Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и структура капитала предприятия




Читайте также:
  1. I. История развития концепции гражданского общества. Структура гражданского общества.
  2. I. Понятие законности. Соотношение законности, права и власти.
  3. I. Понятие и виды источников (форм) права.
  4. I. Понятие и структура политической системы общества.
  5. I. Понятие и формы реализации права.
  6. I. Понятие товарный знак
  7. I. Понятие фирменного стиля
  8. I. Понятие, признаки, принципы, цели юридической ответственности.
  9. I.Средневзвешенная стоимость капитала
  10. II . Понятие и виды правонарушений по Российскому праву.
  11. II. Структура правовой нормы.
  12. III. Понятие и признаки правового государства.

Лекция № 5

Тема: «Анализ цены и структуры капитала предприятия»

Вопросы:

 

1. Понятие и структура капитала предприятия

2. Цена капитала: базовая концепция.

3. Цена основных источников капитала. Взвешенная цена капитала.

4. Предельная цена капитала.

5 Финансовый рычаг и рентабельность собственного капитала

 

 

В условиях рыночной экономики предприятию для долгосроч­ного финансирования своей деятельности теоретически доступны следующие основные источники: прибыль, рынок ценных бумаг, банковская система, бюджет. С позиции краткосрочного кредитова­ния, естественно, следует упомянуть также о кредиторской задол­женности, которая возникает в результате текущих операций и при­нятой системы расчетов с различными контрагентами и другими сторонними лицами и субъектами.

• В условиях рыночной экономики первые два источника рас­сматриваются как основные способы привлечения капитала. При­быль - наиболее дешевый и быстро мобилизуемый источник, одна­ко, во-первых, его объемы ограничены и, во-вторых, существуют некоторые обязательные и/или весьма желательные направления ис­пользования текущей прибыли. Второй источник, напротив, требует немалых расходов по его созданию и реализации, кроме того, под­готовка и проведение эмиссии - довольно продолжительны во времени, поэтому к данному источнику прибегают лишь после тща­тельной подготовки и в случае мобилизации крупного капитала, не­обходимого для реализации проектов, имеющих для компании стра­тегически важное значение.

• Реинвестирование прибыли способствует росту цены акций фирмы только в том случае, если невыплаченная прибыль реинве­стируется в проекты с доходностью, превышающей рентабельность собственного капитала фирмы.

• Все упомянутые источники могут рассматриваться с позиции как краткосрочной, так и долгосрочной перспективы. В частности, операции на рынке с долговыми и долевыми ценными бумагами, как правило, обусловлены двумя основными причинами: а) финансиро­вание (с позиции эмитента) и инвестирование (с позиции держате­лей); б) извлечение спекулятивной прибыли. В данном разделе речь идет об использовании различных финансовых инструментов имен­но в долгосрочном аспекте, т.е. с позиции финансирования и инве­стирования.

• С позиции финансирования деятельности предприятия в стра­тегическом аспекте особое значение имеют долгосрочные источни­ки средств. Принимая решение о целесообразности привлечения средств с помощью долевых и/или долговых ценных бумаг, учиты­вают следующие факторы: зачем нужны средства; каков текущий
уровень финансовой зависимости компании; не пострадают ли ин­тересы акционеров; какова специфика деятельности компании; ка­ково текущее состояние экономики.



• Одно из ключевых понятий в теории финансов «капитал». Из­вестны различные трактовки этой категории. В учетно-аналитической практике наиболее распространен взгляд, согласно кото­рому под капиталом понимают долгосрочные источники средств и
подразделяют их на собственный капитал и заемный капитал. К первому относятся уставный, резервный и дополнительный капи­талы, а также целевое финансирование, нераспределенная прибыль и фонды, сформированные за счет прибыли. В состав заемного капитала входят долгосрочные кредиты и займы, в том числе облига­ционные займы.

• Термин «собственный» в данном контексте характеризует долю стоимости имущества, принадлежащую собственникам предприятия. В зависимости от того, какой баланс анализируется, эта доля может существенно варьировать как по абсолютной, так и по относительной величине. В повседневных аналитических оценках и расчетах обычно пользуются текущими балансовыми оценками, од­нако, если дело доходит до реального возврата долей собственни­кам, пользуются ликвидационным балансом. Заемный капитал ха­рактеризует долю стоимости имущества, принадлежащую сторон­ним инвесторам, которые, в отличие от собственников, как правило, не имеют права вмешиваться в управление предприятием.

• Основной источник финансирования на момент создания ком­мерческой организации акционерного типа - уставный капитал, со­стоящий из обыкновенных и привилегированных акций. Покупка акций сопровождается для инвестора приобретением ряда имущест­венных и иных прав: право голоса, право на участие в распределе­нии прибыли, право на соответствующую долю в акционерном ка­питале компании и остатка активов при ее ликвидации; право на ог­раниченную ответственность, согласно которому акционеры отве­чают по внешним обязательствам компании лишь в пределах ры­ночной стоимости принадлежащих им акций; право продажи или уступки акции ее владельцем какому-либо другому лицу; право на получение информации о деятельности компании, главным образом той, которая представлена в публикуемом годовом отчете.

 

2. Цена капитала: базовая концепция

Любое предприятие нуждается в источниках средств, чтобы финансировать свою деятельность. В зависимости от длитель­ности существования в данной конкретной форме активы пред­приятия, равно как и источники средств, можно подразделить на кратко- и долгосрочные. Привлечение того или иного источника финансирования связано для предприятия с определенными за­тратами: акционерам нужно выплачивать дивиденды, банкам — проценты за предоставленные ими ссуды и др. Общая сумма средств, которую нужно уплатить за использование определен­ного объема финансовых ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, называется ценой капитала. В идеале предполага­ется, что текущие активы финансируются за счет краткосрочных, а средства длительного пользования — за счет долгосрочных источников средств. Благодаря этому оптимизируется общая сумма расходов по привлечению средств.

Концепция цены капитала является одной из базовых в те­ории капитала. Она не сводится только к исчислению процентов, которые нужно уплатить владельцам финансовых ресурсов, но также характеризует ту норму рентабельности инвестированного капитала, которую должно обеспечивать предприятие, чтобы не уменьшить свою рыночную стоимость.

Следует различать два понятия - «цена капитала данного предприятия» и «цена предприятия в целом как субъекта на рынке капиталов». Первое понятие количественно выражается в сложившихся на предприятии относительных годовых расходах по обслуживанию своей задолженности перед собственниками и инвесторами. Второе - может характеризоваться различными показателями, в частности величиной собственного капитала. Оба эти понятия количественно взаимосвязаны. Так, если пред­приятие участвует в инвестиционном проекте, доходность кото­рого меньше, чем цена капитала, цена предприятия по заверше­нии этого проекта уменьшится. Таким образом, цена капитала является ключевым элементом теории и практики решений ин­вестиционного характера. Анализ структуры пассива баланса, характеризующего источ­ники средств, показывает, что основными их видами являются внутренние источники (средства собственников или участников в виде уставного капитала, нераспределенной прибыли и фондов собственных средств), заемные средства (ссуды и займы банков и прочих инвесторов), временно привлеченные средства (кредито­ры). Причины их образования, а также величина и доля в общей сумме источников средств могут быть различными.

Уставный капитал изначально формируется как основа стар­тового капитала, необходимого для создания предприятия. При этом владельцы или участники предприятия формируют его ис­ходя из собственных финансовых возможностей в размере, до­статочном для выполнения той деятельности, ради которой оно создается. Фонды собственных средств, представляющие собой по сути отложенную к распределению прибыль, формируются либо вынужденно (например, резервный фонд), либо осознан­но — владельцы предполагают, что достигаемое таким образом расширение объемов деятельности представляет собой более вы­годное размещение капитала, чем изымание прибыли и направле­ние ее на потребление или в другую сферу бизнеса. Временно привлеченные средства образуются на предприятии, как правило, в результате временного лага между получением товарно-мате­риальных ценностей и их оплатой.

Цена каждого из приведенных источников средств различна, поэтому цену капитала предприятия находят по формуле средней арифметической взвешенной. Основная сложность заключается в исчислении стоимости единицы капитала, полученного из конк­ретного источника средств. Для некоторых источников ее можно вычислить достаточно легко (например, цена банковского креди­та), по другим источникам это сделать довольно трудно, причем точное исчисление в принципе невозможно. Тем не менее даже приблизительное знание цены капитала предприятия весьма по­лезно как для сравнительного анализа эффективности авансиро­вания средств в его деятельность, так и для осуществления его собственной инвестиционной политики.

Таким образом, экономическая интерпретация показателя «цена капитала» очевидна — он показывает, какую сумму следу­ет заплатить за привлечение единицы капитала из данного источ­ника. Показатель исчисляется в процентах и, как правило, по годовым данным.

 





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2050; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.002 сек.