Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метод упражнений

Под упражнениями понимают планомерно организованное повторное (неоднократное) выполнение какого-либо действия с целью овладения им или его совершенствования. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические, учебно-трудовые и игровые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую деятельность.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются преимущественно для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Письменное упражнение способствует развитию логического мышления учащихся, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения необходимо сочетать с устными и графическими упражнениями.

К графическим упражнениям относятся действие учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовлению альбомов, плакатов, стендов, выполнению зарисовок при проведении лабораторно-практических работ и экскурсий.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными в контексте решения учебных задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений (сначала предъявляются упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем, – на воспроизведение и применение ранее усвоенного материала, после этого на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации и на творческое применение знаний). Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют и развивают у учащихся воображение способности к догадке, интуицию.

 

Необходимы упражнения, в процессе которых формировались бы общеучебные умения.

 

Упражнение — средство органического объединения теории и практики.

Метод лабораторных работ способствует более глубокому усвоению теоретических знаний, приобретению умений и навыков, обеспечивает прямое включение учащихся в процессы «добывания» знаний, ранее полученных наукой. Лабораторный метод предусматривает проведение работ творческого характера с получением совершенно новых результатов в науке и практике, что доказано практикой лабораторных работ, проводимых в школе. Этот метод стимулирует активность действий как на стадии подготовки к проведению исследований, так и в процессе его осуществления. Он дает учащимся возможность почувствовать себя участниками, творцами проводимого опыта, эксперимента, исследования; сформировать диалектические представления об изучаемых явлениях, определить иные, возможно, нетрадиционные пути проведения исследований.

Метод лабораторных работ является одним из доминирующих естественнонаучных учебных предметов: физики, химии, биологии, географии. По отдельным темам лабораторные работы можно успешно проводить и по другим предметам: истории, языкам, изобразительному искусству и др.

Метод практических работ. Способствует углублению, закреплению и конкретизации приобретенных знаний, вооружает школьников комплексными, интегрированными навыками и умениями, необходимыми для учебной работы, а также для выполнения различных трудовых заданий в учебных мастерских, ученических бригадах, производственной деятельности.

В воспитательном плане практические работы способствуют развитию внимания и наблюдательности, приучают к аккуратности, рациональности действий.

 

Метод лабораторных работ Метод практических работ
1. Имеет целью приобретение новых знаний или закрепление имеющихся. 1. Имеет целью формирование у учащихся практических навыков и умений.
2. Осуществляется с применением специального лабораторного оборудования (приборов, инструментов). 2. Не требует использования специального оснащения, приборов, инструментов.  
3. Применяется в процессе преподавания ограниченного числа учебных предметов естественнонаучного цикла: физика, химия, астрономия, биология, география. 3. Может применяться в процессе преподавания всех учебных предметов без ограничения.  

 

Метод дидактических игр. Драматические представления, ролевые игры, социодрамы — важные виды учебной деятельности, обращенные к сфере эмоций и способствующие воспитанию отношений и ценностей.

В классах разыгрываются не только пьесы на исторические темы или инсценировки литературных произведений, но и различные жизненные ситуации, в лицах могут быть представлены физическое явление или алгебраическая формула.

Классификация методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности учащихся. Советские дидакты И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин подвергли критике классификации методов обучения по источнику знаний и по дидактическим задачам. Они создали собственную классификацию, в которой методы обучения соответствуют предложенной этими же авторами структуре содержания образования как способы его усвоения. Всего методов обучения пять: 1) объяснительно-иллюстративный; 2) репродуктивный; 3) проблемного изложения; 4) частично-поисковый; 5) исследовательский.

1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения (его еще называют информационно-рецептивным). Формы реализации данного метода: рассказ, объяснение, традиционная лекция, работа с учебником, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.п.

Не надо думать, что объяснительно-иллюстративный метод в современных условиях утратил свое значение. Его значение в большой мере возрастает в связи с достижениями современной техники и науки — применением на уроках кино, телевидения, магнитофона, использования современных станков, оборудования, инструментов обогащает и метод устного изложения знаний учителем. Расширяются границы и возможности непосредственного чувственного восприятия явлений и предметов.

 

Демонстрация, лекция, изучение литературы, радио- и телевизионные передачи.

 

2. Репродуктивный метод обучения предусматривает такую систему учебных занятий, при которой неоднократно воспроизводятся сообщены учащимся знания и способы их добывания. При этом учащиеся работают по образцу, схеме, алгоритму. Репродуктивный метод широко используются для выработки умений и навыков письма, чтения, решений задач и примеров, проведения повторных опытов, усвоения приемов работы на станках и т.д. Учащиеся воспроизводят и неоднократно повторяют в своей деятельности учебный материал по заданиям учителя.

Использование дидактических машин.

 

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы тренируют память и дают знания, но не обеспечивают радости исследовательской работы и не развивают творческое мышление.

 

Метод проблемного изложения. Учитель, ставит на уроке учебную проблему, создавая тем самым проблемную ситуацию поиска. При этом учитель показывает учащимся ход мыслительных операций в разрешении учебной проблемы, показывает возможные варианты, характеризует наиболее оптимальные из них. Учащиеся получают возможность убедиться в научной доказательности, обоснованности решения проблемы, они осваивают поэтапные решения целостной проблемы, которыми затем пользуются при самостоятельном проблемно-поисковом усвоении знаний.

Если учителю при этом хорошо и безусловно известны пути проблемного научного изложения материла, то для учащихся – они должны быть найдены как открытие, как научное познание истины.

 

Проблемная лекция, демонстрационный опыт.

 

Частично-поисковый (эвристический)метод – такой метод обучения, при котором учащиеся самостоятельно выполняют лишь отдельные процедуры исследования (увидеть проблемы посредством постановки вопросов к изучаемому материалу; строить доказательство; делать выводы из представленных фактов; высказывать предположение; составлять план творческого решения проблемных задач). Здесь имеет место поэлементное усвоение опыта творческой деятельности, овладение отдельными этапами решения проблемных задач.

 

Частично-поисковый метод – самостоятельная работа учащихся, эвристическая беседа, проектирование, составление плана решения определенной проблемы. Дает возможность принять участие в работе на отдельных этапах научного исследования, познакомиться с определенными методами научно-исследовательской работы.

 

Организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности.

В одном случае школьника учат видеть проблему, предлагая ставить вопросы к тексту, картине; в другом – строить доказательство; в третьем – делать выводы из представленных фактов; в четвёртом – высказывать предположение и т. д.

 

Формы реализации: эвристическая беседа, дискуссия, мозговой штурм, дидактические игры и др.

Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельное выполнение учащимися полного цикла исследовательских действий. Он способствует более глубокому усвоению опыта теоретической деятельности с попутным усвоением знаний, умений и навыков. Применение его связано с перспективой овладения учащимися методами научного познания.

Примеры темы учебного исследования школьников: «Никто не забыт, ничто не забыто», «Наш населенный пункт в прошлом, настоящем и будущем», «Они создали колхоз», «Механизаторы колхоза с момента его создания до наших дней» и т. п.

В ученических бригадах практикуются учебные занятия по выяснению эффективности выращивания различных сортов зернобобовых, технических и огородных культур в местных почвенно-климатических условиях.

 

В отличие от частично-поискового метода, исследовательский метод предполагает решение целостной проблемной задачи.

 

Такая классификация методов обучения демонстрирует постепенный переход от методов, предполагающих сравнительно небольшую самостоятельность учащихся, к методам, опирающимся на их полную самостоятельность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод практических работ | Возраст учащихся
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 11016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.