КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Реактивная девальвация
Рамки Другой ключевой вопрос в восприятии и переговорах — установление рамок. Рамки — субъективный механизм, с помощью которого мы оцениваем ситуацию и придаем ей смысл, в результате чего выполняем последующие действия или избегаем их [6]. Установление рамок помогает объяснить, «как участники сделки понимают текущий ряд событий в свете прежнего опыта»; установление и изменение рамок с переоценкой информации и позиций «связаны с обработкой информации, схемами передачи посланий, лингвистическими сигналами и общественно выстроенными смыслами» [7]. Как мы показали в главе 2, установление рамок означает фокусирование, оформление и органи- Глава 5 Восприятие, познание и коммуникация Когнитивные предубеждения в переговорах 155
зацню окружающего нас мира — придание смысла сложным реалиям и определение его такими способами, которые имеют смысл для нас. Важный аспект установления рамок с точки зрения нашего изучения их в этой главе — когнитивно-эвристический подход, посредством его исследуют пути, ведущие к тому, что переговорщики совершают систематические ошибки в суждениях при обработке информации [8]. Эвристика решений (или упрощения) важна, потому что подобная эвристика часто побуждает стороны принимать решения не вполне оптимальные или даже нерациональные. Например, столкнувшись с ситуацией, когда можно принять решение уже только на основании легкодоступной информации, переговорщики часто отказываются от поиска дополнительных сведений, которые может быть трудно получить или понять, а потому устанавливают такие рамки для данного решения, которые могут дать преимущество противной стороне. Когнитивно-эвристический подход сосредоточивается на том, как некоторая сторона воспринимает и оформляет данный результат (особенно по отношению к риску) и насколько установленные данной стороной рамки должны быть прочными независимо от последующих событий и информации после их установления. Мы рассматриваем такой тип рамок как когнитивное предубеждение, которое может оформить процесс принятия данным переговорщиком решения в оценке результатов и альтернатив; более глубоко мы исследуем когнитивное предубеждение в следующем разделе. КОГНИТИВНЫЕ ПРЕДУБЕЖДЕНИЯ В ПЕРЕГОВОРАХ В последнем разделе мы рассмотрели, как информацию воспринимают и как ее потенциально могут исказить в процессе восприятия. В настоящем разделе мы изучим, как переговорщики используют подобную информацию для принятия решений в ходе переговоров. Вполне очевидно, что переговорщики выступают не идеальными обработчиками информации, при обработке информации они скорее склонны совершать систематические ошибки [9]. Подобные ошибки, в целом называемые когнитивными предубеждениями, как правило, снижают эффективность работы переговорщика; в их число входят: (1) нерациональная эскалация обязательств, (2) мифическая уверенность в том, что обсуждение всех вопросов в переговорах представляет собой «дележку пирога», (3) процесс фиксации и корректировки в принятии решения; (4) установление рамок для вопросов и проблем; (5) доступность информации, (6) проклятие победителя, (7) чрезмерная самоуверенность переговорщика, (8) закон малых чисел; (9) предубеждения от «удобного» восприятия, (10) «эффект вклада», (11) тенденция игнорировать восприятия противной стороны и (12) процесс реактивной девальвации. Каждую из них мы более подробно рассмотрим ниже. 1. Нерациональная эскалация обязательств Иногда переговорщики берут обязательство придерживаться некоторого курса действий, даже если результатом подобного обязательства становится нерациональное поведение с их стороны. Это пример более широкого психологического феномена, известного как «эскалация обязательств»: он означает характерную для какого-то лица тенденцию принимать решения, привязанные к неуспешному курсу действий [10]. Классические примеры данной тактики -* страна, продолжающая направлять военные ресурсы в вооруженный конфликт, где победа невозможна, или инвестор, вкладывающий все больше денег в падающие акции в надежде, что фортуна переменится. Эскалация обязательств обусловлена предубеждениями в личном восприятии и суждении. Решившись однажды на какой-то курс действий, переговорщики часто ищут свидетельства в поддержку (подтверждение) своего выбора, игнорируя при этом или отказываясь искать отрицательные свидетельства. Первоначальные обязательства становятся чем-то твердокаменным (см. ниже раздел о фиксации и корректировке), и желание быть последовательными не позволяет переговорщикам изменить их. Подобное стремление к постоянству часто преувеличивают из-за желания сохранить лицо и произвести на контрагентов впечатление о себе как об опытном и контролирующем ситуацию участнике сделки. Никто не любит признаваться в ошибке или неудаче, особенно когда противная сторона может воспринять такое признание как слабость. Один из способов противостоять такой тенденции — использовать советника, выступающего для возвращения к реальности, кого-то, кто не захвачен «остротой данного момента» и может предупредить переговорщиков, если они по неосторожности начинают вести себя нерационально. 2. Мифические верования в «дележку пирога» Многие переговорщики считают, что все переговоры (а не только некоторые) заключаются в «дележке пирога» [11]. Часто переговорщики подходят к интеграционным переговорам как к игре с нулевой суммой или обмену по типу «победа — поражение». Те, кто верит в мифическую «дележку пирога», полагают, что не существует возможности интеграционного урегулирования или взаимовыгодных уступок, и подавляют попытки искать такие урегулирования или уступки [12]. В переговорах о заработной плате претендент на рабочее место, решивший, что разговор можно вести только об окладе, может настаивать на 35 000 долл., когда компания предлагает 32 000. Только если стороны обсудят дальнейшие возможности, они обнаружат, что предметом переговоров могут также стать снижение расходов и перемещение начала работы, после чего окажется легче решить вопрос о заработной плате. Подобная тенденция рассматривать переговоры в терминах «дележки пирога», по всей очевидности, варьируется в зависимости от того, как мы оцениваем характер какой-то конкретной конфликтной ситуации [13]. Переговорщики, сосредоточенные на личных интересах, более всего склонны подвергаться воздействию заблуждений относительно «дележки пирога» и подходить к данной ситуации в состязательном ключе. Переговорщики, сосредоточенные на ценностях, менее склонны видеть данную проблему как обусловленную «дележкой пирога» и более склонны подходить к ситуации в духе сотрудничества. 3. Фиксация и корректировка Искажения восприятия в фиксации и корректировке связаны с воздействием стандарта («якоря»), относительно которого выполняют соответствующую корректировку (выгод или потерь) в переговорах. Выбор такого «якоря» (на- Восприятие, познание и коммуникация Когнитивные предубеждения в переговорах
пример, стартового предложения или желаемой цели) может быть основан и на ложной или неполной информации, а потому уже сам по себе дезориентировать. Однако когда подобный «якорь» определен, стороны склонны относиться к нему как к настоящей, ценной точке отсчета, по которой корректируют другие суждения, — скажем, о размере стартового предложения одной из сторон [14]. Например, как показывают исследования, оценка дома торговцами недвижимостью весьма зависит от запрошенной цены [15]. Запрошенная цена служит удобным «якорем», который используют при оценке стоимости конкретного дома. Цели в переговорах — независимо от того, установлены они реалистично или произвольно, — также могут служить «якорями». Подобные «якоря» могут быть видимыми или невидимыми для противной стороны (опубликованная рыночная цена в противоположность незаявленному ожиданию), лицо, устанавливающее их, может делать это сознательно или неосознанно (конкретное ожидание в противоположность неизученному, непроверенному ожиданию или норме). Тщательная подготовка наряду с использованием «адвоката дьявола» или проверки на реальность могут предотвратить ошибки фиксации и корректировки. 4. Установление рамок В терминологии теории принятия решений рамки — это такая перспектива или точка зрения, которой мы придерживаемся при сборе информации и решении проблем. Рамки определяют наше стремление идти на риск, избегать его или не учитывать в принятии решений и переговорах [16]. Именно в оценке риска установление рамок оказывает значительное влияние на переговорщиков. Тот способ, каким установлены рамки для переговоров, определяет, в какой мере переговорщики стремятся избегать риска (или идут на риск). Например, мы совершенно по-разному реагируем, когда ведем переговоры, чтобы «приобрести» нечто, и когда договариваемся о том, чтобы чего-то «не потерять» [17]. В результате переговорщикам не следует обязательно доверять своей интуиции относительно риска. Переговорщики могут чрезмерно остро реагировать на ожидаемую потерю, но могут более положительно воспринимать ту же ситуацию, когда она представлена в рамках предполагаемого приобретения. Следовательно, как переговорщик вы должны «избегать ловушки попадания в рамки, в то же время понимая преимущества и недостатки установления рамок для своего оппонента» [18]. Когда переговорщики не желают рисковать, они обычно принимают любое реалистичное предложение, выложенное на стол переговоров, просто потому, что боятся нечто потерять. Напротив, когда переговорщики склонны к риску, они скорее всего отвергнут какое-то предложение, предпочитая выжидать лучшего предложения или возможных будущих уступок. Подобный процесс установления положительных или отрицательных рамок влечет за собой определенные последствия. В переговорах, результат которых задан отрицательными рамками, обычно делают меньше уступок, и они дают меньшее число соглашений, а итоги их воспринимают как менее справедливые, чем в переговорах, результаты которых задают положительными рамка-ми. Противодействие влиянию установленных рамок сходно с методами, упомянутыми выше (то есть достаточная информированность, тщательный анализ и проверка на реалистичность), но осуществлять его трудней, поскольку рамки часто привязаны к глубоко укоренившимся ценностям или убеждениям или другим «якорям», которые сложно выявить. 5. Доступность информации Переговорщикам также необходима бдительность в отношении потенциального предубеждения, вызываемого доступностью информации, или тем, насколько легко ее можно проверить, — то есть тем, насколько легко ее можно вновь получить и использовать для сведения или в оценке какого-то процесса или решения. В переговорах искажение от доступности возникает тогда, когда информацию, представленную живым, красочным или привлекающим внимание способом, легко восстановить и она становится поэтому также центральной и критически важной для оценки событий или вариантов выбора. Информацию, представленную особенно ясным графиком, диаграммой или формулой (даже чрезмерно упрощенными), могут использовать и доверять ей с большей готовностью, нежели информацию, показанную в неясном или очень подробном виде, — вне зависимости от того, насколько она в каждом случае точна. Доступность информации также влияет на переговоры через использование устоявшихся схем поиска. Если у переговорщиков есть предпочтительный способ сбора информации или поиска ключевых сигналов, они будут повторно использовать данные схемы, а потому переоценивать поступающую по ним информацию. 6. Проклятие победителя «Проклятие победителя» означает такую тенденцию в поведении переговорщиков, особенно на аукционных торгах, когда быстро делают ставку на какой-то предмет, а затем ощущают неудобство от победы в переговорах, доставшейся слишком легко [19]. Если противная сторона считает слишком быстро, переговорщик часто одолевают сомнения: «А нельзя ли было получить то же по меньшей цене?» или «Что может быть не в порядке с этим предметом (товаром, предложением)?» Переговорщик может подозревать, что противная сторона знает слишком много или располагает внутренними сведениями о каком-то невидимом преимуществе; отсюда возникают мысли: «Я мог бы сделать это более успешно» или «Это, должно быть, неудачная сделка». Например, несколько лет назад один из авторов этой книги увидел в антикварном магазине часы, в которые влюбился вместе со своей женой. Потратив полдня на выработку переговорной стратегии (стартовое предложение, предельная цена, расчет по времени, демонстрация отсутствия интереса, тактика «хорошего парня» и «плохого парня»), он вернулся вместе с женой в магазин, чтобы реализовать такую стратегию. Хозяин магазина принял их первое предложение. Прибыв домой и страдая от «проклятия победителя», они оставили часы в гараже, где последние и собирают с тех пор пыль. Лучшее средство против «проклятия победителя» — не допускать его возникновения. Тщательные исследования и подготовка могут обеспечить переговорщика независимым подтверждением относительно истинной точки yperv- Восприятие, познание и коммуникация Когнитивные предубеждения в переговорах
лирования. Переговорщики могут также попытаться получить от противной стороны гарантии по работе или качеству приобретения, чтобы обеспечить себе уверенность в том, что оно удачно и не имеет дефектов. 7. Чрезмерная самоуверенность Самоуверенность — это склонность переговорщиков верить, что их способность действовать верно и точно больше, чем она является таковой в действительности. Чрезмерная самоуверенность оказывает двоякое влияние: (1) она может укрепить пределы, до которых переговорщики поддерживают неверные или не соответствующие реальности позиции или точку зрения, и (2) она может побудить переговорщиков недооценивать весомость или ценность суждений противной стороны, практически отрицая за последней право считаться источником информации, иметь собственные интересы и точку зрения, которое необходимо для успеха интеграционных переговоров. Одно из исследований показало, что переговорщики, не обученные распознавать практику чрезмерной уверенности, склонны переоценивать свои способности по достижению успеха и проявляют значительно меньшую готовность идти на компромиссы или достигать соглашения, нежели обученные переговорщики [20]. В другой работе представлено, как самоуверенные лица демонстрируют большее упорство и большую озабоченность собственным результатом, чем переговорщики с более обоснованной уверенностью в себе [21]. Это не означает, однако, что переговорщики всегда должны стремиться подавлять собственную уверенность или оптимизм. Исследование по распределительным сделкам выявило, что предубежденно оптимистичные переговорщики достигают более выгодного урегулирования по сравнению с переговорщиками, располагающими точным восприятием или предубежденно пессимистичными [22]. 8. Закон малых чисел Закон малых чисел относится к распространенной тенденции делать выводы на основании малой по размеру выборки. В переговорах закон малых чисел означает такой способ действий, когда переговорщики учатся на собственном опыте и экстраполируют его. Если данный опыт ограничен по времени или охвату ситуаций (например, если все предыдущие переговоры у кого-то сводились к жестким распределительным сделкам), то подобная тенденция проявится как экстраполяция предыдущего опыта на будущее (то есть все переговоры — распределительные). Такая тенденция часто ведет к самодостаточному пророчеству наподобие следующего: ожидая отношения к себе как в распределительной сделке, мы (1) скорее склонны воспринимать поведение противной стороны как распределительное и (2) относиться к противной стороне в более распределительной манере. Противная сторона в таком случае склонна интерпретировать подобное поведение данного переговорщика как свидетельство распределительной тенденции и соответственно реагировать аналогичным образом. Чем меньше предыдущая выборка (то есть чем более офаничен переговорный опыт), тем больше вероятность того, что прошлые уроки ошибочно используют для прогнозирования будущих событий. Стили- стика и стратегия, сработавшие прежде, могут не сработать в будущем и наверняка не сработают, если будущие переговоры окажутся существенно отличными от прошлого опыта. 9. Предубеждения от «удобного» восприятия Мы часто объясняем поведение других лиц приписывая что-то либо данному лицу (например, подобное поведение обусловлено внутренними факторами, такими как способности, настроение или усилия), либо данной ситуации (например, подобное поведение обусловлено внешними факторами, такими как задача, третьи лица или судьба) [23]. При объяснении поведения другого липа проявляется тенденция переоценивать причинную роль личных или внутренних факторов и недооценивать причинную роль ситуационных или внешних факторов. Рассмотрим, например, опоздание студентки к началу утренних занятий. Возможно, она ленива (внутреннее, связанное с ее характером объяснение) или у нее спустило колесо по дороге к колледжу (внешнее, ситуационное объяснение). При отсутствии иной информации преподаватель склонен предубежденно принять внутреннее объяснение (она ленива). Предубеждения в восприятии часто усугубляются за счет эффекта исполнителя и наблюдателя, когда мы склонны объяснять собственное поведение воздействием ситуационных факторов, но поведение других объясняем личными факторами, на практике считая: «Если я что-то сделал неправильно, это результат неудачи (ситуации, еще чьей-то вины etc.), если вы что-то сделали неправильно, это ваша вина!» [24] Последние исследования документально подтверждают влияние «удобных» предубеждений на переговорный процесс. Например, в одной из работ показано, что переговорщики в различных школьных округах выбирают для сравнения «удобные» им школьные округа: иными словами, для сравнения с собственным округом по уровню деятельности они выбирают округа, в сопоставлении с которыми их собственный округ выглядит наиболее предпочтительно [25]. Согласно другому исследованию, переговорщики считают, что они применяют более конструктивную тактику, чем их контрагенты, и сила такого «удобного» предубеждения возрастает по мере усиления конфликта между данными сторонами [26]. Ошибки восприятия могут также проявляться в форме предубеждения или искажения при оценке каких-то сведений. Например, эффект ложного консенсуса означает тенденцию преувеличивать существующую степень поддержки и консенсуса применительно к собственной позиции, точке зрения или поведению [27]. Подобное восприятие может значительно подорвать какое-то переговорное усилие — под влиянием такого эффекта переговорщики выносят ошибочные суждения по отношению к тактике или возможным результатам. 10. «Эффект вклада» «Эффект вклада» — это тенденция преувеличивать что-то, чем вы владеете или считаете, что этим владеете. Существование «эффекта вклада» довольно ярко подтвердила серия экспериментов с кофейными чашками [28]. В одном из опытов некоторых участников спрашивали, что они предпочтут: некоторую денежную сумму или кофейную чашку за различную цену в долларовом экви- лапа 5 Восприятие, познание и коммуникация Устранение неверного понимания и пристрастного восприятия в переговорах
валенте. Исходя из полученных ответов можно было установить, что они в среднем оценивают чашку чуть дороже 3 долларов. Других участников просили оценить ту же чашку с точки зрения потенциального покупателя; средняя величина, в которую они оценили чашку, составила чуть меньше 3 долларов. Членам третьей группы реально раздали те же чашки, а затем опросили о цене, по которой они могут их продать. Ответы показали, что они установили стоимость чашки более чем в 7 долларов! В переговорах «эффект вклада» может вести к непомерно высокой оценке некоторой стоимости, препятствующей заключению хорошей сделки. Рассматривая «эффект вклада» в контексте переговоров по вопросам, связанным с окружающей средой, Макс Бейзерман и его коллеги утверждают, что подобная оценка служит «потенциально дисфункциональной точкой отсчета, которая затрудняет заключение взаимовыгодных сделок» [29]. 11. Игнорировать восприятия противной стороны Переговорщики часто не дают себе труда выяснить восприятия и мысли противной стороны, что обрекает их на работу с неполной информацией и ведет те» самым к неудовлетворительным результатам. Отказ рассматривать восприятие контрагента обусловливает для переговорщика чрезмерно упрощенное представление о сложных процессах; последнее обычно порождает более распределительную стратегию и не позволяет осознать условную природу поведения и реакций обеих сторон. Хотя подобный «отказ рассматривать» может вытекать из некоторого принципиального, глубинного предубеждения относительно противной стороны, исследования показывают, что значительно чаще он означает способ «сделать более управляемым принятие решения в условиях неуверенности»» {30]. Исследования демонстрируют также и то, что подготовка и осведомленность о подобной ловушке лишь незначительно уменьшают ее воздействие [31]. Эмоциональные мотивы в работе могут быть очень глубоко укоренившимися, и избегнуть их можно лишь тогда, когда переговорщики специально сосредоточиваются на точном понимании интересов, целей и точки зрения противной стороны. Реактивная девальвация — процесс девальвации уступок, сделанных противной стороной, только потому, что противная сторона сделала их [32]. Подобная девальвация может быть чисто эмоциональной («мне просто это не нравится») или исходить от недоверия, основанного на прежнем опыте. Реактивная девальвация побуждает переговорщиков минимизировать величину уступки, которую делает неприятный контрагент, уменьшать свою готовность ответить равноценной уступкой или даже добиваться от противной стороны большего, если она уже пошла на уступку [33]. Реактивную девальвацию можно сократить, если сохранять объективную точку зрения на процесс или поручить кому-то из коллег решать такую задачу, если отчетливо заявить предпочтения каждой стороны по возможным решениям и уступкам прежде, чем их делать [34], либо если использовать третью сторону для посредничества или фильтрации в процессе принятия решений. УСТРАНЕНИЕ НЕВЕРНОГО ПОНИМАНИЯ И ПРИСТРАСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ В ПЕРЕГОВОРАХ Неверное понимание и пристрастное восприятие возникают автоматически и бессознательно по мере того, как переговорщики собирают и обрабатывают информацию. На вопрос о том, как лучше устранить отрицательные последствия ложного понимания, ответить трудно. Естественно, первый шаг на пути устранения подобных искажений — знать, что они возможны. Однако такое знание само по себе может быть недостаточным; данные исследований показывают: если нам просто говорят о неверном понимании и пристрастном восприятии, это мало помогает противостоять их воздействию [35]. Другие исследования демонстрируют, что определение проблемы и оценка проблемы — важные составляющие в корректировке предубежденного восприятия. Тщательное обсуждение вопросов и предпочтений обеими сторонами может уменьшить влияние пристрастного восприятия [36]. Необходимо еще провести дополнительные изыскания, чтобы предложить переговорщикам рекомендации относительно того, как противостоять в переговорах отрицательному воздействию неверного понимания и пристрастного восприятия. До тех пор лучший совет, которым могут воспользоваться переговорщики, — просто быть осведомленными о подобных отрицательных аспектах такого воздействия и организованно обсуждать их как в рамках своих команд, так и с контрагентами. Изменение рамок Переговорщики могут использовать в одних и тех же переговорах несколько различных типов рамок. Когда разные переговорщики используют разные или не соответствующие друг другу рамки, переговорный процесс для них становится противоречивым и изматывающим. В подобной ситуации может возникнуть необходимость системно поменять рамки данных переговоров, помочь противной стороне в изменении рамок переговоров или установить общие рамки либо набор рамок, в пределах которых переговоры можно вести более продуктивно. Для изменения рамок можно использовать множество способов. Например, вместо того чтобы воспринимать некоторый конкретный результат как поражение, переговорщик может изменить его рамки и представить его как возможность получить выгоду, то есть как привлекательную альтернативу в подходе к данной ситуации [37]. Переговорщики могут также изменить рамки за счет попытки воспринять или понять данную ситуацию иным образом или с иной точки зрения. Например, они могут конструктивно изменить рамки какой-то проблемы определяя ее в более или менее широких понятиях, более или менее значительных, как более или менее чреватую риском или подлежащую более или менее длительным ограничениям по времени. Мы рассматривали этот вопрос в главе 4, в обзоре способов, с помощью которых стороны могут творчески предлагать решения, обеспечивающие взаимную выгоду. Поскольку процесс изменения рамок требует от переговорщиков гибкости непосредственно в ходе переговоров, на этапе планирования они должны предвидеть множество вариантов, которые
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |