КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Условия появления методологии стратегического управления
Появление стратегического управления было вызвано объективными причинами (главным образом усложнением условий производства и реализации продукта) и явилось результатом эволюционного развития подходов в управлении развитием предприятий. До него существовали методы и формы долгосрочного и текущего планирования, основанные на оптимизационном моделировании, научно-технического и экономического прогнозирования, с помощью которых стремились определить тенденции развития производства, направления и характер деятельности предприятия. Эти методы были достаточно эффективны в условиях: § относительно стабильных производственных целей, состоящих, в основном, в наращивании потенциала предприятия и насыщении рынка товарами; § более или менее постоянной внешней среды, создаваемой с помощью протекционистской политики государства; § ограниченных требований, предъявляемых потребителями к товару; § мягкого законодательства в области социальной ответственности предприятий, охраны окружающей среды и др. Для этого подхода характерно небольшое число оригинальных задач управления, наличие повторяющихся задач, использование по преимуществу количественных характеристик для их описания, преобладание жестких правил и процедур их решения, узкое понимание эффективности предприятия, то есть его доходности. Соответственно применялись, как правило, жестко регламентированные системы управления, чертами которых были: высокая степень централизации, бюрократические организационные структуры, множество разработанных правил и процедур, определяющих, что надо делать работнику в той или иной ситуации и др. По мере количественного и качественного увеличения факторов производства, расширения использования на практике научных достижений, всё большей открытости национальных границ для зарубежных товаров, капиталов и рабочей силы, усиления конкурентной борьбы во многих отраслях промышленности предложение стало преобладать над спросом. Вместе с этим меняется характер потребительского спроса, всё большее внимание уделяется социальным нуждам, защите прав потребителей, становятся актуальнее проблемы образования экологического равновесия. Существенно возрастают динамичность и неопределённость факторов и протекающих в хозяйственной жизни процессов. Это изменило в корне хозяйственную ситуацию, увеличив значительно её разнообразие и сложность, поставило перед необходимостью реформирования существующей системы взглядов на управление. Главное, что следует отметить, стало значительно труднее, но и обязательнее в силу растущих потерь, поддерживать соответствие между требованиями рынка и деятельностью предприятия по их выполнению. В этих условиях жёстко регламентированные системы были уже не в состоянии успешно решать задачи развития предприятия. Наступил этап оценки, критического осмысления существующих подходов к управлению, их трансформации. Возникла методология стратегического управления, задача которого состоит в обеспечении подобного соответствия в долгосрочной перспективе. Мониторинг внешней среды, своевременное распознавание угроз, выявление возможностей для развития, определение преимуществ в конкурентной борьбе и способы их реализации, корректировки целей, гибкое маневрирование ресурсами стало основным в этой деятельности. Таким образом, стратегическое управление представляет собой по существу способ управления, используемый в условиях: § появления новых более сложных задач, обусловленных динамичностью и неопределённостью обстановки. Некоторые из этих задач являются оригинальными, а поэтому не может быть использован для их решения имеющийся опыт. Эти задачи отличаются большим числом переменных, сложным характером их зависимостей, наличием случайных факторов, а также временным ограничением. Уже сейчас по некоторым данным удельный вес подобных задач составляет более половины в общем числе управленческих задач, решаемых на предприятиях, и имеет тенденцию к росту; § быстрой сменяемости задач и соответствующей реакции предприятий по изменению направлений капитальных вложений, организационных форм управления и др.; § высокой цены ошибок от принятия неправильных решений. Особенно это относится к узкоспециализированным предприятиям; § отсутствия разработанных формализованных схем и процедур решения задач. В задачах управления преобладают качественные, то есть неопределённые характеристики. Поэтому они могут быть решены с помощью дополнительной информации, получаемой от человека, на основе его интуиции. Кризис концепций управления в разных индустриальных странах проявился в разное время и имел разную продолжительность. Так, в США, которые являются родоначальниками менеджмента, он обнаружился в начале 70-х годов. С этого времени и примерно до середины 90-х годов в США наступил «период накопления проблем». Проявляя беспокойство за будущее страны, многие специалисты обсуждали в то время вопросы: «Могут ли США конкурировать?», «Смогут ли США вовремя осуществить преобразования, необходимые для поддержания своей конкурентоспособности?». В 1995 году Международная организация Всемирный экономический форум и Международный институт по развитию менеджмента подготовили «Доклад о конкурентоспособности в мире», из которого следует, что список наиболее конкурентоспособных стран в мире возглавляет США. Из этого следует, что в США не только осознали глубину стоящей проблемы, но и к середине 90-х годов нашли пути и средства её решения. Это стало возможным, как представляется, на основе «новой парадигмы управления», утверждающей необходимость более глубокого и широкого учёта факторов, влияющих на деятельность предприятий. Важным аспектом нового подхода к управлению предприятиями стала методология стратегического управления.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1020; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |