Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источники трансакционных издержек




К.Эрроу определял трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы. Он сравнивал их действие в экономике с действием трения в физике.

Откуда же берется экономическое «трение»? Другими словами, что делает трансакции дорогими? На этот вопрос нельзя ответить одно­сложно.

Первым важнейшим источником, который можно даже назвать ключом к пониманию трасакционных издержек, является затратность приобретения информации. Любая информация, которая требуется субъектам в процессе производства, обмена и потребления, достается ценой определенных усилий.

Когда мы выступаем в роли потребителя, нас интересуют наличие и степень проявления ценных свойств, заключенных в данном благе, а также информация о ценах на рынке данного товара и на рынках товаров-субститутов. Издержки поиска соответствующей информации будут измеряться в основном потраченным временем. Но фирма-производитель вполне может добровольно взять их и на себя, тем самым увеличив для нас привлекательность своего товара (в этом состоит информационная функция рекламы).

Наиболее ценная информация для производителя включает для себя данные о наличии и величине спроса, вкусах потребителей, современных технологиях, поведении конкурентов. Получение этой информации связано главным образом с оплатой труда сотрудников фирмы, а также вознаграждением посредников, оплатой услуг консультантов и т.д.

Вторым источником «трения» является эгоизм субъектов экономики, т.е. именно то, что, институционалисты называют оппортунизмом – это склонность людей к эгоистическому поведению в ущерб другим лицам.

Причем разгадать недобрые намерения сложно. Мир устроен так, что информация распределена неравномерно (имеет место информационная асимметрия) и менеджер не может с легкостью получить все те данные, которыми пользуется его контрагент. Очень трудно, скажем, установить на что реально будет потрачен кредит, выданный фирме на закупку некой партии товара. Подлинный ответ на этот вопрос известен самому должнику, но не банку-кредитору.

Третье: аналитические возможности субъекта экономики не безграничны. Принято говорить, что люди и фирмы ограниченно рациональны. Это значит, что субъект выбирает не объективно оптимальное для себя решение (действует абсолютно рационально), а только лучшее из тех, которые смог найти (действует ограниченно рационально). Дело в том, что менеджер (а равно и потребитель) не может мгновенно проанализировать все данные и принять оптимальное решение. Ограничена уровнем знаний, компетентностью, талантом, наконец, и глубина анализа. Даже информация кем-то специально отобрана и в нужный момент предоставлена, ее необходимо «переварить».

Неудивительно, что взаимодействие субъектов экономики в ре­альных условиях не обходится без издержек. И теория, и экономи­ческая практика свидетельствуют о том, что часть своих ресурсов и времени субъектам приходится тратить на поиск нужной информации и ее анализ, переговоры и убеждение партнера, разъяснение своей позиции и достижение компромисса, обеспечение безопас­ности и улаживание конфликтов, равно как приходится им распла­чиваться и за ограниченность своей способности принимать вер­ные решения.

Сушествование трансакционных затрат предопределяется, таким образом, группой субъективных факторов. Объективные факторы многократно усиливают данный эффект за счет:

§ постоянного увеличения числа трансакций (в результате раз­вития специализации и разделения труда);

§ обшей неопределенности, характерной для экономики (слож­но что-либо планировать в условиях динамично меняющейся под воздействием множества факторов среды);

§ наличия трансакционных издержек на общенациональном уровне;

На рисунке 2 схематично показаны основные источники трансакционных издержек.

Важно понимать, что наличие «трения» определяется не каж­дым фактором в отдельности, а присутствием всего комплекса усло­вий. К примеру, возможный оппортунизм партнеров не имел бы никакого значения для абсолютно рационального субъекта в условиях симметричной информации. В этой ситуации ходы противника мгновенно просчитываются и бессмысленно пытаться вводить друг друга в заблуждение, которым вообще несвойственно обманывать (высокая бизнес-мораль, отличная репутация фирм), могут относительно легко действовать даже в условиях информационной асимметрии и высокой неопределенности: им достаточно обещать друг другу совершить определенные действия в случае изменения условий. Одним словом, трансакционные затраты — это феномен не абстрактной модели, а реального экономического мира со всей присущей ему сложностью взаимодействия субъектов.

Более полное представление о трансакционных издержках можно составить, рассматривая их конкретные виды.

 
 


Рис. 2. Источники «трения» в экономической системе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.