КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Восприятие. данный момент, роль и понимание или толкование прежних коммуникаций [1]
данный момент, роль и понимание или толкование прежних коммуникаций [1]. Восприятие окружения противной стороной и собственное расположение получающего — все влияет на то, какое значение будет придано сообщению и сумеет ли получающий точно определить: что говорит противная сторона и что это значит. Рассмотрим теперь более подробно, как создается восприятие и как оно влияет на успех коммуникации. Восприятие — это процесс «создания смысла»: мы интерпретируем окружающую среду, чтобы быть в состоянии соответствующим образом реагировать на нее (см. рис. 5.1). Среда в большинстве случаев чрезвычайно сложна — она представляет собой значительное число разнообразных раздражителей, каждый из которых обладает различными свойствами, такими как размер, цвет, форма, строение и относительная новизна. Уже только сложность подобной среды исключает возможность обработать всю доступную информацию, поэтому восприятие становится избирательным, сосредоточивается на некоторых раздражителях, отбрасывая другие. В результате мы используем в нашей системе восприятия ряд способов рационализации, позволяющих легче обрабатывать поступающие сведения. К. сожалению, подобные способы имеют свою цену — ошибки восприятия, которые обычно происходят таким образом, что мы о них не догадываемся. Искажение восприятия в переговорах В любых переговорах собственные потребности, желания, мотивация и личный опыт могут создать предрасположенность по отношению к противной стороне. Подобная предрасположенность может создать особые проблемы, когда ведет к предубеждению и ошибкам в восприятии и последующей коммуникации. Мы рассмотрим здесь четыре основных ошибки восприятия: стереотипное восприятие, эффект ореола, избирательное восприятие и проецирование. Создание стереотипов и эффект ореола — примеры искажения восприятия за счет обобщения: незначительные объемы воспринятой информации используют для построения значительных выводов о личностях. Избирательное восприятие и проецирование, напротив, представляют примеры искажения восприятия из-за ожидания встретить в другом человеке определенные свойства и качества. В каждом случае воспринимающий информацию фильтрует и искажает ее в соответствии с некоторой заранее принятой точкой зрения. Создание стереотипов — очень частое искажение в процессе восприятия. Стереотипы возникают тогда, когда одно лицо приписывает другому некоторые черты исключительно на основе принадлежности этого другого к конкретной общественной или демографической группе. Стереотипы складываются по Восприятие, познание и коммуникация Восприятие и переговоры 153 отношению к самым разным группам, например: к молодому поколению, к мужчинам или женщинам, итальянцам или немцам, людям различных рас, религий или половой ориентации. Во всех случаях, как правило, стереотипы формируются одинаково. Мы приписываем какое-то лицо к какой-то группе исходя из одного фрагмента воспринятой информации (например, это молодой или старый человек); затем мы приписываем данному лицу широкий набор других характеристик данной группы (например: «старики консервативны; этот человек стар, следовательно, он консервативен», или «молодежь неуважительна, этот человек молод, следовательно, он неуважителен»). Для заключения о том, что данный конкретный пожилой индивидуум консервативен, может отсутствовать какое бы то ни было основание, — вывод базируется на обобщении качеств, приписываемых более крупной группе. Отнесение других черт, ассоциируемых с такой категорией, к данному конкретному лицу еще больше осложняет ошибку. Более того, однажды сформированные стереотипы часто очень устойчивы против изменений. В организациях проблемам возрастных, расовых и половых стереотипов уделяют значительное внимание, но они все же существуют. Простейший процесс применения одного критерия — даже произвольного — для деления людей на группы побуждает членов группы начать идентифицировать себя как «мы», а другую группу как «они», а затем проводить оценочные сравнения между такими группами. Прямая конкуренция между группами за ресурсы или конфликт ценностей и идеологий существенно способствуют процессу создания стереотипов [2]. Эффект ореола в восприятии подобен формированию стереотипов. При эффекте ореола в качестве основы для классификации не используют принадлежность какого-то лица к группе; он проявляется, когда мы делаем обобщающее заключение о различных свойствах исходя из знания об одном свойстве данного лица [3]. Улыбающегося человека считают более честным, чем хмурого или угрюмого, хотя между улыбчивостью и честностью нет существенной связи. Эффект ореола может быть положительным или отрицательным. Хорошую черту можно обобщить так, что ее обладателя видят в очень положительном свете, тогда как отрицательная черта может дать обратный эффект. Чем более яркую черту принимают как влияющую на общее суждение о каком-то лице, тем больше вероятность того, что ее используют при отборе последующей информации, согласующейся с первоначальным суждением. Чаще всего эффект ореола проявляется в восприятии, когда (1) мы располагаем очень малым опытом с каким-то лицом по определенному измерению (поэтому делаем обобщение о данном лице исходя из знаний о нем в другом контексте), (2) данное лицо нам хорошо известно; и (3) в принимаемых во внимание качествах присутствует значительная моральная составляющая [4]. Эффект ореола так же часто встречается в переговорах, как и стереотипы. Переговорщики обычно формируют скорые впечатления друг о друге на основе очень ограниченной первоначальной информации, такой как внешний вид, принадлежность к какой-то группе или стартовые заявления. Переговорщики склонны поддерживать подобные суждения по мере того, как лучше узнают друг друга, укладывая каждый новый фрагмент информации в некоторую соответствующую схему. Наконец, уже простое предположение, что противную сторону можно судить по моральным критериям — как честную или бесчестную, например, либо этичную или неэтичную, — обычно влияет на восприятие весьма разнообразных других позиций [5]. Избирательное восприятие происходит тогда, когда принимающий выделяет некоторую информацию, которая поддерживает или усиливает какую-то прежнюю убежденность, и отсеивает информацию, которая не совпадает с такой убежденностью. Избирательное восприятие обладает способностью навсегда закреплять стереотипы или эффект ореола: переговорщики не только вырабатывают скорые суждения об индивидуумах на основе ограниченной информации, но также отсеивают новые свидетельства, которые могут поколебать данные суждения. Первоначальная улыбка от противной стороны, которая побуждает переговорщика поверить в честность контрагента, может также побудить данного переговорщика пренебречь теми заявлениями контрагента, которые показывают намерение состязаться или быть агрессивным. Если переговорщик воспринимает ту же первую улыбку как самодовольную ухмылку, он может отбрасывать предложения противной стороны установить честные отношения сотрудничества. В обоих случаях собственные предубеждения данного переговорщика — предрасположенность рассматривать подобную улыбку как честную или лживую — обычно воздействуют на то, как будет восприниматься или толковаться поведение противной стороны. Проецирование возникает тогда, когда мы приписываем другим те черты или чувства, которыми обладаем сами. Проецирование обычно проистекает из потребности защитить собственные представления о себе. У нас существует потребность рассматривать себя как значительных и хороших. Переговорщики склонны заключать, что противная сторона будет реагировать таким же образом, как реагировали бы в схожей ситуации они сами. Например, если переговорщик ощущает, что если бы он оказался в положении противной стороны, то был бы огорчен, тогда он, вероятно, будет считать, что противная сторона огорчена. Разные люди, однако, по-разному реагируют на схожие ситуации, и проецировать собственные чувства и убеждения на контрагента может быть некорректно. Например, если переговорщика действительно беспокоят задержки в переговорах, но он должен сообщить противной стороне о том, что произойдет какая-то неизбежная задержка, данный переговорщик может ожидать, что у противной стороны подобное объявление вызовет недовольство. Хотя вполне возможно, что противная сторона будет недовольна, возможно также и то, что ее порадует подобная задержка как возможность завершить работу по другому проекту, и какое бы то ни было недовольство — только проекция состояния данного переговорщика.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |