КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теории бихевиоризма
Бихевиори́зм (от англ. behaviour — «поведение») – это направление в психологии и других научных дисциплинах, в центре изучения которого находится поведение. Основой для него явилась теория условных рефлексов, разработанная русским ученым И.П. Павловым. Американские исследователи (Джон Уотсон, Э. Торндайк, Баррес Скиннер, Альберт Бандура и др.) восприняли идеи поведения русских исследователей (И.П. Павлова, В.М. Бехтерева) как образец точного естественнонаучного знания. Эти основополагающие идеи под воздействием идей позитивизма были трансформированы в другую стратегию исследования поведения, выразившуюся в крайних идеях бихевиоризма: 1) редуцирующих поведение к строго причинной связи внешнего стимула, регистрируемого на "входе", с ответной внешней (наблюдаемой) реакцией, фиксируемой на "выходе"; 2) утверждающих, что это отношение является единственным эквивалентом строго научной психологии; 3) не нуждающихся в дополнительных (ни физиологической, ни ментальной) промежуточных переменных. Термин и первая программа бихевиоризма предложены в 1913 г. американским психологом Дж. Уотсоном, который применил концепцию об условных рефлексах к теории научения он сформулировал основные принципы поведенческой психологии. Дж.Б. Уотсон определял поведение как результат ввода информации через человеческие органы слуха, обоняния, осязания и т.п. Вознаграждаемое поведение повторяется – это один из основных тезисов бихевиоризма. Закон эффекта Торндайка стал первым теоретическим обоснованием принципа подкрепления при научении. Он гласит: Из нескольких реакций индивида на одну и ту же ситуацию с большей вероятностью будут повторены те из них, которые сопровождаются или за которыми следует удовлетворение (подкрепление); те же, которые сопровождаются дискомфортом (наказанием) будут повторены с меньшей вероятностью. Из этого следует вывод. что поведению можно обучить. Поведение людей обусловлено последствиями их действий в подобной ситуации в прошлом. Для Б.Ф. Скиннера поведение является функцией его последствий. Механизм поведения по Скиннеру выглядит следующим образом: стимулы — поведение — последствия — будущее поведение. Эта модель стала весьма значительным вкладом в изучение организационного поведения. Однако в данной трактовке можно проследить сходство с методикой дрессировки животных. Но поведение человека гораздо сложнее. Оно формируется через процесс последовательных приближений. Сложные действия вырабатываются в результате подкрепления таких элементов поведения, которые соответствуют необходимой форме поведения. Применительно к человеку это было названо "скиннеровским кошмаром". Американский психолог Альберт Бандура (1925 - 1988) - автор теории социального научения. Начав с методологии "стимул-реакция", он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий. К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения. Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Иными словами, наблюдая за поведением других людей и анализируя его, работники осознанно формируют свое поведение. Особое место принадлежит В.М.Бехтереву, выдвинувшему идею "коллективной рефлексологии", в предмет которой включаются: поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. Такое понимание коллективной рефлексологии представлялось как преодоление субъективистской социальной психологии, поскольку все проблемы коллективов толковались как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов. Социально-психологический подход следовало обеспечить соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их отношения с обществом). Сам Бехтерев настаивал на термине "коллективная рефлексология" вместо обычного употребляемого термина общественной или социальной психологии. Британский учёный-психолог Ганс Юрген Айзенк - создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта. Начал свои исследования базовых признаков личности с анализа результатов психиатрического обследования, включающего описания психиатрических симптомов, контингента солдат — групп здоровых и признанных невротиками. В результате этого анализа было выделено 39 переменных, по которым данные группы оказались существенно различными и факторный анализ которых позволил получить четыре фактора, в том числе факторы экстраверсии-интроверсии и стабильности и нейротизма. Айзенк переосмыслил термины экстраверт и интроверт, введенные К. Г. Юнгом — изначально они имели иное содержание. В работе «Биологические основы индивидуальности» Айзенк предложил уже следующую интерпретацию этих двух личностных факторов. В результате дальнейших исследований с применением факторного анализа Айзенк сформулировал «трёхфакторную теорию личности». Эта теория опирается на определение черты личности как способа поведения в определенных жизненных областях: на низшем уровне анализа рассматриваются изолированные акты в специфических ситуациях; на втором уровне - часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно похожих жизненных ситуациях, это - обычные реакции, диагностируемые как поверхностные черты; на третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка; на четвёртом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения, но основанных на биологических характеристиках. На уровне факторов второго порядка Айзенк выделил три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривает как генетически обусловленные активностью центральной нервной системы, что свидетельствует о их статусе черт темперамента. В огромном числе прикладных исследований была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т. д. Американский психолог и социолог Джордж Келли стал одним из первых ученых, которые особое значение придавали мышлению, сознанию, суждению (т.е. когнитивным процссам) как основнеой чрте функционирования человека. Основная работа Келли - «Психология личностных конструктов» -вышла в 1955 году. Согласно Келли, все психические процессы протекают по путям предсказания событий окружающего мира. Человек не раб своих инстинктов, не послушная игрушка стимулов и реакций и даже не самоактуализирующаяся самость. Человек в рамках теории личных конструктов - учёный, исследующий окружающий мир и самого себя. Основное понятие теории - конструкт, основное средство классификации объектов окружающего мира - биполярная шкала ("добрый -злой", "веселый - грустный). Этот терминон ввел для обозначения когнитивных шаблонов, которые человек «сам создает, а затем пытается подогнать их по тем реалиям, из которых состоит этот мир»[2]. Конструкты используются для прогнозирования повторяющихся событий. Конструкт позволяет индивиду не только объяснять чужое поведение, но и проектировать собственное поведение, так как конструкт задает фактическую программу такого поведения. Гордон Уиллард Олпорт – американский психолог, теоретик черт личности. В 1920—1940-е годы американскую психологию можно было разделить на три лагеря. В научных исследованиях поведения человека доминировал бихевиоризм в различных версиях, в то время как вся область внутреннего мира человека была вотчиной психоанализа. Однако были независимые от этих лагерей исследователи, в основном шедшие от практической задачи измерения психических явлений - интеллекта, черт личности, мотивации "Личность- это динамическая организация психофизических систем индивида, которая обусловливает характерное для него поведение и мышление". Олпорт обращал большое внимание на проблему общего и индивидуального в личности, обособляя общие черты и личностные черты (диспозиции, от лат. disposition — расположение). Под общими чертами понимаются такие универсальные признаки, которые присущи всем людям, но в различной степени, по которым людей можно сравнивать друг с другом, которые можно измерять номотетическими методами. Личностные диспозиции - такие уникальные индивидуальные особенности поведения, которые устойчиво повторяются у данной личности, но отсутствуют у подавляющего большинства других людей. Олпорт разделил личностные диспозиции на: · кардинальные, которые выражают черту настолько всепроникающую и оказывающую столь сильное влияние на поведение человека, что практически в каждом поступке, каждом действии можно проследить её влияние. · центральные (такие как доброта, приветливость, напористость) проявляются в ограниченном спектре ситуаций. Они наиболее типичны для индивидов. По тем или иным чертам можно определить личность, они наиболее характерны и их очень просто выявить. Однако сам Олпорт считал, что их сравнительно немного - от пяти до десяти важных характеристик; · вторичные, которые представляют собой наименее заметные, обобщенные и согласованные черты. Это менее важные, но регулярно проявляющиеся характеристики. Нужно досконально знать человека, чтобы определить его вторичные диспозиции. Личные диспозиции помогают создать полную картину поведения личности, её индивидуальность и своеобразие. В своей теории личности Г. Олпорт не использует понятие самость (мое) как таковое, а оперирует понятием проприум (личная собственность). Проприум - это совокупность всех сторон личности, ее внутреннее единство. Введя понятие проприум в теорию психологии личности, Олпорт не открыл нового феномена, а только расширил ее понятийный аппарат. Другие теоретики психологии, занимающиеся изучением личности, для определения ощущения "своего собственного" (проприум) используют термины "я" (self) и "эго", предполагая их взаимосвязь. Г. Олпорт выделяет ряд аспектов (функций) "самости", которые участвуют в развитии проприума на протяжении всей жизни индивида. К ним относятся Ощущение тела - это "стержень становления личности", другими словами телесное Я. 1. Сюда относятся все органические ощущения, которые испытывает человек. 2. Самотождественность, ощущение себя собой - чувство, которое растет постепенно. Важную роль при формировании данной функции играет социальное взаимодействие. 3. Возвеличивание эго - это ни что иное, как эгоцентризм, присущий человеку от природы. 4. Расширение эго. Эта функция в раннем детстве проявляется как отождествление ребенком себя с родителями, игрушками и т.д., которые ему принадлежат. Позднее она распространяется на другие группы людей (класс в школе, соседи, нация). В зрелости же процесс расширения эго может осуществляется посредством развития интереса к каким-то абстрактным идеям, моральным ценностям. 5. Рациональный субъект. Данная функция обеспечивает "адекватное приспособление, точное планирование и относительно безупречное решение жизненных уравнений". Данная функция имеет непосредственную связь с развитием мышления. 6. Образ себя - это то, каким человек видит себя в данный момент времени (способности, статус, роли) и то, каким он хочет стать, то есть идеальное Я. 7. Личное стремление, или другими словами мотивация. Как только личность переходит на стадию расширения эго и выбирает образ себя, который непосредственно связан с образом Я идеального, речь заходит не о простых природных импульсах и влечениях, а о личном стремлении человека, которое отражает собственное, то есть самость. 8. Субъект познания - функция, которая возвышается над остальными проприативными функциями и синтезирует их. Человек познает не только объекты материи, но и самого себя. Итогом развития становится способность человека к самопознанию и самоосознанию. Первые три функции — ощущение тела, самотождественность и возвеличивание себя — развиваются в раннем детстве. Остальные же более продолжительны по времени и зависят от индивидуальных особенностей человека, его жизненного пути. Рэймонд Кеттел, известный англо-американский психолог, в 60 – 70 -ых годах прошлого века разработал теорию черт личности на основе фундаментального статистического анализа объективных поведенческих характеристик. Согласно Кеттелу, черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях и в разное время. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики. Черты личности выявляются из явного, открытого поведения или на основе анализа параметров самооценки. Свои исследования Кеттел проводил, основываясь на факторном анализе, который является методом определения степени совместной изменчивости в большом наборе психологических переменных, полученных при тестировании группы испытуемых. Итогом этих многоплановых исследований стал широко известный личностный опросник 16PF. Главное в концепции Кеттела состоит в том, что он описал различные типы выявленных им черт. Черты личности он разделил на два типа: Поверхностные, которые представляют собой совокупность поведенческих характеристик, проявляющиеся в "неразрывном " единстве; Исходные, которые образуют блоки самой конструкции личности и определяют поведение человека. В результате обширной исследовательской работы Кеттел смог выявить шестнадцать биполярых исходных черт личности или шестнадцать факторов образовывающих структуру личности, определяющих различные формы поведения человека на протяжении длительного периода времени: • отзывчивость – отчужденность, Опросник "Шестнадцать личностных факторов" Кеттела оказался чрезвычайно полезным и популярным инструментом оценки и самооценки личности как в прикладных, так и в теоретических исследованиях. Американский психолог Джулиан Роттер также занимался проблемой предсказания поведения. Он сделал попытку сконструировать модель поведения на основе анализа взаимодействия четырех переменных: потенциала поведения, ожидания, ценностей подкрепления и психологической ситуации. Для того, чтобы предсказать поведение, Ротер предложил формулу: Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления Однако, она применима только для прогноза поведения в условиях тщательного контроля. Для прогноза целенаправленного поведения в различных ситуациях, возникающих повседневно, он использовал более общую формулу. В нее вошли такие компоненты, как потенциал потребности, ценность потребности, свобода деятельности и минимальная цель, уровень минимальной цели: Потенциал = свобода деятельности + ценность потребности Общая формула прогноза означает, что человек склонен стремиться к целям, достижение которых будет подкреплено, и ожидаемые подкрепления будут иметь высокую ценность. Зная эти факторы можно сделать точный прогноз возможного поведения человека. Уровень субъективного контроля (УСК) Джулиана Роттера диагностирует локализацию контроля над значимыми событиями, в других словах - уровень личной ответственности. В основе его лежит различение двух локусов контроля – интернального и экстернального и, соответственно, двух типов людей – интерналов и экстерналов. Таблица Характеристика типов поведения людей
Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемом этими полярными локусами контроля.
\
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 5607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |