КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Самос глппнос о иерсгопорпх
Функции и дисфункции конфликта Большинство изначально считает конфликт чем-то плохим или дисфункциональным. Подобное представление имеет два аспекта: во-первых, конфликт означает, что что-то происходит неправильно или, возможно, некая проблема требует решения; а во-вторых, конфликт влечет за собой значительные разрушительные последствия. Дейч (Deutsch) и другие [30] тщательно проанализировали многие из элементов, формирующих деструктивное предста&пение о конфликте. 1. Состязательный процесс. Стороны конкурируют друг с другом, поскольку считают, что их задачи противоположны и что обе они не могут достичь своих целей. (Как мы уже упоминали, цели сторон на самом деле могут быть не противостоящими, а стороны не обязательно должны конкурировать.) Кроме того, соревновательный процесс часто дает собственные побочные эффекты; таким образом, конфликт, порождающий конкуренцию, может вести к дальнейшей эскалации противоборства. 2. Ложное понимание и предубеждение. По мере интенсификации конфликта понимание начинает искажаться. Человек склонен рассматривать вещи в соответствии со своим взглядом на данный конфликт. Следовательно, он обычно интерпретирует поведение других или события как оказавшихся либо на его стороне, либо на противоположной. Кроме того, мышление имеет тенденцию становиться стереотипным и предубежденным: стороны в конфликте принимают людей и события, которые поддерживают их позицию, и открыто отвергают тех и то, кого и что подозревают в поддержке противной стороны. Глава 1 Природа переговоров Конфликт J5
3. Эмоциональность. Конфликты имеют тенденцию приобретать эмоциональную нагрузку, поскольку стороны становятся все более нервными, раздраженными, беспокойными, озлобленными или утомленными. Эмоции начинают преобладать над рассудком, и стороны с эскалацией конфликта могут становиться все более эмоциональными и иррациональными. 4. Сокращение коммуникации. Коммуникация ухудшается. Стороны все меньше обмениваются информацией с теми, кто не согласен с ними, и все больше — с согласными. Остающаяся коммуникация между сторонами конфликта может сводиться к попыткам уничтожить, унизить или разоблачить точ^ зрения противной стороны или прибавить весомости прежним собственным аргументам. 5. Расплывчатые темы. Центральные темы дискуссии становятся все более расплывчатыми и все менее четко определенными. Господствуют обобщения. По мере того как конфликт превращается в водоворот, затягивающий и существенные темы, и невинных наблюдателей, возникают новые, не имеющие отношения к конфликту вопросы. Сторонам становится все менее ясно, как начался спор, о чем он «в действительности» и что надо делать, чтобы его разрешить. 6. Жесткие обязательства. Стороны замыкаются на своих позициях. Реагируя на вызовы оппонентов, стороны все более твердо отстаивают свою точку зрения и все менее готовы отступить от нее из страха «потерять лицо» и выглядеть по-дурацки. Мыслительные процессы теряют гибкость, и стороны все более склонны рассматривать темы спора как простые, в категориях «или — или», а не как сложные и многомерные. 7. Умножение различий, минимизация сходства. Когда стороны замкнулись на своих позициях, а темы стали расплывчатыми, оппоненты проявляют тенденцию рассматривать друг друга — и позиции друг друга — как диаметрально противоположные. Факторы, отличающие и отделяющие их друг от друга, ярко высвечиваются и подчерки ваются, тогда как сходство и общность между ними чрезмерно упрощаются и минимизируются. Подобное искаженное понимание ведет к убежденности сторон в том, что они гораздо дальше друг от друга, чем это может быть в действительности; поэтому они еще более усиленно работают, чтобы «выиграть» конфликт, и еще менее усердно ищут общую почву. 8. Эскалация конфликта. Когда перечисленные точки пройдены, каж РИСУНОК 1.1. Функции и преимущества конфликта • Обсуждение конфликта дает членам организации знания и способности для работы с проблемами. Обстановка, когда другие подавлены и желают перемен, рождает инициативу пытаться решить главную проблему. • Конфликт обещает организационные перемены и адаптацию. Процедуры, согласования, распределение бюджета и прочая организационная практика оказываются перед лицом вызова. Конфликт привлекает внимание к тем вопросам, которые могут мешать работникам и подавлять их. • Конфликт укрепляет отношения и моральный дух. Работники понимают, что их отношения достаточно прочны, чтобы выдержать испытание конфликтом; им не нужно избегать подавленности и проблем. Они могут снять напряжение в обсуждениях и решая проблемы. • Конфликт помогает лучше узнать себя и других. В конфликте человек учится понимать, что его злит, угнетает или страшит, а также что для него важно. Осознание того, за что мы готовы бороться, многое говорит нам о самих себе. Осознание того, что угнетает коллег, помогает лучше понимать их. • Конфликт способствует развитию кадров. Менеджеры выясняют в конфликте, как их стиль работы влияет на подчиненных. Рабочие понимают, какие технические и межличностные навыки они сами должны совершенствовать. • Конфликт показывает необходимость психологического развития. Человек начинает оценивать себя точней и реалистичней. В конфликте сотрудники принимают точку зрения других и становятся менее эгоцентричными. Конфликт помогает человеку поверить в свои силы и способность управлять собственной жизнью. Он понимает, что не следует замыкаться во враждебности и унынии, нужно действовать, чтобы улучшить свою жизнь. • Конфликт может возбуждать и развлекать. Человек в конфликте чувствует себя бодрым, вовлеченным и живым, и это может быть желанным изменением в привычном ритме повседневности. Конфликт предлагает человеку посмотреть на вещи свежим взглядом и признать сложность окружающих его отношений. ИСТОЧНИК: Воспроизводится с разрешения Lexington Books no: Working Together to Get Things Done: Managing for Organizational Productivity by Dean Tjosvold. The Rowman and Littlefield Publishing Group. Copyright © 1986 by Lexington Books. Это процессы, обычно ассоциируемые с конфликтом, но они характерны только для деструктивного конфликта. На самом деле, как полагает ряд авторов, конфликт может быть продуктивным [31]. На рис. 1.1 в общих чертах показаны некоторые продуктивные аспекты конфликта. В этой модели конфликт не просто деструктивен или продуктивен, он несет черты и того и другого. Целью является не устранить конфликт, но научиться так управлять им, чтобы деструктивные элементы оставались под контролем, а продуктивные давали плоды. Переговоры — это стратегия продуктивного управления конфликтом. Факторы, которые осложняют управление конфликтом Существуют несколько полезных критериев для анализа спора и определения того, насколько трудно его будет разрешить. Важнейшие из них показаны на рис. 1.2. Конфликты, более полно представленные в средней колонке, разрешить будет труднее всего. Конфликты, более характеризуемые позициями из правой колонки, разрешить легче. Управление конфликтом 37
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |