Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как следует осуществлять управление предприятием в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды?»




Понятие и сущность стратегического управления

Проблема номер один для любого предприятия (организации), действующего в условиях рынка – это проблема выживаемости и обеспечения непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств эта проблема решается различными предприятиями по своему, но в основе решения лежит кропотливая и трудоёмкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ.

Содержание и организацию этой работы раскрывает концепция стратегического менеджмента (управления).

Сущность этой концепции заключена в ответе на вопрос:

Ответ на поставленный вопрос включает не только необходимость проведения анализа и оценки среды и прогнозирования того, как она будет изменяться во времени, но и создания такой системы управления, которая бы постоянно поддерживала соответствие между средой и характером и результатами деятельности предприятия.

Согласно закону необходимого разнообразия, сформулированному Уильямом Россом Эшби, для успешного функционирования система управления должна иметь в своем арсенале не меньшее разнообразие реакций, чем возможное количество и сложность изменений, происходящих в среде (диверсификация от лат. « diversificatio» – изменение, разнообразие).

Закон необходимого разнообразия – разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта.

На практике это означает, что чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

Различия, означают, что либо две вещи ощутимо различны, либо одна вещь изменилась с течением времени.

Растения растут, планеты стареют, машины движутся, всегда налицо некоторое изменение одного состояния в другое.).

Поскольку количество и сложность ситуаций во внешней среде растут, система управления предприятия должна соответственно приобретать новые качества, увеличивая свои возможности по выработке и реализации адекватных ситуаций решений.

Предприятие действует на определённом рынке (в определённой среде), выпускает определённый товар с определёнными издержками, зависящими от его потенциала (производственного, научно-технического, организационного, экономического).

Можно считать, что характер деятельности предприятия будет соответствовать среде, когда предприятие будет выпускать и реализовывать нужный данному рынку товар (по техническим, экономическим и др. характеристикам) и при этом результат его деятельности отвечал бы ожиданиям руководства. Это состояние обеспечивается:

· качественным и своевременным выполнением всех производственных и управленческих функций: прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации, регулирования, учёта, контроля и анализа;

· соответствующим уровнем составляющих потенциала: квалификацией работников, материально-технической базы, технологии и др.

В случае нарушения соответствия ожидаемый результат не будет достигаться и, следовательно, предприятие будет нести потери как материальные, так и в виде снижения доверия к фирме производителю товара, товарной марке.

Причины, обусловившие несоответствие, могут быть разнообразными, но все они разделяются на две группы: текущие и стратегические.

Термин «стратегическое управление» был введён на стыке 60-70-х годов 20 века для того, чтобы внести различие между текущим управлением на уровне производства и управлением, осуществляемым на высшем уровне.

К текущим причинам следует относить все те, которые влияют на снижение экономичности изготовления продукции и продвижения её на рынок (плохая организация рекламы, недостаточное использование производственных мощностей, снижение качества вследствие производственных проблем и др.).

Текущее несоответствие устраняется средствами оперативного управления: измене характеристик производственного процесса, смене поставщика и т.д.

К стратегическим причинам относятся те, которые влияют на достижение целей предприятий: ошибки в определении платёжеспособного спроса, ошибки в выборе уровня характеристик товара, неверно выбранное время выхода товара на рынок, не предусмотренные действия конкурентов и др.

Стратегическое несоответствие устраняется с помощью таких действий, как корректировка или изменение целей предприятия, осуществление диверсификации, создания новых организационных форм управления и др.

Процесс развития предприятия не должен пониматься только как процесс устранения текущих причин несоответствий, но и как процесс, ориентированный на перспективу и организуемый соответствующим образом, исходя из требований и тенденций изменения среды.

Это потребует чёткого представления возможностей предприятия, умения правильного определения и выбора направлений развития, обоснования перспективных целей и способов их достижения и многое другое, что составляет сущность стратегического управления, с помощью которого обеспечивается в целом поступательное развитие предприятия.

В общем виде стратегическое управление представляет собой деятельность, которая состоит в выборе сферы и образа действий по достижению долгосрочных целей предприятия в постоянно меняющихся условиях внешней среды.

Стратегическое управление – область деятельности высшего руководства предприятия, главная обязанность которого состоит в определении предпочтительных направлений и траекторий развития предприятия, постановке целей, распределении ресурсов и всего того, что даёт предприятию конкурентные преимущества.

Анализ специальной литературы показывает, что в настоящее время отсутствует единое определение понятия стратегического управления.

Существует целый ряд определений стратегического управления, в которых авторы делают упор на различные его аспекты и особенности, приводящие к неопределённости границ понятия.

Дефиниция (т.е. установление содержания понятия) стратегического управления включает:

Стратегическое управление – это вид, сфера деятельности по управлению, состоящий в реализации выбранных перспективных целей через осуществление изменений в организации;

Стратегическое управление – это процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие предприятия с окружением;

Стратегическое управление – это область научных знаний, изучающая приёмы и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы практической реализации этих знаний.

Игорь Ансофф так определил содержание понятия:

«деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют её внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям». (И.Ансофф. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 1989, стр. 239-240, профессор международного университета в Сан-Диего, США).

Обобщая сказанное, можно дать уточнённое определение стратегическому управлению.

Стратегическое управление – это не чётко определённый образ действий и тем более не конкретный план работ.

Стратегическое управление – это концепция выживания в определённых условиях, оно даёт более или менее (в зависимости от используемой методологии, располагаемых ресурсов, качества выполнения работ и других факторов) конкретное представление о том, каким должно быть предприятие в будущем: в каком окружении ему предстоит работать, какую позицию занимать на рынке, какие иметь конкурентные преимущества, какие изменения в организации производства предстоит осуществить.

 

Стратегическое управление исходит из следующих предпосылок:

· Наличие представления о том, что предприятие желает достичь в будущем;

· Основной источник проблем находится вне предприятия;

· Предприятие должно обладать возможностью своевременного распознавания проблем и механизмом их решения;

· Управленческая реакция на опасности и угрозы должна следовать не после того как они уже осуществились, используя принцип «тушения пожаров»;

· Центр тяжести управления должен сместиться в сторону действий по их недопущению и минимизации потерь, если избежать их невозможно;

· Потенциал предприятия должен быть «подстроен» под открывающиеся возможности и стратегические задачи с тем, чтобы на основе разработки целей и своевременной их корректировки обеспечить необходимые позиции на рынке;

· Текущее управление есть продолжение, конкретизация стратегического управления и должно осуществляться в рамках действующей стратегии.

Для понимания сущности стратегического управления отметим, что с тратегическое управление -это управление в социально-экономических системах, в котором можно выделить следующие стороны:

функциональную, при которой управление рассматривается как совокупность видов деятельности, направленную на достижение определённых результатов;

процессную, при которой управление рассматривается как действие по выявлению и разрешению проблем, т.е. как процесс подготовки и принятия решений;

элементную, при которой управление рассматривается как деятельность по организации взаимосвязей определённых структурных элементов.

Функциональный разрез необходим для содержательного понимания того, как действует система, каков механизм целеполагания и обеспечения целей. Объектами рассмотрения здесь будут: виды управленческой деятельности, их содержание, функциональное разделение труда, формирование органов управления, их структура, возникновение конфликтных ситуаций и др., а также результаты деятельности предприятия, зависимость их от факторов внутренней и внешней среды.

Стратегическое управление предполагает, что для достижения требуемых результатов возможно изменение как состава видов управленческой деятельности на предприятии, так и её содержания. Например, усиление исследовательских и проектных подразделений, создание самостоятельных служб развития и др.

Стратегическое управление – это циклический процесс. Если менеджер стал им заниматься, то останавливаться уже нельзя. Предприятие либо движется вперёд и развивается, либо катится назад и умирает третьего не дано.

Процессный разрез необходим для понимания того, как строится и действует технология управления. Объектами рассмотрения здесь будут: стадии процесса управления, его этапы, их последовательность, организация работ, затраты и т.д.

Элементный разрез необходим для определения роли и значения каждого элемента в управлении, изучения внутреннего строения системы. Объектами рассмотрения здесь будут: организация труда работников, стиль управления, техническая оснащённость, информационная система, работа с кадрами и т.д.

Характеристиками могут быть следующие:

Виды деятельности, выполняемые на предприятии (функции) (Функциональный разрез):

· Маркетинг;

· Исследования и разработки;

· Производство продукции;

· Снабжение;

· Сбыт;

· Управление финансами;

· Управление персоналом.

Этапы процесса управления (Процессный разрез):

· Анализ ситуации и выявление проблем;

· Определение цели;

· Планирование деятельности по достижению цели;

· Осуществление деятельности;

· Контроль и оценка достигнутых результатов.

Элементы механизма управления (Элементный разрез):

· Информация;

· Кадры;

· Техника управления;

· Структура;

· Финансовые средства;

· Технология процессов управления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.