, и записывается тема); Тема урока чтения может быть сформулирована следующим образом: а) с указанием на жанр, автора и название произведения, например: «Рассказ К.Г.Паустовского «Подарок»»; б) с указанием на этап работы с данным произведением, например: «Знакомство с рассказом К.Г.Паустовского «Подарок»», «Анализ рассказа К.Г.Паустовского «Подарок»»; в) с указанием на основные виды работы при изучении данного произведения, например: «Чтение и анализ рассказа К.Г.Паустовского «Подарок»». 3.Речевая разминка. Этап работы, направленной на совершенствование техники чтения, предполагает выделение на каждом уроке 5-8 минут для проведения специальных упражнений (см «Качества чтения»). 4. Подготовка к восприятию Этап подготовки к изучению новой темы или произведения определяется степенью предварительного знакомства детей с фактами, явлениями и понятиями, составляющими содержание нового материала, а также жанровыми особенностями литературного текста. 1. Вступительная беседа. Она проводится, если у детей имеется личный опыт. В 1 классе не проводят беседу о войне; 2. Рассказ учителя. Он должен быть выразительным, эмоциональным и занимать 3-4 минуты; 3. Экскурсия (очная и заочная) и наблюдение; 4. Рассказы учащихся. 5. Прослушивание музыкальных произведений; 6. Чтение вступительной статьи, её анализ. 7. Беседа по репродукциям картин. 8. Прогнозирование содержания произведения по заглавию, опорным словам, иллюстрациям, по вопросам к тексту (прием антиципации). 9.Словарная работа. 10. Викторина по прочитанным произведениям, по творчеству писателя.
5. Первичное чтение Рекомендации: 1. Рекомендуется читать произведение полностью, чтобы обеспечить целостное восприятие; 2. Через выразительное чтение читателю становится понятен авторский замысел, характер действующих лиц. 3. Первый раз может читать учитель. Обязательно читают наизусть скороговорки, стихотворения, басни и близко к тексту пересказывают сказки и былины. 4. Комбинированное чтение учителя с учащимися. В этих случаях учитель читает наиболее эмоциональные места (начало и конец, описания природы, диалоги, кульминацию). 5. Чтение подготовленными учащимися. 6. Прослушивание произведения в исполнении мастера слова. 7. Чтение про себя всеми учащимися, если поставлен проблемный вопрос. 8. Чтение вслух «по цепочке» учащимися научно-познавательной статьи.
6. Проверка восприятия (Эмоционально-оценочная беседа) После прочтения текста необходимо задать детям несколько вопросов, направленных на выявление целостного, нерасчлененного впечатления от прочитанного, например: - Понравилось ли вам прочитанное произведение? - Что (кто) особенно понравилось (понравился)? - Что удивило вас в произведении, показалось новым, необычным? - С кем из героев произведения вам хотелось бы подружиться? - Назовите самый, на ваш взгляд, смешной (грустный, трогательный, напряженный, трагический) момент в произведении. Словарная работа На подготовительном этапе отбираются: 1. Трудночитаемые слова, то есть слова длинные или со стечением согласных (1-2 классы). Слова записываются на доске каллиграфически правильно со всеми пометами и обязательно с ударением: «Читаем сначала по слогам, а затем в целом с правильным ударением»; 2. Слова, лексическое значение которых неизвестно детям, и их незнание может повлечь за собой непонимание общего смысла текста. 3. Остальные слова объясняем после чтения. Приёмы объяснения значения слов: 1. Путём подбора синонимов; 2. Путём подбора антонимов; 3. Через развёрнутое описание по сноске в книге для чтения или по толковому словарю; 4. Путём показа предмета или его изображения; 5. Через словообразовательный анализ (привольная); 6. Путём наблюдения слова в естественных условиях, в реальной жизни (пороша – лёгкое передвижение снега от ветра); 7. Объяснение значения отвлечённых слов (героизм, доброта, любовь) осуществляется путём приведения примеров из жизни; 8. Образные выражения анализируются в ходе беседы по содержанию (Почему автор назвал Отчизну …).
7. Повторное чтение осуществляется следующим образом: 1. Чтение вслух (индивидуально-выборочное чтение, «по цепочке» по предложениям, абзацам). 3. Чтение вполголоса методом «птичьего базара». Цель повторного чтения - глубже проникнуть в суть произведения. Первичное чтение (чтение учителем выразительно);
8. Анализ содержания Формирование полноценного восприятия литературы особенно интенсивно происходит на этапе анализа и вторичного синтеза. В процессе совместного анализа ребёнок учится размышлять над книгой, а значит, о человеке и о его жизни в целом. Анализ произведения – это совместный поиск его глубокого художественного смысла. Стилистический анализ, выявляющий, как в подборе слов-образов проявляется авторское отношение к изображаемому. Проблемный анализ - по проблемным вопросам и ситуациям. Анализ развития действия, в основе которого лежит работа над сюжетом и его элементами - эпизодами, главами. При этом разбор идет от поступка к характеру, от события - к смыслу текста. Анализ художественных образов. (Для эпического произведения основные образы - это действующие лица, пейзаж, интерьер). Все направления литературного анализа в той или иной степени присутствуют на уроках чтения, чаще всего в различных сочетаниях. Остановимся более подробно на каждом из них. Стилистический (языковой) анализ. Это прежде всего анализ использования автором языковых средств в художественно организованной речи. Другим вариантом стилистического анализа в начальных классах можно считать попытку выявления стилистических родожанровых особенностей произведения на доступном младшим школьникам уровне. С этой целью в последнее время методисты рекомендуют использовать следующие задания: · Сравнение звучания поэзии и прозы с целью выявления особенностей организации стихотворной речи. · Сопоставление произведений одного писателя для выявления характерных черт в творчестве или личности автора (чаще рассматриваются произведения на одну тему). · Сравнение произведений разных писателей на одну тему для определения своеобразия авторской манеры. (Два последних вида работы чаще используются на обобщающих уроках и на уроках внеклассного чтения в III и IV классах.) Элементы проблемного анализа литературных произведений все больше входят в практику начального обучения. Организуя такую работу, учитель должен помнить, что, считаясь с наивным реализмом читателей, проблемную ситуацию нужно строить с опорой на событийную основу произведения, на нравственные коллизии. Характерными чертами проблемных вопросов являются: 1) наличие противоречия и возможность альтернативных ответов; 2) увлекательность; 3) соответствие природе произведения; 4) емкость, т. е. способность охватить не только единичный факт, а широкий круг материала, что поможет выявить общее в единичном. Проблемный вопрос, как правило, обнажает связи отдельных элементов художественного текста с общей концепцией произведения. Чтобы превратить проблемный вопрос в проблемную ситуацию, надо обострить противоречия, сопоставить разные варианты ответов. Так, при работе над рассказом Л. Н. Толстого «Акула» у младших школьников спросили: «Почему артиллерист упал, закрыв лицо руками?» («Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками».) Значительная часть учащихся ответила, что его оглушило, дым щипал глаза, т. е. многие не поняли переживаний отца, на глазах которого едва не погибли сын и его товарищ. (Пример М. Г. Качурина.) Анализ развития действия, как уже говорилось, предполагает работу над сюжетом литературного произведения и его элементами (эпизод, глава и т. д.). При этом задача учителя - найти вместе с детьми черты целостности в каждой части произведения и органичную связь части с целым. При проведении этого вида анализа важно помнить, что в работе над эпизодом (эпизод -композиционная единица текста) нужно стремиться к тому, чтобы в воображении читателей возможно конкретнее, полнее, ярче была воспроизведена картина, нарисованная писателем. И только опираясь на «внутреннее видение», следует отыскивать связи между поступками и характером, событиями и смыслом произведения. Примеры вопросов и заданий этого вида («Что, где, когда произошло? Почему? Как поступил при этом такой-то герой? Как это его характеризует? А что произошло вследствие этого? Можно ли было этого избежать? Почему все-таки так получилось? Кто виноват в этом?» и т. п.). Анализ художественных образов. В силу того, что основной элемент художественной литературы - образ, анализ художественного произведения - это работа не столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии. В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т. д.), и смысл этого образа, т. е. нагрузку, которую он несет в общей структуре произведения.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2782; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |