Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Ценообразование на рынке информационных продуктов и услуг

Установление единой рыночной цены строго на основании равенства объема спроса и предложения в настоящий момент отошло на задний план. Новые технологии привели к установлению цен путем переговоров. Сайты проводимых в режиме реального времени аукционов дают возможность покупателям легко договориться о цене.

Для стоимостной оценки результатов сделки и затрат используются различные виды цен, которые взаимосвязаны между собой. Это объясняется тем, что, во-первых, существует единый процесс формирования затрат на производство; во-вторых, все субъекты рынка взаимосвязаны между собой; в-третьих, имеет место тесная взаимозависимость всех элементов рыночного хозяйственного механизма.

Виды цен. По различным признакам цены различаются:

  1. по характеру обслуживаемого оборота:

- оптовые цены покупки и продажи. Оптовой считается цена, по которой производитель реализует продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям крупными партиями (в ее состав не включается НДС и акцизы). Биржевые цены также считаются оптовыми;

- розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю. Цена на услуги населению является также розничной.

Разница между оптовой и розничной ценами представляет собой торговую наценку (скидку).

  1. в зависимости от государственного взаимодействия, регулирования и степени конкуренции:

- свободные (рыночные) – это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. Цена спроса складывается на рынке покупателя. Цена предложения указывается в оферте (официальном предложении продавца) без скидок. Цена производства определяется на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал;

- регулируемые – это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления, или цены, в отношении которых органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничения. Эти цены могут быть: гарантированными, рекомендуемыми, лимитными, залоговыми, пороговыми.

В числе регулируемых цен выделяют: предельные (выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуги) и фиксированные (устанавливаемые на определенном уровне);

3. по способу фиксации:

- твердые (постоянные) – устанавливают в момент подписания договора, которые не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору, соглашению, контракту;

- подвижные – цена по договору может быть пересмотрена, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится. Если рыночная цена изменяется не более чем на 2-5%, то пересмотр зафиксированной в договоре цены не производится;

- скользящая цена - исчисляется в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции (инфляция, изменение цен на ресурсы и т.д.);

4. по способу получения информации об уровне цен:

- публикуемые цены – сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации (н-р, справочные и прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов и торгов);

- справочные – публикуемые в различных печатных изданиях (газетах, журналах, специальных бюллетенях, фирменных каталогах и прейскурантах). Справочные цены обычно бывают номинальными (применяются в качестве базы при заключении сделок). В ходе переговоров покупатель пытается снизить цену на 15-30%. В прейскурантных ценах указаны категории товаров, их качество, способы транспортировки, скидки, условия оплаты налоги;

- расчетная – применяется в договорах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам. Данное оборудование выпускается обычно монополистом в своей области и связано с запатентованными изобретениями, усовершенствованной технологией, наличием высококвалифицированного персонала.

Цена = себестоимость + нормативная прибыль

Расчет стоимости информационных товаров.

Себестоимость складывается из постоянных и переменных затрат или из прямых и косвенных издержек.

Прямые состоят из: ОФ, оборотных средств, зарплаты.

Косвенные состоят из: административно-хозяйственных расходов, расходов на обслуживание работников на рабочем месте, на организацию работ, прочие расходы.

Расчет стоимости информационных услуг.

Отрасль информационных технологий состоит как из материальной части, так и из нематериальной. К материальной относится создание коммуникативного оборудования, а к нематериальной – информационные услуги.

В целом услуги имеют характерные черты: нематериальный характер (неосязаемость), индивидуальный характер потребления, нестабильность качества (процесс оказания услуги).

Особенности сферы услуг обуславливают как особенности формирования цен и методов их определения, так и ценовой политики и стратегии развития. Сфере услуг присуща ассиметричность информации, поэтому цена рассматривается покупателем как показатель качества и важный рыночный сигнал.

Особенность сферы информационных услуг обуславливают специфику цены услуги, которая заключается в том, что, будучи по структуре оптовой, она выполняет функции как оптовой, так и розничной. Цены рассчитываются в виде:

- цены на единицу потребляемой услуги;

- интегральных цен, представляющих собой сумму цен на различные виды работ, необходимых для оказания данной услуги (ремонт, профилактика техники);

- комплексных цен, используемых при реализации взаимодополняющих услуг (послепродажное обслуживание).

Также цены на услуги могут быть построены по принципу абонемента, дающего право пользования данной услугой в течение определенного периода времени без ограничения объема. Кроме термина «цена» в сфере услуг используется термин «тариф».

Кроме себестоимости и прибыли в ее состав входит НДС и скидка, предназначенная для покрытия затрат посреднических организаций на получение ими необходимой прибыли от реализации услуги.

Цена = себестоимость + нормативная прибыль + НДС + Скидка поср.

 

Значительное влияние на процесс формирования цены оказывает выбор маркетинговой стратегии, метод ценообразования и структура рынка. При наличии некоторой монопольной власти возможно применение стратегии «двухчастных тариф с искажением», применяемой в случае установления цен на услугу, потребление которой связано с необходимостью предварительной оплаты права на ее получение (услуги Интернет и сотовой телефонной связи).

Поскольку в сфере услуг практически отсутствует возможность перепродажи услуги другому лицу, то в процессе ценообразования может осуществляться ценовая дискриминация всех видов. При совершенной дискриминации (услуги консультанта) для каждого потребителя устанавливается своя цена, зависящая от цены спроса. Несовершенная ценовая дискриминация снижает цены единицы услуги при увеличении объема ее потребления.

Формирование цен на услуги происходит на основе тех же методов, что и на товары, т.е. на основе издержек и текущего уровня цен (инфляции). Отличительным является то, что учитываются полные затраты, т.к. переменные составляют небольшую часть затрат. Текущие цены позволяют сформировать единые цены на услуги в пределах данного рынка, нижней границей которых будут средние издержки производства.

Цены на платные услуги являются свободными и самостоятельно разрабатываются информационными подразделениями и утверждаются его руководителем.

 

Ц = З + О + М + А + Н + Р + П,

где З – средняя зарплата персонала, рассчитанная на норму времени;

О – отчисления на социальные нужды;

М – затраты на материалы (по нормам расхода);

А – затраты на амортизацию ОФ;

Н – величина косвенных (накладных) расходов;

Р – прочие расходы;

П – прибыль.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 4. Структура рынка информационных продуктов и услуг | Тема 6. Тенденции развития информационного рынка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.