Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы бухгалтерского учета. Форма учета определяется структурой учетных регистров, способом записи в них, последовательностью связи между документами и регистрами




Форма учета определяется структурой учетных регистров, способом записи в них, последовательностью связи между документами и регистрами.

Форма бухгалтерского учета — это совокупность учетных регистров, используемых для отражения хозяйственных операций в строго установленной последовательности и вза­имосвязи с применением исторически сложившихся мето­дов учета и современных технических средств, а также для составления отчетности.

В современном бухгалтерском учете применяются следу­ющие формы бухгалтерского учета:

- мемориально-ордерная,

- журнально-ордерная,

- автоматизированная (диалоговая),

- уп­рощенная,

- журнал-Главная, таблично - перфокарточная.

Основными признаками, определяющими ту или иную фор­му, являются:

- виды применяемых регистров, взаимосвязь между ними;

- последовательность и способы записи в них;

- применение средств вычислительной техники.

Основные факторы выбора формы бухгалтерского учета на предприятии:

- характер организации (род деятельности, масштабы);

- традиции аппарата управления;

- квалификация персонала бухгалтерии;

- склонности главного бухгалтера;

- наличие или возможность приобретения ПЭВМ с бух­галтерской программой.

Мемориально-ордерная форма учета возникла в 30-х годах на базе карточно-шахматной формы. При ее применении сочетаются книжные и карточные формы учетных регист­ров. Основная отличительная особенность этой формы учета заключается в том, что все совершающиеся в хозяйстве опе­рации, на основании составленных первичных документов или накопительных ведомостей, до их записи в учетные ре­гистры обязательно отражаются в мемориальных ордерах.

Мемориальный ордер (памятная запись) представляет со­бой документ бухгалтерского оформления, в котором в сжа­той форме излагается содержание хозяйственной операции или дается ссылка на документ с указанием в нем коррес­понденции счетов, даты и суммы хозяйственной операции. После его составления он подписывается главным бухгал­тером или его заместителем. Общая сумма, отражаемая в мемориальном ордере, записывается в контрольно-шахмат­ный журнал, где ему присваивается порядковый номер. После этого данные мемориального ордера служат основание для внесения записей в Главную книгу, где указывается номер мемориального ор­дера, дата и сумма по дебету и кредиту синтетических сче­тов.

Достоинствами данной формы явились ее относительная простота построения учетных регистров, возможность распределения функций по участкам учета между работниками бухгалтерии, строго выдержанная последовательность учетного процес­са и единообразие приемов бухгалтерской обработки и ре­гистрации документов. Схе­ма организации бухгалтерского учета по мемориально-ор­дерной форме представлена на рис. 28.

 
 

 


Оборотная ведомость по счетам синтетического учета
Оборотные ведомости по счетам аналитического учета
Сверка записи

   
 
 
 

 


Рис. 28 Мемориально – ордерная форма учета

Недостатки мемориально-ордерной форма учета:

- громоздкость и трудоемкость учета (многократное дублирование записей: в регистрационном журнале, мемориальном ордере, синтетических и аналитичес­ких регистрах);

- отставание аналитического учета от синтетического;

- отсутствие в формах регистров аналитического учета показателей, требующихся для контроля, составления отчетности и анализа деятельности.

Журнально-ордерная форма учета начала применяться еще в 30-х годах. Более широкое распространение она получила в послевоенные годы. Ее отличие от других форм учета за­ключается в отказе от составления многочисленных мемориальных ордеров, которыми оформляются журнальные статьи. Основными учетными регистрами при этой форме учета являются журналы-ордера и вспомогательные ведомо­сти к ним.

В каждом журнале-ордере накапливаются данные по однородным хозяйственным операциям. Записи произво­дятся в хронологической последовательности по корреспон­дирующим счетам. В конце месяца после подсчета итогов каждый журнал-ордер представляет собой накопительную ведомость на большое число однородных хозяйственных операций.

Журнально-ордерная форма учета имеет следующую структуру (рис. 29).

 
 

 

 


Рис. 29. Журнально-ордерная форма учета

 

Журналы-ордера построены по кредитовому признаку, в них полностью собирается за месяц кредитовый оборот по одному или нескольким экономически взаимосвязанным счетам в корреспонденции с дебетом других счетов. После подсчета итогов в журналах-ордерах и сверки их данных с другими учетными регистрами эти итоги переносятся в Главную книгу, где собирается общий дебетовый оборот по каждому синтетическому счету. Таким образом, кредитовый оборот по каждому синтетическому счету собирается в ка­ком-либо журнале-ордере, а дебетовый — в Главной книге.

Отсюда преимущества журнально - ордерной формы учета перед другими ручными формами учета состоит в следую­щем:

- значительно сокращается число учетных записей;

- совмещается синтетический учет с аналитическим, хронологическая запись с систематической;

- применяемые учетные регистры увязаны с формами отчетности;

- наглядность всех записей, что облегчает возможность текущего контроля;

- улучшается техника учета и взаимный контроль в учет­ных регистрах.

Недостатком данной формы можно отметить громоздкость журналов-ордеров и отсутствие возможности разделения труду по участкам учета между работниками бухгалтерии.

Автоматизированная форма учета (диалоговая) строится на базе комплекса современных технических средств. Органи­зационно-учетный процесс построен в виде системы автома­тизированных рабочих мест (АРМ) бухгалтера, кладовщика и других работников.

Автоматизированная форма учета можно представить схематично на рис. 30.

 
 

 

 


Рис. 30 Автоматизированная форма бухгалтерского учета

 

Основополагающие принципы и одновременно достоинства автоматизированной формы учета:

- однократный ввод и многократное использование учетных данных;

- хранение и обработка массива информации с после­дующим выведением ее на машинограммы;

- автоматическое составление бухгалтерских проводок, печать регистров синтетического и аналитического учета;

- получение информации по запросу на любую дату за минимальное время;

- автоматическое формирование всех учетных регист­ров и форм отчетности.

Недостатком данной формы можно выделить отсутствие наглядности записей в формате окна, что затрудняет возможность текущего контроля за совершенными операциями.

Упрощенная форма бухгалтерского учета применяется на предприятиях малого бизнеса, имеющих простой техноло­гический процесс производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и незначительное количество хозяй­ственных операций (не более 100 в месяц).

При упрощенной (простой) форме бухгалтерского учета применяется Книга учета хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности), в которой каждая операция в хронологическом порядке с указанием номера, суммы и содержания сразу отражается на счетах бухгалтерского уче­та.

Упрощенная форма может вестись в двух вариантах:

- без использования учетных регистров для субъектов малого предприятия (простая форма), если число операций за день не превышает 30;

- с использованием соответствующих учетных регистров, ведомостей, если число операций за день - свыше 30.

Первый вариант применяется в случае, когда у предприя­тия нет основных средств, расчеты с контрагентами ведутся сразу (отсутствуют задолженности на конец периода), от­сутствуют переходящие остатки (например, нет незавершен­ного производства).

Наряду с Книгой учета фактов хозяйственной деятель­ности (форма К-1) для учета расчетов по оплате труда с ра­ботниками (а также по налогу на доходы физических лиц и т.п.) надо вести также ведомость учета заработной платы по утвержденной форме (форма В-8). Кроме того, ведется кас­совая книга, лицевые счета и т.д.

Второй вариант (с использованием регистров) применяется организациями, у которых есть собственные основные средства и другие товарно-материальные ценно­сти, а также ведущими расчеты с последующей или предва­рительной оплатой.

При этом в учете используются лишь несколько бухгал­терских счетов, объединяющих отдельные группы счетов в ведомости бухгалтерского учета.

Упрощенная форма бухгалтерского учета представлена на рис. 31.

 
 

 

 


Рис. 31. Упрощенная форма бухгалтерского учета

Положительные стороны данной формы бухгалтерского учета состоят в том, что она проста в применении, достига­ется наглядность записей синтетического учета, не требует­ся составлять оборотную ведомость по синтетическим сче­там и др.

Однако эта форма имеет существенные недостатки:

- при большом количестве счетов теряется наглядность записей;

- применение аналитических регистров книжных форм затрудняет автоматизированную обработку информа­ции, что ведет к отставанию рационализации учета и отчетности.

Учитывая эти недостатки, указанную форму бухгалтерс­кого учета нецелесообразно использовать в многопрофиль­ных организациях с большим числом хозяйственных опе­раций, занимающихся несколькими видами деятельности.


Лекция 6. Инвентаризация и отражение ее результатов в бухгалтерском учете (2 часа)

1. Порядок проведения инвентаризации. Документальное оформление процесса и результатов инвентаризации.

2. Сроки и порядок проведения инвентаризации.

3. Отражение результатов инвентаризации в учете.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.