Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критика метафизики и христианства

В глазах Ницше христианство является «платонизмом для народа», т.е. вульгарной метафизикой. Отвергающее жизнь (в ее витальном смысле) западное миропонимание проявляет себя и в христианстве, и в метафизике следующим образом: то, что является чувственным, земным, истолковывается в свете идей (или Бога), в свете «небесного», «подлинного», «истинного» мира (Платон). То, что является земным, в христианстве обесценивается как «нереальное», «псевдо», «юдоль печали». Мысль Ницше направлена на то, чтобы развернуть на 180 градусов эту точку зрения на человеческое существование. Поэтому он трактует свое собственное мышление как «перевернутый платонизм», или как переоценку ценностей, следствием которой является «смерть Бога».

Необходимо уточнить, что Бог для Ницше (так же как и для всех философов) является не религиозной высшей силой, направляющей человеческую деятельность, а независимую от человека – космическую – объективность ценностей. Другими словами, ценности имеют основание в Боге как высшем благе. Важно понять, что для Ницше смерть Бога имеет не религиозный характер в том смысле, что раз Бога больше нет, значит, человек не знает, кому теперь поклоняться – нет! К сожалению, такое примитивное толкование этого главного постулата Ницше на долгие века затмило правильное понимание направления его мысли в нашей стране и привело к таким зауженным трансформациям его идей как окрашенность национализмом, расизмом и пр., что было в какой-то мере взято на вооружение национал-социалистами в Германии начала ХХ в.

Так вот, для Ницше смерть Бога означает отмену всех форм трансцендентального характера ценностей и переоткрытие ценностей как человеческих творений. Не существует того, что в традиционном мышлении трактовалось в качестве действительного бытия, субстанции. Есть только становление и изменение видимого мира. Нет никакой субстанции или действительной реальности вне пространства и времени, никакого умопостигаемого мира, мира вечных идей. Имеется только чувственно постигаемый мир вокруг нас, который обнаруживает себя в пространстве и времени (Кант). Метафизика же, напротив, отвергает нашу земную реальность как небытие (Парменид), или как «нереальное» бытие (Платон).

Заратустра же говорит:

«Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верными земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Они отравители, все равно, знают ли они это или нет. Они презирают жизнь, эти умирающие и сами себя отравившие…»

Наш земной мир не знает ничего вечного или субстанциального: он есть вечное движение, время, становление (динамическое устройство мира у Шелера). Т.е. Ницше соглашается с Гераклитом («Нельзя войти в одну реку дважды»): бытие (das Sein) – это пустая фикция, всё находится в потоке изменения, так называемый «истинный» мир не существует (Шелер: прежде чем мы познали мир, он уже изменился).

Следовательно, Ницше переворачивает основной тезис метафизики, которая с момента ее возникновения была дуалистической. В основе ее лежит противоречие между изменчивым чувственно воспринимаемым миром, где нет ничего постоянного, на что можно было бы опереться, и миром статическим, трансцендентальным, в котором то, что истинно, не находится в потоке становления, а то, что подвержено становлению, не существует. Ницше пытается упразднить это противоречие между становлением и истинным бытием (субстанцией). Каким образом?

Метод метафизики заключается в разделении существующего мира на бытие (Sein) и кажимость (Schein), т.е. сущность, истину и форму ее проявления для нас (подлинное и неподлинное, душу и тело и пр.) А все это дифференцирование ориентируется на высшую субстанцию, высшее благо – на Бога. Он является абсолютным мерилом для этого подразделения. Однако если Бог умер, подобная градация неуместна и позволяет преодолеть такое понимание сущего, существующего мира. В этом и заключается отказ Ницше от метафизики. Он сделал первый шаг в этом направлении, а очень скоро
Кант поставил здесь завершающую точку своим «коперниканским переворотом». Отныне стали говорить о конце метафизической эпохи в философии, в мысли. Но, преодолев и эту эпоху, вошли потом в «постметафизическую», осознав свои глобальные ошибки в мысли. Но данный рекурс не является задачей нашего курса: он слишком сложен для понимания без специальной подготовки и требует слишком много времени.

Однако когда Ницше переворачивает, таким образом, метафизику, выступая против Бога как стремления к высшему благу, разве он не применяет то же самое различие, против которого борется? Разве он не полагает теперь, что земное является подлинным, а метафизическое – всего лишь мнимым? Разве он полностью порывает, таким образом, с традицией? Постараемся в этом разобраться.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фридрих Ницше | Моральная философия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.