Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фридрих Ницше

Лекции по философии для самостоятельной работы студентов.

Фридрих Ницше (1844-1900) родился в семье немецкого пастора. Он рано обнаружил интерес к философии, литературе, музыке. Будучи студентом, изучал классическую филологию и в возрасте 24 лет занял место профессора университета в Базеле, которое вынужден был оставить вследствие болезни в 1879 г.

Основные философские работы были написаны им в сложных материальных и личных условиях в течение 1878-1888 г.г. В январе 1889 г. в Турине у него наступило помрачение ума.

В ходе своих исследований Ницше познакомился с пессимистической философией Артура Шопенгауэра и музыкой Рихарда Вагнера (1813-1883). В трудах Шопенгауэра («Мир как воля и представление») он почерпнул представление о воле как о фундаментальном феномене жизни, а в героической музыке Вагнера нашел воплощение греческого художественного идеала. Трудно переоценить влияние взглядов Ницше на таких мыслителей как Т.Манн, Камю, Сартр, Хайдеггер.

Ницше оставил после себя несколько неизданных рукописей и заметок, которые были позднее отредактированы и изданы его сестрой Элизабет Фёрстер-Ницше (1846-1935), которая придерживалась антисемитских и позднее нацистских взглядов. Во многом попытка представить Ницше предшественником нацизма базируется на допущенных ею фальсификациях.

Ницше, как и Кьеркегор, является центральной фигурой современной экзистенциальной философии. Ницше был убежден, что живет в период упадка и открыто выражал свое презрение к толпе и самодовольным буржуа, т.е. находился в оппозиции к доминирующим силам современности.

Труды:

Рождение трагедии из духа музыки (Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik, 1872),

Человеческое, слишком человеческое (1878),

Утренняя заря: мысли о моральных предрассудках (Morgenröte: Gedanken über die moralischen Vorurteile,1881),

Веселая наука (Die fröhliche Wissenschaft, 1882),

Так говорил Заратустра (Also sprach Zarathustra, 1886),

По ту сторону добра и зла (Jenseits von Gut und Böse, 1886),

К генеалогии морали (Zur Genealogie der Moral, 1887).

Работы Esse Homo и Воля к власти (Der Wille zur Macht) были изданы после смерти автора.

 

«Бог умер!» - начало европейского нигилизма.

Ницше полагал, что понадобится несколько столетий, для того чтобы человечество осознало степень падения в пропасть, куда толкает его девальвация ценностей. Человек впервые оказался в такой пустоте, в которой он никогда ранее себя не ощущал. Наступил поворотный момент истории: люди либо погрузятся обратно в животное состояние, либо преодолеют этот этап и поднимутся на более высокую ступень своего развития. Ницше был уверен, что его мысль расчищает место для того нового и пока неведомого, что явится из будущего на смену краху ценностей, наивысшая из которых есть Бог.

До Ницше философы рассматривали историю, как и мир, в качестве осмысленных, рациональных, справедливых категорий. Существование – человеческая экзистенция – имела цель, смысл, оно не было слепым и случайным. Другими словами, в мире царил порядок, заложенный Богом. Мир являлся не хаосом, а упорядоченным космосом, в котором у человека было вполне определенное, осмысленное, значительное место.

Для Ницше же эта картина мира не отражает реальность, а является лишь выражением человеческой потребности в осмысленности и порядке. Она является лишь жалкой попыткой человека избежать хаоса. По Ницше, мир не имеет плана, он является лишь игрушкой в руках судьбы. Другими словами, наше мышление всегда требует упорядоченности и рационализации – оно является аполлоническим. Но реальность не имеет плана, смысла – она является дионисийской по своей сути. Впервые это различие двух начал было введено Шеллингом, который пытался выразить сущность бога Аполлона как олицетворение порядка и формы (в греч.смысле!), а сущность бога Диониса как выражение импульсивных, разрушительных творческих порывов. Поэтому наше пребывание в мире характеризуется постоянной разорванностью между нашим формообразующим мышлением и импульсивными силами жизни (витальности), аполлонического и дионисийского начал. Угроза хаоса вынуждает нас постоянно творить смысл: мы сами придаем форму существованию.

Поскольку Бог утратил ценность и объяснительную силу, человек вынужден искать другие путеводные звезды, которые могли бы заменить его: кантовский категорический императив, гегелевский всемирный дух, коммуникативная теория рациональности Ю.Хабермаса и пр. Нигилизм в качестве способа мышления и безопасного психологического состояния возник как прямое следствие подозрения, что на самом деле не существует никакого внешнего или внутреннего морального авторитета. Человек внес в мир такие смыслообразующие категории как цель, истина, единство, результат. И как только мы понимаем, что наша экзистенция не может интерпретироваться с их помощью, как только убираем их, мир оказывается не имеющим ценности – наступает экзистенциальный вакуум.

По-видимому, позицию Ницше можно интерпретировать как позицию тотального отчуждения в смысле Фейербаха и Маркса. Итак, под нигилизмом Ницше понимает полностью лишенное иллюзий представление о мире. Идея о смерти Бога родила в Ницше новое миропонимание, согласно которому мир не имеет ни смысла, ни цели. В христианской традиции, как известно, мораль и истина укоренены в Боге. Таким образом, если Бог мертв, в мире исчезает основание этики, морали, истины. Следовательно, ничто не является истинным и всё дозволено! Как мы увидим далее, нигилизм не был окончательным словом Ницше: главный его персонах и выразитель мыслей Заратустра (имевший исторического прототипа, жившего в середине VI в. до Р.Х. в древнем Иране) преодолевает и Бога, и экзистенциальную пустоту. Условием этого является отказ от нашей «полезной» жизненной лжи. А следствием этого должно стать конституирование новой личности – сверхчеловека (основная идея Заратустры).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
If I had been told when you would come, I would have waited at home | Критика метафизики и христианства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.