Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности формирования структур целей

Зависимость способа представления целей от стадии познания объекта проявляется в том, что цели могут быть представлены в форме различных структур (сетевые графики, иерархии различного вида, в форме "страт" и "эшелонов", в матричной форме).

На начальных этапах моделирования системы предпочтительны древовидные иерархические структуры.

Развернутая последовательность подцелей в виде сетевой модели требует хорошего знания объекта.

Проявление в структуре целей закономерности целостности состоит в том, что в иерархической структуре закономерность целостности (эмерджентности) проявляется на любом уровне иерархии.

Эффект целеобразования проявляется на каждом уровне иерархии. Большая неопределенность расчленяется на более мелкие. Задача анализа потребностей, мотивов, программ, влияющих на формирование обобщенной цели, также расчленяется на подзадачи анализа частных потребностей, мотивов, программ на каждом уровне. Появляется возможность согласования мнений ЛПР на каждом шаге структуризации.

Закономерности формирования иерархических структур целей предусматривают следующие рекомендации по их формированию.

Приемы при формировании древовидных иерархий целей сводятся к двум подходам:

- методы структурной декомпозиции (формирование структур "сверху") - целенаправленный подход;

- морфологический, лингвистический, тезаурусный, терминаль-ный подход (формирование структур целей «снизу»).

Цели нижележащего уровня иерархии есть средства для достижения цепей вышестоящего уровня. Для уровней, нижележащих по отношению к ним, они являются целями, поэтому одновременно с терминами «цель, подцель», вводятся названия «направление, программа, задачи и т.п.».

В иерархической структуре цели на нижних уровнях выражаются в виде ожидаемых результатов работы с указанием критериев оценки ее выполнения. На верхних уровнях критерий достижения цели (цели - направления, цели - идеала) может быть выражен в общих требованиях (повысить эффективность), либо отсутствовать в формулировке цели.

Для того чтобы структура целей была удобной для анализа и организации управления, необходимо следующее:

- на каждом уровне делать расчленение соразмерным, причем выделенные части должны быть логически независимыми;

- признаки декомпозиции в пределах одного уровня должны быть едиными;

- число уровней иерархии и число компонентов в каждом узле должно быть К=7 ± 2 (в силу числа Колмогорова);

- процесс развертывания обобщенной цели соответствует следующему:

- число уровней иерархии следует принять от 5 до 12 в силу гипотезы Миллера;

- целесообразно считать одним "деревом цели" ту часть структуры, которая может быть сформирована в терминах одного "языка" (политического, экономического, инженерного технологического и т.д.).

 

Контрольные вопросы и задания

 

Для самостоятельной проверки глубины полученных знаний ответьте на следующие вопросы.

1. Когда возникает потребность в системных представле-ниях?

2. Запишите формальные определения системы.

3. В чем состоит суть и особенность определения системы по Берталанфи?

4. В чем состоит суть и особенность определения системы по Месаровичу?

5. В чем состоит суть и особенность определения системы, сделанного А. Холлом?

6. В чем состоит суть и особенность определения системы по Уемову?

7. В чем состоит суть и особенность определения системы, сделанного Ю.И. Черняком?

8. Дайте определение элемента системы и приведите примеры элементов.

9. Дайте определение подсистемы и приведите примеры подсистем.

10. Дайте определение связи и приведите примеры связей в системах.

11. Что такое обратная связь, какие виды обратных связей бывают? Приведите примеры обратных связей.

12. Что собой представляет понятие цели?

13. Что собой представляет понятие структуры системы?

14. Что собой представляет понятие состояния системы?

15. Что собой представляет понятие равновесия? Приведите примеры.

16. Что собой представляют понятия развития, развивающиеся системы? Приведите примеры.

17. Что собой представляет понятие устойчивости? Приведите примеры.

18. Какие бывают виды структур систем? Перечислите, дайте определения и приведите примеры.

19. Какое представление систем называется стратифицированным? Дайте определения понятия страты и приведите примеры.

20. Дайте определение понятия слоя. Когда это понятие применяется? Приведите примеры.

21. Дайте определение понятия эшелона. Когда это понятие применяется? Приведите примеры.

22. Приведите пример смешанной иерархической структуры.

23. Приведите пример структуры с произвольными связями.

24. Какие системы называются открытыми? Приведите пример.

25. Какие системы называются закрытыми? Приведите пример.

26. Какие виды классификации систем вам известны? В чем особенности классификаций, введенных Г.Н. Поваровым, В.В. Налимо-вым?

27. Какие системы называются самоорганизующимися? Какие особенности имеют самоорганизующиеся системы?

28. Перечислите закономерности систем.

29. В чем проявляется закономерность целостности? Сделайте определения и приведите примеры.

30. В чем проявляется закономерность физической аддитивности? Сделайте определения и приведите примеры.

31. В чем проявляется двойственность закономерностей целостности и физической аддитивности?

32. Какие факторы называют интегративными?

33. Какие закономерности систем относятся к группе иерархической упорядоченности? Запишите эти закономерности и приведите примеры.

34. Какие закономерности систем относятся к группе закономерностей функционирования и развития систем? Запишите эти закономерности и приведите примеры.

35. Какие закономерности систем относятся к группе закономерностей осуществимости систем? Запишите эти закономерности и приведите примеры.

36. В чем состоит проявление закономерности возникновения и формулирования целей?

37. В чем состоит проявление закономерности формирования структур целей?

38. В чем состоит проявление закономерности осуществимости систем?

 

Выполните следующие задания:

Для приведенных ниже примеров систем найдите и формально задайте определение системы, выполните ее классификацию, определите элементы и подсистемы в системе, задайте структуру системы. Какие закономерности присущи этой системе? Подготовьте отчет.

Пример 1. Задана система - «деканат факультета».

Пример 2. Задана система - «студенческое общежитие».

Пример 3. Задана система - «студенческая группа».

Пример 4. Задана система - «университет».

Пример 5. Задана система - «школа».

Пример 6. Задана система - «филиал ТТИ ЮФУ».

Пример 7. Задана система - «семья, состоящая из бабушки, отца и матери, двух сыновей и дочери».

Пример 8. Задана система - «поликлиника».

Пример 9. Задана система - «Азовское море».

Пример 10. Задана система - «Коммерческое предприятие».

Пример 11. Задана система - «Персональная ЭВМ».

Пример 12. Задана система - «Сеть Internet».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Закономерности возникновения и формулирования целей | Проблема принятия решения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.