КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории психоанализа
ТЕОРИИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОРГАНИЗАЦИИ Понятие поведения. Эффективность функционирования организации определяется поведением сотрудников. Проблема поведения как особая форма активности организма, осваивающего среду, была открыта в России И. П. Павловым. Он первым ввел термин "поведение". С его помощью стало возможным отражать сферу отношений отдельного целостного организма со средой, в которой он существует и с которой активно взаимодействует. Русский путь в науке о поведении освещала звезда антропологизма - философии человека как высшей ценности, идея доминирования нравственного начала в сочетании с естественнонаучными воззрениями на человека как целостное существо (единство духа и тела). Общение и деятельность означает поведение, которое включает деятельность, действия, реакции, поступки и т.п. В современной науке существует несколько подходов для изучения поведения человека в организации: · социологический, · биологическом, · психоаналитический, · бихевиоральный (поведенческий) · гуманистический. Социологический подход основывается на том, что поведение человека – результат воздействия людей и событий социального окружения. Ценности и традиции общества определяют поведение людей в этом обществе. Биологический подход основан на изучении зависимости поведения от физических и биологических потребностей и побуждений (жажда, голод, недостаток сна и т.п.), от баланса химических или питательных веществ в организме. Психоаналитический подход базируется на учении о том, что мотивы поведения человека в основном не осознаются, не очевидны. По-мнению З.Фрейда ключ к истинным причинам поведения находится в подсознании человека и его осознанные рассуждения в большинстве случаев являются самообманом. Поэтому необходимо учитывать скрытые мотивы, т.к. поведение не всегда бывает разумным и логичным. Основателем школы психоанализа является австрийский ученый Зигмунд Фрейд. Он выдвинул теорию о том, что люди находятся в состоянии беспрестанной боръбы между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознании, результатами которой являются человеческие поступки. Поведение человека контролируется неосознаваемыми психологическими конфликтами, оно не может быть произвольным или случайным. Согласно данной теории, психика личности включает в себя три структурных элемента: сознательное - Суперэго («сверх-Я») - мораль личности, основанная сначала на морали родителей, а затем - учителей и авторитетов. Оно оценивает поведение личности с точки зрения «добра» и «зла»; подсознательное – Эго (Я). Оно включает в себя всего психические процессы мышления и памяти, в результате которых происходит отбор и сортировка желаний, влечений, «бессознательного» в соответствии с реалиями «внешнего» мира. Основной функцией является поддержание равновесия между Ид и Суперэго. Сильное Эго способно определить требования Ид и преодолеть давление со стороны Суперэго. Если Эго не справляется со своими функциями, то, по мнению Фрейда, существуют следующие способы защиты: · Вытеснение в бессознательной негативных чувств и информации; · Перенесение неприятной чувств и информации на другого человека; · Переориентация (сублимация) своего поведения и действий на достижение других целей; · Оправдание отказа от намеченных поступков, т.е. рационализация. бессознательное – Ид (оно) – является антиподом Суперэго. Ид является источником всех психических сил и энергии личности. Инстинкты страсти, влечения формируют эмоциональные переживания и даже комплексы. Позднее теория Фрейда получила развитие в трудах А.Адлера, Э.Фромма, К Хорни и К.Юнга, которые являются представителями школы психоанализа. Австрийский психолог Альфред Адлер разошелся во мнениях с Фрейдом. Он сформировал свою теорию индивидуальной психологии. В отличие от Фрейда Адлер считал, что индивидуум - нечто большее, чем продукт влияния наследственности и окружающей среды. В тоже время он не отрицал их важности в формировании личности. Каждый человек сам строит свою судьбу. Суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений т.к. поведение человека происходит в социальном контексте. Это – главная идея теории А. Адлера. Важным принципом теории личности - наличие у каждого человека чувства неполноценности, которое развивается с детства. Именно поэтому каждый человек стремится к превосходству над другими людьми, для чего постоянно стремится к познанию нового. В результате человек саморазвивается и самосовершенствуется. В связи с этим человек вырабатывает индивидуальный, непохожий на другие, образ жизни, что отражается на отношениях с другими людьми в процессе трудовой деятельности и в быту. В зависимости от поведения ученый выделял четыре типа людей: · Управляющий; · Берущий · Избегающий · Социально-полезный. Их характеристика дана в таблице. Таблица Характеристика типов поведения людей по А. Адлеру
С другими критериями к психологии личности подошел немецко-американский ученый Эрих Фромм. Он первым сформулировал теорию типов характера основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру. Фромм выделил пять социальных типов характера, которые существуют в современных обществах и разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые). К первому классу относятся: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы.
Таблица Характеристика непродуктивных типов характера, предложенных Э. Фроммом
Фромм считал, что продуктивный тип представляет собой конечную цель в развитии человека. Главными его характеристиками является независимость, честность, спокойствие, человеколюбие, творчество и готовность совершать социально полезные поступки. Он представляет идеальное состояние человека. Фромм был убежден, что в результате социальной реформы этот тип может стать доминирующим в любом обществе. Такое общество ученый называл гуманистическим общинным социализмом. Как Адлер и Фромм, немецко-американский психолог Карен Хорни тоже признавала важность социальных аспектов для теории личности. Решающим фактором в развитии человека она считала социальные отношения между ребенком и родителями. Она считала, что для детства характерны потребности в удовлетворении, которые охватывают все основные биологические нужды, и безопасности - желании быть любимым и защищенным от опасности или враждебного мира. В случае недостаточного удовлетворения этих потребности родителями у ребенка развивается установка враждебности. Поэтому ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. На этой основе у людей постепенно складывается определенный характер. Хорни сформулировала стратегии межличностного поведения: ориентация от «людей», «против людей» и «к людям». Таблица Характеристика стратегии межличностного поведения К. Хорни
К. Хорни считала, что каждый человек применяет когда-нибудь в своем поведении все эти стратегии. Большой вклад в разработку теории личности внес швейцарский ученый Карл Юнг. Он утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные сексуальные и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории, индивиды мотивированы интрапсихическими силами и образами эволюции. Он также делил структуру личности на три элемента, но называл их эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Эго содержит все, что человек осознает. Личное бессознательное - это хранилище подавленного, вытесненного из сознания материала, а также связанных между собой мыслей и чувств, называемых комплексами. Коллективное бессознательное состоит из архаичных элементов - архетипов. В них содержится опыт всего человечества, предрасполагающий к реагированию определенным образом на наш текущий опыт. Юнг первым классифицировал людей на интровертов и экстравертов. Таблица Характеристика типов людей, предложенных К. Юнгом
Экстраверсия и интроверсия совмещаются в одной личности, но одна из них доминирует, определяя направленность человека. Разные люди контактируют с другими и с внешней средой так, как им удобнее, следовательно, с ними нужно обращаться по-разному.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |