Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План-конспект урока чтения по произведению А. Гайдара «Совесть»

Читайте также:
  1. Активные методы обучения на уроках РЯ
  2. Застосування інтерактивних методик на уроках інформатики
  3. Лекция № 30.МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
  4. Метод чтения структур
  5. Методические рекомендации по организации беседы по произведению
  6. НАЧАЛО УРОКА В РАЗНЫХ ТИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
  7. Организация и методические основы проведения урока физической культуры
  8. Подготовка учителя к уроку чтения
  9. После чтения стихотворения детьми на этапе анализа учитель
  10. Постановка цели урока
  11. Потребительские предпочтения и предельная полезность.

Цели: а) совершенствовать навык чтения, учить работать с текстом, познакомить с биографией

А. Гайдара, раскрыть значение ряда новых слов;

б) развивать мышление, связную устную речь учащихся;

в) воспитывать чувство долга, ответственность, доброту.

Определяя образовательные цели урока чтения необходимо указывать те знания и умения, которые предполагается формулиро­вать именно на данном конкретном уроке. Такими целями могут быть:

- знакомство с основными событиями биографии писателя;

- выявление жанровых особенностей произведения;

- знакомство с текстом произведения;

- раскрытие значений ряда новых для детей слов и понятий;

- формирование умения анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания (с указанием конкретных ас­пектов анализа);

- совершенствование техники чтения (с указанием отрабаты­ваемых качеств чтения).

Воспитательные цели урока определяются исходя из смыслового анализа произведения; при их формулировании предпочтительнее употреблять несовершенный вид глагола (например: «воспитывать чувство любви к природе»), т.к. воспитание - достаточно длительный процесс, и на одном уроке он не может быть полностью осуществлен.

В ряду развивающих целей урока чтения во главу угла должно быть поставлено развитие эстетического вкуса, мышления и речи де­тей (с указанием средств, например: «развитие речи в процессе обуче­ния устному изложению», «развитие речи в процессе обучения устно­му сочинению-характеристике героя»).

Оборудование: портрет А. Гайдара, ТСО, учебник.

Стандартным оборудованием урока чтения следует считать учебники-хрестоматии (у учителя и у каждого ученика), тетради и письменные принадлежности.

Наряду со стандартным могут быть использованы следующие ви­ды оборудования:

а) средства зрительной наглядности:

- таблицы и плакаты для упражнений по совершенствованию техники чтения;

- репродукции с картин художников; иллюстрации к читаемым произведениям;

- портреты (фотографии) писателей;

- карточки (иной раздаточный материал) для индивидуального контроля;

- диафильмы и диапозитивы;

б) средства слуховой наглядности:

- аудиозаписи текстов изучаемых произведений в образцовом исполнении;

- аудиозаписи музыкальных произведений;

в) средства зрительно-слуховой наглядности:

- учебные кино-(видео)фильмы;

- учебные телепередачи.

Ход урока:

1. Орг. момент;

2. Сообщение темы и целей урока (на доске вывешивается портрет, и записывается тема);

Тема урока чтения может быть сформулирована следующим образом:

а) с указанием на жанр, автора и название произведения, на­пример: «Рассказ К.Г.Паустовского «Подарок»»;



б) с указанием на этап работы с данным произведением, на­пример: «Знакомство с рассказом К.Г.Паустовского «Подарок»», «Анализ рассказа К.Г.Паустовского «Подарок»»;

в) с указанием на основные виды работы при изучении данно­го произведения, например: «Чтение и анализ рассказа К.Г.Паустовского «Подарок»».

3.Речевая разминка.

Этап работы, направленной на совершенствование техники чтения, предполагает выделение на каждом уроке 5-8 минут для про­ведения специальных упражнений (см «Качества чтения»).

4. Подготовка к восприятию

Этап подготовки к изучению новой темы или произведения определяется степенью предварительного знакомства детей с фактами, явлениями и понятиями, составляющими содержание нового материала, а также жанровыми особенностями литературного текста.

1. Вступительная беседа. Она проводится, если у детей имеется личный опыт. В 1 классе не проводят беседу о войне;

2. Рассказ учителя. Он должен быть выразительным, эмоциональным и занимать 3-4 минуты;

3. Экскурсия (очная и заочная) и наблюдение;

4. Рассказы учащихся.

5. Прослушивание музыкальных произведений;

6. Чтение вступительной статьи, её анализ.

7. Беседа по репродукциям картин.

8. Прогнозирование содержания произведения по заглавию, опорным словам, иллюстрациям, по вопросам к тексту (прием антиципации).

9.Словарная работа.

10. Викторина по прочитанным произведениям, по творчеству писателя.

 

5. Первичное чтение

Рекомендации:

1. Рекомендуется читать произведение полностью, чтобы обеспечить целостное восприятие;

2. Через выразительное чтение читателю становится понятен авторский замысел, характер действующих лиц.

3. Первый раз может читать учитель. Обязательно читают наизусть скороговорки, стихотворения, басни и близко к тексту пересказывают сказки и былины.

4. Комбинированное чтение учителя с учащимися. В этих случаях учитель читает наиболее эмоциональные места (начало и конец, описания природы, диалоги, кульминацию).

5. Чтение подготовленными учащимися.

6. Прослушивание произведения в исполнении мастера слова.

7. Чтение про себя всеми учащимися, если поставлен проблемный вопрос.

8. Чтение вслух « по цепочке» учащимися научно-познавательной статьи.

 

6. Проверка восприятия (Эмоционально-оценочная беседа)

После прочтения текста необходимо задать детям несколько вопросов, направленных на выявление целостного, нерасчлененного впечатления от прочитанного, например:

- Понравилось ли вам прочитанное произведение?

- Что (кто) особенно понравилось (понравился)?

- Что удивило вас в произведении, показалось новым, необычным?

- С кем из героев произведения вам хотелось бы подружиться?

- Назовите самый, на ваш взгляд, смешной (грустный, трогательный, напряженный, трагический) момент в произведении.

Словарная работа

На подготовительном этапе отбираются:

1. Трудночитаемые слова, то есть слова длинные или со стечением согласных (1-2 классы). Слова записываются на доске каллиграфически правильно со всеми пометами и обязательно с ударением: «Читаем сначала по слогам, а затем в целом с правильным ударением»;

2. Слова, лексическое значение которых неизвестно детям, и их незнание может повлечь за собой непонимание общего смысла текста.

3. Остальные слова объясняем после чтения.

Приёмы объяснения значения слов:

1. Путём подбора синонимов;

2. Путём подбора антонимов;

3. Через развёрнутое описание по сноске в книге для чтения или по толковому словарю;

4. Путём показа предмета или его изображения;

5. Через словообразовательный анализ (привольная);

6. Путём наблюдения слова в естественных условиях, в реальной жизни (пороша – лёгкое передвижение снега от ветра);

7. Объяснение значения отвлечённых слов (героизм, доброта, любовь) осуществляется путём приведения примеров из жизни;

8. Образные выражения анализируются в ходе беседы по содержанию (Почему автор назвал Отчизну …).

 

7. Повторное чтение осуществляется следующим образом:

1. Чтение вслух (индивидуально-выборочное чтение, «по цепочке» по предложениям, абзацам).

3. Чтение вполголоса методом «птичьего базара».

Цель повторного чтения - глубже проникнуть в суть произведения.

Первичное чтение (чтение учителем выразительно);

 

8. Анализ содержания

Формирование полноценного восприятия литературы особенно интенсивно происходит на этапе анализа и вторичного синтеза. В процессе совместного анализа ребёнок учится размышлять над книгой, а значит, о человеке и о его жизни в целом. Анализ произведения – это совместный поиск его глубокого художественного смысла.

Стилистический анализ, выявляющий, как в подборе слов-образов проявляется авторское отношение к изображаемому.

Проблемный анализ - по проблемным вопросам и си­туациям.

Анализ развития действия, в основе которого ле­жит работа над сюжетом и его элементами - эпизодами, гла­вами. При этом разбор идет от поступка к характеру, от собы­тия - к смыслу текста.

Анализ художественных образов. (Для эпи­ческого произведения основные образы - это действующие лица, пейзаж, интерьер).

Все направления литературного анализа в той или иной степени присутствуют на уроках чтения, чаще всего в различных соче­таниях. Остановимся более подробно на каждом из них.

Стилистический (языковой) анализ. Это прежде всего анализ использования автором языковых средств в худо­жественно организованной речи.

Другим вариантом стилистического анализа в начальных клас­сах можно считать попытку выявления стилистических родожанровых особенностей произведения на доступном младшим школь­никам уровне. С этой целью в последнее время методисты рекомен­дуют использовать следующие задания:

· Сравнение звучания поэзии и прозы с целью выявления особенностей организации стихотворной речи.

· Сопоставление произведений одного писателя для выявления характерных черт в творчестве или личности автора (чаще рассматриваются произведения на одну тему).

· Сравнение произведений разных писателей на одну тему для определения своеобразия авторской манеры. (Два последних вида работы чаще используются на обобщающих уроках и на уроках внеклассного чтения в III и IV классах.)

Элементы проблемного анализа литературных произ­ведений все больше входят в практику начального обучения. Орга­низуя такую работу, учитель должен помнить, что, считаясь с наив­ным реализмом читателей, проблемную ситуацию нужно строить с опорой на событийную основу произведения, на нравственные кол­лизии. Характерными чертами проблемных вопросов являются: 1) наличие противоречия и возможность альтернативных отве­тов; 2) увлекательность; 3) соответствие природе произведения; 4) емкость, т. е. способность охватить не только единичный факт, а широкий круг материала, что поможет выявить общее в еди­ничном.

Проблемный вопрос, как правило, обнажает связи отдельных элементов художественного текста с общей концепцией произведе­ния. Чтобы превратить проблемный вопрос в проблемную ситу­ацию, надо обострить противоречия, сопоставить разные варианты ответов. Так, при работе над рассказом Л. Н. Толстого «Акула» у младших школьников спросили: «Почему артиллерист упал, закрыв лицо руками?» («Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками».) Зна­чительная часть учащихся ответила, что его оглушило, дым щипал глаза, т. е. многие не поняли переживаний отца, на глазах кото­рого едва не погибли сын и его товарищ. (Пример М. Г. Качурина.)

Анализ развития действия, как уже говорилось, предполагает работу над сюжетом литературного произведения и его элементами (эпизод, глава и т. д.). При этом задача учителя - найти вместе с детьми черты целостности в каждой части произ­ведения и органичную связь части с целым.

При проведении этого вида анализа важно помнить, что в рабо­те над эпизодом (эпизод -композиционная единица текста) нуж­но стремиться к тому, чтобы в воображении читателей возможно конкретнее, полнее, ярче была воспроизведена картина, нарисован­ная писателем. И только опираясь на «внутреннее видение», следу­ет отыскивать связи между поступками и характером, событиями и смыслом произведения.

Примеры вопросов и заданий этого вида («Что, где, когда произошло? Почему? Как поступил при этом такой-то герой? Как это его характеризует? А что произошло вследствие этого? Можно ли было этого избежать? Почему все-таки так получилось? Кто ви­новат в этом?» и т. п.).

Анализ художественных образов. В силу того, что основной элемент художественной литературы - образ, ана­лиз художественного произведения - это работа не столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии.

В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т. д.), и смысл этого образа, т. е. нагруз­ку, которую он несет в общей структуре произведения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Основной период обучения грамоте. Структура уроков чтения и письма | Последовательность анализа художественных образов

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1482; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.