Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самос глппнос о иерсгопорпх

Функции и дисфункции конфликта

Большинство изначально считает конфликт чем-то плохим или дисфунк­циональным. Подобное представление имеет два аспекта: во-первых, конфликт означает, что что-то происходит неправильно или, возможно, некая проблема требует решения; а во-вторых, конфликт влечет за собой значительные разру­шительные последствия. Дейч (Deutsch) и другие [30] тщательно проанализи­ровали многие из элементов, формирующих деструктивное предста&пение о конфликте.

1. Состязательный процесс. Стороны конкурируют друг с другом, по­скольку считают, что их задачи противоположны и что обе они не могут достичь своих целей. (Как мы уже упоминали, цели сторон на самом деле могут быть не противостоящими, а стороны не обязательно должны конку­рировать.) Кроме того, соревновательный процесс часто дает собственные побочные эффекты; таким образом, конфликт, порождающий конкурен­цию, может вести к дальнейшей эскалации противоборства.

2. Ложное понимание и предубеждение. По мере интенсификации кон­фликта понимание начинает искажаться. Человек склонен рассматривать вещи в соответствии со своим взглядом на данный конфликт. Следователь­но, он обычно интерпретирует поведение других или события как оказав­шихся либо на его стороне, либо на противоположной. Кроме того, мыш­ление имеет тенденцию становиться стереотипным и предубежденным: стороны в конфликте принимают людей и события, которые поддержива­ют их позицию, и открыто отвергают тех и то, кого и что подозревают в поддержке противной стороны.


Глава 1 Природа переговоров


Конфликт J5


 


3. Эмоциональность. Конфликты имеют тенденцию приобретать эмо­циональную нагрузку, поскольку стороны становятся все более нервными, раздраженными, беспокойными, озлобленными или утомленными. Эмо­ции начинают преобладать над рассудком, и стороны с эскалацией кон­фликта могут становиться все более эмоциональными и иррациональными.

4. Сокращение коммуникации. Коммуникация ухудшается. Стороны все меньше обмениваются информацией с теми, кто не согласен с ними, и все больше — с согласными. Остающаяся коммуникация между сторонами конфликта может сводиться к попыткам уничтожить, унизить или разобла­чить точ^ зрения противной стороны или прибавить весомости прежним собственным аргументам.

5. Расплывчатые темы. Центральные темы дискуссии становятся все более расплывчатыми и все менее четко определенными. Господствуют обобщения. По мере того как конфликт превращается в водоворот, затяги­вающий и существенные темы, и невинных наблюдателей, возникают но­вые, не имеющие отношения к конфликту вопросы. Сторонам становится все менее ясно, как начался спор, о чем он «в действительности» и что надо делать, чтобы его разрешить.

6. Жесткие обязательства. Стороны замыкаются на своих позициях. Реагируя на вызовы оппонентов, стороны все более твердо отстаивают свою точку зрения и все менее готовы отступить от нее из страха «потерять лицо» и выглядеть по-дурацки. Мыслительные процессы теряют гибкость, и стороны все более склонны рассматривать темы спора как простые, в ка­тегориях «или — или», а не как сложные и многомерные.

7. Умножение различий, минимизация сходства. Когда стороны замкну­лись на своих позициях, а темы стали расплывчатыми, оппоненты прояв­ляют тенденцию рассматривать друг друга — и позиции друг друга — как диаметрально противоположные. Факторы, отличающие и отделяющие их друг от друга, ярко высвечиваются и подчерки ваются, тогда как сходство и общность между ними чрезмерно упрощаются и минимизируются. Подоб­ное искаженное понимание ведет к убежденности сторон в том, что они гораздо дальше друг от друга, чем это может быть в действительности; по­этому они еще более усиленно работают, чтобы «выиграть» конфликт, и еще менее усердно ищут общую почву.

8. Эскалация конфликта. Когда перечисленные точки пройдены, каж­
дая сторона еще больше замыкается на своей точке зрения, становится ме­
нее толерантной и восприимчивой к другой, более обороняющейся и менее
коммуникативной, а также более эмоциональной. В итоге обе стороны пы­
таются победить, усиливая приверженность собственной позиции, увели­
чивая ресурсы, которые они готовы привлечь ради «победы», и наращивая
цепкость, с которой они удерживают свои позиции под давлением. Обе
стороны уверены, что, добавив еше немного давления (ресурсов, стойко­
сти, энтузиазма, энергии и т. п.), они смогут принудить противника капи­
тулировать и признать поражение. Как показывают наиболее деструктив­
ные конфликты, однако, нет ничего более далекого от истины! И все же
эскалация уровня конфликта и стремление к победе могут поднять уровень
на такую высоту, что стороны уничтожат свою способность разрешить спор
или даже впредь иметь дело друг с другом.


РИСУНОК 1.1. Функции и преимущества конфликта

• Обсуждение конфликта дает членам организации знания и способности для рабо­ты с проблемами. Обстановка, когда другие подавлены и желают перемен, рожда­ет инициативу пытаться решить главную проблему.

• Конфликт обещает организационные перемены и адаптацию. Процедуры, согла­сования, распределение бюджета и прочая организационная практика оказыва­ются перед лицом вызова. Конфликт привлекает внимание к тем вопросам, кото­рые могут мешать работникам и подавлять их.

• Конфликт укрепляет отношения и моральный дух. Работники понимают, что их отношения достаточно прочны, чтобы выдержать испытание конфликтом; им не нужно избегать подавленности и проблем. Они могут снять напряжение в обсуж­дениях и решая проблемы.

• Конфликт помогает лучше узнать себя и других. В конфликте человек учится по­нимать, что его злит, угнетает или страшит, а также что для него важно. Осозна­ние того, за что мы готовы бороться, многое говорит нам о самих себе. Осозна­ние того, что угнетает коллег, помогает лучше понимать их.

• Конфликт способствует развитию кадров. Менеджеры выясняют в конфликте, как их стиль работы влияет на подчиненных. Рабочие понимают, какие техниче­ские и межличностные навыки они сами должны совершенствовать.

• Конфликт показывает необходимость психологического развития. Человек начи­нает оценивать себя точней и реалистичней. В конфликте сотрудники принимают точку зрения других и становятся менее эгоцентричными. Конфликт помогает человеку поверить в свои силы и способность управлять собственной жизнью. Он понимает, что не следует замыкаться во враждебности и унынии, нужно действо­вать, чтобы улучшить свою жизнь.

• Конфликт может возбуждать и развлекать. Человек в конфликте чувствует себя бодрым, вовлеченным и живым, и это может быть желанным изменением в при­вычном ритме повседневности. Конфликт предлагает человеку посмотреть на вещи свежим взглядом и признать сложность окружающих его отношений.

ИСТОЧНИК: Воспроизводится с разрешения Lexington Books no: Working Together to Get Things Done: Managing for Organizational Productivity by Dean Tjosvold. The Rowman and Littlefield Publishing Group.

Copyright © 1986 by Lexington Books.

Это процессы, обычно ассоциируемые с конфликтом, но они характерны только для деструктивного конфликта. На самом деле, как полагает ряд авто­ров, конфликт может быть продуктивным [31]. На рис. 1.1 в общих чертах по­казаны некоторые продуктивные аспекты конфликта. В этой модели конфликт не просто деструктивен или продуктивен, он несет черты и того и другого. Це­лью является не устранить конфликт, но научиться так управлять им, чтобы деструктивные элементы оставались под контролем, а продуктивные давали плоды. Переговоры — это стратегия продуктивного управления конфликтом.

Факторы, которые осложняют управление конфликтом

Существуют несколько полезных критериев для анализа спора и определе­ния того, насколько трудно его будет разрешить. Важнейшие из них показаны на рис. 1.2. Конфликты, более полно представленные в средней колонке, раз­решить будет труднее всего. Конфликты, более характеризуемые позициями из правой колонки, разрешить легче.


Управление конфликтом 37

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определения. Конфликт можно определить как «резкое несогласие или противостояние интересов, идей и т | Управление конфликтом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.