КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анатомо-физиологические особенности системи дыхания у детей
Особенности эмбриогенеза органов дыхания и аномалии их развития План лекции. Анатомо-физиологические особенности системи дыхания у детей. Особенности эмбриогенеза органов дыхания и аномалии их развития. Семиотика поражений и основных заболеваний органов дыхания у детей.
1. Особенности эмбриогенеза органов дыхания и аномалии их развития. 2. Анатомо-физиологические особенности системи дыхания у детей. 3. Семиотика поражений органов дыхания у детей. 4. Семиотика основных заболеваний органов дыхания у детей.
Трахеопульмональная система начинает формироваться в начале третьей – конце четвертой недели внутриутробного развития. В эмбриогенезе легких выделяют 4 стадии: 1. Железистая – с 4 до 16 недели внутриутробного развития. Нарушение эмбриогенеза на данном этапе приводит к формированию трахео-пищеводных фистул. 2. Стадия реканализации – 16 – 24 недели. 3. Альвеолярная стадия – 24 – 40 недели. Появляются альвеолоциты первого и второго типа. Альвеолоциты второго типа имеют развитый аппарат Гольджи и митохондрии, что обеспечивает интенсивные синтезирующие и секретирующие процессы, необходимые для образования сурфактанта. Синтез сурфактанта происходит после 32 недели беременности, но наиболее активно – в конце внутриутробного развития. Сурфактант состоит в основном из фосфолипидов и обеспечивает поверхностное натяжение альвеол, препятствуя их спадению. Поэтому у недоношенных детей с недостаточным количеством сурфактанта в альвеолах имеется склонность к ателектазам – спадению легочной ткани. Недостаточный синтез сурфактанта может также привести к отложению на поверхности альвеол гиалиноподобных веществ с развитием синдрома гиалиновых мембран. Нарушение формирования кровеносных сосудов с дисфункцией лимфооттока на данном этапе эмриогенеза может привести к развитию у новорожденного ребенка отечно-геморрагического синдрома. Нарушение процесса дифференцировки дистальных разветвлений бронхиального дерева может привести к образованию единичных или множественных кист – поликистоз легкого. 4. Постнатальная стадия – от рождения до окончательного фрмирования легких.
Органы дыхания выполняют функцию внешнего дыхания – газообмен между атмосферным воздухом и капиллярами легких. Внутреннее или тканевое дыхание осуществляется в тканях – газообмен между капиллярами и клетками тканей. Эффективность внешнего дыхания определяется основными тремя процессами: 1. Вентиляция альвеолярного пространства, т. е. проходимость дыхательных путей. 2. Диффузия газов через альвеолярно-капиллярную мембрану. 3. Адекватный капиллярный кровоток в легочной ткани. Органы дыхания делят на верхние, средние и нижние. К верхним дыхательным путям относят нос и глотку, к средним – гортань, трахею и бронхи, к нижним – бронхиолы и альвеолы. Полость носа у новорожденных детей маленькая, носовые ходы узкие (до 1 мм), а нижний носовой ход отсутствует и формируется только к 4 годам. Слизистая оболочка носа очень богато васкуляризирована. Поэтому даже незначительная отечность слизистой полости носа приводит у новорожденных детей к затруднению дыхания через нос и затруднению сосания. Подслизистая ткань носа содержит небольшое количество кавернозной ткани, что обясняет редкие носовые кровотечения у детей раннего возраста. Придаточные пазухи носа недоразвиты, а лобные и клиновидные пазухи отсутствуют – они формируются только к 6-7 годам. Проходя через нос, атмосферный воздух согревается, увлажняется и очищается от крупных частиц. Глотка у детей относительно короткая и узкая. Евстахиева труба, соединяющая носоглотку со средним ухом короткая, широкая и прямая. Это способствует легкому проникновению инфекции в полость среднего уха и возникновению среднего отита. В полости глотки расположено 6 миндалин – лимфоэпителиальное кольцо Пирогова-Вальдейера. Это 2 носоглоточные миндалины (аденоидные вегетации или аденоиды), 2 небные миндалины, 2 языкоглоточные миндалины. Все миндалины относятся к лимфоидной ткани и выполняют барьерно-фильтрационную функцию – обезвреживание патогенных микроорганизмов, находящихся в полости носа и глотки. Гортань у детей воронкообразная, имеет относительно узкий просвет. Голосовая щель более узкая, голосовые связки короткие. После 12 лет у мальчиков голосовые связки удлиняются и происходит огрубение голоса. Трахея более короткая, бифуркация расположена относительно выше, чем у взрослых. Бронхи у детей более короткие и узкие. Правый бронх короче, шире и является как бы продолжением трахеи. Хрящи бронхов развиты хорошо, но они мягкие. Мышечная и эластическая ткань бронхов развиты слабо. Недостаточное развитие слизистых желез не обеспечивает необходимой влажности воздуха, проходящего через бронхи. Довольно узкий просвет бронхов, недостаточное развитие мышечных и эластических волокон, наличие густого секрета, появляющегося даже при незначительном воспалении, часто приводит к нарушению проходимости воздуха и возникновению дыхательной недостаточности. Мукоцелиарный клиренс и синтез секреторного Ig A у детей снижены, что способствует проникновению чужеродных агентов в нижние дыхательные пути. Легочная ткань у новорожденных менее воздушна и отличается обильным развитием соединительной ткани. Эластическая ткань легких развита недостаточно, что является предрасполагающим фактором к развитию у детей раннего возраста эмфиземы. А узость бронхиол объясняет частое возникновение ателектазов. У детей раннего возраста ребра расположены перпендикулярно позвоночнику. В связи с этим отсутствует реберный тип дыхания. У детей раннего возраста дыхание осуществляется только за счет диафрагмы – брюшной тип дыхан ия. У мальчиков он остается без изменений. А у девочек после 5-6 лет появляется грудной тип дыхания. Частота дыхания у новорожденных – 40-60 в минуту, в возрасте 1 год – 30-35 в минуту, в 5 лет – 25, в 10 лет – 20, после 10 лет – как у взрослых – 16-18 в минуту. Соотношение частоты дыхания и частоты сердечных сокращений у детей на первом году жизни составляет 1:3 – 1:3,5, у детей старше 1 года – 1:4. При пневмониях соотношение становится 1:3 и даже 1:2.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |