КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Предпосылки успешного анализа финансовой отчетности
В своевременном реагировании на внешние изменения и внутренние процессы развития организации существенная роль принадлежит мониторингу эффективности. В каждый момент руководитель должен четко понимать, насколько эффективно работает организация, то есть насколько последовательно она приближается к цели. Оценка эффективности и отслеживание этой величины во времени подразумевают попытку ответить на вопрос, насколько хорошо организация работает и движется к цели, так и внешнюю - демонстрацию достигнутого положения. На несовершенных рынках, где сильны внешние проявления, видимые достижения часто приносят организации более ощутимые выгоды, чем кропотливая работа над совершенствованием внутренних процессов, которые аналитики не всегда замечают. Оценка эффективности деятельности организации субъективна, так как строится на показателях, которые задает и оценивает финансист, Рыночная среда характеризуется рядом отличительных признаков, накладывающих отпечаток, как на решения организаций, так и на показатели эффективности их деятельности, могут быть названы четыре характеристики: 1) динамичность и неопределенность внешнего окружения, которая усиливается во времени с ростом глобализации различных рынков (капитала, товаров, труда); 2) возможность выбора или, иначе говоря, наличие альтернативности в использовании ресурсов на входе и продуктов (услуг) на выходе; 3) ограниченность природных и трудовых квалифицированных ресурсов и нарастание в связи с этим конкуренции, как за ресурсы, так и за потребителя, эволюция конкурентных рынков в сторону инновационных; 4) доминирование инвестора (владельца капитала организации) и необходимость конкуренции за него на внешнем рынке капитала, а также возникновение конкуренции за капитал внутри компании. Для многовариантного анализа необходимо разработать финансовые показатели, которые позволили бы интегрировано оценивать выгоды тех или иных вариантов развития, сопоставлять и ранжировать их. При этом оценка стратегии должна включать как степень достижения интересов инвесторов, так и принимаемые ими инвестиционные риски. Объединяющим элементом, который явно или опосредованно присутствует во всех современных моделях финансового анализа и управления, является понятие «рыночная стоимость». Инвестор, вкладывающий деньги в организацию, рассчитывает на два вида дохода, удовлетворяющих его инвестиционные цели: текущий доход, традиционно трактуемый как дивиденды, и рост капитала, то есть рост его вклада во времени. В относительных величинах эффект, получаемый владельцем капитала организации, т. е. общая доходность инвестора, может быть выражен как сумма дивидендной доходности и доходности прироста капитала. Несколько причин приводят к тому, что балансовые оценки плохо отражают рост ценности вклада инвестора в организацию. Традиционная критика балансовых оценок базируется на затратном принципе построения статей отчетности. Активы, отражаемые в балансе организации, фиксируются не по рыночной стоимости, а по прошлым затратам на их создание. В балансе в основном фигурируют рыночные оценки (например, запасы, дебиторская задолженность, ценные бумаги, даже такой специфический актив, как гудвилл), субъективность балансовых оценок, которые стали «слишком рыночными», а потому манипулируемыми. Приближение к рыночному отражению отдельных активов не решает общих проблем балансовой оценки, так как организация рассматривается всего лишь как набор ценных, но разобщенных активов. Главная же ценность организации - в интеграции всех ее активов. Организация - это не набор разноплановых активов, а непрерывно функционирующий механизм по генерированию денежных выгод своим собственникам. Ее ценность должна измеряться тем возможным потоком, который организация в будущем может дать собственникам (после погашения всех иных обязательств). В стандартном финансовом учете затраты, которые формируют этот потенциал (затраты на НИОКР, на обучение и развитие персонала, на маркетинговые исследования, рекламу и т.п.), трактуются как текущие издержки и не формируют активов и капитал компании. Следовательно, балансовый взгляд слишком узок, чтобы отразить перспективы генерирования компанией денег в будущем. Финансовые аналитики предложили новую оценку капитала, которая отражала бы перспективы компании, фиксировала бы в денежном выражении существующие конкурентные преимущества, включая команду управленцев, инновационные заделы и т.п. Эта оценка - рыночная стоимость компании, традиционно определяемая как приведенная к сегодняшнему моменту сумма будущих денежных выгод, которые организация генерирует по годам: , где Ро - рыночная оценка организации; Фс - фундаментальная стоимость компании. Ставка дисконта k является важным показателем внешнего рынка капитала, которая только отчасти может быть увязана с показателями финансовой отчетности. В этом показателе, отражающем требуемую доходность инвесторов организации (как владельцев собственного капитала, так и кредиторов), заложена основа встраивания рыночных (внешних) оценок в мониторинг эффективности деятельности. Значимость стоимостного мониторинга растет с ростом конкуренции на товарных рынках, а также с ростом потребности в новом капитале. Неслучайно российские капиталоемкие компании (нефтяные, металлургические) первыми были вынуждены осваивать новые принципы финансового анализа. Вклад владельцев собственного капитала может быть оценен двояко: 1) через оценку всей компании и обязательства; 2) непосредственно через прогноз будущих денежных потоков, приходящихся на владельцев собственного капитала (то есть через показатель FCF) и соответствующую ставку дисконта. Обоснование затрат по элементам капитала (по собственному капиталу, по различным видам заемного капитала) - отдельная большая задача финансового анализа. Затраты по заемному капиталу могут быть оценены через анализ ликвидности баланса (метод синтетического рейтинга), через маржинальный анализ (оценка операционного рычага и риска) или через сопоставления компаний-аналогов. Для оценки затрат по собственному капиталу требуется более тщательный анализ инвестиционных рисков и данных стандартной отчетности недостаточно. Для современного финансового анализа недостаточно тех показателей активов, капитала, прибыли, которые фиксируются в рамках стандартов учета и отчетности. Базовые показатели рентабельности капитала, отражающие эффективность работы всех вложенных в организацию денег, принципиально отличаются от традиционного показателя существенными корректировками числителя и знаменателя по учету лизинга, НИОКР, затрат на развитие персонала и прочих. В зависимости от целей дальнейшей диагностики (качество операционных решений, контроль над затратами, вклад в рост стоимости финансовых решений) данные базовые индикаторы могут быть подразделены на показатели определенного уровня. Это позволит провести факторный анализ для оценки вклада тех или иных решений, а также проанализировать чувствительность интегрированного показателя стоимости К отдельным для управления по ключевым показателям. Анализ финансовой отчетности - процесс, при помощи которого можно оценить финансовое положение и результаты деятельности предприятий в данный момент времени или в прошлом. Цель анализа финансовой отчетности - получение информации, позволяющей объективно оценить финансовое положение и результаты деятельности предприятий. Пользователи финансовой отчетности: 1. Внешние пользователи. К ним относят: · пользователей, непосредственно заинтересованных в деятельности предприятия (государство, налоговые органы, кредиторов, использующих отчетность для оценки возможности предоставления кредитов, поставщиков, покупателей, собственников средств, инвесторы, внешних служащих); · пользователей, непосредственно не заинтересованных в деятельности организации (аудиторские службы, проверяющие достоверность финансовой отчетности, консультантов, биржи ценных бумаг, законодательные органы, юристов, государственные органы по статистике, профсоюзы). 2. Внутренние пользователи (высшее руководство организации; управляющие соответствующих уровней). Анализ финансовой отчетности включает три основных элемента. 1. Анализ финансового положения и деловой активности. На данном этапе происходит общая оценка структуры активов и их источников, анализ ликвидности баланса, платежеспособности предприятия. Кроме того, важно оценить вероятность банкротства и выявить пути повышения финансовой устойчивости предприятия. Главный источник информации - бухгалтерский баланс (форма № 1). 2. Анализ финансовых результатов. На основе изучения отчета о прибылях и убытках (форма № 2) оценивается уровень и динамика финансовых результатов, влияние различных факторов на прибыль. Важно провести факторный анализ рентабельности, динамики показателей деловой активности и финансового цикла, оценить воздействие финансового рычага. Также на основании информации, представленной в Приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках изучаются особенности состава и движения собственного капитала, движения денежных средств, заемного капитала, проводится анализ дебиторской и кредиторской задолженностей. 3. Анализ перспективных направлений развития предприятия. На основе сделанных выводов принимаются управленческие решения и оцениваются перспективы развития предприятия. Результаты анализа финансовой отчетности должны быть оформлены в виде аналитической (пояснительной) записки. В нее включаются сведения об анализируемой организации, экономической среде, отрасли, в которой осуществляется ее деятельность; финансовая информация, используемая при анализе, различные коэффициенты, показатели; количественные и качественные факторы по направлениям анализа; выводы, полученные по результатам анализа. Метод анализа финансовой отчетности - комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия с целью нахождения путей повышения эффективности. Методика экономического анализа финансовой отчетности - совокупность аналитических способов и правил исследования экономических явлений и процессов хозяйственной деятельности. Методики анализа: 1) общая система исследования, которая одинаково используется при изучении разных объектов экономического анализа в различных отраслях экономики; 2) частная система исследования, которая конкретизирует общую систему, относительно определенных отраслей экономики, типов производства, объектов исследования, видов анализа. Элементы методики: 1) формулировка задач и целей анализа; 2) объект анализа; 3) система показателей; 4) советы по последовательности и периодичности проведения исследования; 5)описание способов и методики исследования; 6)источники данных, на основе которых проводится анализ; 7) указания по организации анализа (лица и службы, проводящие анализ); 8) технические средства для аналитической обработки информации; 9) порядок оформления результатов анализа; 10) потребители результатов анализа. Этапы комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности: 1) уточнение объекта, цели и задачи - анализа, составление плана работы; 2) разработка системы показателей; 3)сбор и подготовка информации; 4) сравнение фактических результатов с показателями плана отчетного периода, фактическими данными прошлых лет, достижениями ведущих предприятий и т. д.; 5) выделение факторов и определение их влияния на результат; 6) выявление неиспользованных и перспективных резервов повышения эффективности производства; 7) оценка результатов хозяйствования. Существуют способы анализа финансовой отчетности: 1. Логические способы обработки информации: 1) сравнение относительных и средних величин; 2) графическое и табличное представления данных; 3) группировки; 4) балансовый способ; 5) эвристические методы. 2. Способы детерминированного факторного анализа: 1) цепная подстановка; 2) анализ абсолютных разниц; 3) анализ относительных разниц; 4) индексный; 5) интегральный; 6) пропорциональное давление; 7) логарифмирование. 3. Способы стохастического факторного анализа: 1) корреляционный анализ; 2) дисперсионный анализ; 3) компонентный анализ; 4) дискриминантный анализ; 5) многомерный математический факторный анализ. 4. Методы оптимизационного решения экономических задач: 1) линейное и нелинейное программирование; 2) теория игр; 3) теория массового обслуживания; 4) исследование операций. В ходе анализа получают информацию о значениях тех или иных признаков, характеризующих каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления. Данная информация представляется в виде показателей: 1. Абсолютные показатели характеризуют численность, объем изучаемого процесса. Они имеют натуральную, условно-натуральную, стоимостную единицу измерения. 2. Относительные показатели. Они представлены как соотношение абсолютных (относительных) показателей, т. е. количество единиц одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя. Результат соотношения может быть представлен коэффициентом или выражен в процентах.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |