Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы исправление ошибок в учетных записях




Учетные регистры, их виды и содержание

Учет процесса реализации.

Термин «продажа» созвучен термину «реализация» и оз­начает передачу организацией или индивидуальным пред­принимателем на возмездной основе (в т. ч. обмен товара­ми, работами, услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Продажа продукции является третьей и завершающей стадией кругооборота средств.

Реализованной считается продукция, отгруженная и оп­лаченная покупателями, а также выполненные работы и ус­луги, принятые заказчиком. Реализация продукции произ­водится по цене, которая устанавливается предприятием самостоятельно с учетом рыночных цен на аналогичную продукцию.

В бухгалтерском учете продукция считается реализован­ной в момент перехода права собственности на нее к поку­пателю. В зависимости от момента перехода права собственности различают 2 варианта учета процесса реализации:

- без применения счета 45;

- с применением счета 45.

Отражение операций по реализации продукции

на счетах бухгалтерского учета

 

Содержание учетной записи   Момент перехода права собственности «по отгрузке» Момент перехода права собственности в соответствии с особым условием перехода права собственности (после оплаты)
Без применения счета 45 С применением счета 45
по дебету по кредиту по дебету по кредиту
Отгружена продукция со склада продавца - - 45 «Товары отгруженные» 43 «Готовая продукция»
Оплата продукции покупателем через расчетный счет - - 51 «Расчетные счета» 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
Выручка от продажи 62 «Расчеты с покупате­лями и заказчиками» 90-1 «Выручка от продаж»    
Себестоимо­сть продаж 90-2 «Себестоимость продаж» 43 «Готовая продукция», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство» 90-2 «Себестоимость продаж» 45 «Товары отгруженные»
Налог на добавленную стоимость 90-3 «Налог на добавленную стоимость» 68 «Расчеты по налогам и сборам»    
Акциз 90-4 «Акциз» 68 «Расчеты по налогам и сборам»    
Расходы на продажу 90-6 «Коммерческие расходы» 44 «Расходы на продажу»    
Финансовый результат от продажи 90-9 «Прибыль/убыток от продажи» (99 «Прибыли и убытки») 99 «Прибыли и убытки» (90-9 «Прибыль/убыток от продажи»)    

Лекция 5. Техника и формы бухгалтерского учета (2 часа)

1. Учетные регистры, их виды и содержание.

2. Способы исправление ошибок в учетных записях.

3. Формы бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет на предприятии можно рассматривать как информационную систему, у которой на входе первич­ные документы, а на выходе баланс, другие отчеты, многочис­ленные и разнообразные справки. Преобразование входных данных в выходные (результативные), т.е. обработку исход­ных данных, осуществляют с помощью носителей информа­ции, именуемых регистрами бухгалтерского учета.

Согласно Закону РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г., регистры бухгалтерского учета предназначены для систематиза­ции и накопления информации, содержащейся в первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

Учетные регистры — это счетные таблицы определенной формы, построенные в соответствии с экономической груп­пировкой информации об активах, капитале и обязатель­ствах экономического субъекта.

Отражение хозяйственных операций путем их регистра­ции в учетные регистры имеет важное контрольное значе­ние. Учетные регистры дают возможность осуществлять контроль за сохранностью принятых к учету документов. Правильность отражения хозяйственных операций в реги­страх бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. Содержание регистров бухгалтерского учета является коммерческой тайной, поэтому за ее разгла­шение соответствующие лица несут ответственность, уста­новленную законодательством Российской Федерации.

По данным учетных регистров в организациях составля­ют бухгалтерскую (финансовую) отчетность для представ­ления внешним пользователям информации, а также для внутреннего управления.

Формы регистров бухгалтерского учета разрабатывают­ся и рекомендуются Министерством финансов Российской Федерации, органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, или федеральными органами исполнительной власти, орга­низациями при соблюдении ими общих методических прин­ципов бухгалтерского учета.

Учетные регистры можно классифицировать по следую­щим признакам: по внешнему виду; по форме, по назначению, по содержанию (рис. 27).

 

 

 


Рис. 27. Классификация учетных регистров

 

Внешний вид и материальная основа учетных регистров весьма разнообразны: книги, журналы, карточки, свобод­ные листы, машинограммы, видеограммы, магнитные лен­ты, магнитные диски и дискеты, оперативная память ЭВМ и т.п. Как справедливо утверждают исследователи: история развития бухгалтерского учета — это прежде всего эволю­ция учетных регистров.

Бухгалтерские книги — это сброшюрованные учетные таб­лицы (листы бумаги) определенного формата и графления. Они при­меняются для учета в бухгалтерии по местам производства (цехи, бригады, склады и т. п.). Все страницы в бухгалтерс­кой книге нумеруются, а в конце книги ставится подпись главного бухгалтера и указывается количество страниц.

Учет в книгах имеет целый ряд недостатков; в них зат­руднено разделение труда между счетными работниками. Например, если счетный работник, производящий записи в какой-либо книге, не успевает внести в большое количе­ство записей, то другие работники бухгалтерии лишены воз­можности помочь ему на этом участке работы. При боль­шом объеме бухгалтерские книги становятся громоздкими, что тормозит рост производительности труда работников бухгалтерии. Счетный работник вынужден затрачивать мно­го времени на перелистывание книги, отыскивая нужные места или делая какие-либо выборки. Кроме того, при книж­ном учете невозможно использовать высокопроизводитель­ную вычислительную технику.

Все перечисленные недостатки отсутствуют при исполь­зовании карточек и отдельных листов.

Карточки — это отдельные листы, разграфленные для нужд учета, изготовленные из бумаги или картона стандар­тного размера, которые можно хранить в специальных за­пирающихся ящиках. Карточки предназначены для аналитического учета основных средств (инвентарные карточки), материальных ценностей по местам их хранения (карточки складского учета).

При открытии карточки регистрируются в особом реестре, где каждой из них присваивается свой по­рядковый номер, это позволяет в любой момент прове­рить наличие всех карточек.

Недостаток карточных регистров заключается в том, что при желании их легко изъять из картотеки и заменить другими; возможна также утеря карточек, однако система­тические наблюдения за их наличием при помощи реестра карточек позволяют своевременно обнаружить их утерю.

Свободные листы представляют собой учетные регистры большого формата и с большим количеством сведений по отношению к карточкам. Они предназначены для синтетического и аналитического учета и выполняют роль комбинированных регистров. Если карточки хранятся в картотеке, то отдель­ные листы находятся в специальных регистраторах (папках). Отдельные листы применяются для ведения журналов, ведомостей и машинограмм.

Машинограммы — специальные регистры, полученные в результате машинной обработки информации (магнитные диски, оперативная память ЭВМ). Содержащиеся в них све­дения группируются по определенным признакам с подраз­делением на итоги разных степеней: частные, промежуточ­ные, общие и свободные. Машинограммы получают на бу­мажных носителях в форме распечатанных таблиц.

Если предприятие применяет машинные носители ин­формации (магнитные диски, оперативную память ЭВМ), то оно обязано изготавливать на бумажных носителях ко­пии всех учетных регистров и первичных документов для других пользователей.

По назначению или характеру записи учетные регистры делятся на хро­нологические, систематические и комбинированные.

Хронологические регистры применяются для регистрации всех документов в порядке их поступления по датам, но без определе­ния по счетам. Цель хронологической записи — обеспечить контроль за сохранностью документов, посту­пивших в бухгалтерию и правильностью записи в них. Хро­нологическая регистрация используется также для наведе­ния справок (например, регистрационный журнал, кассовая книга, журнал учета поступивших грузов, опись инвен­тарных карточек по учету основных средств).

Систематические регистры ведутся для группировки бух­галтерских записей по синтетическим и аналитическим сче­там. Например, Главная книга ведется в бухгалтерии при мемориально-ордерной форме учета для группировки опе­раций по синтетическим счетам.

Комбинированные регистры сочетают хронологические и систематические записи. Примером являются книга Жур­нал-Главная, а также большинство журналов-ордеров и ве­домостей.

По объему содержания операций учетные регистры делят­ся на синтетические и аналитические.

Регистры синтетического учета открываются для ведения синтетических счетов (без пояснительного текста, с указа­нием только даты, номера и суммы бухгалтерской провод­ки). Иногда приводится краткий пояснительный текст (на­пример, Реестр счетных документов, Главная книга и Жур­нал-Главная).

Регистры аналитического учета служат для отражения по­казателей аналитических счетов и контроля за наличием и движением каждого вида материальных ценностей.

Например, учетным регистром аналитического учета является лицевой счет, который откры­вается на каждого работника для накопления сведений о суммах оплаты труда и удержаний за прошлые периоды. На лицевом счете ежемесячно отражаются все виды начисле­ний и удержаний из оплаты труда.

По строению регистры подразделяются на односторон­ние, двухсторонние, многографные, линейные и шахмат­ные. Их характеристика приведена в рис. 40.

При правильном выполнении учетных записей в регист­ры и осуществления их по установленному порядку и после­довательности на основе первичных документов регистры бухгалтерского учета сами приобретают доказательную силу и играют важную роль в спорах между хозяйствующими субъектами, при рассмотрении в суде и арбитраже исков.

При хранении регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления.

Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - государственной тайной. За разглашение коммерческой и государственной тайны предусмотрена ответственность, установленная законодательством РФ.

При проведении записей в учетные регистры могут быть допущены ошибки. Они имеют различный характер. Ошиб­ки допускаются при разноске по счетам, арифметические ошибки, ошибки, связанные с неправильным составлени­ем корреспонденции счетов.

Для исправления допущенных ошибок в документах и регистрах бухгалтерского учета необходимо пользоваться специальными способами:

- корректурным способом;

- способом допи­сывания (дополнительных проводок);

- способом «красное сторно».

В документах по учету денежных средств исправление ошибок не допускается никакими методами. Во всех других документах исправление ошибок допускается указанными способами.

Корректурный способ — суть этого способа заключается в том, что ошибочно внесенная информация в регистрах бух­галтерского учета или в документах исправляется путем за­черкивания неправильного текста или суммы таким обра­зом, чтобы можно было прочитать зачеркнутое, над зачеркнутым делается запись исправленного текста и суммы. Исправление ошибки обязательно огова­ривается надписью «Исправленному верить» с указанием даты и заверяется подписью сделавшего исправление лица (бухгалтера). Слово корректура (от лат. correctio) означает поправка и применяется в тех случаях, когда ошибка носит частный характер, т.е. сделана в одном документе или реги­стре и обнаружена при подсчете итоговых сумм.

Пример 1. Отпущены в производство материалы на сум­му 5500 руб. на счетах эта операция отражена следующей записью:

Дебет счета 20 «Основное производство» 5500 руб.

Кредит счета 10 «Материалы» 6000 руб.

«Исправленному верить»

(дата и подпись исправившего)

Способ дописывания (дополнительных проводок) используется, когда фактически разнесенная в учетные регистры сумма операции меньше правильной. При этом в регистрах бухгалтерского учета дополни­тельная информация отражается дополнительной записью, которая недостает до правильной, нужной суммы. Дополнительные записи (проводки) для исправления ошибок делаются в регистрах учета на основании специаль­ных документов — справок бухгалтерии на исправлении ошибок.

Пример 2. Получены материалы от поставщика на сум­му 5000 руб.

Бухгалтер составил про­водку:

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 4500 руб.

В журнале-ордере № 6 дополнительная проводка делается на сумму разницы между правильной и ошибочной записью:

Дебет счета 10 «Материалы»

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 500 руб.

Способом сторно (красное сторно) исправляются ошибки, допущенные в корреспонденции счетов и при завышении сумм. Термин «сторно» или «сторнировка» итальянского происхождения и применяется для обозначения исправлен­ных записей. Данный способ заключается в том, что исправ­ленная запись повторяет неправильную запись красными чернилами или обведение суммы красной пастой (чернилами), после чего делается дополнительная проводка с правильной корреспонденцией счетов. Этим методом пользуются также для уменьшения оборотов на счетах до правильной суммы, при подсчете итогов излишне записанная сумма вычитается.

Пример 3. При выдаче денег из кассы подотчетному лицу в сумме 1000 руб. была сделана запись;

Дебет счета 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами»

Кредит счета 50 «Касса» 1000=.

В журнале-ордере № 1 аннулируется ошибочная запись:

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Кредит счета 50 «Касса» 1000 = (красное сторно).

Составляется правильная проводка:
Дебет счета 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Кредит счета 50 «Касса» 1000=.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.