Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды поэтического символизма (символ, миф)




Семантическая трансформация слова в поэтическом языке. Символизм поэтического слова. Ослабление референтивной функции слова и обретение символических оттенков.

Особенности художественно-речевой коммуникации. Эстетическая реакция. Перенос внимания реципиента с высказывания на процесс порождения высказывания. Поэтический и литературный язык.

Поэтический язык – язык отмеченный, наделенный повышенной саморефлексией. Чем выше степень сознательности текста, тем ценнее литературное произведение. Это закономерно.

14. Особенности поэтического языка (перенос принципа тождества с оси селекции на ось комбинации, обыгрывание степени избыточности, актуализация внутренней формы слова).

3 стратегии актуализации переноса внимания реципиента с текста на процесс порождения текста: 1. Актуализация внутренней формы слова. 2. Перенос принципа селекции на ось комбинации. 3. Обыгрывание внутренней формы слова. Повышение саморефлексии: как создан текст.

Символичность, иносказательность. 1. Поэтическое слово не знак, выбранный для реализации уже существующей идеи, а лингвистическое условие, необходимое для психологической процедуры формирования вербальной идеи. 2. Рецепция. Усиление символического значения: адекватность расшифровки текста по отношению к авторской идее отсутствует. Каждая рецепция отличается от задумки. Поэтическое слово неоднозначно. Принцип многозначности.

16. Виды поэтического символизма (аллегория, эмблема).

Аллегория – чистый вид иносказательного значения. Томашевский: это условный предмет / явление, употребляющийся для выражения иных понятий. Конкретное изображение предмета / явления действительности, заменяющее абстрактное понятие / мысль. А. – вид тропа, близкий к метафоре. 1. Условность. 2. Однозначность. 3. Конвенциональность и конечность смысла. 4. Общепризнанность.

Эмблема – условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому приписан определенный смысл. Полный вид – геральдический знак, эмблематический сборник. Сокращенный вид – только словесное описание. Полная эмблема: изображение, надписи, эпиграмматические подписи. Эмблема возникает в связи с взаимодействием этих элементов. Усилие реципиента приводит к расшифровке эмблемы. Барокко – особая активность эмблематической литературы. 3713 эмблем из 47 эмблематических сборников – «Эмблемато». С конца 17 века – на Украине, с 18 – в России. 1705 – «Символы и эмблемато». Эмблема без изображения – описание, картинка. Конечность смысла, конвенциональность.

Символ – 2 реальности: эмпирическая и духовная – соединены не логически, не аналитически, не причинно-следственной связью, а эпифонически: одно являет другое, но только в той мере, в какой сам символ причастен духовной реальности и способен воплотить веру. С. С. Аверинцев: смысл символа нельзя дешифровать усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в рациональном. В символе нет идеи. Он рассчитан на внутреннюю работу реципиента. Смысл его не дан, а задан. Его нельзя свести к однозначной формуле, можно развернуть, но полного выражения не найти. Бесконечность погружения в символ.

Миф – тип поэтического иносказания. Антропологизм, персонификация стихийных сил и космогонических явлений, осознание их как особых существ. Миф связан с понятием архетипа. 1. Чувственное восприятие, слабое развитие абстракции, конкретность мышления. 2. Персонификация понятий, общее через единичное. 3. Вера в реальность мифа. Неконвенциональность. Миф может проявляться в прямом виде (мифологические образы из архаических книг), но часто (18 век) он сводился к аллегории. Д. Е. Максимов: 1. Обобщенный характер мифа. 2. Космогоничность: в эмпирическом проявляется универсальное. 3. Присутствие содержания в окружающей действительности, которое не поддается объяснению. 4. Возможность преодоления локального историзма и перехода к макроисторичекой и метаисторической реальности.

Различия между мифом и символом: 1. Миф антропоцентричен, символ – не обязательно. 2. Миф более сюжетен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.