КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды трансашионных издержек
Существует ряд подходов к классификации трансакционных издержек. 1. В отличие от трансформационных трансакционные издержки сопровождают и производство, и потребление. Товары и услуги, как подчеркивает Д. Норт, имеют множество свойств, степень проявления которых меняется от одного экземпляра к другому. Оценка проявления нужных свойств чревата затратами. В результате субъекты вынуждены затрачивать усилия не только в процессе производственной деятельности, но и в процессе потребления. Соответственно правомерным является деление трансакционных затрат на потребительские трансакционные издержки и производственные трансакционные издержки. Здесь уместно напомнить, что в качестве потребителей выступают не только частные лица, но и фирмы. Поэтому каждая фирма непосредственно несет оба этих вида издержек. Например, входной контроль качества сырья может быть отнесен к потребительским, а реклама — к производственным трансакционным издержкам. 2. Далее, трансакционные издержки фирмы, как и трансформационные, бывают постоянными и переменными. К переменным относятся затраты, которые растут с увеличением числа трансакций: издержки контроля, принятия решений, а также затраты, связанные с переговорами и поиском информации, и т.д. Постоянные не зависят от объема трансакций и состоят в первую очередь из затрат на создание и поддержание структур управления сделками: это издержки по организации новых отделов внутри фирмы либо регистрация и «запуск» «дочерних структур» для развития нового бизнеса и т.п. На макроуровне примером постоянных трансакционных затрат могут служить издержки перевода экономики на рыночные рельсы. Общество должно понести огромные издержки, выражающиеся в создании законодательной базы, правоохранительной системы, деловых обычаев и неписаных правил, чтобы потом любая трансакция протекала в определенных рамках. Иногда в этом смысле говорят о существовании трансакиионного капитала, используемого для финансирования трансакционных издержек. Он состоит из основного (инвестиционный трансакиионный) и оборотного капитала. Первый необходим для создания свободных рынков, фирм, политических структур. Второй — для финансирования каждодневных затрат, возникающих в процессе работы рынков и политической системы. 3. Относительно момента заключения контракта различают затраты, предшествующие сделке (ex ante) и возникающие в ходе сделки (ex post). (Эта классификация принадлежит англ. экономисту О.Уильямсону). Первые включают в себя издержки на поиск партнера, составление проекта контракта, проведение переговоров и обеспечение гарантий реализации соглашения. Вторые связаны с несовершенством механизма урегулирования споров и встречаются в нескольких формах. Во-первых, это затраты по адаптации контракта к непредвиденным событиям, во-вторых,— расходы на судебные тяжбы или частное улаживание споров в случае его срыва, в третьих,— все прочие издержки, связанные с обеспечением интересов фирмы в ходе выполнения контрактных обязательств.
Главное различие между издержками ex ante и ex post заключается в том, что издержки ex ante планируются заранее и представляют собой приемлемую для сторон цену взаимодействия, a ex post часто возникают непредвиденно. Эти не учтенные в цене потери сторон порой ставят бизнес под угрозу срыва. 4. Особое место в классификации трансакционных затрат занимают издержки, связанные со специфическими активами и агентскими отношениями. Это две типовых, весьма часто встречающихся в реальном бизнесе ситуации, в которых возникает буквально целый поток самых разнообразных, но взаимосвязанных трансакционных- издержек. Поэтому их принято рассматривать как особые классы издержек «трения». Действительно, определенная часть капитала принимает форму специфических активов. Специфические активы отличаются тем, что необходимы именно в данной трансакции или в сделке с каким-то конкретным партнером (уникальное оборудование, не имеющее альтернативного применения, особые навыки работников и т.д.). Имея более высокую производительность по сравнению с активами общего назначения, они в то же время вызывают повышенный риск для своего владельца. Ведь при отмене контракта их невозможно использовать для других целей или продать по реальной стоимости. Специфичность активов в свою очередь приводит к появлению трансакционных издержек. Раз фирма приобрела нечто, что продать по «нормальной» цене нельзя (появляются безвозвратные затраты), то она вынуждена «защищать» свой специфический актив. Конкретнее, она старается связать партнеров долгосрочным контрактом, залогами, гарантиями и т.д., а те, естественно, соглашаются на такие ограничения своей свободы небесплатно. Это и есть дополнительные трансакционные издержки, возникающие у обеих сторон, заключивших сделку, в которой действуют специфические активы. 5. Агентские отношения возникают в том случае, когда одна сторона (агент) действует от имени и по поручению другой (принципал). При этом агент следует пословице «своя рубашка ближе к телу», т.е. иногда может игнорировать интересы своего принципала. Примеров такого поведения можно вспомнить много: «отлынивание» от добросовестного выполнения (shirking), сокрытие информации, злоупотребление полнлмочиями. Принципал, зная о теоретической возможности недобросовестного поведения наемного сотрудника, постарается ограничить свободу его действий. Наиболее испытанный метод – ценой известных затрат организовать систему контроля и принуждения агента. Последний со своей стороны может счесть выгодным пойти на определенные издержки для того, чтобы убедить принципала в безупречности своих намерений. Например, добровольно заморозить часть собственного гонорара в качестве страхового депозита, который вернется к нему только в случае признания принципалом работы выполненной добросовестно. Так, многие адвокаты получают оплату своего труда в виде процента от отсуженной в пользу нанимателя суммы. В любом случае поведение агента будет несколько отклоняться от «генеральной линии», максимизирующей выгоды принципала. Причины этого многочисленны: агент больше, чем принципал, скован формальными инструкциями, агент не склонен предпринимать действия, не указанные в его контракте в качестве должностных обязанностей, агент часто боится принимать на себя ответственность за нестандартное решение и т.д. Результатом этого становятся так называемые остаточные потери (the residual loss), т.е. издержки отклонения бизнес-поведения агента от оптимального. Таким образом, агентские издержки это сумма: o остаточных потерь; o издержек контроля со стороны принципала; o издержек предоставления гарантий со стороны агента. Наконец, в зависимости от механизма зарождения трансакционных издержек различают: § внутренние (управленческие); § внешние (рыночные); § политические (издержки политического рынка). Эти виды трансакционных издержек так важны, что заслуживают особого рассмотрения.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |