Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что делает предприятие конкурентоспособным?




Конкурентоспособность предприятия.

Конкурентоспособность предприятия – это его способность вести успешную конкурентную борьбу, противостоять ей.

Конкурентоспособность предприятия определяет его сравнительные конкурентные преимущества по отношению к другим предприятиям, действующим на данном рынке. Конкурентоспособность предприятия – понятие относительное, то есть оно может быть выявлено только на основе сравнения ряда объектов. Поэтому, строго говоря, оценивается не конкурентоспособность предприятия, а степень конкурентоспособности, которая зависит от объекта сравнения. Меняется объект сравнения, меняется соответственно степень конкурентоспособности. Например, предприятия, производящие некоторые товары, могут быть вполне конкурентными на внутреннем рынке и не быть таковыми не внешнем рынке.

Во-первых, ресурсы (потенциал) и, во-вторых, умение продуктивно их использовать (стратегии). Продуктивность предполагает наибольшую отдачу (наибольший результат), приходящуюся на единицу ресурсов. Продуктивность может быть выражена через показатель рентабельности, то есть отношением прибыли, полученной в определённый период, к использованным за тот же период ресурсам (издержки производства).

Однако следует заметить, что не на всех этапах жизненного цикла товара удаётся достичь максимальной продуктивности. Например, на начальном этапе жизненного цикла (Жц) (рыночного развёртывания) более важным является другой критерий – время выхода на рынок. На этом этапе прибыль незначительна, а затраты будут большими, так как они необходимы для обеспечения разработки продукта и технологии, исследования рынка, подготовки потребителя и т.д. этот пример не свидетельствует о несовершенстве показателя рентабельности, он говорит о том, что характер затрат и критерии на разных этапах Жц могут быть различными по степени важности, и не следует на каждом из них непременно считать рентабельность главным показателем. Однако следует соблюдать следующее условие:

 

где Пi – продуктивность на i-том этапе;

n - количество этапов.

Максимизировать продуктивность следует не на каждом этапе, а за весь Жц продукции, иначе говоря, за время осуществления стратегии, в течение которого достигаются стратегические цели.

(Доминантные понятия стратегического управления: из 5 факторов конкуренции в отрасли доминирует, как правило, один фактор, который и становится решающим при разработке конкурентной стратегии предприятия. Основные движущие силы называются доминантными. Их число не должно превышать 4. Ключевые факторы успеха. В основе ключевых факторов успеха могут лежать разные сферы деятельности предприятия НИОКР, маркетинг, производство, финансы).

 

2. Основные этапы стратегического управления

Рассмотрим укрупнено основные этапы процесса стратегического управления на предприятии и их особенности.

Процесс стратегического управления даёт представление об этапах, содержании работ в логической последовательности их выполнения.

Процесс стратегического управления является разновидностью процесса разработки и принятия управленческих решений и содержит в общем виде следующие этапы: диагностирование и структуризация проблем, формирование решения, реализация решения, контроль за выполнением и оценка решения.

1. Анализ среды (внутренней и внешней).

2. Процесс определения миссии и целей.

3. Формулирование и выбор стратегии.

4. Реализация стратегии.

5. Оценка результатов реализации стратегии.

Особенностью процесса стратегического управления являются:

v сложность описания объектов анализа, которое может быть произведено на словесном, структурно-логическом и математическом языках;

v невозможность полного описания объектов анализа, вследствие чего преобладают слабоструктурированные и неструктурированные задачи;

v большая степень неопределённости получения результатов при реализации решений (стратегий);

v наличие значительного количества частично управляемых и неуправляемых переменных;

v критерии решения задач заранее четко не установлены и уточняются руководством по мере их решения;

v большая трудоёмкость и длительность процесса, требующая значительных затрат и использования высококвалифицированных специалистов.

Процесс стратегического управления представлен на рис. 2.1.

1. Миссия и цели предприятия

2. Стратегический анализ предприятия (анализ среды)

3. Определение стратегических альтернатив предприятия

4. Оценка и выбор стратегии предприятия. Стоимостная оценка стратегии

5. Реализация стратегии предприятия

6. Учёт и контроль реализации стратегии предприятия

7. Анализ реализации стратегии предприятия

8. Принятие управленческих решений по совершенствованию процесса стратегического управления на предприятии

 

Рис. 2.1. Основные этапы процесса стратегического управления на предприятии

В правой части рисунка стрелки означают обратную связь и возможность уточнения, доработки результатов предыдущего этапа, если от этого зависит качественное выполнение последующего этапа процесса.

Для действующих предприятий, которые уже сформировали свои линии бизнеса, сферы деятельности, но под влиянием резких изменений в окружающей среде возникла необходимость в их пересмотре и разработке новых стратегий, отправным моментом процесса является определение миссии и целей.

Миссия предприятия – это обычно общая качественно выраженная цель предприятия, которая преобразуется затем в систему долгосрочных и краткосрочных целей. Через определение миссии и целей предприятие стремится представить своё будущее, направления развития своего бизнеса.

Стратегический анализ – это способ реализации системного и ситуационного подходов при изучении различных факторов влияния на процесс стратегического управления на предприятии.

Задача стратегического анализа заключается в содержательном и формальном описании объекта исследования, выявлении особенностей, закономерностей и тенденций его развития, определении способов управления этим объектом.

Стратегический анализ выполняет следующие функции:

· описательную;

· объяснительную;

· предсказательную;

Стратегический анализ включает:

§ объект анализа;

§ цели анализа;

§ метод изучения объекта;

§ конкретные приёмы анализа;

§ результаты анализа – системная модель объекта.

Укажем ряд требований, предъявляемых к стратегическому анализу:

Ø целенаправленность – позволяет выделить границы объекта анализа, адресность и конкретность выводов;

Ø объективность – достигается с помощью использования соответствующих методов анализа, выбором показателей, характеризующих объект исследования; привлечения исполнителей с соответствующей подготовкой, уровнем знаний, обладающих необходимым опытом;

Ø своевременность – означает, что время и продолжительность проведения исследования должно способствовать принятию решений в нужный момент;

Ø системность – обеспечивает полноту, реальность выводов.

При проведении анализа следует учитывать:

v анализ нельзя проводить только на основе опубликованных и официальных данных. Он будет неполным. Требуется получение «живой» информации с помощью формальной и неформальной коммуникации (бесед со специалистами, анкетирования, проведения наблюдений и др.);

v анализ не следует проводить «вообще», он должен преследовать определённую цель, поэтому нельзя собирать всё, что под рукой.

Основные источники информации:

ü опубликованные материалы предприятия: устав; годовые отчёты о производственной деятельности; годовые финансовые отчёты; статистические, финансовые и другие отчёты, направляемые государственным органам и организациям; экономические обзоры; различные рекламные материалы (проспекты, каталоги);

ü внутренняя информация: отчёты руководству; данные статистического и бухгалтерского учёта; данные о предприятии – его рейтинг, принадлежность к отрасли, кто является владельцем, территориальное расположение, специализация, положение на рынке, дата основания и характер развития, объёмы деятельности и др.; записки, предложения руководству, материалы совещаний;

ü наблюдение за деятельностью предприятия;

ü беседы с руководством и специалистами;

ü данные о развитии отрасли, тенденциях и прогнозах, опубликованных в периодической печати, отраслевых и специальных изданиях.

Проведение стратегического анализа – трудоёмкая работа, требующая хорошей организации и определённого порядка её выполнения.

В таблице 2.1 дан пример состава и содержания работ по проведению анализа.

Состав и содержание работ по проведению анализа

Таблица 2.1

№ п/п Наименование работ Содержание работ
1. Определение объекта анализа Выявление характера и симптомов несоответствий в системе управления, в производстве и вне его.
2. Определение цели анализа Формулировка того, что ожидается получить в результате проведения анализа объекта.
3. Составление плана проведения анализа Определение как должен проводиться анализ, какие включать этапы и работы, в какие сроки они должны выполняться, кто является исполнителем. Какие ресурсы необходимы. Определение заданий.
4. Разработка графика сбора и обработки информации Определение состава и содержания необходимой информации, выбор методов сбора информации и оценки надёжности информации.
5. Получение исходных данных, их систематизация Выбор объектов опроса; проведение опроса; обработка анкет; изучение статистической, плановой, бухгалтерской и другой документации.
6. Анализ собранной информации Обработка количественных и качественных показателей, характеризующих объект исследования.
7. Формирование выводов и разработка рекомендаций Оценка состояния объекта анализа, выявление негативных и позитивных сторон в его деятельности, определение мер и решений, которые нужно предпринять.

По своему содержанию стратегический анализ предусматривает анализ среды, в которой можно выделить следующие уровни:

Ø Микросреда – внутренняя среда предприятия;

Ø Мезосреда –среда непосредственного окружения;

Ø Макросреда – среда косвенного окружения;

Ø Мегасреда – среда большой масштабности, мировая среда.

Мезосреда, макросреда, мегасреда относятся к внешнему окружению предприятия.

Определение стратегических альтернатив является следующим этапом процесса стратегического управления и занимает центральное место. На этом этапе даётся обобщённая оценка действию всех факторов внешней и внутренней среды, определяется позиция предприятия на рынке, выявляются ситуации и стратегические задачи, возможные (альтернативные) способы их решения.

Оценка и выбор стратегии из ряда возможных производится по определённым критериям, в установлении которых решающая роль принадлежит самым верхним руководителям предприятия. В настоящее время разработан инструментарий, позволяющий производить этот выбор.

Реализация стратегии – это этап, в ходе которого обнаруживается осуществимость и материализуемость ранее принятых решений, стратегии. В литературе отмечаются случаи, когда выбранную стратегию предприятие оказалось не в силах реализовать. Основные причины этого состоят в следующем:

a. произошли неучтённые стратегическим анализом изменения во внешней среде, вследствие чего разработанная стратегия оказалась невыполнимой в целом или в какой-то части;

b. не созданы условия по надлежащему использованию имеющегося потенциала для осуществления стратегии, увеличению конкурентных преимуществ предприятия.

Стратегическое управление на этом этапе смещается в сторону практических дел: распределение целей, работ, ответственности; составление планов, графиков; определение способов выполнения работ и многое другое. Вместе с этим предприятие приобретает новый облик: вносятся изменения в организационную структуру, в сложившуюся систему ценностей и др.

Учёт и контроль выполнения стратегии является важным этапом процесса. Этот этап призван обеспечить качественную обратную связь. Основная забота стратегического контроля состоит в постоянном отслеживании получаемых результатов и сравнении их с целями, подготовка заключений относительно эффективности действующей стратегии. Если контроль свидетельствует о недостижимости целей – это должно служить сигналом для осуществления определённых корректировочных мер (принятие управленческих решений), которые могут касаться как процесса реализации стратегии, так и изменения стратегии и даже самих целей.

Анализ реализации стратегии предприятия должен окончательно ответить на вопрос об эффективности действовавших стратегиях и возможном изменении, как стратегии, так и самих целей предприятия.

Принятие управленческих решений – является составным элементом системы управления предприятием в целом, включая совершенствование процесса стратегического управления на предприятии.

Более подробно процесс стратегического управления на предприятии представлен на схеме (рис.2.2).

Данный рисунок будет являться основой для дальнейшего изложения.

 


Миссия и цели предприятия
1

Стратегический анализ предприятия (анализ среды)
2

Анализ среды непосредственного окружения
Характеристика состояния и перспективы развития отрасли
Анализ конкурентной среды в отрасли
Анализ конкурентов и их возможностей
Анализ движущей силы
Оценка конкурентной позиции предприятия (его положение на рынке)
Анализ макроокружения
Оценка действующих стратегий
Анализ использования потенциала предприятия; перечень его сильных и слабых сторон
       
   
 
 

 


Определение стратегических альтернатив предприятия
возможности
угрозы

Оценка и выбор стратегии предприятия стоимостная оценка стратегии
3

Реализация стратегии (планирование, организация, координация, регулирование, мотивация)
4

5

Учёт и контроль реализации стратегии
Анализ реализации стратегии предприятия
6

Принятие управленческих решений по совершенствованию стратегий и процесса стратегического управления на предприятии

 

2.2. Схема процесса стратегического управления на предприятии





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.