Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила исчисления отдельных видов специального страхового стажа




Наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным Правилами № 516, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 11 и 13 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (далее именуются - списки). В указанных случаях действуют как новые, так и ранее утвержденные Списки. Кроме того, сохраняют силу льготные правила исчисления выслуги лет летно-испытательному составу (ст.31 закона № 173-ФЗ; Положение № 384 от 05.07.1991г.; ст. 86 закона № 340 «О государственных пенсиях в РФ»).

1. Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации

: Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537,предусмотрен порядок исчисления специального страхового стажа по налету часов. При исчислении периодов работы работникам летного состава гражданской авиации принимаются:

А) каждые 20 часов налета на самолетах – за 1 календарный месяц;

Б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов; в должностях командно-летного и летно-инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров летного состава авиации,- за 1 календарный месяц;

В) один год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно-спасательных подразделениях - за 1,5 календарных года;

Д) один год работы в качестве парашютистов всех наименований, спасателей, десантников – пожарных всех наименований, инструкторов авиапожарной службы, руководителей парашютных подразделений, работников внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающих прыжки с парашютом на высоте не менее 10 метров, - за 1,5 календарных года при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов – за 2 календарных года.

2. Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам, осуществляющим педагогическую деятельность:

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 года предусмотрено, что для педагогов периоды работы с сентября 2000 года, включаются в стаж на соответствующих видах работ при условии выполнения в суммарном исчислении нормы рабочего времени – педагогической или учебной нагрузки за ставку заработной платы. Исключения: учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, учителя сельских школ, кроме вечерних, которым работа включается в СВР независимо от объема учебной нагрузки. Кроме того, для преподавателей ССУЗОВ, учителей вечерних общеобразовательных школ работа засчитывается в специальный страховой стаж при условии, если там обучается не менее 50 % детей до 18 лет).

3. Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения:

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781, допускается льготное исчисление стажа на соответствующих видах работ тем работникам, которые были заняты в городе, сельской местности и поселках городского типа – им назначаются досрочные трудовые пенсии по старости при наличии не менее 30 лет стажа на соответствующих видах работ, независимо от возраста, путем зачета одного года работы в селе и поселках за 1 год и 3 месяца в городе, а работы в городе – за один год. За 1 год 6 месяцев засчитывается год работы оперирующим врачом отделений хирургического профиля стационаров; врачам- анестезиологам, патологоанатомам и судебным медицинским экспертам.

4. Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам театров и театрально-зрелищных предприятий и коллективов (п.п.12 п.1 ст.28 закона 173-ФЗ) предусмотрено Списком профессий и должностей работников театров и др.театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Советом Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. № 447. Допускается суммирование различных видов стажа на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктами 1-4 Списка, при этом к менее тяжелой и льготной работе суммируется более тяжелая и льготная работа, и пенсия назначается по менее льготной и менее тяжелой работе.

5. Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных и открытых горных работах по добыче руды, сланца, угля и др.полезных ископаемых,предусмотренных Списком работ и профессий работа которых дает право на пенсию за выслугу лет 1991 года №481.

В соответствии с п.15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства от 11 июля 2002 г. № 516 (в редакции Постановления Правительства РФ от 2.05.2006 г,при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим его не менее 10 лет, стаж подземной работы учитывается следующем порядке:

- каждый полный год работы горнорабочим очистного забоя, проходчиком, забойщиком на отбойных молотках, машинистом горных выемочных машин - за 1 год и 3 месяца; каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, - за 9 месяцев.

6.Сохранены льготные правила исчисления выслуги лет летно-испытательному составу (ст.31 закона № 173-ФЗ; Постановление Совета Министров СССР от 5 июля 1991 года № 384 «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава»; ст. 86 закона № 340 «О государственных пенсиях в РФ»).

В соответствии с Положением «О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденным вышеуказанным Постановлением, установлены следующие правила исчисления выслуги лет:

1) Для членов летно-испытательного экипажа (летный состав, непосредственно выполняющий испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники) считается один год работы за 2 года при условии участия в летных испытаниях в течение данного года;

2) Для инженерно-технического состава, совершающего полеты по испытаниям, сдаче-приемке летательного аппарата(при наличии действующего свидетельства о допуске к проведению летных испытаний).
выслуга лет исчисляется по налету часов:- при налете свыше 120 часов –один год считается за 2 года, - от 50 до 120ч. –за полтора года., - до 50 ч. - за 1 год.

3.Для инспектирующего и руководящего летно-испытательного состава исчисление
выслуги осуществляется аналогично инженерно-техническому составу при условии, если они
участвуют в составе экипажа и имеют свидетельство о допуске к проведению летных испытаний. Допускается
суммирование между собой работы, предусмотренной различными пунктами Положения, и если при таком суммировании размер выслуги лет составляет для мужчин 25 лет и для женщин-20 лет, то работник имеет право на пенсию по ст.86 закона «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года № 340.

При исчислении общего и специального страхового стажа за период до 1 января 2001 года в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц следует иметь в виду, что все периоды, засчитываемые в общий трудовой стаж и специальный страховой стаж, исчисляются в календарном порядке, то есть день за день,месяц за месяц и год за год, без применения каких-либо льгот. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения стажа, который действовал до первого января 2002 года. Кроме того, не требуется подтверждения уплаты страховых взносов в ПФР (за исключением индивидуальных предпринимателей).

Правомерность подсчета общего трудового стажа и стажа на соответствующих видах работ без применения льгот, которые предусмотрены законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года № 340-1 для ряда периодов, в том числе для работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях неоднократно рассматривалась Конституционным судом РФ

Итоговым Постановлением Конституционного Суда РФ «О проверке конституционности отдельных положений ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 29 января 2004 года № 2-П и разъяснением Министерства здравоохранения и социального развития «О порядке применения положений постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2 – П» от 4 июня 2004 года № МЗ-637 обобщены результаты рассмотрения обращения групп депутатов Государственной Думы, запросов высших представительных органов республики Якутия и Чукотского автономного округа, а также жалоб отдельных граждан. В результате установлено, что в целях реформирования пенсионной системы пенсионное законодательство содержит ряд норм, которые в отдельных случаях изменяют действующие правовое регулированиеКонституционный Суд РФ пришел к выводу, что норма п.4 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173 – ФЗ не противоречит Конституции РФ и не ухудшает условия реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных до 1 января 2002 года прав, в том числе части исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Согласно разъяснению «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.27,28,30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденному Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003г. №702, при исчислении продолжительности страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 1 января 2004г., в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды как трудовой, так и общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных ранее действовавшим законодательством, в том числе льготного порядка исчисления стажа.

Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин, независимо от его возраста, до дня отмены соответствующего закона полностью выработал общий трудовой и специальный трудовой стаж, в том числе для назначения пенсии по старости со снижением возраста пропорционально отработанному специальному трудовому стажу, дававшие ему право на льготную пенсию по старости. При этом не имеет значения, что работы, которые в период их выполнения согласно действующему законодательству, как вредные и опасные, включали в стаж для назначения пенсии на льготных условиях, а в настоящее время не являются таковыми.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сохраняется не только за теми гражданами, которые приобрели право по ранее действующему законодательству, т.е. выработали общий и специальный трудовой стаж, но и за теми, которые с учетом условий ранее действовавшего законодательства выработали специальный трудовой стаж, но по различным причинам не выработали общего трудового стажа. Свое право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости они смогут реализовать по достижении необходимого возраста и при выработке общего трудового стажа период действия нового законодательства. Главным условием является наличие специального трудового стажа необходимой продолжительности на момент отмены ранее действовавшего пенсионного закона.

При определении права на трудовую пенсию исчисление трудового стажа и стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу нового пенсионного закона, может производиться по нормам действовавшего до 31 декабря 2001г. правового регулирования, независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату.

При оценке пенсионных прав граждан путем их конвертации в расчетный капитал трудовой стаж может быть определен как в льготном, так и в календарном порядке
В случае определения расчетного размера трудовой пенсии по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990г.№340- 1 1, действовавшим для исчисления пенсии без применения индивидуального коэффициента пенсионера, исчисление трудового стажа производится в льготном порядке.

В случае определения расчетного размера трудовой пенсии по нормам ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21 июля 1997года №113 – ФЗ2, а также ст.7 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года №340-1 с учетом изменений, внесенных в нее вышеуказанным законом, по нормам, действовавшим для исчисления пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера, исчисление трудового стажа производится календарно. Указанное положение предусмотрено п.9 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001года №173 ФЗ.

Можно сделать вывод,что расчетный размер трудовой пенсии гражданина, работавшего в особых условиях труда, по его желанию, может быть исчислен исходя из размера пенсии, рассчитываемого без применения индивидуального коэффициента пенсионера, включая правила подсчета трудового стажа в льготном порядке. Размер пенсии в указанном случае будет определяться с учетом продолжительности общего трудового стажа работника по состоянию на 1 января 2002г. и его среднемесячного заработка за 2000-2001гг. по сведениям персонифицированного учета либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002г. на основании документов выдаваемых в установленном порядке работодателями. В этом случае максимальный размер пенсии будет сохранен на уровне 3-х минимальных размеров пенсии по старости, который составлял на момент проведения реформы 185 рублей.

Второй путь, который может выбрать гражданин – исчисление рассчитываемого с применения индивидуального коэффициента пенсионера по законодательству 1997г. В последнем случае исчисление трудового стажа будет производиться в календарном порядке.

Первый способ выгоден пенсионерам с очень низкой заработной платой и высоким стажевым коэффициентом, второй – пенсионерам с высокими заработками.

 

3) Е

Дополнения:

Таким образом, при определении права на досрочную ТГШС применяются все Правила ее исчисления, в том числе и установленные до введения в действие закона № 173-ФЗ (если они не отменены в установленном порядке). При этом применяется тот вариант исчисления, который наиболее выгоден для работника.

При установлении размеров досрочных ТППС и подсчете ПК за период до 01.01.2002г. путем конвертации пенсионных прав применяется только календарный порядок исчисления ССС.

При исчислении пенсий для работников, поступивших на работу после 01.01.2002 г. ПК исчисляется по-новому, исходя из величины уплаченных за работника страховых взносов, и Правила исчисления ССС при этом не применяются.

Исключения: исчисление ССС работникам летного состава ГА, для которых применяется способ исчисления ССС по налету часов и для права на пенсию, и для установления ее размеров (за период до 01.01.2002г.).

 

(п.13 ст.27 закона 173-ФЗ). Исчисление специального страхового стажа производится по Правилам № 537 от 18.07.2002 г.

1)Для членов летных экипажей каждые 20 часов полета на самолетах и на 12 часов полета на вертолетах принимаются за один месяц, один год работы парашютиста за 1,5 года при условии выполнения нормы прыжков. Затем весь фактический полет суммируется и делится на 20 или 12, после чего делится на 12 и определяются периоды соответствующих видов работ в годах.

Б) Для работников, занятых на подземных и открытых горных работах по списку № 481 1991 года, не имеющих полного соответствующего вида работ (20 лет), но выработавших не менее половины соответствующего вида работ на ведущих профессиях (10 лет) допускается суммирование СВР с зачетом одного года работы на ведущих профессиях за год и 3 месяца; их работа по Списку № 1 1991 года за 9 месяцев и остальных видах работ по Списку № 481 за один год СВР. Если путем суммирования общий размер СВР составит не менее 25 лет, они имеют право на досрочную ТППС по п. 1.11 ст. 27 закона № 173-ФЗ независимо от возраста.

B)Для педагогических работников, занятых в учреждениях для детей, исчисление СВР производится в соответствии с Правилами № 781 от 29.10.2002 г. для педагогов периоды работы с сентября 2000 г., включаются в СВР при условии выполнения в суммарном исчислении нормы рабочего времени - педагогической или ученой нагрузки за ставку заработной платы (исключения: учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, учителя сельских школ, кроме вечерних, которым работа включается в СВР независимо от объема учебной нагрузки. Кроме того, для преподавателей ССУЗОВ, учителей вечерних общеобразовательных школ работа засчнтывается в СВР при условии, если там обучается не менее 50 % детей до 18 лет).

Г) для работников учреждений здравоохранения, в соответствии с правилами исчисления СВР № 781 от 29.10.2002 года, допускается льготное исчисление СВР тем работникам, которые были заняты в городе, сельской местности и поселках городского типа - им назначаются досрочные ТППС при наличии не менее 30 лет СВР независимо от возраста, путем зачета одного года работы в селе и поселках за 1 год т 3 месяца в городе, а в работы городе - за 1 год. За 1 год 6 месяцев засчитывается год работы оперирующим врачам отделений хирургического профиля стационаров; врачам анестезиологам, патологоанатомам и судебным медицинским экспертам.

Д) Исчисление периодов творческой деятельности на сцене в соответствии со Списком № 447 1991г. допускается путем суммирования различных видов СВР, предусмотренных пунктами 1-4 Списка, при этом к менее тяжелой и льготной суммируется более тяжелая и льготная работа, предусмотренная вышеуказанными разделами Списка и досрочная ТППС по менее льготной работе.

Е) Сохранены льготные правила исчисления выслуги лет летно-испытательному составу (ст.31 закона № 173-ФЗ; Положение № 384 от 05.07.1991г.; ст. 86 закона № 340 «О государственных пенсиях в РФ»).

В соответствии с Положением № 384 установлены следующие правила

исчисления выслуги лет:

1) Для членов летно-испытательного экипажа (летный состав 1 г. за 2 г. при условии участия в летных испытаниях)


4) Для инженерно-технического состава по сдаче-приемке летательного аппарата,
выслуга лет исчисляется по полету часов: - при полете свыше 120 часов - 2 года, - от 50 до
120ч. - 1.5 г., - до 50 ч. - за 1 г.

5) Для инспектирующего и руководящего летно-испытательного состава исчисление
выслуги осуществляется аналогично инженерному составу при условии, если они
участвуют в составе экипажа и имеют свидетельство о допуске. Допускается
суммирование между собой, если при таком суммировании размер выслуги составляет М -
25 л., Ж — 20 л, то работник имеет право на пенсию.

Дополнения:

Таким образом, при определении права на досрочную ТГШС применяются все Правила ее исчисления, в том числе и установленные до введения в действие закона № 173-ФЗ (если они не отменены в установленном порядке). При этом применяется тот вариант исчисления, который наиболее выгоден для работника.

При установлении размеров досрочных ТППС и подсчете ПК за период до 01.01.2002г. путем конвертации пенсионных прав применяется только календарный порядок исчисления ССС.

При исчислении пенсий для работников, поступивших на работу после 01.01.2002 г. ПК исчисляется по-новому, исходя из величины уплаченных за работника страховых взносов, и Правила исчисления ССС при этом не применяются.

Исключения: исчисление ССС работникам летного состава ГА, для которых применяется способ исчисления ССС по налету часов и для права на пенсию, и для установления ее размеров (за период до 01.01.2002г.).

Сокращения в тексте:

1. ОТС - общий трудовой стаж.

2. ПФР - Пенсионный фонд России.

3. ЗЛ - застрахованные лица.

4. ОПС - обязательное пенсионное страхование

5. ВОВ - великая отечественная война

6. КС - Крайний север.

7. СВР - соответствующие виды работ

8. ТППС - трудовая пенсия по старости.

1. Исчисление пенсии работникам летного состава гражданской авиации – Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

При исчислении периодов работы работникам летного состава гражданской авиации принимаются:

А) каждые 20 часов налета на самолетах – за 1 календарный месяц;

Б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения; в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов; в должностях командно-летного и летно-инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров летного состава авиации,- за 1 календарный месяц;

В) один год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно-спасательных подразделениях - за 1,5 календарных года;

Д) один год работы в качестве парашютистов всех наименований, спасателей, десантников – пожарных всех наименований, инструкторов авиапожарной службы, руководителей парашютных подразделений, работников внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающих прыжки с парашютом на высоте не менее 10 метров,- за 1,5 календарных года при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов – за 2 календарных года.

2. Исчисление пенсии работникам осуществляющим педагогическую деятельность - Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» №781 от 29.10.2002 года. Для педагогов периоды работы с сентября 2000 года, включаются в стаж на соответствующих видах работ при условии выполнения в суммарном исчислении нормы рабочего времени – педагогической или учебной нагрузки за ставку заработной платы.

3. Исчисление пенсии работникам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения- Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г. № 781. Допускается льготное исчисление стажа на соответствующих видах работ тем работникам, которые были заняты в городе, сельской местности и поселках городского типа – им назначаются досрочные трудовые пенсии по старости при наличии не менее 30 лет стажа на соответствующих видах работ, независимо от возраста, путем зачета одного года работы в селе и поселках за 1 год и 3 месяца в городе, а работы в городе – за один год. За 1 год 6 месяцев засчитывается год работы оперирующим врачом отделений хирургического профиля стационаров; врачам анестезиологам, патологоанатомам и судебным медицинским экспертам.

4. Исчисление пенсии работникам театров и театрально-зрелищных предприятий и коллективов – Списком профессий и должностей работников театров и др.театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Советом Министров РСФСР от 28 августа 1991№ 447. Допускается суммирование различных видов стажа на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктами 1-4 Списка, при этом к менее тяжелой льготной суммируется более тяжелая и льготная работа, и пенсия назначается по менее льготной работе.

5. Исчисление пенсии работникам занятым на подземных и открытых горных работах по добыче руды, сланца, угля и др.полезных ископаемых- Списком работ и профессий работа которых дает право на пенсию за выслугу лет 1991 года №481. Работникам, не имеющим полного соответствующего вида работ (20 лет), но выработавшим не менее половины соответствующего вида работ на ведущих профессиях (10 лет) допускается суммирование стажа на соответствующих видах работ с зачетом одного года работы на ведущих профессиях за год и три месяца; их работа по Списку №1 1991 года за 9 месяцев и остальных видах работ по Списку №481 за один год стажа на соответствующих видах работ. Если путем суммирования общий размер стажа на соответствующих видах работ составит не менее 25 лет, они имеют право на досрочную трудовую пенсию по старости по подпункту 11 пункта 1 статьи 27 Закона 173-ФЗ независимо от возраста. Все периоды, засчитываемые в общий трудовой стаж и стаж на соответствующих видах работ, исчисляются в календарном порядке, то есть день за день, без применения каких-либо льгот. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения стажа, который действовал до первого января 2002 года. Кроме того, не требуется подтверждения уплаты страховых взносов в ПФР (за исключением индивидуальных предпринимателей).

Правомерность подсчета общего трудового стажа и стажа на соответствующих видах работ без применения льгот, которые предусмотрены законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года № 340-1 для ряда периодов, в том числе для работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях неоднократно рассматривалась Конституционным судом РФ. Определения от 5.11.2002г. №320 – 0 по жалобе гр.Спесивцева Ю.И. и от 6.03.2003 г. №107 – 0 по запросу Сормовского районного суда г.Нижний Новгород подтвердили, что оспариваемые нормы сами по себе не нарушают конституционных прав граждан, которые до 1 января 2002 года выработали полностью необходимый специальный трудовой и общий трудовой стаж, с учетом которого назначается пенсия в связи с особыми условиями труда.

Группой депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ был внесен ряд законопроектов по указанным вопросам. В своем выступлении от 19.03.2003 в Государственной Думе Председатель правления ПФР Зурабов М. Ю. (ныне Министр здравоохранения и социального развития РФ) сообщил, что «суть положений законопроектов по нестраховым периодам, внесенных отдельными группами депутатов на рассмотрение в Государственную Думу, заключается в том, что они предлагают перенести льготный период исчисления стажа отдельным категориям граждан в новое пенсионное законодательство и таким образом повысить пенсию тем, кому пенсия рассчитывалась на основе календарного исчисления стажа».

Итоговым Постановлением Конституционного Суда РФ «О проверке конституционности отдельных положений ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 29 января 2004 года № 2-П и разъяснением

Министерства здравоохранения и социального развития «О порядке применения положений постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 года №2 – П» от 4 июня 2004 года № МЗ-637 обобщены результаты рассмотрения обращения групп депутатов Государственной Думы, запросив высших представительных органов республики Якутия и Чукотского автономного округа, а также жалоб отдельных граждан. В результате установлено, что в целях реформирования пенсионной системы пенсионное законодательство содержит ряд норм, которые в отдельных случаях изменяют действующие правовое регулирование, и в частности, условия досрочного пенсионного обеспечения граждан, работавших и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях. Так, ранее действовавший Закон РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года № 340-1 действительно предусматривал порядок исчисления периодов работы в указанных местностях полуторном размере при подсчете специального трудового стажа, необходимого для установления пенсии в связи с особыми условиями труда. Пунктом 4 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173 – ФЗ календарный порядок исчисления трудового стажа граждан, учитываемого при конвертации их пенсионных прав. В жалобах граждан оспаривается также необоснованное исключение из общего трудового стажа периодов отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, подготовки к профессиональной деятельности и др. нестраховых периодов.

Отменив льготное исчисление трудового стажа и исключив из него некоторые нестраховые периоды, законодатель придал норме п.4 ст.30 указанного закона обратную силу и распространил ее на граждан, приобредших пенсионные права до 1 января 2002 года. По нашему мнению, это ухудшает положение граждан по сравнению с действующим законодательством.

Признавая факт нарушения со стороны законодателя, в указанном постановлении Конституционный суд отмечает, что для граждан, работавших и проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях, введены повышенные нормы пенсионного обеспечения: минимальный расчетный размер трудовой пенсии, составляющий минимальный уровень пенсионного обеспечения, превышает уровень пенсионного обеспечения по законодательству 90 года, так как не содержит нормы, ограничивающий максимальный размер трудовой пенсии тремя минимальными размерами пенсии. Для них введен так же дополнительный компенсационный механизм в виде более высокого соотношения заработков (от 1,4 до 1,9) при подсчете размера трудовой пенсии.

Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что норма п.4 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173 – ФЗ не противоречит Конституции РФ и не ухудшает условия реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных до 1 января 2002 года прав, в том числе части исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства.

Согласно разъяснению «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.27,28,30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденному Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003г. №70, при исчислении продолжительности страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ, имевших место до 1 января 2004г., в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды как трудовой, так и общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных ранее действовавшим законодательством, в том числе льготного порядка исчисления стажа.

Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин, независимо от его возраста, до дня отмены соответствующего закона полностью выработал общий трудовой и специальный трудовой стаж, в том числе для назначения пенсии по старости со снижением возраста пропорционально отработанному специальному трудовому стажу, дававшие ему право на льготную пенсию по старости. При этом не имеет значения, что работы, которые в период их выполнения согласно действующему законодательству, как вредные и опасные, включались в стаж для назначения пенсии на льготных условиях, а в настоящее время не являются таковыми.

Право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сохраняется не только за теми гражданами, которые приобрели право по ранее действующему законодательству, т.е. выработали общий и специальный трудовой стаж, но и за теми, которые с учетом условий ранее действовавшего законодательства выработали специальный трудовой стаж, но по различным причинам не выработали общего трудового стажа. Свое право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости они смогут реализовать по достижении необходимого возраста и при выработке общего трудового стажа период действия нового законодательства. Главным условием является наличие специального трудового стажа необходимой продолжительности на момент отмены ранее действовавшего пенсионного закона.

При определении права на трудовую пенсию исчисление общего страхового стажа и специального страхового стажа, имевших место до вступления в силу нового пенсионного закона, может производиться по нормам действовавшего до 31 декабря 2001г. правового регулирования, не зависимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату.

При оценке пенсионных прав граждан путем их конвертации в расчетный капитал трудовой стаж может быть определен как в льготном, так и в календарном порядке. В случае определения расчетного размера трудовой пенсии по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990г.№340-1, действовавшим для исчисления пенсии без применения индивидуального коэффициента пенсионера, исчисление трудового стажа производится в льготном порядке.

В случае определения расчетного размера трудовой пенсии по нормам ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21 июля 1997года №113 – ФЗ, а также ст.7 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года №340-1 с учетом изменений, внесенных в нее вышеуказанным законом, по нормам, действовавшим для исчисления пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера, исчисление трудового стажа производится календарно. Указанное положение предусмотрено п.9 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001года №173 ФЗ.

В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется — стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР. При этом к уплате страховых взносов в ПФР приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением некоторых работ), исчисляются обычно по фактическому отработанному времени. Также исчисляются определяемые Минтруда РФ или предусмотренные списками периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно. При досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с полевыми геолого-разведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке: работа от 6 месяцев до одного года — как один год; работа менее 6 месяцев — по фактической продолжительности.

В периоды работы вахтовым методом, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается время выполнения работ на объекте, время междусменного отдыха в вахтовом поселке, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время между вахтового отдыха в данный календарный отрезок времени. При этом общая продолжительность рабочего времени (нормальная или сокращенная) за учетный период (за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного Трудовым кодексом Российской Федерации.

Периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (при досрочном назначении пенсии по старости в связи с работой на Крайнем Севере) исчисляются в календарном порядке с включением в них времени работы непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке и времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно.

При переводе работника с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую права на указанную пенсию, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу.

Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды отстранения от работы (недопущения к работе), если работник был отстранен по определенным причинам, указанным в Правилах (например, в связи с появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и т.д.).

Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника). Что касается периода испытания при приеме на работу, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, то он учитывается в стаже независимо от того, выдержал испытание работник или не выдержал.

При переводе в соответствии с медицинским заключением беременной женщины по ее заявлению с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных вредных факторов, такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу. В таком же порядке исчисляются периоды, когда беременная женщина не работала до решения вопроса о ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением. Законом о государственных пенсиях (он отменен с 1 января 2002 г.) не предусматривалось включение в стаж, с учетом которого устанавливается пенсия в связи с особыми условиями труда, каких-либо периодов трудовой деятельности и иной деятельности, помимо указанных в соответствующих списках. Другими словами, пенсия при пониженном пенсионном возрасте назначалась лишь за трудовую деятельность в течение соответствующего времени в определенных условиях. Однако впоследствии появились нормы, противоречащие этому закону. Так, ст. 26 (ч. 3) Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и га­рантиях деятельности» установила, что время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж. Согласно ст. 25 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, стаж работы по специальности. Более того, в Трудовом кодексе, принятом 30 декабря 2001 г. и введенным в действие с 1 февраля 2002 г., т.е. позднее, чем принят и введен в действие Закон о трудовых пенсиях, также указано, что время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных в выборный профсоюзный орган данной организации, засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж.

В то же время Закон о трудовых пенсиях и изданные на его основе указанные выше Правила не предусматривают включение в специальный трудовой стаж какой-либо иной работы, помимо перечисленной в списках.

Создалась, таким образом, явная коллизия правовых норм, равных по своему уровню, но принятых в разное время.

Теоретически должна применяться та норма, которая издана позднее. Почему? Предполагается, что законодатель, устанавливая ее, знал (или должен был знать) о тех нормах, которые содержатся в ранее принятых законах; он, следовательно, сознательно вводил новое правовое предписание. Однако это вряд ли так: российский законодатель, структуры, его обслуживающие, в спешке и в результате низкого профессионализма допускают многочисленные ошибки. Приведенный случай - один из примеров этого.

На практике по указанию сверху применяется Закон о трудовых пенсиях. Судебной практики по затронутому вопросу пока еще нет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.066 сек.