КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: Понятие
Логический закон – такая логическая форма высказывания, которая принимает значение «истина» при любой интерпретации параметров, входящих в ее состав. Какие еще законы и принципы есть в логике? Закон обратного соотношения между объемом и содержанием понятия Законы (принципы) употребления знаков: Закон однозначности требует употреблять знак языка в каждом процессе рассуждения с одним и тем же значением Закон предметности требует при высказывании о каком-либо предмете употреблять как знак этого предмета, так и знак того, что высказывается. При этом высказывание относится к самим предметам, а не знакам. Закон взаимозаменимости говорит о том, что любой знак в составе сложного знака может быть заменен другим знаком с тем же значением, и при этом значение сложного знака не изменится.
Помимо этого, существуют еще много других законов, принципов и правил, регулирующих различные стороны логических построений и взаимоотношений. Однако в подавляющем большинстве случаев их применение имеет частный характер, поэтому изучать их мы не будем. Виды. Образование. Содержание и объем. Операции. Понятие (имя) – форма мышления, отражающая определенное множество (класс) предметов или явлений действительности в общих для них существенных признаках. Существенные признаки – наиболее важные и выбранные таким образом, что каждый признак – необходим, а вместе их достаточно для познания данного предмета по какой-то стороне его содержания. Совокупность существенных признаков называется содержанием понятия. Совокупность предметов, мыслимых в данном понятии, называется объемом понятия. Между содержанием и объемом существует обратная зависимость: чем больше объем, тем меньше содержание и наоборот. Переходы между понятиями с разными объемами осуществляются с помощью операций обобщения и ограничения. Понятия подразделяются:
Данная классификация неполная, однако в ней представлены все наиболее существенные виды (типы) понятий. Рассмотрим их подробнее: Конкретные – в понятии мыслится какой-либо предмет или совокупность предметов; Абстрактные – в понятии мыслятся отдельные свойства, стороны, отношения предметов, отвлеченные от самого предмета; Общие – понятия, в которых мыслится более 1 предмета; Единичные – понятия, в которых мыслится 1 предмет; Собирательные – понятия, в которых мыслится целая группа или совокупность предметов, однако мыслится в качестве единого предмета; Пустые – понятия, в содержание которых включаются взаимонесовместимые признаки; Сравнимые – понятия, в содержании которых, несмотря на различие некоторых признаков, имеются также и общие, а потому допускающие сравнение; Несравнимые – понятия, предметы которых принадлежат к совершенно различным областям; Совместимые – такие два понятия, в содержании которых нет признаков, исключающих возможность полного или частичного совпадения объемов; Несовместимые – такие понятия, в содержании которых имеются признаки, исключающие возможность даже частичного совпадения объемов обоих понятий; Равнозначащие – такие понятия, у которых содержание заключает в каждом из них различные признаки, однако признаки эти так связаны между собой, что в силу этой связи объемы понятий совпадают, оказываются тождественными; Подчиненные и подчиняющие – отношения частного понятия к более общему и более общего к частному; Перекрещивающиеся – понятия, в содержании которых имеются признаки различные, но могущие принадлежать предмету в различных отношениях и потому не исключающие возможность частичного совпадения объемов понятий; Противоречащие – два таких понятия, из которых одно имеет в своем содержании известную группу признаков, а другое не заключает в своем содержании ничего, кроме одного только отрицания этих признаков; Противоположные – два таких несовместимых понятия, из которых в содержании одного не только отрицаются признаки другого, но и замещаются другими – несовместимыми с ним признаками; Соподчиненные – несколько несовместимых между собой понятий, которые, будучи одинаково общими, подчинены родовому понятию, ближайшему к ним по степени общности.
Помимо указанных понятий, различают также понятия по характеру признаков, на основе которых обобщаются предметы, на: Относительные – понятия, в которых мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого и вне этого другого понято быть не может; Безотносительные – понятия, в которых предметы мыслятся самостоятельно, безотносительно к другим предметам; Положительные – понятия, характеризующие в предмете присутствие того или иного качества или отношения; Отрицательные – понятия, характеризующие в предмете отсутствие того или иного качества или отношения, которое однако должно было присутствовать в данном предмете. Существуют еще множество видов понятий, которые можно классифицировать по другим, не упомянутым нами признакам. Очень удобно рассматривать понятия, их взаимосвязь и структуру их взаимоотношений с помощью так называемых “кругов Эйлера”, точное название – диаграммы Эйлера. Совместимые Частично совместимые
Несовместимые
Равнозначащие
Подчиненные и подчиняющие
В случаях, когда подчиняющее и подчиненное понятия оба – понятия общие, то говорят, что подчиняющее понятие есть род, а подчиненное – вид. Родовое понятие, будучи более широким по объему, чем видовое, заключает в своем содержании меньшее количество признаков в сравнении с видовым понятием. Перекрещивающиеся
Противоречащие (контрадикторные)
Противоположные Соподчиненные (контрарные)
Признак – наличие или отсутствие свойства у предмета, а также наличие или отсутствие отношения между предметами. Кроме существенных и несущественных, различают еще признаки: простые, сложные, отрицательные, положительные, собственные, несобственные, необходимые, случайные и т.д. Во многих случаях, именно правильное уточнение того или иного признака, присущего понятию, позволяет провести операцию определения понятия – дефиниции.
Операции, совершаемые над классами понятий. Пересечение классов. Операция пересечения классов А и В (А ∩ В) состоит в образовании класса, включающего все те и только те элементы, которые входят как в класс А так и в класс В одновременно: Сл. 1 Сл. 2 Сл. 3 Сл. 4 Например: Пересечение класса волков с классом хищников даст класс волков (сл.3); пересечение класса яблок с классом половинок яблок даст пустое множество (сл.4), поскольку нет предметов, которые бы были одновременно и яблоками и половинками яблока; пересечение класса студентов с классом отличников даст новый класс студентов-отличников (сл.1); а пересечение класса студентов-отличников с классом студентов, имеющих средний балл успеваемости более 80%, даст в итоге один класс (сл.2). Объединение классов. Операция объединения классов А и В (А U В) состоит в образовании класса, включающего все элементы, которые входят как в класс А так и в класс В. Сл. 1 Сл. 2 Сл. 3 Сл. 4 Вычитание классов. При выполнении операции вычитания класса В из класса А (А\В) получается класс, состоящий из тех и только тех элементов класса А, которые не являются элементами класса В.
Сл. 1 Сл. 2 Сл. 3 Сл. 4 Сл. 5 Дополнение к классу. Дополнением () к классу А является класс, состоящий из всех тех и только тех элементов, которые не входят в класс А
Как правило, класс и дополнение к классу выражаются противоречащими понятиями (класс учащихся и не-учащихся и т.п.).
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 819; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |