КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории гуманистической психологии
Один из основателей этого направления в психологии – американский психолог и философ Абрахам Маслоу. Главным в его теории является вопрос мотивации. Маслоу описал человека как "желающее" существо, которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, возникает другая и т.д. Он выстроил иерархию потребностей, в соответствии с которой более высокие запросы выступают на первый план только после удовлетворения потребностей низших уровней. Это так называемая пирамида Маслоу, в основании которой лежат физиологические потребности, затем идут потребности в безопасности, в принадлежности и Маслоу считал, что последовательное расположение основных нужд в иерархии есть главный принцип мотивации поведения человека. Ключевым моментом в концепции иерархии Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу "все или ничего". Они частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях. Концепция Маслоу подтверждает выводы Элтона Мэйо: деньги ни в коей мере не удовлетворяют всех потребностей человека, хотя, имея их, можно реализовать многие нужды. Американский психолог Элтон Мэйо известен как автор доктрины человеческих отношений. В основе ее лежат результаты опытов, которые он проводил в производственных группах на заводе "Вестерн электрик" в течение нескольких лет, начиная с 1927 года. Господствовавшая до этого в менеджменте теория научного управления Тейлора основывалась на технологических процессах организации и управления. Мэйо поставил в центр управления взаимоотношения в группах и поведение людей в организационной среде, так называемый человеческий фактор. Таблица Сравнительная характеристика "тейлоризма" и концепции Мэйо.
Наблюдения в Хоторне показали прямую зависимость производительности труда от самых разнообразных условий. На основании этих исследований был сделан важный вывод для производственной практики, что заработная плата - не единственный производственный стимул человека. Чтобы высвободить весь творческий потенциал работника, нужны не только экономические, но также социальные и психологические стимулы. После двух с половиной лет социально-психологических экспериментов в Хоторне производительность труда рабочих возросла в среднем на 40 процентов по сравнению с исходным уровнем. Это повышение производительности труда не было связано с изменениями условий, а всегда имело психологические причины. Данные исследования положили начало развитию идей о человеке в организации и роли в ней человеческого фактора. Гуманистическая психология в отличие от психоанализа и бихевиоризма рассматривают людей как активных творцов собственной жизни. Наиболее ярко эта идея выражена в теории американского психолога Карла Роджерса. Для этой теории фундаментальными являются организм и личность. Организм - это физическое начало, которое в действительности и получает впечатления от мира. Сумма впечатлений составляет феноменальное поле организма. Познать феноменальное поле другого можно лишь через симпатию. Роджерс утверждал, что поведение представляет собой функцию не окружающей среды и внешних стимулов, а феноменального поля. Он считал, что единственным способом убедиться в правильности собственного восприятия является проверка точности информации, на которой основываются представления о мире, и сравнение ее с информацией из других источников Личность определяется как образ (гештальт), который В отличие от Роджерса другой видный представитель гуманистической психологии, немецко-американский ученый Курт Левин поведение рассматривал как функцию личности и среды. Один тип поведения может больше зависеть от личности, другой - от ситуации. Но все типы поведения всегда оказываются продуктом личности и среды и, согласно теории поля, их обычно можно объяснить на основе этих факторов. В теории Левина анализируются не только восприятие и образы субъекта, но и его взаимоотношения с непосредственным окружением. Для Левина «поле» - это структура, в которой совершается поведение. Большую роль в самоактуализации личности играют ценностные ориентации. Эта проблема получила свое отражение в трудах польско-американского психолога Менделя Рокича. Ценностные ориентации он делит на две группы: терминальные - цели существования индивида и инструментальные - способы поведения, рассматриваемые человеком в качестве средства достижения целей жизни. Метод Рокича основывается на том, что состав ценностных ориентаций каждого вида одинаков для всех людей. Разница только в степени важности конкретной цели для каждого человека. Установить ее можно, предложив испытуемому перечень ценностных ориентации в виде опросного листа, на котором надо проставить ранги для них: 1 - для самой важной ценности, 2 - для следующей по важности и т.д. Достаточно получить информацию о первых пяти ценностных ориентациях, поскольку влияние менее важных ценностей на поведение может считаться пренебрежительно малым. Ранжируются терминальные и инструментальные ценностные ориентации отдельно. Самой существенной проблемой является определение состава общечеловеческих ценностей, поскольку их «всеобщность» не бесспорна. Для разработки перечня ценностей требуется глубокий научный подход с надежным обоснованием репрезентативности исследуемой выборки и результатов. Считается, что адаптированная советскими учеными методика М.Рокича доказала свою надежность, валидность, достоверность, хотя при ранжировании возможна фальсификация. Кроме того некоторые опрашиваемые могут ориентироваться на собственные насущные ценности, другие - на абсолютно значимые для всего человечества. Тем не менее при правильной ориентации опрашиваемых методика позволяет получить достаточно надежные результаты, которые могут использоваться для определения структуры личности наряду с данными, полученными другими методами. Для повышения надежности результатов ранжирования собственных актуальных ценностей полезно применение приема, предложенного С.Р. Пантелеевым: испытуемому предлагается после завершения ранжирования ценностных ориентации определить в процентах степень достижения каждой ценности на настоящий момент. Ниже приводится известный у нас в России список терминальных и инструментальных ценностей (по 18 каждого вида) в алфавитном порядке. Терминальные ценности: · активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); · жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); · здоровье (физическое и психическое); · интересная работа; · красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве); · любовь (духовная и (или) физическая близость с любимым человеком); · материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); · наличие хороших и верных друзей; · общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); · познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); · продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); · развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); · развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); · свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); · счастливая семейная жизнь; · счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); · творчество (возможность творческой деятельности); · уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). · аккуратность, чистоплотность (умение содержать в порядке вещи, цорядок в делах); · воспитанность (хорошие манеры); · высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); · жизнерадостность (чувство юмора); · исполнительность (дисциплинированность); · независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); · непримиримость к недостаткам в себе и других; · образованность (широта знаний, высокая общая культура); · ответственность (чувство долга, умение держать слово); · рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); · самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); · смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов; · твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); · терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); · честность (правдивость, искренность); · чуткость (заботливость); · широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); · эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |