Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монополистическая конкуренция и олигополия




Четыре фактора отличают рынок монополистической кон­куренции от других типов рынка:

1) наличие большого количества продавцов;

2) дифференциация продукции;

3) сравнительно свободный вход на рынок и уход с него;

4) совершенная информированность продавцов и покупате­лей об условиях рынка.

Модель и само понятие «монополистическая конкуренция» обязаны своим происхождением выходу в 1933 г. книги Э. Чемберлин «Теория монополистической конкуренции».

Продукт монополистического конкурента дифференцирован по любому различаемому покупателями параметру. Действи­тельная дифференциация продукта предполагает различия в его физических характеристиках, таких как химический состав мо­ющих средств, или различные виды зубных паст, или кремов для лица и т. п. Искусственная дифференциация предполагает различия в упаковке, торговой марке, имидже, обеспечивае­мом рекламой.

Рынок монополистической конкуренции обладает чертами и монополии, и конкуренции. Он «монополистический» в том смысле, что каждый продавец обладает монополией над своим вариантом товара (а значит, и определенной степенью моно­польной власти) и конкурентен, так как существуют многочис­ленные конкуренты, которые продают подобные товары.

Отличительной чертой монополистической конкуренции является наличие неценовой конкуренции между фирмами. Конкуренция происходит и по цене, и по неценовым критериям; техническим характеристикам, качеству продукции, услуг, другим условиям продажи, а также по ее стимулированию.

Отличительной чертой олигополии является то, что несколь­ко крупных фирм удовлетворяют основную долю спроса. По­этому термин «олигополия» используется экономистами для обозначения конкуренции между сравнительно малым числом конкурентов.

В условиях такой рыночной структуры фирмы велики по сравнению с размером совокупного рынка, который они обслу­живают, а в случае крупных корпораций они велики не только относительно, но и абсолютно.

Принципиальный эффект небольшого количества фирм состоит в том, что каждая фирма занимает на рынке такое по­ложение, когда ее решения оказывают серьезное воздействие на конкурентов. То, что делает одна фирма, отзывается в дру­гих фирмах, часто заставляя их реагировать неожиданным образом. Ключевым признаком олигополии становится то, что действия одной фирмы прямо влияют на остальные. Это про­стирается на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, дифференциацию продукта, стратегию стимулирования сбыта, инновационную деятельность, услуги покупателям и т. д.

Вторую характеристику олигополистического рынка связы­вают с видом продукта. Когда фирмы отрасли производят стан­дартную продукцию, то отрасль называют чистой «олигополи­ей» (сталь, цемент, вискоза, горючее, фанера, газетная бумага, промышленный спирт). Если несколько фирм доминируют на рынке дифференцированной продукции, отрасль называют «дифференцированной олигополией» (автомобили, зубная пас­та, каши, сигареты, телевизоры, мыло).

Вход в олигополистическую отрасль может быть трудным, хотя и возможным. В отраслях со сложной технологией, опти­мальным крупномасштабным производством минимальные издержки достигаются при объемной выработке, для чего фир­ма должна быть большой по размерам. Вход на такие рынки часто влечет за собой такие капитальные затраты, что их не могут позволить себе малые, вновь организованные фирмы.

На олигополистическом рынке перед руководителями фирм всегда стоит выбор: либо координация своих действий, либо следование собственной независимой стратегии конкуренции. В итоге возможны различные результаты: в первом случае — тайный сговор, во втором — олигопольная ценовая война.

Тайный сговор осуществляется в форме образования кар­теля. Картель представляет собой формальную организа­цию продавцов, которые стремятся ограничить конкуренцию и создать рыночные условия для получения членами моно­польной прибыли. Каждый член картеля ожидает выгоды от рыночных ограничений в виде прибыли — выше той, кото­рую бы он получил в отсутствие картеля. Максимальная при­быль, полученная в результате деятельности картеля, равна превалирующей прибыли в условиях чистой монополии. Но в отличие от монополии картель содержит две или более фирм, которые должны прийти к соглашению относительно образа действий картеля.

На реальных олигополистических рынках существует ряд факторов, которые снижают эффективность картеля: законность картеля; количество продавцов; барьеры входа на рынок; иден­тичность продукции и издержек; стабильность и предсказуе­мость спроса.

 

 

  Количество и размеры фирм Характер продукции Условия входа и выхода Доступность информации
Совершенная конкуренция   Множество мелких фирм   Однородная продукция   Никаких затруднений   Равный доступ ко всем видам   информации
Монополис­тическая конкуренция Множество мелких фирм Разно­родная продукция Никаких за­труднений Некоторые затруднения
Олигополия Число фирм невелико, есть крупные фирмы Разно­родная или однородная продукция   Возможны отдельные препятствия   Некоторые ограничения
Монополия Одна фирма Уникальная продукция Практически непреодолимые барьеры Некоторые ограничения

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.