Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общий трудовой стаж




В Законе 1990 г. «О государственных пенсиях в РФ» содержалось определение общего трудового стажа. Общим трудовым стажем признавалась суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в этом законе, с учетом которой устанавливалась пенсия по старости, а в соответствующих случаях пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца. Закон 1990 г. утратил силу, вместе с ним утратило силу приведенное выше определение общего трудового стажа, изменилось и его значение в пенсионном обеспечении.

Теперь общий трудовой стаж юридически безразличен для установления пенсии по старости. Для назначения такой пенсии необходим соответствующий страховой стаж. То же касается и двух других пенсий. Причем для их назначения не требуется даже страховой стаж, необходим лишь факт выполнения работы в качестве застрахованного.

Какое же юридическое значение имеет общий трудовой стаж с 1 января 2002 г., т.е. со дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях и отмены Закона 1990 г.? Совсем иное, чем прежде, причем легального его определе­ния не содержится в нормативных правовых актах. Общий трудовой стаж имеет юридическое значение при оценке пенсионных прав граждан, приобретенных ими по состоянию на 1 января 2002 г. Значит, он юридически безразличен для граждан, которые начали трудовую деятельность позднее указанной даты. Большинство наших соотечественников приступило к трудовой деятельности до 1 января 2002 г., и, следовательно, их пенсионные права будут оцениваться с учетом общего трудового стажа.

С 1 января 2002 г. изменилось содержание общего трудового стажа. Оно совсем иное. В целях оценки пенсионных прав застрахованных граждан под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном порядке, в которую включаются:

1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;

2) периоды творческой деятельности членов творческих союзов — писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;

4) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

5) периоды пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

6) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Надо отметить, что отдельные периоды из числа перечисленных выше, которые подлежат зачету в общий трудовой стаж, при всем желании нельзя отнести к общественно полезной деятельности. Первый - временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания. Период временной нетрудоспособности, наступившей во время работы, т.е. когда работник состоял в трудовых отношениях, не отмечается в трудовой книжке работника, как и отпуск по беременности и родам, и, следовательно, включается в общий трудовой стаж, в стаж работы по специальности, в страховой стаж и в непрерывный трудовой стаж, если трудовой договор не расторгнут. Указанное выше правило имеет в виду другой случай: когда трудовой договор расторгнут в период временной нетрудоспособности, которая продолжается и после расторжения трудового договора. Два других периода также не связаны с осуществлением какой-либо определенной общественно полезной деятельности. Это пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, и получение пособия по безработице. Следует иметь в виду, что в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» более полно раскрывается изложенное выше правило. Согласно этому закону в общий трудовой стаж засчитывается: время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах; время, необходимое для переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей. Из этого следует, что безработные, зарегистрированные в органах службы занятости в качестве таковых, по своему правовому положению в части общего трудового стажа приравниваются к работающим по найму. Периоды, которые ранее учитывались в общем трудовом стаже, а при оценке пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января не включаются в него. Среди них обучение в средних специальных и высших учебных заведениях, уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения (но не более 9 лет в общей сложности) и многие иные периоды (всего периодов, которые учитывались ранее в общий трудовой стаж, а теперь не учитываются, 10).

Естественно, возникает вопрос, в полной ли мере при оценке пенсионных прав учитываются ранее фактически имевшиеся права, которые предоставлялись гражданам в соответствии с ранее действовавшим законодательством и на которые они ориентировались, подчиняя им свое поведение. Не в полной мере, так как общий трудовой стаж многих граждан стал значительно меньше по своему содержанию (наполнению).

Исключение из общего трудового стажа некоторых периодов для целей оценки пенсионных прав вряд ли обосновано. Не исключается, что в ближайшее время все же такое решение будет пересмотрено.

Это касается, например, периода подготовки к профессиональной деятельности (имеется в виду обучение по очной форме, с отрывом от производства). Раньше подготовка к профессиональной деятельности (обучение в училищах, в школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации) и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре (используется терминология Закона 1990 г.) включались в общий трудовой стаж. При этом не имело значения, окончил ли обучающийся полный курс такого заведения.

Данное правило справедливо, так как трудовая отдача человека, имеющего соответствующую, более высокую профессиональную подготовку, как правило, выше, как и качество его труда. Во многих других странах указанное время засчитывается в стаж, но в некоторых не засчитывается, однако иногда для тех, кто обучался в профессиональных учебных заведениях, стажевые требования для получения пенсии понижаются.

То же касается и ухода за детьми: ограничивать включение в стаж времени ухода за ребенком при крайне низкой рождаемости, сложившейся в последние годы, неразумно.

Включение в общий трудовой стаж некоторых «нерабочих» периодов и даже льготное исчисление отдельных из них было обусловлено особой ситуацией, сложившейся в трудные годы Великой Отечественной войны. К ним относятся три периода. Во-первых, проживание граждан в районах, временно оккупированных неприятелем во время Великой Отечественной войны. Речь идет о лицах, достигших ко дню оккупации или в ее период 16 лет. В их стаж засчитывалось все время их пребывания на оккупированной территории СССР, кроме случаев, когда они в указанный период совершили преступление. Во-вторых, проживание граждан в г. Ленинграде во время его блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.)- В-третьих, время нахождения несовершеннолетних граждан в фашистских концлагерях в период Великой Отечественной войны (узники таких лагерей). Условие то же - если они в указанные периоды не совершили преступления.

Почему все эти периоды решили не включать в общий трудовой стаж, учитываемый при оценке пенсионных прав, приобретенных на 1 января 2002 г., объяснить просто невозможно, так же, как и не включение в этот стаж времени нахождения в местах лишения свободы при незаконном осуждении человека по политическим мотивам и последующей его реабилитации.

Общий трудовой стаж имеет значение в пенсионном обеспечении за выслугу лет военнослужащих и других приравненных к ним граждан, когда их выслуга не достигает 20 лет. Пенсия за выслугу лет в этом случае устанавливается при условии, что граждане имеют, в частности, общий трудовой стаж 25 календарных лет. Какие периоды должны в него включаться помимо службы? Ответа на этот вопрос нет: общий трудовой стаж, который указан в Законе о трудовых пенсиях, предусмотрен лишь для целей оценки пенсионных прав при назначении пенсий в соответствии с этим законом, для иных целей он, таким образом, не предназначен; применять прежние правила нельзя, так как они установлены Законом 1990 г., а он утратил силу. Общий трудовой стаж (трудовой стаж) имеет юридическое значение при правовом регулировании многих других общественных отношений. Так, ветеранами труда признаются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками за отличия в труде, имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет (мужчин) и 35 лет (женщины). Все эти граждане имеют звание «Ветеран труда» и им предоставляются соответствующие меры социальной защиты — права и льготы (оплата в размере 50% коммунальных услуг, занимаемой общей площади жилых помещений в пределах социальной нормы и т.д). В недалеком прошлом трудовой стаж в этом случае исчислялся в соответствии с нормами Закона 1990 г. Как он должен исчисляться с 1 января 2002 г.? Ответа нет, а он необходим.

Порядок исчисления Общего трудового стажа урегулирован ст.30 п.4. Общий трудовой стаж исчисляется в календарном порядке, аналогично и Страховой стаж, т.е. день за день, месяц за месяц, год за год без применения льготного кратного исчисления. Календарный порядок установлен для всех с января 2002 года. Льготное исчисление Общего трудового стажа действующим законодательством не предусмотрено, как и льготное исчисление Страхового стажа. Таким образом, Страховой стаж для определения права на трудовую пенсию, а также общего страхового стажа при оценке пенсионных прав граждан, в соответствии со ст. 13, 30 исчисляются календарно. При установлении пенсии до января 2002 года применялись нормы ЗРФ от 20.11.90.года № 340 «О государственных пенсиях в РФ», который предусматривает как льготное исчисление Общего трудового стажа и специального трудового стажа, при определение права на пенсию, включая право на определение её размера без применения индивидуального коэффициента пенсионера, так и календарное исчисление указанного стажа. При определении её размера с применением индивидуального коэффициента пенсионера по ФЗ «О порядке исчисления и увеличения размеров пенсий...» от 20 июля 1997 года № 113. По постановлению конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П и в соответствии с письмом Министерства здравоохранения и соц. развития РФ от 04.06.2004 года № МЗ-637 установлено, что нормы закона № 173-ФЗ в части исчисления стажа не могут ухудшать условия осуществления права на пенсионное обеспечение и на исчисление пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового закона. В связи с этим при определении права на трудовую пенсию исчисление Страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ (Специальный страховой стаж), которые имели место до 1.01.2002 года может производиться по нормам действовавшего на 1.01.2002 г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату). При оценке пенсионных прав застрахованного лица путём их преобразования (конвертации) в расчётный пенсионный капитал при установлении размера Трудовой пенсии может определяться по решению гражданина как в льготном порядке так и календарно. В льготном порядке: а) в случае определения расчётного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав гражданина по нормам закона 1990года4 без применения ИКП исчисление трудового стажа производиться в льготном порядке. Однако в этом случае расчётный размер пенсии гражданина будет ограничен тремя минимальными размерами пенсии по старости. Такой расчёт выгоден пенсионерам с низкими заработками и длительным стажем в особых условия труда, б) в случае определения расчётного размера трудовой пенсии по нормам закона 1997 года № 113-ФЗ, по нормам исчисления пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера. Исчисление трудового стажа производится календарно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.