КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Модели для оценки параметрической надежности связанных систем
В связанных сложных системах формирование выходных параметров осуществляется при взаимодействии основных элементов, которые работают как единое целое. Для этих систем безотказная работа каждого элемента, установленная при его испытании вне системы, необходимое, но не достаточное условие для безотказной работы всей системы. Здесь работоспособные элементы оказывают побочные воздействия на другие элементы, что может привести к их отказу. Например, частица износа малоответственного узла засоряет отверстие гидропанели, выделение тепла от передач уменьшает точность позиционирования прецизионного узла и т.п. Обычно, чем сложнее система, тем большую роль играют связи между ее элементами, и в этом случае для оценки надежности необходимо рассматривать всю систему с учетом физики процессов взаимодействия и закономерностей процессов старения. В этом случае система превращается в один «элемент», который нельзя расчленять на независимые составные части. В соответствии с представлениями о действии энергии на машину при ее эксплуатации на рисунке 7 показана схема формирования показателей надежности сложной связанной системы. Энергия, действующая на машину при ее эксплуатации W, складывается из воздействий энергии окружающей среды W 1, энергии рабочих процессов машины W 2, потенциальной энергии технологических процессов – напряжения в отливке, в сварочном шве, в поверхностном слое обработанной детали и т.п. W 3 и энергии воздействий на машину при ее ремонте и техническом обслуживании W 4. Проявляясь в виде механической, тепловой, химической, электромагнитной и других формах, энергия определяет условия работы машины и ее элементов – возникающие нагрузки, напряжения, температуры, скорости и ускорения, химические воздействия, давления, электромагнитные силы и другие.
Рисунок 7 – Схема формирования показателей надежности сложной системы
Вся эта цепочка является причиной возникновения в машине процессов изнашивания, коррозии, деформации, ползучести и др., которые приводят к повреждениям отдельных элементов U 1, U 2,..., Uk. Эти повреждения вызывают изменения выходных параметров отдельных элементов, узлов и подсистем, что, в свою очередь, приводит к изменению во времени и выходных параметров всей систем X 1(t), X 2(t);.... Опасность выхода этих параметров за установленные пределы и формирует показатели надежности всей системы. Неправомерность рассмотрения надежности большинства механических систем как расчлененных можно проиллюстрировать даже на таком простом примере, как работа коробок передач или редукторов, передающих движение от ведущего вала к ведомому. Для определения надежности их функционирования (отказы по причине усталости или износа зубчатых передач, подшипников качения и других элементов) или параметрической надежности (возникновение вибраций, повышение шума, снижение КПД) нельзя отдельно определять вероятность безотказной работы, например зубчатых пар подшипников и затем рассчитывать вероятность безотказной работы редуктора как состоящего из независимых элементов (по формуле 1). Изменение состояния подшипников (их износ, деформация, изменение условий контакта тел качения) непосредственно скажется и на условиях работы зубчатых пар. В этих парах возникнут дополнительные кромочные давления и возрастут динамические нагрузки, которые повлияют на их работоспособность. Поэтому данную передачу, как и другие механические системы, необходимо рассматривать как единую динамическую систему и разрабатывать математические модели, отражающие основные связи и зависимости, которые с достаточной степенью достоверности описывают происходящие процессы. Здесь широкое применение находят методы механики и динамики машин, и раскрытие сложных взаимосвязей, показанных на рисунок 7, является предметом инженерного анализа. Во многих случаях для упрощения зависимостей, описывающих указанные связи, следует учитывать следующие обстоятельства: • выбираются лишь те взаимосвязи, которые играют основную роль в формировании показателей надежности; • выходные параметры являются часто независимыми; • не все процессы, изменяющие работоспособность изделия, проявляются в рассматриваемый промежуток времени; • последствия различных параметрических отказов изделия не равноценны и часто можно ограничиться рассмотрением лишь некоторых «ведущих» отказов. Нельзя ставить задачу о раскрытии всех связей системы, что практически и даже принципиально невозможно, а надо разрабатывать модель, которая позволяет оценивать основные процессы, происходящие в системе и моделировать ее поведение в различных условиях эксплуатации. В общем случае математическая модель сложной системы должна обеспечить генерирование реализации технических характеристик и на их основе расчет областей состояний выходных параметров. При разработке математических моделей для связанных систем исследуемый объект часто представляют в виде структурной схемы. Однако, эти схемы отличаются от рассмотренных выше структурных схем для расчлененных систем тем, что здесь на основании зависимостей, описывающих протекание процессов в отдельных агрегатах и узлах, должны быть определены взаимодействия между выделенными подсистемами (элементами) и установлено влияние на систему внешних воздействий. В качестве примера на рисунке 8 изображены принципиальная и структурная схемы ракетного жидкостного реактивного двигателя (ЖРД) с турбонасосным агрегатом и дожиганием генераторного газа. Выходными параметрами двигателя являются величина и направление вектора тяги, значение удельного импульса тяги, КПД, характеристики циклограммы запуска и выключения двигателя. С этими параметрами связаны, в первую очередь, давление в камере сгорания рк и соотношение расходов компонентов кт, а также другие характеристики системы. Кроме того, учитываются показатели, которые определяют надежность функционирования двигателя и неразрушение его агрегатов в течение заданного периода использования.
Рисунок 8 – Принципиальная (а) и структурная (б) схемы ЖРД с турбонасосным агрегатом и дожиганием генераторного газа: а) 1 – дроссель регулятора соотношения компонентов в камере сгорания; 2 – насос горючего; 3 – бак с горючим; 4 – дроссель регулятора тяги; 5 – газогенератор; 6 – бак с окислителем; 7 – насос окислителя; 8 – турбина; 9 – газовод; 10 – камера сгорания; 6) 1 – насос горючего; 2 – дроссель регулятора тяги; 3 – форсунки горючего в газогенераторе; 4 – дроссель регулятора соотношения компонентов; 5 – рубашка охлаждения камеры сгорания; 6 – форсунки горючего в камере сгорания; 7 – камера сгорания; 8 – насос окислителя; 9 – форсунки окислителя в газогенераторе; 10 – газогенератор; 11 – турбина; 12 – газовод; 13 – форсунки окислительного газа в камере сгорания
Для оценки на стадии проектирования параметрической надежности ЖРД используют функциональные зависимости в соответствии с его структурной схемой, на которой прямоугольники изображают агрегаты и узлы двигателя – элементы системы, причем взаимное расположение элементов определено последовательностью их воздействия на потоки массы горючего и окислителя. Направления потоков массы и энергии на схеме указаны стрелками. Каждый элемент, участвуя в рабочем процессе системы, испытывает воздействие со стороны соседних элементов. Степень этого воздействия математически выражается в виде функциональных зависимостей для выходных параметров элементов. Если рассматриваемую схему двигателя видоизменить (например, произвести отбор горючего в газогенератор после охлаждающего тракта), это вызовет соответствующее изменение модели. Помимо воздействий со стороны соседних элементов некоторые элементы двигателя подвергаются воздействию внешних факторов и управляющих команд. Влияние внешних воздействий обычно проявляется в разбросах плотностей компонентов в баках, давлений окислителя и горючего на входе в насосы, в колебаниях давления окружающей среды и т.д., а также дисперсий геометрических размеров конструкций и гидравлических характеристик дросселей, магистралей и газовых трактов. Внешние воздействия учитывают условия эксплуатации двигателя, а предельные отклонения геометрических размеров проектируемых элементов устанавливаются конструктором, исходя из технических возможностей производства. На структурной схеме (см. рисунок 8, б) внешние воздействия обозначены поперечными стрелками с наименованием возмущающего параметра. Внутри интервала, ограниченного предельными значениями, возмущающий параметр принимает случайные значения. Рассмотренная модель отражает совместную работу элементов лишь на установившемся режиме, не учитывает конструктивных особенностей агрегатов, содержит неточности в оценке потерь и, следовательно, не в полной мере соответствует реальной картине протекания рабочего процесса в двигателе. Однако сложность реальных процессов вынуждает применять модели, которые отражают только основные характерные закономерности процесса, оставляя в стороне факторы, второстепенные для данного этапа исследования. Неполная адекватность рассмотренной теоретической модели в некоторой степени компенсируется тем, что модель на этапе проектирования используется для сравнительной оценки различных вариантов схем. При сравнительных оценках неточность модели сказывается слабее, чем при расчетах абсолютных значений выходных параметров. Математические модели, описывающие процесс формирования выходных параметров многих прецизионных машин, могут быть представлены в векторной форме, особенно если технические характеристики определяют точность положения и движения основных рабочих органов машины. Это относится ко многим технологическим машинам и, в первую очередь, к металлорежущим станкам, у которых точность заданного взаимного положения заготовки и инструмента определяет качество обработанной детали. Обработка деталей заданной точности является основным назначением станка и определяет номенклатуру его выходных параметров. Взаимное положение заготовки и инструмента описывается «размерной цепью», которая охватывает все основные элементы станка и, в первую очередь, шпиндельный узел, стол или суппорт, корпусные детали. Теория размерных цепей, разработанная профессором Б.С. Балакшиным, и развитые на ее базе точностные расчеты позволяют определить вклад элементарных погрешностей станка в формирование выходных параметров точности. При этом вносимую станком погрешность обработки детали целесообразно определять при помощи вектора, который в неподвижной системе координат определяет положение в процессе обработки точки контакта инструмента с обрабатываемой поверхностью в каждый момент времени. Составляющие данного вектора могут быть определены по методу профессора Б.М. Базрова, когда вводятся вспомогательные координатные системы, которые строятся на технологических базах обрабатываемой детали, на основных базах шпинделя, на направляющих станины и на базовых поверхностях режущего инструмента. Затем рассматривается изменение положения этих координатных систем, которое может возникнуть из-за деформации, геометрической неточности, тепловых смещений элементов станка и других причин. Схема размерных связей в токарном патронном станке и формирование вектора погрешности показаны на рисунке 9. Вектор определяет координаты точки контакта инструмента и обрабатываемой детали в данный момент времени в неподвижной системе координат (x, y, z). Координаты точки контакта инструмента с обрабатываемой деталью зависят от положения детали, закрепленной в шпинделе, и от положения резца, который закреплен в суппорте, перемещающемся по направляющим станины. Поэтому вектор равен, с одной стороны, сумме векторов подсистемы «деталь – шпиндель – основание станка» , с другой – сумме векторов подсистемы «инструмент – инструментальная державка – корпусные детали – направляющие суппорта и станины» . При изменении составляющих векторов из-за силовых и тепловых деформаций, износа и других причин возникает вектор погрешности (см. рисунок 9, б). Каждый вектор рассматривается в своей системе координат, связанной с соответствующими базовыми поверхностями станка, и при расчете необходимо определять изменение положения каждой координатной системы относительно предыдущей, что описывается матрицей поворота М. Эти зависимости позволяют в общем виде описать изменение погрешности положения и движения формообразующих узлов станка, что является его основной технической характеристикой. Получение из общих векторных уравнений частных характеристик и выходных параметров станка базируется на анализе процессов формообразования и требований к точности обработки, которые характерны для рассматриваемой модели. Главная сложность при этом заключается не в векторном описании соотношений, которые базируются на общих положениях аналитической геометрии и механики, а в выявлении причин и физических процессов, приводящих к изменению системы, и в отыскании зависимостей с достаточной степенью достоверности, описывающих эти трансформации. Так, для рассматриваемого случая к.т.н. В.Л. Рохиным было исследовано влияние тепловых деформаций и износа базовых деталей станка на изменение их относительного положения и на этой основе разработан алгоритм статистического моделирования пространственного изменения во времени относительного положения инструмента и заготовки станка. Для многих динамически нагруженных машин расчет параметрической надежности связан с оценкой колебательных процессов системы. Для этой цели широко применяют динамические модели, которые рассматривают взаимодействие всех основных частей и элементов машины. Так разработаны модели для получения характеристик колебательного процесса автомобилей, металлорежущих станков, промышленных роботов, железнодорожных вагонов, автомобильных и авиационных двигателей и многих других машин и агрегатов. Эти модели позволяют оценить выходные параметры сложных связанных систем. Приведенные примеры совершенно различных математических моделей, применяемых для оценки параметрической надежности связанных систем, иллюстрируют общую мысль: для большинства машин, агрегатов и узлов необходимо рассматривать их в целом без расчленения на элементы и учитывать все основные взаимодействия, когда даже вся машина может превратиться в один «элемент» более сложной системы (комплекса машин, выполняющих одну общую задачу). Вместе с тем, во многих случаях удается расчленить машину на ряд подсистем, надежность которых можно рассматривать независимо от других частей, но с обязательной последующей оценкой правомерности такого подхода. Большинство машин можно рассматривать как сложные комбинированные системы.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |