Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 7. Конкуренция на рынке

Адаптивная дискретизация

Идея адаптивной дискретизаций состоит в следующем: на основе имеющегося дискретного отсчета определяется параметры воспроизводящей функции, затем в любой текущий момент времени находится разность между соответствующими значениями исходной и воспроизводящей функций, то есть погрешность воспроизведения. Если эта погрешность достигает max значения то фиксируется конец интервала дискретизаций. То есть осуществляется новый отсчет. Для оценки эффективности адаптивной дискретизаций, обычно используют коэффициент сжатия.

КСЖ =N0/N

КСЖ - коэффициент сжатия

N0 – число отсчетов до сжатия

N – число отсчетов после сжатия

Все возможные методы адаптивной дискретизаций можно разделить на две группы

  1. Дискретизация с некратным интервалами при котором шаг ∆ti непрерывная величина, она меняется ∆ti min ≤ ∆ti ≤ ∆ti max
  2. Дискретизация с кратными интервалами при котором ∆ti = i * ∆t, i=1,2,3,…,n дискретизация величин. В реальных системах для восстановления непрерывной функций по дискретным отсчетам обычно применяют степенные -полиномы

нулевого и первого порядка.

Смотри Слайды к лекции 7.

Литература.

1. Сергеенко А.Б. Цифровая обработка сигналов. Учебник для вузов. Издат. Питер, 2003.

Стр. 127-135.

2. Куликовский К.Л., Купер В.Я. Методы и средства измерений. Стр. 113-126

 

7.1. Рыночная конкуренция и ее виды.

7.2. Ценовая и неценовая конкуренция.

7.3. Продуктовая дифференциация в отрасли.

7.4. Методы исследования рынка.

 

1. Рыночная конкуренция и ее виды.

 

Конкуренция или состязательность товаров порождается самой природой рыночного хозяйствования и является ее обязательным условием. Противоречит конкуренции монополия – означающая исключительное право на определенный вид деятельности определенной группе людей, предприятий и государства.

В любом государстве из – за ограниченности определенных ресурсов имеются естественные монополии, для борьбы с которыми существует антимонопольное законодательство и комитет. Например, в июле 2011 г. г. Миллер решил продать ни много ни мало «Газпром» господину Вексельбергу, и хотя речь идет о 75% акций с контрольным пакетом, суть сделки в том, чтобы украсть государственную долю в Газпроме (а это до сих пор компания построенная государством, никакой Миллер а тем более его замы, специалисты по гостиничному досугу, кола не забили в это предприятие, в отличие от Брехунцова, Нестерова, Сафаров, Ерьвье) и продать ее как как свою. Как заявил Вексельберг «будут устойчивы Голубые фишки». И никто из Правительства, прокуратуры, депутатов и прочей камарильи на это не обратил внимания. Только председатель антимонопольного комитета выразил протест, не фактом воровства, а усиления влияния монополии Вексельберга. Таким образом, ведя полемику о конкуренции, ее ограничении за счет свободного доступа товаров, открытия границ создания ВТО, мировое правительство проводит политику ГЛОБОЛИЗАЦИИ когда корпорации являются экономическими, а посредством назначения марионеточных правительств и создания компрадорской буржуазии и полититическими хозяевами стран. Не случайно Европу захлестывают антиглобалистические выступления, с вступлением в ВТО, они будут и в России.

Для классификации рыночной ситуации с точки зрения соотношения конкуренции и монополии построим схему вариантов рыночной организации в зависимости от соотношения производителей и потребителей.

 

  ПРОИЗВОДИТЕЛИ
П О Т Р Е Б И Т Е Л И   Много Несколько Один
Много
  1. совершенная
конкуренция
2. чистая олигополия (дуополия) 3. чистая монополия производителя
Несколько 4. ограниченная монополия потребителя 5. двусторонняя олигополия 6. ограниченная олигополия производителя
один 7. «чистая» монополия потребителя (монопсония) 8. ограниченная монопсония 9. двусторонняя монополия

 

Кратко объясним представленные ситуации:

1. Совершенная конкуренция встречается только в массовых, повседневных товарах:

2. Распространенная ситуация в продаже автомобилей, радиоэлектроники.

3. Производство ткани Болонья фирмой Дюпон

4. Распространено не широко, отели, клубы, рестораны для избранных.

5. Типичный случай в торговле товарами промышленного назначения.

6. Редкое сочетание Фирма Джиори Де Ля Ри выпускающая машины печатать деньги

7. пример фирма Де Бирс по огранке алмазов и наши молочные объединения в ряде мест.

8. на практике это фирмы выполняющие оборонный и государственный заказ.

9. ситуация единичная, производство кислоты 2,4 Д

 

2. Ценовая и неценовая конкуренция.

 

Неценовая конкуренция это конкуренция с использованием власти, военной силы, экономического потенциала. Примерами неценовой конкуренции является протекционизм, когда колониальные товары приобретаются с исключительно заниженным уровнем и это касается не только Английской колониальной политики, а например белорусское продовольствие поступает в Россию по ценам в 4 раза дешевле мировых, в обмен на энергоносители, при этом цинично заявляется, что белорусов кормим. Мировая экономическая система и ТНК – пример неценовой конкуренции.

Ценовая конкуренция это цивилизованная конкуренция с использованием экономических факторов для установления цены товара.

В зависимости от конкретной рыночной ситуации могут применяться решения по использованию различных методов установления продажных цен:

1. дифференцированных цен (единых и гибких, стандартных и меняющихся). Дифференциация может быть: пространственной, цена устанавливается в от места нахождения покупателей по территориям. Временной, цена устанавливается в зависимости от времени суток, дней недели или времени года. Персонифицированной цена устанавливается в зависимости от контингента, молодежи, пенсионеров и т.д. Количественная – цена устанавливается от объема продаж.

2. дискриминационных (по критериям пространства, времени, персонификации). Дискриминация заключается в том, что одинаковые товары на различных рынках продаются по разным ценам. Основывается на особенностях потребителя, времени и месте покупок, специфике товаров.

3. конкурентных цен (войны, снятия сливок, цен проникновения). «Ценовые войны» используются на рынках монополизированной конкуренции, когда для привлечения покупателей используются низкие темы. «Снятие сливок» используется на новых товарах. Задача в том, чтобы опередить конкурентов, и получить прибыль. Цены «проникновения» это более низкие цены по сравнению с конкурентов, для захвата рынка. Эти цены создают барьеры для конкурентов для создания подобной продукции. И в конечном счете, обеспечивают дальнейшее долгосрочное получение доходов.

4. ассортиментных цен, основанных на учете «психологического восприятия» цен потребителями (пороговые цены, цены с приманкой, неокругленные цены). Такое ценообразование насчитывает большой арсенал подходов, многие из которых рассчитаны на психологическое восприятие. Ценовые линии представляют собой диапазон цен в рамках одного товарного ассортимента (продуктовой линии), когда каждый вид товара отражает определенный вид качества. Пример компании Герболайф или «Рибок» когда имеются сразу 4 вида обуви, по качеству начиная от 60 и заканчивая 133 доллара и при определении ценовой ступеньки учитывается себестоимость и качественные особенности модели, такая политика стремиться заполучить покупателя. Цена выше номинала – это когда базовая модель (раздетая) стоит значительно дешевле и при покупке ее стараются начинять стоимостью дополнительного оборудования. Цена с «приманкой» когда продается по доступной цене кукла, а к ней набор мебели, костюмов, домиков братьев и т. д. Цена на сопутствующие товары, когда продается дешево, например ксерокс, но цены на бумагу в Тюмени в 10 раз дороже, чем в Петропавловске. Цены за «комплект» когда интересующая покупателю вещь продается только в комплекте, а порой только с установкой и наладкой. Установление более низких цен за счет продажи побочной продукции, например при нефтепереработке стоимость битума и мазута вполне окупают стоимость переработки, что, к сожалению, не ведет к снижению цен на светлые нефтепродукты. «Неокругленные» цены создают иллюзию низких цен. Нечетные числа больше стимулируют покупку, чем четные, число 7 более приятно, чем число 3. Географическое ценообразование учитывает доставку, товара и расходы по доставке.

5. стимулирующие цены (различного рода скидки и зачеты). Скидка магическое слово, на которое покупатель реагирует больше даже, чем на цену. Бонусные скидки – предоставляются постоянным покупателям при приобретении определенного объема товара. Скидки за платеж наличными предоставляют определенные компании. Скидки за приобретение большой партии товара. Сезонные скидки – предоставляются покупателям впрок. Функциональные скидки – за услуги, хранение, охрану, рэкет и т.д. Зачеты – сдача старых вещей в зачет приобретения новых. Демпинговые цены – это искусственно заниженные цены для создания недобросовестной конкуренции, в ряде стран запрещены.

Между товарами может существовать взаимозаменяемость, которая ведет к каннибализму товаров и взаимозависимость, которая способствует расширению рынка и ассортимента. Например, торговля мебелью стимулирует торговлю ковров, сантехники, строительных материалов, и все это завязано на потребительский рынок.

Маркетинговое ценообразование проведение политики, как понижения, так и повышения цен. Понижение цен возможно в условиях расширяющегося спроса. В других случаях конкуренты будут обязаны принять такое же решение и на рынке ничего не изменится. Понижение цены при не расширяющемся спросе возможно, если издержки конкурентов слишком велики или воспринимаемая ценность товаров выше, чем у конкурентов. Расчет по необходимому увеличению продаж делают по формуле:

Необходимый рост продаж % = Снижение цены % / Маржинальная прибыль – снижение цены %.

Например, необходимость увеличения продаж при снижении цены на 5%, при маржинальной прибыли 12% будет равна; 5% ÷ (12 – 5) = 71%

Повышение цены возможно в условиях роста спроса и высокой загруженности производственных мощностей. Однако предприятие, идущее на повышение цен, должно быть уверено, что и конкуренты сделают то же самое, иначе спрос на продукцию упадет и все. Существуют различные методы избегающие непосредственный рост цен: уменьшение размеров и массы изделия и его упаковки, замена дорогих материалов и ингредиентов недорогшими, снижение уровня качественных характеристик. Расчеты по допустимому снижению продаж от повышения цен и сохранения уровня маржинальной прибыли производят следующим образом:

Допустимое сокращение продаж % = Повышение цены % / Маржинальная прибыль + Повышение цены %

Допустимое сокращение продаж при повышении цены на 5%, при прибыли 12% будет равно: 5% ÷ (12% + 5%) = 29,4%

Сложившаяся практика способов установления цен с ориентацией на затраты, спрос и конкурентов указывает на необходимость комплексного использования всех перечисленных подходов. Это дает возможность определить границы в рамках которых принимаются ценовые решения. Так издержки определяют нижний предел цен, спрос определяет верхний предел ценовой политики. Анализ конкуренции дает возможность выбрать наиболее удачную, позволяющую иметь доход и не иметь конфронтации с конкурентами.

3. Продуктовая дифференциация в отрасли

 

Продуктовая дифференциация в отрасли характеризуется показателями объемов и видов товаров по ассортименту, в рыночных условиях эти категория именуется – спрос и предложения товаров.

Спрос – это специфическая форма выражения потребностей в условиях товарно – денежных отношений. Спрос населения на потребительском рынке определяется потребностями в жилье, одежде, пище, общении, религиозных обрядах и т. д. Однако спрос отражает не все потребности, а только ту их часть, которую можно удовлетворить исходя из наличия денежных средств предназначенных на оплату этих товаров или услуг.

Формирование спроса на рынке потребительских товаров носит индивидуальный и избирательный характер. Индивидуальный спрос - спрос, предъявляемый каждым отдельным индивидуумом. В целом рыночный спрос представляет совокупный спрос составленный всеми индивидуумами и предъявленный к рынку.

Являясь выражением конкретных платежеспособных потребностей, вынесенных на рынок, спрос может быть удовлетворен только при наличии товарного предложения.

В системе рыночных отношений спрос можно рассматривать в двух аспектах макроспрос и микроспрос, причем эти понятия также могут рассматриваться по двум направлениям с точки зрения квалификации товаров и точки зрения территориального фактора.

Макроспрос это большая группа товаров скажем обувь, одежда, продукты питания. Макроспрос рассматривается на относительно большем территориальном уровне.

Микроспрос это спрос формируемый предприятием, или определенной климатической или природной зоной. Микроспрос предъявляемый, покупателями имеет множество разновидностей:

  • Повседневный спрос – спрос нужный ежедневно, (продукты, табак, мыло и т.д.)
  • Периодический спрос – предъявляемый периодически (одежда, обувь,)
  • Эпизоотический спрос – предъявляемый изредка (мебель, деликатесы, бюжетерия)
  • Импульсивный спрос – появляющийся вследствие явлений или рекламы (коньки, лыжи, плавки, темные очки и т. д.)
  • Действительный потенциальный спрос – определяется потребностями региона (теплые вещи для северов, водные лыжи для приморья, и т.д.)
  • Реализованный спрос – фактическая покупка, имеет реальное измерение.
  • Неудовлетворенный – спрос оставшийся нереализованным, подразделяется на явный – когда деньги есть но не купишь, скрытый – когда хочешь машину а деньги есть на козу и спрос переключается с машины на другие вещи, - отложенный вечная потребность в жилье – откладывается.
  • Базовый спрос – ежедневно необходимо 120 булок хлеба и 100 батонов.
  • Мобильный спрос – в местах временного нахождения, пионерлагерях, командировках, на отдыхе.
  • Четко сформулированный спрос – например, часы только Сейка в металлическом корпусе и т. д.
  • Альтернативный – толи Сейка, а можно Ариент, а можно и Командирские
  • Первичный спрос – на товары приобретаемые впервые.
  • Спрос на замену – после того как товар утрачивает свойства, Пенециллин.
  • Дополнительный спрос – на вторые третьи экземпляры имеющихся товаров
  • Формирующийся спрос – на новые незнакомые товары и услуги
  • Интенсивный – спрос возрастающий быстрыми темпами
  • Стабилизовавшийся спрос – установившийся на определенном уровне
  • Угасающий спрос – на товары заканчивающие жизненный цикл
  • Отрицательный спрос – спрос на некоторые товары практически отсутствует.

Предприятия расположенные в центре, рядом с вокзалами, достопримечательностями и т.д. входят в зону проявления максимального микроспроса на товары и услуги.

Предприятия расположенные вдоль центральных улиц, у остановок, входят в зону повышенного спроса на товары и услуги. Средняя зона спроса это торговые центры микрорайонов, зона пониженного спроса новостройки, районы, села и деревни.

Спрос является исключительно подвижным явлением, в этой связи он подлежит изучению и регулированию. Обратная сторона спроса – предложения, как правило, изучается наукой называемой – товароведение.

 

4. Методы исследования рынка.

 

Предложить товар, отвечающий спросу покупателей можно только на основе подробного изучения спроса на конкретном рынке. При изучении спроса необходимо учесть:

- спрос изучается не только в целом, но и по каждой группе товаров и даже по каждому товару.

- изучается не только совокупность покупателей, но и их группы по возрасту, полу, социальным группам, вероисповеданию и т.д.

- задачи по изучению спроса должны решать не только аналитические группы предприятия, но и группы специализирующиеся на этих работах.

Одним из наиболее распространенных методов изучения спроса является оперативный метод, основанный на применении многосчетчиковых кассовых аппаратов. Информация может учитываться по часам и минутам по всему ассортименту за любой период. С их помощью можно по минутам и часам определить и поступление покупателей и на этом основании создать графики завоза товаров. Можно определить и загруженность зала и необходимость в работниках зала, кассирах. Современные кассовые аппараты считывают информацию со штрих кодов и это дает возможность иметь полную информацию о работе торгового предприятия.

Для изучения спроса можно использовать двойные ярлыки, вкладыши, книги регистрации спроса с комментариями.

Изучение можно проводить в виде читательской конференции, выставок – продаж, ярмарок и особенно модное слово презентация. В устроительстве этих действ проблем не возникает.

Наиболее эффективным методом изучения спроса является анкетный опрос. Его осуществление состоит из нескольких этапов:

  1. Определение проблемы исследования, т. е. целей, задач, объема и характера опроса.
  2. Разработка целевых и программных вопросов
  3. Выбор способа опроса опрашиваемых лиц
  4. Разработка пробной анкеты и ее испытание и окончательная редакция
  5. Организация самого опроса, включая печатание бланков, инструктажа лиц проводящих опрос и самого опроса.
  6. Обработка полученной информации.

Необходимо обеспечить репрезентативность выборки, которая зависит от численности опрашиваемых, которая может рассчитываться методом вероятной выборки и квотной выборки, однако для обеспечения репрезентативности необходимо объем выборки довести до 1500-2500 человек. Опрос может быть проведен на основе личного контакта или письменного заполнения анкет. В первом случае используется специально подготовленный человек – интервьюрер и метод называется «демоскопическое интерьвью». Этод метод, несмотря на трудоемкость, позволяет получить наиболее точные сведения. Письменный опрос, распространенный метод и может проводиться двумя методами. Первый, когда анкеты рассылаются с просьбой вернуть обратно, только около 20% возвращаются заполненными, второй анкеты раздаются прямо на предприятии покупателям и ответ получат сразу же. Путем письменного опроса проводится распространенный панельный опрос. То есть опрос постоянно созданных групп обследования. Полученная таким образом информация обрабатывается и используется

- для определения оптимальной концепции развития предприятия,

- разработки прогнозов развития, совершенствования организации торгово-технологического процесса,

- повышения уровня обслуживания покупателей

- выработки ценовой стратегии на товары и услуги

- выявление наиболее популярных видов торговли

- прогнозирование целесообразности открытия новых предприятий.

Таким образом, благодаря изучения, спроса и возможности оперативного управления предприятием с учетом полученных результатов может быть обеспечено соответствие между спросом и предложением, что практически выражается в увеличении товарооборота и повышении рентабельности торгового предприятия.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Методы прогнозирования спроса

Прогнозирование спроса представляет собой научно обоснованное провидение развития платежеспособных потребностей населения на товары и услуги.

В зависимости от временного периода различают следующие виды прогнозирования: - Оперативное (до одного месяца). – Краткосрочное (от 1 года до 2 лет). Среднесрочное (от 2 до 5 лет).Долгосрочное (от 5 до 10 лет).

При прогнозировании микроспроса применяют следующие методы: Экономико-математические. - С использованием коэффициента эластичности спроса.

- С использованием структурных моделей.

Экономико-математические методы предполагают использование трендовых, факторных и авторегрессионных моделей.

Трендовые модели используются тогда, когда предполагается, что спрос является функцией времени:

Y = f(t)

Где Y – показатель спроса;

t – фактор времени.

Эта зависимость характеризует динамическое развитие спроса во времени.

Формы зависимости могут быть различными.

1. Прямолинейная зависимость спроса от времени имеет вид:

Y = a0 + a1t

Где Y – показатель спроса;

t – фактор времени, a0 и a1 - параметры уравнения.

Для определения параметров уравнения a0 и ai необходимо решить уравнение следующего вида:

Параметры прямой, удовлетворяющие методу наименьших квадратов, находятся из решения системы уравнений:

, ( 8)

Где: у – фактические уровни, n – число членов ряда динамики.

Система упрощается, если t подобрать так, чтобы их сумма равнялась нулю. Тогда:

,

Применение данной модели предполагает примерно одинаковые показатели абсолютных приростов в динамическом ряду при снижении относительных темпов прироста. Другие формы логарифмическую и параболическую не рассматриваем.

Тенденцию определим с помощью метода аналитического выравнивания способом наименьших квадратов, когда наилучшим приближением выровненных данных к эмпирическим считается такое, при котором сумма квадратов их отклонений минимально:

(2)

где y фактические уровни, а - соответствующие им во времени выровненные уровни, расположенные на искомой прямой.

Аналитическое выравнивание ряда динамики проведем по прямой, имеющей наиболее простое выражение

, (3)

где t– условное обозначение времени, ao и a1– параметры искомой прямой.

Параметры прямой, удовлетворяющие методу наименьших квадратов, находятся из решения системы уравнений:

(4)

где у – фактические уровни, n – число членов ряда динамики.

Система упрощается если t подобрать так, чтобы их сумма равнялась нулю, т. е. начало отсчета времени перенести в средину рассматриваемого периода. Тогда:

. (5) Проиллюстрируем выравнивание по прямой на данных таблицы 5.

 

Год Вылов т t t 2 Y1 t Расчетн. значен
    -7   -2401 626,8
    -6   -3594 649,2
    -5   -3605 671,5
    -4   -3420 693,8
    -3   -2859 716,2
    -2   -1290 738,5
    -1   -691 760,8
          783,2
          805,5
          827,8
          850,2
          872,6
          894,9
          917,2  
          939,6  
Итого         11747,8  

 

Из таблицы находим:n = 15; y= 11748; yt = 7372; Σ t2 = 280.

Откуда ao = 11748: 15 = 783,2; a1 = 7372: 330 = 22,34;

Уравнение прямой будет иметь вид = 783,2 + 22,34t. По уравнению найдем расчетные значения выровненных уровней ряда динамики и построим график.

 
 

 

 


Рисунок График годового вылова рыбы.

 

Рисунок - Динамика вылова рыбы по области, фактическая и выровненная

 

Очевидно, что полученные уравнения будут иметь вид прямой линии, поэтому для построения графика определения точки безубыточности предприятий построим таблицу 42 параметров при условии заданных значений - У в пределах наиболее часто встречающихся объемов вылова рыбы.

 

 

Таблица 42 - Расчетные параметры уравнений

 

Значения У        
Значения Х 0,462 0,757 1,347 3,116
Значения Z -0,355 0,043 0,841 3,235
Значения D -1680 -1280 -433 +2033

 

На основе определенных расчетным путем параметров построим график, полученных нами прямых.

Рисунок 11 – График для величин в точке безубыточности и зонирования результатов производственной деятельности

 

График с координатами У – вылов в тоннах, Х – выручка в млн., затраты в млн., прибыль в тыс. разделился на три пространственные зоны. Первая зона (убыточности), к ней относятся предприятия с выловом до 25 т и выручкой до 1,7 млн.. Вторая зона (прибыльности) характеризуется уровнем вылова от 25 до 42,5 т и размерами выручки от 1,7 до 2,75 млн. и третья зона (устойчивой финансовой прочности) имеет значения вылова более 42,5 т и выручки более 2,75 млн. Этими же координатами характеризуется и точка безубыточности предприятия, хотя понятие точка безубыточности в массовых явлениях не правильное, речь идет об отрезке или зоне, точка слишком упрощённое понятие. Данными расчетами сформулирована тенденция поведения переменных в зависимости от вылова рыбы, по данным, выровненным через уравнение регрессии, в практике не исключены отклонения от графика.

 

Принципы функционирования потребительских рынков

 

С точки зрения субъекта рыночной экономики человек платит за все, что покупается и со стороны плательщика этот факт называется расходы.

Расходы подразделяются на две группы: потребительские расходы и расходы, не связанные с потреблением.

Потребительские расходывключают все текущие затраты на приобретение товаров и услуг для пользования данным домашним хозяйством или его отдельными членами. В их составе выделяются затраты на приобретение:

- продуктов питания;

- непродовольственных товаров для личного потребления;

- алкогольных напитков;

- топлива;

- личных услуг (оплата жилища и жилищно-коммунальных услуг, расходы на пошив и ремонт одежды, обуви, электроприборов, плата за обучение, за медицинские услуги и др.).

Понятие материального благосостояния основано не только на учёте общей суммы расходов на приобретение перечисленных товаров и услуг, но и на изучении их структуры. К наиболее важным потребностям человека, которые удовлетворяются в первую очередь, относится питание, поэтому показатели удельного веса расходов на питание используются в качестве индикаторов уровня жизни населения. Чем ниже их доля, тем выше уровень благосостояния общества. Далее мы рассмотрим это подробнее.

При изучении уровня жизни, большую роль играют социальные нормативы и среди них – минимальные доходы населения. Они утверждаются в законодательном порядке и не являются статистическими показателями, выступая своего рода базой для сравнительной оценки достигнутого уровня жизни. В части доходов речь идёт о минимальном доходе (прожиточном минимуме), минимальной заработной плате и минимальной пенсии по старости. Это важнейшие общегосударственные гарантии доходов населения, которые должны быть обеспечены исходя из достигнутого уровня социально-экономического развития страны.

Минимальный доход (прожиточный минимум) – уровень дохода, обеспечивающий приобретение минимального набора благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека при определённом уровне развития экономики. В него включаются расходы на продукты питания из расчёта минимальных размеров их потребления, расходы на непродовольственные товары и услуги.

«Корзиночный» подход к определению прожиточного минимума применяется в Казахстане, России и в некоторых других странах.

В основу построения потребительской корзины положена концепция обеспечения потребления на физиологическом уровне. Поэтому, продовольственные товары, включённые в продовольственную корзину, для расчёта прожиточного минимума обеспечивают необходимое количество основных пищевых веществ. Особо следует подчеркнуть, что прожиточный минимум является социально-экономической категорией. В отличие от биологического минимума, он динамичен и изменяется в процессе общественного развития и не только под влиянием цен и инфляции.

Прожиточный минимум становиться основным инструментом социальной политики; с его помощью можно оценивать уровень жизни, регулировать доходы, наиболее эффективно производить социальные выплаты.

Причём регионы страны самостоятельно определяют свой прожиточный минимум.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) -нижний ее предел, устанавливаемый за наименее квалифицированный, простой труд. Ее величина является точкой отсчета для всех остальных ставок заработной платы. Минимальный размер пенсии (пособия и стипендии) (МРП) соответственно представляет её нижний предел, устанавливаемый соответствующими нормативными актами. Он рассчитывается исходя из сложившегося уровня минимальной заработной платы и прожиточного минимума.

Реальный размер минимальных показателей заработной платы и пенсии (пособия, стипендии), т.е. их покупательная способность, определяется, как и вообще доходов, через количество продовольственных и непродовольственных товаров и услуг, которые можно на них приобрести.

Дифференциация доходов, как правило, рассматривается по размеру среднедушевого дохода населения в целом, отдельных регионов и групп домохозяйств (проживающий в городской местности, в сельской местности, из них хозяйств пенсионеров; имеющий детей до 16 лет и т.д.). В статистике бюджетов домашних хозяйств используется среднемесячный доход.

С 1999 года впервые законодательно вводиться понятие «черта бедности». Черта бедности используется как критерий для оказания социальной помощи семьям, имеющим среднедушевой доход ниже её.

При проведении выборочных обследований регулярно фиксируются как доходы, так и расходы домашних хозяйств, следовательно, рассматривается движение в пределах потребительского рынка.

При изучении рынка, политическая составляющая, как правило, не учитывается, все внимание уделяется маркетингу.

Существует более 2000 определений маркетинга, которые могут быть сведены к определениям: - Маркетинг – это деятельность связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю.

- Маркетинг – это деятельность по изучению и прогнозированию рынка, разработке и производству, распределению и продвижению товаров для осуществления сделок купли продажи, с помощью которых достигаются цели предприятия и удовлетворяются запросы потребителей.

В качестве основных целей маркетинга могут выступать:

- экономические (прибыль, рентабельность, расширение бизнеса)

- социальные (ответственность перед работниками и населением)

- экологические

- этические (охрана животных и культурного наследия)

- моровозренческие (пропаганда мировоззрения)

- личные (престиж, независимость, самореализация, политическое влияние

 

Маркетинговая политика строиться на долговременной основе, разработанная для каждого предприятия и предпринимателя она является Концепцией маркетинга.

Существует пять концепций маркетинга:

1. Производственная, или совершенствования производства, это наиболее распространенная использующаяся всеми производителями товаров.

2. Продуктовая, или совершенствования товара. Состоит в ориентации покупателя на те товары которые по характеристикам на голову выше традиционных.

3. Торговая или интенсификации коммерческих усилий. Использует все возможности торговли и рекламы для обеспечения продаж, страховой, лотерейный и рынок ценных бумаг.

4. Традиционная концепция, родилась после войны, цели достигаются путем анализа спроса и мотивации и создания одного вида исключительного по свойствам товара или услуг. Пример закусочных «Макдональдс». В 1955 г. Рей Крок 52 летний продавец миксеров для молочных коктейлей выкупил за 2,7 млн. долларов 7 ресторанчиков братьев Ричарда и Бориса Магдональдов. Крок начал готовить на 10 дневных курсах соискателей и продавал им лицензию за 150 тыс. долларов. Изучив два курса за 10 дней (биштексоведение и приготовление обжаренного в масле картофеля) соискатели сделали то, что имеется сейчас.

5. Социальная концепция основана на том, что приоритет политики должен удовлетворять общечеловеческим выгодам а не прибыли. Тут следует сказать об огромной массе фальсифицированных товаров и подделок. Но даже к мировым компаниям имеются претензии, например Кока-Кола. – напиток имеет малую питательную ценность, - сахар и фосфор наносит вред зубам, - растительное масло в напитке не является продуктом питания, - часть упаковки изготавливается из материалов не поддающихся биоразложению и т. д.

 

Общие принципы маркетинга включают часть принципов применительно к покупателю, товару, конкурентам, системе продвижения товаров:

- систематический всесторонний учет состояния и динамики спроса, особенностей рынка для принятия решения.

- создания условий для максимального приспособления производства, ассортимента и качества продукции к требованиям рынка.

- тщательный учет и рациональное расходование имеющихся ресурсов.

- активное воздействие на рынок и потребителей с целью формирования спроса методами рекламы, товарной и ценовой политики.

В практической деятельности необходимо использовать принципы, связанные с психологией покупателя и особенностями сбыта.

Принцип 1. Необходимо искать и беречь своего покупателя.

Принцип 2. Товар – это постоянный повод для размышлений, что с ним можно еще сделать. Необходимо знать, что производство делает изделие, а торговля из него делает товар и это не всегда совпадает.

Принцип 3. Продавцу необходимо иметь собственную рыночную нишу, поэтому необходимо постоянно прогнозировать изменения среды и их влияние на рынок. Необходим изучить конкурентов раньше, чем они изучат вас. Того кто сегодня забудет о конкурентах, завтра забудет рынок. Даже самый лучший товар может быть нерентабельным, если не обеспечить ему рациональные каналы товародвижения. Низкая эффективность маркетинга, может угрожать существованию фирмы. Самые бесполезные затраты на неэффективную рекламу. Хороший сервис – залог долговременных взаимоотношений.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Спектр дискретного сигнала | Представление товаров или выкладка товаров в торговом зале
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.