Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Естетична і художня культура

Вправи

ПРИМЕР

ПРИМЕР

ПРИМЕР

ПРИМЕР

По данным МВД РФ, только в период 2000-2005 гг. от руки заказных убийц по­гибли более двух с половиной тысяч российских предпринимателей. Примерами по­кушений на представителей государственных органов власти могут служить убийства губернатора Магаданской области г-на Цветкова и зам. председателя Банка России г-на Козлова.

 

По мнению специалистов, как правоохранительных органов, так и экспертов в области безопасности предпринимательской деятельно­сти, основными (в порядке убывающей вероятности) причинами покуше­ний на предпринимателей и топ-менеджеров являются:

■ участие в борьбе за раздел или последующий передел государст­венной собственности (например, за контрольный пакет акций нефтяной компании, горно-обогатительного комбината, крупно­го отеля), осуществляемой с использованием нелегитимных ме­тодов;

■ конфликты, связанные с рейдерским захватом чужого бизнеса;

■ конфликты между конкурентами (физическая ликвидация кон­курента как «последний довод» в конкурентной борьбе);

■ невыполнение обязательств, принятых в рамках прямого сотруд­ничества жертвы покушения с «теневой» экономикой и органи­зованной преступностью («отмывание» денег и перевод их за ру­беж, операции с «черным налом», выделение квот, содействие в недружественном поглощении чужого бизнеса, разглашение информации);

■ невыполнение принятых обязательств в отношении крупных клиентов и партнеров;

■ борьба за контроль над конкретной организацией между двумя преступными группировками, если ее высшее руководство зани­мает сторону одной из них;

■ нерешенные внутрикорпоративные проблемы (например, кон­фликты между совладельцами бизнеса или топ-менеджерами).

Чаще всего объектами рассматриваемой угрозы выступают собствен­ники бизнеса и представители топ-менеджмента. В некоторых случаях жертвами покушений становятся менее высокопоставленные сотрудники организации, через которых проходят компрометирующая информация, незаконные финансовые операции, контакты с криминальной средой.

Субъекты угрозы делятся на две категории:

■ внешние — конкуренты, криминальные структуры, партнеры по бизнесу и крупные клиенты;

§ внутренние — совладельцы бизнеса, топ-менеджеры, а также дру­гие сотрудники организации, действующие из соображений лич­ной мести или стремящиеся избежать разглашения компромети­рующих их сведений.

Формы реализации угрозы зависят от следующих факторов: - финансовых возможностей субъекта (т. е. заказчика) покушения;

■ эффективности организации физической защиты объекта поку­шения;

§ профессионализма непосредственного исполнителя заказа на по­кушение.

 

Выделяются три основные формы реализации (подхода к физиче­скому устранению объекта) угрозы:

■ открытое покушение, реализуемое с помощью традиционных ме­тодов и автоматически вызывающее возбуждение уголовного де ла по факту покушения (использование огнестрельного и холод­ного оружия, взрывчатых веществ и т. п.);

■ имитация самоубийства жертвы покушения;

■ скрытое покушение с использованием нетрадиционных средств (пищевое отравление, подстроенная автокатастрофа, взрыв бал­лона с бытовым газом и т. п.), имитирующих смерть объекта угро­зы по естественным причинам.

Необходимо учитывать, что в сфере крупного бизнеса возможности заказчиков и профессионализм исполнителей настолько велики, что должной безопасности объекту покушения не гарантирует даже наибо­лее эффективная физическая защита.

 

Так, для открытого устранения объекта заказа киллером может использоваться снайперская винтовка отечественного производства В-94 под патрон 12,7 х 108 мм, обеспечивающая возможность прицельного выстрела на дистанции до 1800 м. Для скрытого устранения могут использоваться специальные химические препараты из арсенала спецслужб, радиоактивные изотопы, психотропные вещества и т. п.

 

Организация противодействия угрозе предполагает необходимость ис­пользования нескольких прикладных методов защиты.

Первая группа методов направлена на профилактику рассматривае­мых здесь угроз.

Простейшим и самым эффективным способом профилактики поку­шений выступает принципиальный отказ от работы в сфере бизнеса или участия в конкретных операциях, где рассматриваемая угроза становится реальной. Однако в нашей стране подобная стратегическая ориентация ведения бизнеса означает фактическую минимизацию получаемой при­были, что противоречит философии отечественного предприниматель­ства, сложившейся в период «дикого рынка». Кроме того, даже полная законопослушность не всегда гарантирует физическую безопасность владельца бизнеса, чья собственность может оказаться объектом внима­ния со стороны криминальных структур или крупной корпорации.

 

Так, одним из обвинений, предъявленных осужденному впоследствии одному из руководителей службы безопасности корпорации ЮКОС А. Пичугину, был заказ на убийство московской предпринимательницы, отказавшейся продать принадлежа­щую ей недвижимость.

 

Более доступным, с практической точки зрения, подходом к обеспе­чению физической безопасности предпринимателей и топ-менеджеров выступает строгое соблюдение правил и норм, неформально сложившихся в соответствующей сфере бизнеса. В частности, основным требованием является безусловное выполнение достигнутых ранее договоренностей, вне зависимости от корректности их юридического оформления. Учи­тывая высокий удельный вес «серых» (т. е. юридически не закреплен­ных) сделок, указанное требование актуально для многих российских предпринимателей.

 

Наиболее распространены из таких сделок расчеты с рэкетирской группировкой, выполняющей функции «крыши» предпринимателя. Соглашение с нею обычно преду­сматривает регулярную выплату определенного процента от прибыли коммерческой организации. При этом всегда подразумевается не налогооблагаемая, а реально по­лученная прибыль. Многие предприниматели пытаются обмануть свою «крышу», скры­вая подлинные размеры своих доходов. Закономерным результатом подобного пове­дения может стать нанесение ущерба не только имуществу организации, но и здоро­вью владельца.

Универсальным методом профилактического характера является изучение службой безопасности информации о совершаемых в стране покушениях на предпринимателей с последующей передачей высшему руководству организации специального аналитического доклада. В таком докладе, наряду с обобщенным фактологическим материалом, должны быть в ранжированном виде перечислены действия организации, кото­рые могут стать причинами покушений. Эта рекомендация особенно ак­туальна для впервые созданных коммерческих структур, руководство ко­торых может не до конца представлять возможные последствия тех или иных действий.

В крупных корпорациях, располагающих мощной службой безопас­ности, традиционным методом профилактики покушений выступает эффективная деловая разведка и контрразведка, направленная на забла­говременное выявление потенциально опасных ситуаций. Условием ус­пешной реализации данного подхода является свободный и оператив­ный доступ руководителя службы безопасности к любой коммерческой и иной информации об имеющихся и потенциальных бизнес-партнерах, а также намечаемых операциях. В этом случае аналитический отдел рас­сматриваемой службы получает возможность своевременно выявить и оценить вероятность заказа на покушение и сформулировать соответ­ствующие рекомендации высшему руководству организации. Чаще все­го такая рекомендация будет предполагать отказ от конкретной сделки или сотрудничества с конкретным контрагентом. В случае, когда угроза выявляется уже в процессе совершения операции, у руководства органи­зации появляется возможность предотвратить покушение путем ликви­дации его причины (путем урегулирования конфликтной ситуации I процессе переговоров, реализации принятых обязательств и т. п.).

Наконец, к профилактическим методам относится специальное обу­чение правилам обеспечения собственной физической безопасности собст­венников и топ-менеджеров организации. Оно осуществляется по двум направлениям. Первое связано с поведением объектов защиты во время сопровождения их сотрудниками службы безопасности (т. е. личными телохранителями). Главная цель обучения — формирование у защищае­мого объекта рефлекса моментального и безоговорочного подчинения любому требованию телохранителя.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

Следует учитывать, что в случае реальной угрозы покушения, у его объекта есть в лучшем случае, несколько секунд для эффективного реагирования (например, уход с линии огня, выход из помещения или автомобиля и т. п.). Поэтому любые пререка­ния с сотрудником личной охраны, выяснение причин поступившей от него команды или промедление с ее исполнением может стоить объекту жизни.

 

Второе направление имеет своей целью обучение объектов потенци­альных покушений правилам поведения в отсутствие личной охраны (на­пример, в домашних условиях). В настоящем учебнике они не рассматри­ваются, поскольку уже сформулированы в специальных инструкциях и методиках, хорошо знакомых профессионалам служб безопасности.

Вторая группа методов направлена на пресечение рассматриваемой (десь угрозы. В случае получения службой безопасности организации информации о подготовке покушения на ее собственников или топ-ме­неджеров возможны несколько вариантов действий.

Первым вариантом может стать решение этой проблемы путем ис­пользования угрозы адекватного ответа заказчику. Подобный подход широко применяется криминальными и полукриминальными структу­рами, но абсолютно не пригоден для законопослушных предпринимате­лей.

Другим вариантом является обращение за помощью к правоохрани­тельным органам. К сожалению, в нашей стране оно не всегда способно обеспечить желаемый результат, поэтому рассматриваемый вариант це­лесообразен только для организаций, реализующих стратегию пассив­ной защиты.

Наиболее распространенный из вариантов — усиление защиты по­тенциального объекта покушения до уровня, делающего покушение прак­тически невозможным (актуально для малого и среднего бизнеса).

Непосредственная организация защиты объектов угроз от покуше­ний реализуется специальным подразделением отдела физической за­щиты — службой телохранителей. В зависимости от избранного страте­гического приоритета комплектации службы, она может формироваться как из ее штатных сотрудников, так и из специалистов ЧОП или детек­тивных агентств. Профессиональная подготовка и дальнейшее поддер­жание квалификационного уровня телохранителей является предметом специальных учебных курсов и в настоящем учебнике не рассматривает­ся. Ниже определяются только самые общие положения, которые следу­ет учитывать при организации физической защиты охраняемых лиц.

Во-первых, перечислим традиционные мифы о лучших типах тело­хранителей, до настоящего времени популярные среди отечественных предпринимателей:

■ миф I: «Телохранитель должен быть широкоплечим атлетом вы­сокого роста и максимально агрессивного вида» (такие данные больше пригодны для охранников в шоу-бизнесе, выполняющих отпугивающую фанатов функцию; настоящий телохранитель не должен бросаться в глаза);

■ миф 2: «Телохранитель должен быть профессиональным спорт­сменом высокого уровня, лучше всего — чемпионом мира по бок­су или одному из восточных единоборств» (телохранитель, отоЛ бранный по таким признакам, является скорее элементом имид­жа своего нанимателя, наряду с престижным автомобилем или секретарем «Мисс Вселенная»);

■ миф 3: «Телохранитель должен быть офицером спецслужб, МВД или армейского спецназа, желательно прошедшим "горячие точ­ки"» (это лучший способ получить проблемы с законом в резуль­тате, например, несанкционированного и неоправданного наси­лия со стороны такого телохранителя в отношении вполне закон нопослушных лиц).

Во-вторых, сформулируем наиболее важные требования к организа­ции деяельности этой службы:

при комплектации службы штатными сотрудниками предпочте­ние следует отдавать профессиональным телохранителям, полу­чивши т м специальную подготовку в государственных или частных структурах;

использовать телохранителей, «замаскированных» под секрета­рей, помощников, пресс-атташе или просто случайных прохо­жих, чьи внешние данные принципиально не совпадают с имид­жем «бодигарда» (например, хрупкая девушка, пожилой мужчи­на, субтильный интеллигент);

■ в составе службы целесообразно выделять контингент постоян­ных личных телохранителей ограниченного числа высших руко­водителей и дежурных телохранителей для разовой охраны других специалистов (например, на время их служебной командировки);

■ в процессе периодического мониторинга уровня профессиональ­ной подготовки телохранителя необходимо обращать внимание на его психологическое состояние, при необходимости обеспечи­вая его коррекцию;

■ штатные телохранители подлежат обязательному личному страхо­ванию за счет работодателя (для сотрудников частных агентств это входит в стоимость контракта), притом экономия на соответст­вующих расходах недопустима.

Вправа №1 «Придумай девіз»

Мета. У кожної людини є певні принципи, яких він прагне дотримуватися і які направляють його поведінку. Кожен індивід діє відповідно з своїми внутрішніми установками і переконаннями, керується певними гаслами. Наприклад, цілеспрямований та наполегливий суб’єкт в своїй діяльності може керуватися принципом: «Що б не було, обов’язково доведи справу до кінця». Упевнену в собі людину може підбадьорювати девіз: «Я зможу досягти цього, ніщо мене не зупинить!» А можливо, вас надихатиме таке гасло: «Хто міркує і працює – обов’язково перемагає!»

Як правило, внутрішні принципи розвиваються під впливом інших людей. Але ви здатні самостійно (в процесі саморозвитку, працювати над собою) цілеспрямовано формувати у самого себе певні принципи і переконання, які допомагатимуть досягти поставлених перед собою цілей. Вибравши девіз, поступово звикаючи до нього і дії відповідно до його змісту, можна легко його засвоїти. Розвиваючи позитивне мислення відповідно до нових внутрішніх установок, можна змінити свою мотиваційну систему. Адже відомо: як людина мислить, так вона і діє.

Завдання:

1. Уявіть, що ви людина з високою мотивацією досягнення (прагнете досягти значних успіхів). Придумайте девіз (гасло), який би орієнтував, спонукав і надихав вас на досягнення певної мети. Девіз повинен подобатися вам, надихати на подолання труднощів і проблем, настроювати на наполегливу роботу.

2. Напишіть свій девіз на табличці. Підберіть відповідний колір і малюнок – символ. Помістіть табличку на робочому столі(або на стіл),щоб постійно її бачити.

Вправа №2 «Добре чи погано»

Ведучий вибирає будь-яку якість, рису характеру особистості. По колу кожний учасник висловлю свою думку про дану якість. При цьому перший учасник своє висловлювання починає зі слів «добре бути (вибрана якість), тому що…» а наступний учасник починає зі слів «погано бути (вибрана якість) тому що…» і так дальше по колу. Наприклад: «добре бути неохайним, тому що можеш кидати свої речі де завгодно», «погано бути неохайним, тому що дівчата не будуть любити». Проводиться два кола для того, щоб кожний міг відобразити і позитивну і негативну сторону якості.

Ведучий допомагає і приваблює учасників до активного обговорення і підтримки один одного.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Противодействие угрозе покушений на собственников и топ-менеджеров организации | Своєрідність естетичної культури та її цінностей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.